МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану на 2010-2011 учебный год
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 21» на 2010-2011 учебный год составлен на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом комитета по образованию Мурманской области №811 от 30.06.2006 года. Учебный план школы определяет состав предметов базового компонента, распределение времени между федеральным (инвариантным), региональным и школьным (вариативным) компонентами, максимальный объём аудиторной учебной нагрузки обучающихся. Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Учебный план школы направлен на решение следующих задач: обеспечение базового образования для каждого школьника; обеспечение преемственности в образовании; углубленное изучение математики; осуществление индивидуального подхода к учащимся, создание адаптивной образовательной среды; содействие развитию творческих способностей учащихся.
Особенности учебного плана на I ступени обучения Вариативная часть направлена на реализацию федерального, регионального и школьного компонентов. Освоение учебных программ в первых классах осуществляется в строгом соответствии с Региональным учебным планом. Во 2-4 классах в соответствии с региональным базисным планом добавлено по 1 часу на изучение Регионального компонента. Часы компонента используются для изучения учебных предметов: во 2-х классах – математики, в 3-4 классах - литературного чтения. Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического и литературного образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой и литературным чтением. Во 2-4 классах темы, отведенные на изучение регионального компонента, интегрируются в содержание таких уроков, как окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство. Это позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, экономических и социокультурных особенностей региона. В целях сохранения и укрепления здоровья школьников за счёт часов регионального компонента во 2-4 классах введён третий час физической культуры. Учебный план в 1-х классах составлен в соответствии с региональным базисным учебным планом. Особенность в том, что в первом полугодии вместо дисциплин русский язык и литературное чтение вычитывается интегрированный курс «Обучение грамоте». Литературное чтение как отдельный предмет вводится со второго полугодия. Преподавание в коррекционных классах (3Г, 4Г) осуществляется согласно БУПу специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Обязательная минимальная нагрузка составляет 22 часа при 5-дневной учебной неделе. В 3Г и 4Г классах введен интегрированный курс «Изобразительное искусство и художественный труд». В данных классах отведено по 6 часов на обязательную коррекционную подготовку, что позволяет учитывать индивидуальные зрительные, возрастные психофизические и личностные особенности обучающихся (способности, активность, интересы, склонности и др.). В 2010 -2011 учебном году часы школьного компонента использованы на факультативы «Информатика в играх и задачах» - по одному часу во 2 В; «Речь и культура общения» (двухгодичный курс, продолжение линии) - по одному часу в 4АБВ и на проведение групповых и индивидуальных занятий. Такая работа необходима как для ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках слабоуспевающих учащихся, так и для развития детей, имеющих повышенную учебную мотивацию.
Особенности учебного плана на II ступени образования
В целях обеспечения качественного математического образования в учебном плане школы значительно усилено изучение математических дисциплин. В 5 классах введен дополнительный час на математику. Этот час используется для углубления и расширения базовых тем, введения на пропедевтическом уровне элементов логики, комбинаторики, подготовки обучающихся к углубленному изучению математики. С 7-го класса математика в школе введено углубленное изучение математики. В классах с углубленным изучением математики (7а, 8б и 9б классах) добавлено 3 часа в соответствии с программой углубленного изучения математики (8 часов в неделю). Для преподавания математики в математических классах используется программы для школ (классов) с углубленным изучением математики. Преподавание ведется по рабочим программам, разработанным на основе примерной программы по математике, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программ для углубленного изучения математики авторов Макарычев Ю.Н., Виленкин Н.Я. За счёт часов регионального компонента в 5-6 классах введён один час на пропедевтический курс «Информатика» (автор – Босова Л.А.). Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» преподаётся в 8-9 классе. В 9-м классе – в объёме 70 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – в объёме 35 часов (1 час в неделю). Для преподавания базового курса используется УМК Н.Д. Угриновича. Преподавание базового курса дополняется факультативным курсом «Учебные проекты с использованием возможностей Microsoft Office» для учащихся 7-х классов, что позволяет реализовывать непрерывный курс предмета «информатика», помогает обучающимся осваивать навыки использования средств информационных технологий для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования общеучебных умений и отвечает задачам информатизации образования. В 6-х классах добавлен один час на изучение биологии за счет регионального компонента. Учебный предмет «биология» преподается по двухчасовой программе. Автор программы Пономарёва И. Н. В 5-7 и 9-х классах, за счет вариативной части введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В 8-х классах этот предмет содержится в инвариантной части. Автор УМК В.Н. Латчук. Программа рассчитана на непрерывное обучение в общеобразовательной школе с 5 по 9 класс. В параллели 6-х классов учебный предмет «география» (автор Т.П. Герасимова) преподается по 2-х часовой программе (добавлен 1 час за счет регионального компонента). В связи с невысоким процентом успешности по предмету и в целях подготовки к успешной сдаче экзамена в 7 классах, за счет вариативной части плана введен 1 дополнительный час на изучение русского языка. Таким образом, в параллели 7-ых классов преподавание русского языка ведется по 5 часовой (автор программы и учебника Т.А. Ладыженская). В 9 А,В классах в соответствии с региональным базисным учебным планом в целях реализации предпрофильной подготовки обучающихся введен час на предмет «Черчение», в 9 б предпрофильная подготовка реализуется за счет углубленного изучения математики. Обучающиеся 9б класса изучили Черчение в 8-м классе (курс проводился по одночасовой программе). Технология в учебном плане реализуется в соответствии с РБУП. Компонент образовательного учреждения: Часы школьного компонента использованы на факультативы, ведение групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на: углублённое изучение базовых предметов; ликвидацию пробелов в изучении базовых предметов; раннее изучение отдельных предметов; развитие познавательных способностей; ведение нетрадиционных курсов. Факультативы: «Британцы у себя дома» (английский язык) в 5-х классах; «За страницами учебника математики» (2-х годичный курс, продолжение линии) в 6-х классах, «Учебные проекты с использованием возможностей Microsoft Office» в 7-х классах, «Русская словесность: практикум по культуре общения» в 7-х классах, «Решение задач повышенной сложности» в 8-х классах, «Уравнения с параметрами» (алгебра), в 9-х классах, «Химия для девятиклассников» в 9-х классах.
Директор МОУ ООШ № 21 Л.Ф.Орлова
  |