Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы




НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы
страница1/4
Дата10.10.2012
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Высшее профессиональное образование


Специальность

030501.65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

уголовно-правовая специализация


Москва, 2011


Учебно-методический комплекс подготовлен Шамгуновым А. Х., кандидатом исторических наук, Ворониным М.Ю., доктором юридических наук, доцентом

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой уголовно-правовых дисциплин протокол №5 от 17 января 2011г.

Рецензент: Омелин В.Н., доктор юридических наук, профессор

Рецензент: Гладких В. И., доктор юридических наук, профессор


Настоящие Методические указания предназначены студентам очной, очно-заочной и заочной форм обучения, профессорско-преподавательскому составу МНЮИ и членам Государственной аттестационной комиссии в качестве руководства по подготовке и защите выпускных квалификационных работ.


Методические рекомендации составлены с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс».

© МНЮИ


Оглавление

Раздел I. Общие положения


В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утверждённым приказом Минобразования РФ от 25.03.2003 г. № 1155 защита выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

Подготовка выпускной квалификационной работы – трудоемкий процесс, требующий от студента глубоких знаний, умения анализировать, обобщать, разбираться в сложных вопросах юридической теории и практики.

Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Выпускная квалификационная работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы является завершающим этапом освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования и имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных задач;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, компьютерных и правовых исследований выпускной квалификационной работы;

  • приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, анализа, оптимизации и формулировки новых выводов и положений как результатов выполненной работы;

  • выяснение степени подготовленности студентов к профессиональной деятельности.

Готовясь к написанию выпускной квалификационной работы, студент должен относиться к ней не только как к обязательному этапу на пути получения квалификации «юрист», но и к возможности удовлетворить свои научные интересы, самостоятельно найти ответы на конкретные практические вопросы, подробно изучить законодательство и научную литературу, связанную с направлением будущей работы. Необходимо сознавать, что реальная работы юриста порой не позволяет возвращаться к изучению тех или иных вопросов из-за недостатка времени, а работодатель предъявляет высокие требования к молодому специалисту с самого начала работы.

В конечном итоге, выпускная квалификационная работа – это конкретная задача по формированию собственной правовой позиции на основе имеющегося багажа знаний, только в развернутой форме. В реальной практической работе такую выработку позиции приходится проводить ежедневно, обосновывая ее в судах и в иных государственных органах.

Выпускная квалификационная работа юриста должна:

  • носить творческий характер с использованием действующих нормативных правовых актов и актуальных статистических данных;

  • отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;




  • отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

  • правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения);

  • содержащиеся в работе факты должны быть достоверны, теоретические положения – доказаны;

  • быть результатом самостоятельного исследования, связанного с разработкой теоретических вопросов и практических задач, содержащих анализ конкретных проблем, а также выводы и рекомендации по их разрешению.


Критериями оценки выпускной квалификационной работы являются:

  • ее научный уровень, степень освещенности вопросов, отражающих тему, практическая значимость;

  • использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов судебно-следственной практики, материалов производственной и предвыпускной квалификационной практик;

  • творческий подход к разработке темы, использование общенаучных и частнонаучных методов исследования;

  • научная обоснованность выводов;

  • стиль изложения;

  • соблюдение установленных требований к оформлению выпускной квалификационной работы;

  • степень профессиональной подготовленности выпускника, проявившаяся как в содержании выпускной квалификационной работы, так и в защите ее результатов.

В основе выполнения выпускной квалификационной работы лежит тщательный анализ материала, отражающей генезис и современное состояние объекта исследования, а также статистической или другой информации и специальной литературы.

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Выпускник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

Выпускная квалификационная работа не обязательно должна содержать решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Однако выпускная квалификационная работа должна содержать самостоятельный анализ уже выработанных наукой положений и на основе полученных в ходе исследования доказательств выпускник должен сформулировать выводы, подтверждающие одну из точек зрения и отражающие собственную позицию. Доказательства, в свою очередь, формируются на основе изучения теоретических источников, материалов судебно-следственной практики, материалов производственной и предвыпускной квалификационной практик. Чтобы достичь общих целей написания выпускной квалификационной работы важно соблюдать полноту и очередность этапов подготовки выпускной квалификационной работы, а также настоящих рекомендаций.


Раздел II. Выбор темы выпускной квалификационной работы


2.1 Общие положение

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается и ежегодно обновляется выпускающими кафедрами. Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, учитывать потребности юридической практики и науки. Общий (сводный) перечень тем выпускных квалификационных работ утверждается Ученым советом института. Общие перечни тем выпускных квалификационных работ деканаты факультетов доводят студентам выпускных курсов.

Студентам предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Он осуществляется исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы.

Выбирая тему, студент должен знать, что интересной может быть любая из предлагаемых тем. Однако необходимо учитывать собственные предпочтения. Например, некоторым студентам ближе темы, имеющие преимущественно теоретический характер, например, темы, связанные с предметом и методом уголовного права либо уголовно-процессуального права. Безусловно, такая тема предполагает изучение значительного объема научной литературы. При этом необходимо выделить исторические закономерности развития взглядов на предмет отрасли, начиная с этапа его формирования. В то же время подобную тему нельзя рассматривать в отрыве от законодательства, так как предмет отрасли на каждом этапе закреплен в законодательстве, а метод отражает приемы и способы правового регулирования, которые также выводятся из правовых норм. В такой работе может иметь место и изучение судебно-следственной практики.


2.2 Характерные ошибки

Студент также должен оценить тему по объему. Одна из наиболее распространенных ошибок при написании выпускной квалификационной работы – несоответствие заявленной темы и ее содержания. Это возможно по двум причинам.

Во-первых, слишком широкая тема. Например, формулировка «Участники уголовного судопроизводства» обязывает рассмотреть аспекты правового регулирования деятельности всех участников уголовного судопроизводства – суда, участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, участников уголовного судопроизводства со стороны защиты, иных участников уголовного судопроизводства. Объем выпускной квалификационной работы – 70-80 страниц – не позволит раскрыть тему полностью, в результате – несовпадение темы и содержания. А попытка все же затронуть все стороны широкой темы приводит к тому, что работа сводится к изложению общих вопросов правового регулирования. При этом цель выпускной квалификационной работы не достигается, на что правомерно укажет рецензент.

Во-вторых, слишком узкая тема. Например, при рассмотрении темы «Подстрекатель преступления» возможна ситуация, когда возникает другая распространенная ошибка – совпадение названия работы и одной из глав. Это объясняется тем, что сама тема обязывает уделить значительное внимание исследованию такого понятия как подстрекатель, а потом выявлять его соотношение с такими понятиями как соисполнитель, организатор, пособник. Следует отметить, что оценка выпускником темы как узкой в ряде случаев возникает в связи с неподготовленностью студента к ее исследованию, когда он не представляет какие аспекты заявленной темы необходимо осветить. Поэтому студент должен выбирать либо ту тему, в рамках которой он имеет определенные знания, либо перед утверждением темы ему

необходимо ознакомится со специальной литературой, которая позволит выпускнику составить представление о предстоящем исследовании.


Ошибка совпадения темы работы и названия одной из глав заслуживает отдельного рассмотрения, так как может быть обусловлена неправильным составлением плана, о чем подробнее будет сказано в разделе о структуре выпускной квалификационной работы.


2.3 Порядок выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы

На заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин утверждаются перечень тем выпускных квалификационных работ, а также утверждается список преподавателей кафедры, которые могут руководить подготовкой выпускной квалификационной работы. При утверждении списка преподавателей, которые могут руководить подготовкой выпускной квалификационной работы, необходимо учитывать, что темы выпускных квалификационных работ охватывают шесть сфер – уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право, криминалистику, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и уголовный процесс. Заведующий кафедрой обеспечивает равномерность распределения нагрузки по руководству выпускными квалификационными работами.

Тема выпускной квалификационной работы студентом согласовывается с предполагаемым руководителем выпускной квалификационной работы.

Выбрав и согласовав тему, студент обращается с письменным заявлением на имя ректора, в котором просит утвердить тему, а также указывает руководителя выпускной квалификационной работы.

После утверждения темы выпускной квалификационной работы и руководителя выпускной квалификационной работы студент согласовывает с руководителем план работы.

Списки студентов с указанием утвержденных тем, руководителей выпускными квалификационными работами передаются в деканат. Полученные от кафедры сведения утверждаются приказом.

Приказ об утверждении тем выпускных квалификационных работ и научных руководителей издается не позднее трех месяцев до начала итоговой государственной аттестации.

После издания приказа об утверждении тем выпускных квалификационных работ и руководителей каждому студенту выдается план-задание на подготовку выпускной квалификационной работы.

После издания приказа и выдачи плана-задания на подготовку выпускной квалификационной работы темы выпускных квалификационных работ изменению не подлежат.


Раздел III. Структура и содержание выпускной квалификационной работы


Написание выпускной квалификационной работы – это систематизированное изложение студентом основных сведений по теме, отвечающее ее плану, содержащее анализ научных концепций, судебно-следственной практики. Изложение озвученных аспектов должно отражать понимание и оценку студентом соответствующих проблем, содержать предложения по их решению.

Работая над выпускной квалификационной работой, выпускник должен:

  • проанализировать научную литературу и нормативно- правовой материал по теме;

  • всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;

  • собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотариальную и др.)

  • выработать собственное суждение об исследуемой проблеме, о ее соотношении с существующими научными позициями, точками зрения, юридической практикой;

  • сформулировать свои предложения по совершению юридической практики и законодательства.


3.1 Составление плана выпускной квалификационной работы

Основное требование к плану работы – логическое совпадение объема заявленной темы и объема содержания работы. Например, тема «Уголовно-правовая характеристика террористического акта» не должна содержать самостоятельного структурного элемента, отражающего меры профилактики террористических актов и системы субъектов профилактики, хотя влияние соответствующей нормы Уголовного кодекса на предупреждение террористических актов, как задачи уголовного права, может быть отражено.

Здесь важно понимать, что при рассмотрении конкретной проблемы, заявленной в теме исследования, необходимо обращаться к общей характеристике соответствующего правового явления. Например, при исследовании уголовно-правовой характеристики кражи необходимо обратиться к рассмотрению понятия «хищение» как теоретического явления, и лишь потом рассмотреть специфические признаки кражи, а потом – ее виды. При этом и каждый структурный элемент работы должен быть озаглавлен в соответствии с его содержанием. В данном случае структурными элементами работы будут объективные признаки кражи, субъективные признаки кражи, вопросы отграничения кражи от грабежа. Далее следует рассмотреть квалифицированные виды кражи и разграничение кражи с таким административным правонарушением как мелкое хищение.

Такой подход объясняется тем, что дипломная работа, как правило, построена по модели дедуктивного исследования – от общего к частному. При этом структурные элементы работы необходимо формировать так, чтобы совпадение названия всей работы и одной из глав было исключено. Этого можно избежать и текстуально. Так, в указанном примере после теоретической части о хищении в целом возможна глава: «Понятие и признаки кражи» или «Понятие и особенности кражи как формы хищения», или «Кража как одной из форм хищения».

Необходимо также не допускать логических ошибок, нарушающих правила деления признаков исследуемого понятия.

Первое правило: необходимо перечислить все виды делимого понятия. Объем членов деления должен быть равен всему объему делимого понятия, то есть суммарный логический объем глав и параграфов должен охватываться названием темы. Например, при


характеристике системы субъектов оперативно-розыскной деятельности необходимо исследовать каждое ее звено.

Второе правило логического деления: избранный признак деления должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, к числу преступлений против военной службы нельзя относить неуставные отношения, так как они по своему содержанию шире главы УК РФ «Преступления против военной службы», хотя и включают уголовно-наказуемые деяния, совершаемые командирами разного уровня в отношении подчиненных («рукоприкладство» и другие действия по унижению человеческого достоинства), либо связаны с практикой сокрытия от учета неуставных отношений, имеющих признаки преступлений и иных правонарушений.

Третье правило определяет, что члены деления должны исключать друг друга, а не соотноситься как часть и целое. То есть главы должны быть построены таким образом, чтобы одна глава (параграф) не являлась частью другой главы (параграфа). Например, глава «Субъективные признаки террористического акта» включает параграфы – «Субъект террористического акта» и «Субъективная сторона террористического акта». Включение в эту главу параграфа «Цель как признак субъективной стороны террористического акта» представляется нецелесообразным.

Четвертое правило: деление должно быть непрерывным, то есть в процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них. Ошибка при нарушении этого правила называется «скачок в делении». Примером такой ошибки - следующая градация звеньев судебной системы: Суды конституционной юрисдикции, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды. Ошибка проявляется в том, что военные суды являются судами общей юрисдикции, а, значит, должны быть рассмотрены в соответствующей главе.

В целом, план работы должен быть сбалансирован, главы должны быть сопоставимы друг с другом по объему информации.

Следует отметить, что на начальном этапе формируется общая идея плана. Первичное изучение материала должно сформировать у студента представление о том, что именно следует писать в конкретной работе. В ходе работы, особенно после подготовки первого чернового варианта, становится ясно, какая из предполагаемых структурных частей работы освещена полнее, а какая напротив, рассмотрена не очень подробно. С учетом общего объема выполненной работы студент должен расширить один, сократить другой структурный элемент, или, например, предполагаемую главу представить в виде параграфа. Подобная ситуация обусловлена творческим характером выпускной квалификационной работы, постепенным познанием темы, в результате чего изначальный план может корректироваться. При этом, конечно, нужно исходить из того, чтобы цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Структуру работы нужно подчинять содержанию, а не наоборот.


3.2 Последовательность сбора исходного материала и изучения источников

  1. Необходимо изучить законодательство по выбранной теме. При этом изучается не только основной нормативный акт, но и иные, связанные с ним акты. Например, при изучении оперативно-розыскного мероприятия «Прослушивание телефонных переговоров» центральным нормативным актом является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», однако проведение этого мероприятия ограничивает конституционное право на тайну телефонных переговоров (ст. 23 Конституции РФ), связано с таким следственный действием как «Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами» ( ст. 186.1 УПК РФ). Кроме того, изучение данного вопроса требует обращения к Федеральному закону от


07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», а также к нормам международного права, например – Конвенция ЕС «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами – членами Европейского Союза» от 29 мая 2000 года. Кроме того, необходимо изучать и ранее действующее законодательство по изучаемой проблеме, потому что, во-первых, сравнительный анализ обогащает исследование, а во-вторых, может быть полезна и судебная практика, сформированная на основании предшествующего законодательства.

  1. Изучение учебной литературы по теме, а также комментариев законодательства.

Основная задача – закрепить имеющиеся у студента знания по исследуемой проблеме, обратить внимание на структуру изложения материала в различных учебниках (читать нужно все доступные). На данном этапе выявляются узловые вопросы исследуемой темы, а также имеющиеся в науке дискуссии.

  1. Подбор и изучение научной литературы. Причем научная литература может быть и

монографического, и периодического характера. Первый вид источников, как правило, содержит концептуальные научные положения избранной проблемы, наиболее глубокие по содержанию. Второй вид (статьи) содержит обобщенный анализ конкретного вопроса, постановку новой проблемы либо актуальные вопросы правоприменения. Основным способом поиска литературы по теме является поиск с помощью каталогов различных библиотек, в том числе и электронных. Например, ресурс Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru/), ресурс Юридической научной библиотеки издательства «СПАР» (http://www.lawlibrary.ru/).

В каталогах библиотеки можно найти ценные, хотя и нечасто цитируемые источники. При этом нужно понимать, что для научного исследования, которым является выпускная квалификационная работа, актуальна литература независимо от года ее издания. Источники советского периода, несмотря на устаревшее законодательство и идеологические положения, содержат ценные идеи, которые лишь трансформировались в современных условиях. Например, известный ранее уголовно-правовой термин «спекуляция» приобретает в настоящее время новое звучание. (См., например, Саркисянц А. «Лучшие друзья девушек» и... банкиров. Альтернативные инвестиции: драгоценные металлы и драгоценные камни. / Бухгалтерия и банки, 2010, № 6 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»). В ходе поиска источников в каталогах необходимо точно фиксировать библиографическое описание источника, либо источника нормативного правового акта. Это важно для оформления сносок и списка использованных источников и литературы.

  1. Первые сведения о научных источниках по выбранной теме студент может получить из

учебников, которые ссылаются на работы ученых либо содержат списки рекомендуемой литературы. Желательно ознакомиться со всеми этими источниками.

  1. Практика судов, органов предварительного расследования, материалы надзорной

деятельности, если это необходимо. В ходе изучения предыдущих источников студент, безусловно, столкнется и со ссылками на судебную практику. Кроме того, необходимо провести и специальный ее поиск. При этом помимо опубликованной судебной практики, которую легко обнаружить с помощью правовых баз, в выпускной квалификационной работе должна быть и судебно-следственная неопубликованная практика, материалы которой следует изучать по анкетам. Для этого студент должен разработать анкеты, используя знания, полученные из курса «Методы исследования преступности», обратиться в соответствующий суд, изучить архивные дела, обобщить нужную информацию и сформулировать выводы. Собранный на данном этапе материал должен стать основой исследования и полученных выводов. Копии обвинительных заключений, приговоров и иных документов могут стать приложением к выпускной квалификационной работе.


3.3 Структура выпускной квалификационной работы

Дипломная работа состоит из введения, нескольких глав (как правило, двух или трех), списка использованных источников и приложений.

Объем выпускной квалификационной работы, как правило, составляет 70-80 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате Word. В установленный объем выпускной квалификационной работы не входят приложения и список использованных источников. Объем приложений не должен превышать 5-10% от общего объема текста.

Выводы в конце каждой главы (раздела) дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении. Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения обеспечиваются строгим целевым назначением каждой главы (раздела) или параграфа, которые направлены на исследование утвержденной темы выпускной квалификационной работы.

Заголовки к главам (разделам) и параграфам являются кратким выражением содержания этих частей. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем выражении.

Правильное выделение глав (разделов) и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов – все это в самом лучшем виде может характеризовать выпускную квалификационную работу.


3.3.1 Содержание введения

Введению следует уделить особое внимание при подготовке выпускной квалификационной работы. Введение должно строго соответствовать формальным требованиям.

Введение выполняет функцию программы всей работы, является его теоретическим обоснованием, выявляет актуальность, формирует цель и задачи исследования, определяет предмет изучения, показывает степень изученности темы, новизну работы и ее структуры.

Схема введения:

  1. обоснование темы: актуальность, степень ее разработанности,

  2. определение объекта и предмета исследования;

  3. определение цели и задач исследования,

  4. новизна проводимого исследования,

  5. методическая основа работы,

  6. структура работы: количество глав (разделов), логика их построения.

Во введении дается общая характеристика выпускной квалификационной работы. Во-первых, производится обоснование актуальности выбранной темы, которая, как правило, определяется наличием новейшего законодательства либо изменений в нем, состоянием преступности. Однако актуальность может быть вызвана напротив, изменением общественных отношений, потребностями практики в новых нормах права. Наконец, существуют извечно актуальные темы, обусловленные важностью исследуемого вопроса, частотой обращения к нему на практике, распространенностью в реальной жизни (Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве).

Введение должно отражать новизну выпускной квалификационной работы, то есть должны содержаться разработанные дипломником и неизвестные науке теоретические положения и выводы, либо предлагается принципиально иной подход к изучению проблемы, либо автором вводятся в оборот новые, ранее не используемые источники.

Во введении обосновывается необходимость проведения исследования и уровень научной разработанности темы (насколько широко и подробно она освещена в различных


источниках). В этом разделе упоминаются и авторы, работы которых легли в основу исследования студента. При этом необходимо, в первую очередь, упоминать авторов, специально обращавшихся к соответствующей теме. Как правило, эта часть введения оформляется после написания работы, когда научные источники уже изучены.

Введение должно содержать указание на объект, предмет, цели и задачи работы. При этом объект – это общественные отношения подлежащие исследованию; предмет – что конкретно подлежит исследованию (нормативные акты регулирующие данные правоотношения, теоретические суждения различных авторов по рассматриваемой теме, а также правоприменительная практика); цель – это конечный результат исследования; задачи – частные вопросы, решение которых способствует достижению этой цели.

Далее необходимо указать используемые методы исследования, которые определяются целями и задачами работы. Традиционно используются общенаучные методы исследования (включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.). Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, исследователь использует и применяет в своих целях различные частнонаучные методы, в том числе такие социологические методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов.

Введение также должно содержать информацию о теоретической и практической значимости исследования.

Объем введения – 3-5 страниц.

Во введении целесообразно раскрыть структуру выпускной квалификационной работы, то есть кратко указать содержание глав, параграфов и последовательность их расположения.


3.3.2 Содержание первой главы

Первая глава, как правило, носит теоретико-методологический характер. Здесь можно рассмотреть историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. Теоретическая часть является обязательной в работе, она дает исходные начала, на которых строится дальнейшее исследование. В теоретической части возможет сравнительный анализ рассматриваемого и смежных явлений. Например, раскрывая кражу как форму хищения необходимо во-первых, отграничить хищения от иных корыстных и некорыстных преступлений против собственности, а, во-вторых, разграничить существующие формы хищения. В первой главе должны быть раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др.

Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, для чего целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики (если они имеются).

В первой главе автор выпускной квалификационной работы раскрывает суть проблемы, состояние ее разработки в теории изучаемой отрасли права, дается краткая характеристика имеющихся научных работ по данной теме (показывается исторический аспект ее исследования), проводится сравнение ранее существующих норм законодательства с ныне действующим.

В конце главы автор выпускной квалификационной работы раскрывает содержание сформулированных во введении задач и указывает порядок их решения в последующих главах.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.


3.3.3 Содержание второй и последующих глав

Содержание второй и последующих глав носит более конкретный характер. В этих главах реализуется основной замысел работы. Здесь автор проводит подробный анализ предмета исследования. Например, исследуя убийство и рассмотрев в первой главе генезис уголовного законодательства в рассматриваемой сфере, раскрыв содержание такого понятия как «убийство», определив место убийства в системе преступлений против жизни отразив систему нормативных правовых актов, направленных на охрану жизни человека, автор в последующих главах отражает объективные и субъективные признаки убийства, отражает особенности правоприменительной практики, вопросы отграничения убийства от смежных преступлений.

Содержание глав должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любой вопрос должен состоять из тех же частей, что и сама работа (введения – основная часть – вывод).

В этой части работы дипломник должен показать умение сжато и аргументировано излагать материал, учитывая при этом следующее: во-первых, из собранной информации необходимо использовать только ту, которая содержит данные, позволяющие раскрыть предмет исследования, обосновать ту или иную точку зрения; во-вторых, материал следует излагать своими словами, пытаясь построить дискуссию. Возможно свободное изложение точек зрения ученых, отстаивавших свою точку зрения по исследуемому дипломником вопросу. В то же время возможно и цитирование, когда дипломник считает, что необходимо передать полностью текст в авторской редакции.

В последующих главах обязательны практические ссылки, причем возможно различное формирование практической части. Первый вариант – ссылки на практику по ходу рассмотрения того или иного вопроса. Второй вариант – самостоятельная глава или параграф с формулировкой «Практические вопросы квалификации вымогательства», «Практика применения законодательства в сфере защиты участников уголовного судопроизводства» и др.

Во второй и последующих главах производится самостоятельный правовой анализ проблемы, собранного материала, его обобщение, формулируются выводы. При этом выпускнику не стоит пытаться сформировать свою позицию только ради позиции. Любой вывод, даже если он является присоединением к существующей точке зрения, должен быть аргументирован. Самостоятельность позиции характеризуются наличием собственных доказательств. При этом критика иного мнения должна быть аргументирована.

В основной части работы излагается критика законодательства (если она обоснована), а также формулируются выводы и предложения по его совершенствованию. Здесь студент также может присоединиться к существующей позиции и к ее аргументации.

При работе над основной частью работы студент должен помнить и следовать поставленным целям и задачам. Необходимо следить за отсутствием чрезмерных отступлений от исследования основного предмета работы, которые бросаются в глаза рецензенту.

При написании основной части фиксируются итоги поиска необходимых источников. При этом недопустимо формировать работу только на основе одного или нескольких учебников и, тем более, только за счет текста закона. Такая работа не будет признана соответствующей требованиям выпускной квалификационной работы.

Если в работе имеются расчеты с применением вычислительной техники, таблицы или графики, то их следует вынести в приложение.

Объем этой части выпускной квалификационной работы – 50-60% общего объема.


3.3.4 Содержание заключения

Заключение должно содержать выводы, обобщенное изложение основных рассмотренных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения достижения цели исследования и решения задач, поставленных во введении к выпускной квалификационной работе, данные о практической значимости ее результатов . Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.

Выводы в заключении должны строго соотноситься с общей целью и конкретными задачами, обозначенными во введении.

В заключении важно показать, что поставленная цель достигнута, задачи решены. Если проведенное исследование не достигло цели, автору в заключении необходимо отметить насколько удалось приблизиться к решению поставленных задач и имеется ли возможность решить их полностью или частично.

Вывод в заключении не должен представлять собой механического суммирования резюме, содержащихся в конце глав. В заключении должен содержаться общий итог всего исследования, его конечный результат.

Важно также помнить о том, что именно в этой части должны быть представлены те элементы, которые составляют научную новизну, и практическую значимость работы, составляющие ее основную ценность.

К ним относятся:

  1. самостоятельно разработанные автором теоретические положения;

  2. предложения по совершенствованию правового регулирования тех или иных общественных отношений, устранению имеющихся пробелов в законодательстве;

  3. указание на возможность и способы использования материалов работы в различных видах практической деятельности и т.п.


Заключение должно придать работе завершенный характер. Оно оформляется в последнюю очередь и ценно еще и тем, что в ходе его написания студент сам оценивает, насколько его работа соответствует заявленной теме по содержанию, какие теоретические и практические проблемы изучены и разрешены, обоснованы ли сделанные выводы. Заключение не должно просто повторять цели и задачи, указанные во введении. Необходимо охарактеризовать решение задач и лишь потом сформулировать вывод о достижении целей.

Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы.


3.3.5 Построение списков использованной литературы

После заключения дается список использованной и литературы. Текстовые редакторы позволяют автоматически создавать различные списки (нумерованные, маркированные и многоуровневые). Для создания списка использованной литературы в выпускной квалификационной работе удобно воспользоваться возможностью автоматического создания нумерованного списка, установив соответствующие параметры. Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, включенных в него. Каждая библиографическая запись в списке должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», введенном в действие 1 января 2009 года.

Группировка материала в списке. Не стоит забывать и о способах группировки источников. Наиболее распространенным способом является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей.

В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов описания можно расположить по алфавиту, либо по хронологии.

В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите.


Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов.

Работы одного автора и его работы с соавторами включают в список в алфавите первых слов заглавий, при этом не учитываются фамилии соавторов.

Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования.

Выпускники должны помнить о том, что использование и приведение в списке литературы неопубликованных работ (например, чужих выпускных квалификационных работ), допускается только с письменного разрешения автора работы, заверенное руководителем его организации.

При включении в список архивных материалов необходимо указывать полное название архива или учреждения, где хранится документ, наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов.

Если Вы использовали в своей работе электронный документ из Internet, в источнике опубликования укажите адрес сервера или базы данных.

В библиографии указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в выпускной квалификационной работе. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20-30 источников.


Например,

1. «Нормативные правовые акты»

  • Международные акты.

  • Конституция РФ;

  • Федеральные конституционные законы.

  • Федеральные законы, в первую очередь, кодифицированные;

  • Указы Президента РФ;

  • Постановления Правительства РФ;

  • Акты федеральных органов исполнительной власти,

  • Конституции или уставы субъектов РФ

  • Законы и иные нормативные акты представительных органов субъектов РФ;

  • Акты исполнительных органов субъектов РФ;

  • Акты представительных органов местного самоуправления;

  • Акты исполнительных органов местного самоуправления.

2 Судебная практика.

В нем содержится судебная практика Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а так же региональных судов субъектов РФ.

3 Научная и специальная литература.

  • Монографическая и учебная литература

  • Статьи

  • Диссертации и авторефераты

  • Архивные материалы (с указанием названия архива, номера фонда, описи, дела);

  • Документы текущего делопроизводства организации, на базе которой подготовлена дипломная работа.


Приложения

Приложения оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на последних ее страницах. В приложениях помещаются использованные в работе вспомогательные материалы: графики, схемы, таблицы, копии документов.


При большом объеме или формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения».

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слов Приложение и номера арабскими цифрами (без знака №).

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 1).

Отражение приложения в оглавлении выпускной квалификационной работе обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения

В конце выпускной квалификационной работы ставится подпись студента и дата окончания работы. Подпись ставится на последней странице текста после заключения (до списка использованной литературы).


  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения Специальность 080502(1)-Экономика и управление на предприятии машиностроения
Выполнение выпускной квалификационной работы специалиста (дипломное проектирование)
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов всех форм обучения Специальность 080502(1)-Экономика и управление на предприятии машиностроения
Выполнение выпускной квалификационной работы специалиста (дипломное проектирование)
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной работы для студентов специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» Москва 20
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации составлены на основе гос впо по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденного...
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению 080100. 62 "Экономика"
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconВыпускной квалификационной работы 7 > Сроки подготовки выпускной квалификационной работы 8 > Структура выпускной квалификационной работы 9 > Оформление выпускной квалификационной работы 10 > Порядок защиты и оценивания выпускной квалификационной
Итоговая государственная аттестация: Учебное пособие для студентов специальности 010101. 65–математика/В. И. Заляпин. – Челябинск:...
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодические рекомендации по оформлению и защите
...
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconМетодическое пособие к выполнению выпускной квалификационной работы
Методические рекомендации к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) по специальности 040200 «Социология»....
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconУчебно-методическое пособие по выполению выпускной квалификационной работы для студентов отделений и факультетов журналистики высших учебных заведений
Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика....
Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы iconПоложение о выпускной квалификационной работе согласовано
Организация предварительной защиты и подготовка к защите выпускной квалификационной работы 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница