Скачать 146.82 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики» Уровень основной образовательной программы магистратура Направление(я) подготовки (специальность): Прикладная математика и информатика 010500.68 Магистерская программа Математическое и программное обеспечение вычислительных машин Форма обучения очная Факультет систем управления Кафедра автоматизированных систем управления Курс _ 5 Семестр 9 (первый год обучения) Учебный план набора 2010 года Факультет систем управления Профилирующая кафедра Автоматизированных систем управления Учебный план для набора 2010 года Курс 5 Семестр 9 Распределение учебного времени (всего часов) Лекции 20 часов Всего аудиторных занятий 20 часов Самостоятельная работа 60 часов Общая трудоемкость 80 часов Зачет 9 семестр Томск 2010 Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика» (квалификация (степень) "магистр прикладной математики и информатики"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686 с изменениями от 24.03.2006 №03-799. Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры АСУ, протокол № 1 от “ 28 ” августа 2010 г. Разработчик, д.т.н., профессор каф. АСУ _________________ А.М. Кориков Зав. обеспечивающей кафедрой АСУ д.т.н., профессор А.М. Кориков Рабочая программа согласована с факультетом, профилирующей и выпускающей кафедрами специальности. Декан, д.т.н., профессор Н.В. Замятин Заведующий профилирующей и выпускающей кафедрой АСУ, д.т.н., профессор А.М. Кориков 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Дисциплина «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики» (ИМПМИ) читается в 9 семестре и предусматривает чтение лекций и получение различного рода консультаций. 1.1. Цели преподавания дисциплины ИМПМИ состоят в ознакомлении студентов с основными фактами, событиями и идеями в ходе многовековой истории развития математики в целом и одного из её важнейших направлений – прикладной математики, зарождения и развития вычислительной техники и программирования. Показывается роль математики и информатики в истории развития цивилизации, дается характеристика научного творчества наиболее выдающихся ученых. 1.2. Задачи изучения дисциплины ИМПМИ заключаются в формировании у студентов знания и понимания истории и методологии прикладной математики и информатики, знания и понимания современного состояния и проблем прикладной математики и информатики, умения самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь: разрабатывать концептуальные и теоретические модели решаемых научных проблем и задач в области прикладной математики и информатики IT-методами для реализации решений в области прикладной математики и информационных технологий по профильной направленности ООП магистратуры в области прикладной математики и информатики. Владеть: IT-методами для реализации решений в области прикладной математики и информационных технологий по профильной направленности ООП магистратуры в области прикладной математики и информатики. 1.3. Перечень дисциплин, необходимых студентам для изучения ИМПМИ. «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики» относится к числу дисциплин общенаучного цикла (базовой части). Успешное овладение дисциплиной предполагает предварительные знания, полученные в дисциплинах «Алгебра», «Геометрия», «Математический анализ», «Вычислительные методы», «Методы оптимизации», «Теория вероятностей и математическая статистика» в объеме, предусмотренном специальностью «Прикладная математика и информатика». Знания, полученные в данной дисциплине, будут использоваться при изучении дисциплины «Современные компьютерные технологии в прикладной математике и информатике» и при выполнении научно-исследовательской работы в семестре. 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий (лекции) Введение в дисциплину. (Лекции 1 час.) Предмет истории математики. Этапы развития математики. Тема 1. Первые математические теории в античной Греции. Особенности развития математики в Китае и Индии. Математика народов Средней Азии и Ближнего Востока. (Лекции 3 часа) Освоение античного знания мусульманской наукой. Практический характер математики. Научные центры: Багдад (IX-X вв.), Бухара-Хорезм(X в), Каир (X в), Исфахан (XI в), Марага (XIII в.). Ал-Хорезми и выделение алгебры в самостоятельную науку. Работы Омара Хайяма (обобщающая теория кубических уравнений), ал-Бируни и Сабита ибн Корры (сферическая тригонометрия). Геометрические построения и исследования, алгоритмические методы на стыке алгебры и геометрии. Влияние науки мусульманского мира на европейскую науку. Тема 2. Математика в средневековой Европе. Преобразование математики в XVII веке. (Лекции 4 часа) Научная революция Нового времени и механическая картина мира. Практический характер математики XVII в. Гелиоцентрическая система мира (Н.Коперник, Т.Браге, И.Кеплер, Г.Галилей). Прогресс вычислительной техники: тригонометрические таблицы, открытие логарифмов и логарифмические таблицы. От вычислительной машины Шиккарда к арифмометру Лейбница. Механика Галилея. Введение в математику движения и появление переменных величин, работы П.Ферма и Р.Декарта и рождение аналитической геометрии. Картезианская картина мира. Первые теоретико-вероятностные представления и статистические исследования (П.Ферма, Б.Паскаль, Х.Гюйгенс, Я.Бернулли). Теория чисел и ее прикладной характер. Методы бесконечного приближения. Методы интегрирования до И.Ньютона и Г.Лейбница (И.Кеплер, Б.Кавальери, Г.Сен-Венсан, П.Ферма, Б.Паскаль, Э.Торричелли, Д.Валлис). Задачи о касательных и поиск экстремумов (работы Э.Торричелли, Ж.Роберваля, Р.Декарта, П.Ферма, Х.Гюйгенса). И.Барроу и обращение задачи о касательных. Создание проективной геометрии в работах Ж.Дезарга и Б.Паскаля. Вопросы механики в работах Х.Гюйгенса и И.Ньютона. Тема 3. Создание математики переменных величин. Начало периода современной математики. (Лекции 3 часа) История вариационного исчисления (теории экстремумов функционалов): изопериметрические задачи у И.Кеплера, Г.Галилея и П.Ферма, задача о брахистохроне и работы И.Бернулли, Г.Лейбница, Я.Бернулли, исследования Л.Эйлера, метод вариаций Ж.Лагранжа, приложения к задачам механики, оптики, математической физики, работы С.Д.Пуассона, теория сильного экстремума К.Вейерштрасса и теория Гамильтона-Якоби. Теория вероятностей и предельные теоремы, работы российских ученых XIX в. Интерполяция и исчисление конечных разностей в XIX в. Преобразование геометрии в XIX веке: создание проективной геометрии, неевклидовы геометрии, рождение топологии. Дифференциальные и геометрические методы в механике. Математическая физика, исследования Ж.Фурье, О.Коши, С.Карно, Ж.Понселе, Ф.Неймана, Г.Гельмгольца и др. Аксиоматизация алгебры, алгебра логики и ее значение для компьютерной математики. Работы Э.Галуа, теория групп и ее влияние на различные области математики. Тема 4. Развитие математики в ХХ веке. Становление и развитие современной прикладной математики. (Лекции 3 часа) Период «машинной математики» по периодизации А.Д.Александрова. Н.Винер и создание кибернетики, линейное программирование Л.В.Канторовича, теория случайных процессов А.Н.Колмогорова и Н.Винера, принципы Джона фон Неймана. Математическое моделирование – от моделей Солнечной системы до экономических и биологических задач, исследования А.А.Самарского. Тема 5. История вычислительной техники, информатика и управление. (Лекции 3 часа) Развитие элементной базы, архитектуры и структуры компьютеров: Поколения ЭВМ. Семейство машин IBM 360/370, машины «Атлас» фирмы ICL, машины фирм Burroughs, CDC, DEC. Отечественные ЭВМ серий «Стрела», БЭСМ, М-20, «Урал», «Минск». ЭВМ «Сетунь». ЭВМ БЭСМ-6. Семейства ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ и «Электроника». Отечественные ученые – разработчики ЭВМ – Ю.Я. Базилевский, В.А. Мельников, В.С. Бурцев, Б.И. Рамеев, В.В. Пржиялковский, Н.П. Брусенцов, М.А. Карцев, Б.Н. Наумов. Специализированные компьютеры: вычислительные комплексы систем ПВО и ПРО, контроля космического пространства, ракетные бортовые системы. Тема 6. История программного обеспечения. (Лекции 3 часа) Ведущие отечественные ученые и организаторы разработок программного обеспечения: А.А. Ляпунов, М.Р. Шура-Бура, С.С. Лавров, А.П. Ершов, Е.Л. Ющенко, Л.Н. Королев, В.В. Липаев, И.В. Поттосин, Э.З. Любимский, В.П. Иванников, Г.Г. Рябов, Б.А. Бабаян. 2.2. Практические занятия (семинары) – не предусмотрены. 2.3. Лабораторные занятия – не предусмотрены. 2.4. Курсовой проект – не предусмотрен. 2.5. Виды самостоятельной работы : Таблица 2.1 – Виды самостоятельной работы (объём часов и формы контроля)
Темы рефератов:
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 3.1 Основная литература
3.2 Дополнительная литература 1. Рыбников К.А. История математики. – М.: Изд-во МГУ, 1994 (и ранние издания, в том числе: Рыбников К.А. История математики. В 2-х частях: Ч. I – М.: Изд – во МГУ, 1960. – 191 с.; Ч. II – М.: Изд – во МГУ, 1963. – 336 c. (1 экз.). Это издание имеется в свободном доступе в интернете (см. например): История математики. (В 2-х томах) [Электронный ресурс]: Образовательные ресурсы Интернета – Математика. – Электрон. дан. – 2010. – Режим доступа: http://webcacache.googleusercontent.com/, свободный. – Загл. с экрана. – Текст на экране рус. 3.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.intuit.ru/ http://www.intuit.ru/department/se/devis/ 4. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА Курс 5, семестр 9 Контроль обучения – Зачет. Таблица 4.1 – Бальная оценка для элементов контроля. Дисциплина «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики» (зачет, лекции)
Таблица 4.2 – Пересчет баллов в оценки за контрольные точки
Таблица 4.3 – Пересчет суммы баллов в традиционную и международную оценку
|
![]() | Программа дисциплины История прикладной математики и информатики Программа дисциплины История прикладной математики и информатики для подготовки магистров по направлению 010500. 68 (магистерская... | ![]() | Рабочая учебная программа Магистерской подготовки по дисциплине История и методология прикладной математики и информатики направление 010500 «Прикладная математика и информатика» Дается характеристика научного творчества наиболее выдающихся учёных генераторов научных идей. Особое внимание уделяется развитию... |
![]() | Программа наименование дисциплины: История и методология прикладной математики и информатики Магистерская специализация «Управление инфокоммуникациями и интеллектуальные системы» | ![]() | Рабочая программа дисциплины «история и методология науки» Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с |
![]() | Рабочая программа «техно kids2 (Развивающая информатика, логика и математика)» Автор: Ибрагимова А. С., к ф м н., доцент кафедры математики и прикладной информатики, Шмидт Н. М, к п н., доцент кафедры математики... | ![]() | Факультет прикладной математики и информатики кафедра прикладной математики Прикладная математика и информатика; квалификация – бакалавр прикладной математики и информатики |
![]() | Программа дисциплины История и методология прикладной математики и информатики для направления 010400. 68 “ Прикладная математика и информатика ” подготовки магистра Автор Миркин Б. Г. () Рекомендована секцией умс «Прикладная математика и информатика» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Программа курса «история и методология прикладной математики» Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники» Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний, служащих основой для интеграции естественно-научной, технической и... | ![]() | Программа дисциплины «История и методология науки и техники в области радиоэлектроники» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... |