Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики




Скачать 154.99 Kb.
НазваниеПрограмма наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики
Дата10.10.2012
Размер154.99 Kb.
ТипПрограмма


Рекомендовано МССН

«Информатика»


ПРОГРАММА


Наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики


Рекомендуется для направления подготовки


010400 «Прикладная математика и информатика»

Магистерская специализация «Управление инфокоммуникациями и интеллектуальные системы»

(указываются код и наименования направления(ий)

подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)


Квалификация (степень) выпускника магистр


1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью курса является введение учащихся в историю и в проблематику методологии прикладной математики и информатики в области эволюции и принципов построения математических моделей, инфокоммуникационных технологий и экспертных систем.

Задачей курса «История и методология прикладной математики и информатики» является формирование у студентов понимания проблематики современного состояния прикладной математики и информатики, актуальных задач, методов их решения и путей развития прикладной математики как науки.
  1. Место дисциплины в структуре ООП:


Цикл, к которому относится дисциплина: М1, общенаучный цикл, базовая часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента:

Владеть:

  • Программой подготовки по направлениям НП, НК или НИ бакалавриата

3. Требования к результатам освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины «История и методология прикладной математики и информатики» направлен на формирование следующих компетенций: ОК: 1-4, 9

Знать:

  • концепции и основные понятия прикладной математики и информаики (ОК-1)

  • актуальные аспекты и проблемы прикладной математики и информатики (ОК-2)

Владеть:

  • способностью использовать углубленные теоретические и практические знания в области прикладной математики и информатики (ОК-3)

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-4)

  • способностью использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-9)

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: Непрерывные математические модели, Современные проблемы прикладной математики и информатики, Курсовая работа, Выпускная квалификационная работа.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид занятий

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

108

1

Аудиторные занятия

36

36

Лекции







Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

36

36

Самостоятельная работа

72

72

Самостоятельная проработка учебного материала

48

48

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчётно-графические работы

-

-

Домашняя работа (задание)

24

24

Реферат

-

-

Вид итогового контроля




Экзамен

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Вычислительный эксперимент и математическое моделирование

  1. выбор физического приближения и математическая формулировка задачи (построение математической модели изучаемого явления или объекта);

  2. разработка вычислительного алгоритма решения задачи;

  3. реализация алгоритма в виде программы для компьютера;

  4. проведение расчетов на компьютере;

  5. обработка, анализ и интерпретация результатов расчетов, сопоставление с физическим экспериментом и, в случае необходимости, уточнение или пересмотр математической модели

2.

Современное состояние математического моделирования и вычислительного эксперимента.

  1. Математическое моделирование. Математизация знаний. Использование математических моделей. Компьютеры в математическом моделировании.

  2. Аналитические методы исследования математических моделей. Использование компьютеров. Обработка экспериментальных данных. Математическая модель прибора.

  3. Вычислительный эксперимент. Основные этапы вычислительного эксперимента. Основные особенности новой технологии научных исследований.

  4. Вычислительный эксперимент в науке и технологии. Области применения вычислительного эксперимента. Различные типы вычислительного эксперимента.

3.

История и методология построения открытых систем

  1. Изучение истории и методологии построения модели взаимодействия открытых систем.

  2. Анализ вопросов и проблем стандартизации инфокоммуникационных технологий, введение в методологию работы международных и региональных организаций по стандартизации инфокоммуникаций.

  3. Исследование процессов эволюции инфокоммуникационных систем и сетей.

4.

История и методология построения архитектур сетей телекоммуникаций

  1. Изучение истории возникновения сетей с коммутацией каналов и сетей с коммутацией пакетов.

  2. Исторический обзор сетей подвижной связи, интеллектуальных сетей и сетей Интернет.

  3. Исследование вопросов эволюции и конвергенции сетей 2G и 3G.

  4. Аналитический обзор типовых архитектур сетей телекоммуникаций и методологии их построения.

5.

Методология построения сетей сигнализации и управления телекоммуникациями

  1. Изучение эволюции систем сигнализации, исследование роли процессов управления соединениями пользователей в инфокоммуникационных сетях.

  2. Исторический обзор методов управления сетями и услугами сетей телекоммуникаций.

  3. Исследование методологии управления компаний в отрасли информацинно-коммуникационных технологий.

  4. Анализ современных методов сигнализации и управления в сетях следующего поколения.

6.

История и методология построения баз данных

  1. Изучение истории и эволюции систем управления базами данных.

  2. Методология отказа от использования файлов. Методология построения трехуровневой модели СУБД и концептуальное моделирование.

  3. Реляционная алгебра как математическая основа реляционной модели.

  4. Транзакции и распределенные базы данных.

7.

История и методология создания систем искусственного интеллекта

  1. Изучение истории и эволюции экспертных систем и систем искусственного интеллекта.

  2. Методология модели представления знаний. Базы знаний и искусственный интеллект – базовые понятия, направления и тенденции развития.

  3. Некоторые аспекты применения нейросетевых технологий – основы теории и перспективы развития.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин







1

2

3

4

5

6

7

1.

Непрерывные математические модели

+

+

-

-

-

-

-

2.

Современные проблемы прикладной математики и информатики

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел (тема) дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛР

С

СРС

Всего час.



Вычислительный эксперимент и математическое моделирование







2




6

8



Современное состояние математического моделирования и вычислительного эксперимента.







12




6

18



История и методология построения открытых систем







2




6

8



История и методология построения архитектур сетей телекоммуникаций







6




18

24



Методология построения сетей сигнализации и управления телекоммуникациями







4




18

22



История и методология построения баз данных







4




8

12



История и методология создания систем искусственного интеллекта







4




10

14



Контрольные работы







2




0

2




Всего часов







36




72

108

6. Лабораторный практикум


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час.)

1.

1

Вычислительный эксперимент и математическое моделирование. Основы.

2

2.

2

Изучение метода фрактального анализа временных рядов

4

3.

2

Изучение методов численного нахождения интегралов от быстро осциллирующих функций

4

4.

2

Изучение метода SVD при решении СЛАУ

4

5.

3

Методология построения открытых систем

2

6.

4

Изучение технологии мультивещания в стране и мире

2

7.

4

Изучение технологии сотовой связи

2

8.

4

Изучение технологии  WWW

2

9.

5

Изучение технологии peer-to-peer TV

2

10.

5

Изучение технологии P2P-телевидения

2

11.

6

Методология построения баз данных

4

12.

7

Методология создания систем искусственного интеллекта

4

13.

8

Защита лабораторных работ

2

7. Практические занятия (семинары) Не предусмотрены

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)


  1. Адресация в сети Интернет.

  2. Технология WWW

  3. Протокол IPv6 – необходимость, современный уровень внедрения.

  4. Технологии мультивещания в IP сетях.

  5. Солнечная энергетика, современное состояние и перспективы развития.

  6. Зеркало Берели.

  7. Технология Blu-Ray.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература


  1. Ловецкий К.П., Севастьянов Л.А. Математическое моделирование. Часть 1: Осциллятор. – М.: РУДН – 2007, 64 С.

  2. Ловецкий К.П., Севастьянов Л.А., Паукшто М. В., Жуков А.А. Методы связанных волн расчета оптических покрытий. - М.: РУДН, 2008, 123 c.

  3. Методы компьютерной оптики. / Под ред. В.А. Сойфера. – М.: Физматлит, 2003.

  4. Севастьянов Л.А., Ловецкий К.П., Ланеев Е.Б., Бикеев О.Н. Алгоритмы вычислительного эксперимента для проектирования оптических наноструктур. - М.: РУДН - 2008, 160 с.

б) дополнительная литература


      1. Табор М. Хаос и интегрируемость в нелинейной динамике. – М.: Эдиториал УРСС – 2001, 320 С.
  1. Трубецков Д.И., Рожнев А.Г. Линейные колебания и волны. – М.: ФИЗМАТЛИТ -2001, 416 С.

  2. Сайт кафедры систем телекоммуникаций РУДН (информационный ресурс). Режим доступа: http://www.telesys.pfu.edu.ru – свободный.


  3. Учебный портал кафедры систем телекоммуникаций РУДН (информационный ресурс) Режим доступа: http://stud.sci.pfu.edu.ru – для зарегистрированных пользователей.

в) программное обеспечение: браузер, текстовый редактор


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы не предусмотрены

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


  • учебные лаборатории кафедры систем телекоммуникаций:

    • ауд. 110: проектор DMS800 с интерактивной доской Board 1077, ноутбук Toshiba Satellite 17/300GB Intel Core2 2.4 GHz (10 шт.)

    • ауд. 114: проектор DMS800 с интерактивной доской Board 1077ноутбук Toshiba Satellite 17/300GB Intel Core2 2.4 GHz (10 шт.)

  • дисплейные классы.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Примерным учебным планом на изучение дисциплины отводится один семестр. В качестве итогового контроля предусмотрен – экзамен.

Рекомендуется провести контрольную работу или тестирование по материалам тем 1-7 содержания дисциплины.

Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов рекомендуется использовать следующий перечень вопросов и заданий:

Темы 1,2.

  1. Понятие вычислительного эксперимента.

  2. Описание цикла проведения вычислительного эксперимента.

  3. Прямые и обратные задачи математического моделирования.

  4. Математически некорректные задачи.

Темы 3,4,5

  1. Понятие сети Интернет и технологии WWW.

  2. Идеология и описание стека OSI/ISO.

  3. Одноадресное и многоадресное вещание в IP сетях.

  4. Основные понятия сигнального протокола SIP.

Тема 5

  1. Определение анизотропной среды. Тензоры диэлектрической и магнитной проницаемостей. Уравнения Максвелла для анизотропной среды. Уравнения Максвелла для плоских монохроматических волн в анизотропной среде.

  2. Взаимная ориентация всех векторов, характеризующих процесс распространения электромагнитной волны в анизотропной среде.

  3. Волновое и дисперсионное уравнения. Дисперсионное уравнение для плоской электромагнитной волны в анизотропной среде (уравнение Френеля).

  4. Две волны с различными фазовыми скоростями, обладающие ортогональными линейными поляризациями, распространяющиеся в заданном направлении.

Тема 6

  1. Основные понятия реляционных БД

  1. Основные понятия реляционной алгебрв

  2. Основные понятия SQL

  3. СУБД MSSQL

  4. СУБД MySQL


В соответствии со спецификой ВУЗа в процессе преподавания дисциплины методически целесообразно в каждой теме выделить наиболее важные аспекты и акцентировать на них внимание слушателей.


Разработчики:

профессор каф. систем телекоммуникаций Л.А. Севастьянов

Должность, название кафедры, инициалы, фамилия

старший преподаватель каф. систем телекоммуникаций С. А. Васильев

Должность, название кафедры, инициалы, фамилия


Заведующий кафедрой систем телекоммуникаций К. Е. Самуйлов

название кафедры, инициалы, фамилия



Похожие:

Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconПрограмма дисциплины История прикладной математики и информатики
Программа дисциплины История прикладной математики и информатики для подготовки магистров по направлению 010500. 68 (магистерская...
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconРабочая программа учебной дисциплины «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconРабочая учебная программа Магистерской подготовки по дисциплине История и методология прикладной математики и информатики направление 010500 «Прикладная математика и информатика»
Дается характеристика научного творчества наиболее выдающихся учёных генераторов научных идей. Особое внимание уделяется развитию...
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconПрограмма наименование дисциплины: Современные проблемы прикладной математики и информатики
Магистерская специализация «Математическое моделирование оптических наноструктур»
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconФакультет прикладной математики и информатики кафедра прикладной математики
Прикладная математика и информатика; квалификация – бакалавр прикладной математики и информатики
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconПрограмма дисциплины История и методология прикладной математики и информатики для направления 010400. 68 “ Прикладная математика и информатика ” подготовки магистра Автор Миркин Б. Г. () Рекомендована секцией умс «Прикладная математика и информатика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconПрограмма курса «история и методология прикладной математики»
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconРабочая программа «техно kids2 (Развивающая информатика, логика и математика)»
Автор: Ибрагимова А. С., к ф м н., доцент кафедры математики и прикладной информатики, Шмидт Н. М, к п н., доцент кафедры математики...
Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconФакультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Психология

Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики iconПримерная программа наименование дисциплины история и методология почвоведения, агрохимии и экологии
Наименование дисциплины – история и методология почвоведения, агрохимии и экологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница