[1] Буллы К. К. музей-фотосалон




Скачать 367.09 Kb.
Название[1] Буллы К. К. музей-фотосалон
страница1/3
Дата09.10.2012
Размер367.09 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон

Ближайшее метро:

Невский Проспект / Гостиный Двор

Адрес:

Невский пр., 54

Телефоны:

314-33-01, 970-51-03

Фотосалон имени К. К. Буллы проводит экспозиции фотографий Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX века. Знаменитый в то время петербургский фотограф Карл Булла владел этими помещениями. Сейчас фотосалон принадлежит фонду исторической фотографии имени Карла Буллы.

Фотосалон находится на 4-м этаже. На стенах лестницы можно видеть цветные фотографии старого Петербурга. В залах проводятся выставки современных фотографов. С балкона открывается вид на Невский проспект, Садовую улицу и площадь Островского. Именно этот балкон привлекает фотографов, снимающих центр города с высоты крыш.

Здесь же находится ателье, где можно взять в аренду платья и костюмы, сшитые по моде XIX века. В этих платьях можно организовать фотосессию. 1 час работы профессионального фотографа - 3000 рублей, вне зависимости от количества участвующих. Аренда платья на фотосессию - около 200 рублей.

[2] Армянская церковь святой Екатерины

Адрес: Невский пр., 40-42

Годы постройки: 1771-1775

Архитекторы: Фельтен Ю. М.

Ближайшие станции метро: Гостиный Двор


В середине XVIII века эту территорию на Невском проспекте занимали императорские конюшни с деревянными домами при ней. В 1770 году участок был подарен петербургским армянам. В мае 1772 года по личной просьбе ювелира двора её императорского величества Ивана Лазарева Екатерина II разрешила построить здесь Армянскую церковь во имя святой Великомученицы Екатерины. Храм построен в 1771-1775 годах по проекту Ю. М. Фельтена, вместе с ним же и доходный дом (№42). Освящена церковь 18 февраля 1780 года.

Дом №40 построен в 1794-1798 годах, предположительно архитектором Е. Т. Соколовым. В доме №42 в 1811-1821 годах работала армянская типография, жил граф М. М. Сперанский. Здесь он завершил создание полного собрания законов и Свода законов Российской империи. Дом №42 перестроен в 1835-1837 годах по проекту А. И. Мельникова, надстроен один этаж. В 1830-х годах в доме №40 находилась известная тогда кондитерская А. Амбиеля, затем - ресторан И. Л. Излера. С 1854 по 1872 год в доме №42 жил Ф. И. Тютчев. Здесь он написал знаменитое "Умом Россию не понять". С 1878 года в доме работал крупный книжный магазин А. С. Суворина.

В 1906-1909 годах оба доходных дома отреставрирован по проекту А. И. Таманяна. Тогда была установлена решётка входных дверей в церковь.

В 1930 году церковь была закрыта, здание разделено на два этажа. После Великой Отечественной войны здесь разместилась декорационная мастерская.

Здание храма возвращено армянской общине в 1993 году, в 2000 году выполнена реставрация. Сейчас в доме №40 работает Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга.

[3] Башня при городской думе

Невский пр., 33 - башня при городской думе, построена в 1799-1804 годах архитектором Д. Феррари. Использовалась для оптической телеграфной связи между Зимним дворцом и Царским Селом (затем и до Варшавы) и в качестве пожарной каланчи.

[4] Костёл Святой Екатерины

Этот участок земли получила петербургская католическая община в 1738 году по указу Анны Иоанновны. Появление этой общины на Невском проспекте связано ещё с желанием Петра I разместить на главной улице города церкви разных конфессий, привлечь в город людей разной веры. Здесь сразу построили временный деревянный молитвенный дом.

В 1739 году П. А. Трезини был составлен первый проект каменного католического собора, но реализован он не был. Из этого проекта сохранился приём соединения двух церковных домов с собором арками. Трёхэтажные церковные дома по красной линии проспекта были построены в 1751-1753 годах по проекту Антонио Ринальди. В нижнем этаже проходили открытые аркады.

В 1763-1783 годах по проектам Ж. Б. Валлен-Деламота и Антонио Ринальди построен костёл святой Екатерины. Сегодня это самый большой и самый старший из всех католических храмов в России. Освятили церковь 7 октября 1783 года. Назвали её в честь Святой Екатерины Александрийской, мученицы, покровительницы Екатерины II.

В конце XVIII - начале XIX века нижние открытые галереи занимали "Нюрнбергские лавки", здесь торговали немецкие купцы книгами, игрушками, галантереей.

В 1798 году в храме был захоронен последний польский король Станислав Август Понятовский, который провёл в Санкт-Петербурге свои последние годы жизни. В 1813 году здесь был похоронен французский генерал Жан Виктор Моро. В 1829 году здесь венчался архитектор О. Монферран. В январе 1837 года в храме состоялась свадьба Ж. Дантеса и Е. Гончаровой - сестры супруги А. С. Пушкина. В 1858 году здесь отпевали О. Монферрана, тогда же здесь перезахоронили привезённые из Парижа останки польского короля Станислава Лещинского.

В 1894-1895 годах дома при соборе достроили до пяти этажей.

После революции церковь закрыли, использовали как склад. Затем здесь открыли филиал Ленинградской филармонии. В 1922 году в Польшу перенесли останки Станислава Лещинского, а в 1938 году - останки Станислава Августа Понятовского.

В 1992 году храм был открыт для прихожан. Здесь открылась воскресная школа, здание отреставрировано. Открытие церкви состоялось 11 мая 2003 года.

[5] Дом книги

В 1738 году на этом участке, так же как и на соседних по набережной реки Кривуши, было размещено здание манежа Бирона. В 1749 году оно сгорело. В 1776-1777 годах здесь, на углу Екатерининского канала и Невского проспекта, было построено жилое трёхэтажное здание.

Во второй половине XIX века этот участок принадлежал некоему Имзену. При нём угловой дом был надстроен четвёртым этажом. В доме Имзена работали нотная лавка К. Ф. Гольца, книжный магазин А. Дейбнера. В 1850х годах здесь размещалось ателье первого русского фотографа Сергея Львовича Левицкого, двоюродного брата А. И. Герцена. Ателье "Светопись Левицкого" долгое время было самым популярным в Санкт-Петербурге.

К началу ХХ века немецкая швейная компания "Зингер" решила обзавестись главным офисным зданием в столице России. У "Зингера" к тому времени уже было производство в Подольске и около 3000 фирменных магазинов. Новое здание по замыслу правления должно было иметь не менее одиннадцати этажей. Его проект был поручен П. Ю. Сюзору. Выполнить это требование заказчика в полной мере архитектору не удалось из-за петербургского высотного регламента, запрещалось строить в центре города жилые здания выше Зимнего дворца (23,5 метра). Однако выход был найден. В отличие от соседних пятиэтажных зданий, окончательный проект (за счёт высоты потолков) предусмотрел семь этажей и башню на углу здания. Эта башня оказалась расположена точно по линии Пулковского меридиана. Венчается она шаром-глобусом (диаметром 2,8 метра), символизирующим глобальный размах работы компании "Зингер".

При постройке здания впервые в Санкт-Петербурге был применён металлический каркас. Такое решение позволило соорудить здесь огромные окна-витрины. Декоративная скульптура на фасаде дома была выполнена А. Л. Обером и А. Г. Адамсоном. Прохожих удивляло отсутствие здесь водосточных труб - архитектор спрятал их в стенах здания. Это было современное сооружение, долгое время вызывавшее отрицательную реакцию старых поклонников классической петербургской архитектуры.

За время работы в России "Зингер" одна из первых ввела торговлю своими товарами в кредит.

С началом Первой мировой войны "Зингер" объявила себя уже не немецкой, а американской фирмой. Однако это не уберегло её от грандиозного скандала. Контрразведка российского Генерального Штаба уличила компанию в проведении шпионской деятельности в пользу Германии.


Здание принадлежало компании "Зингер" до 1917 года, затем государство сменило его назначение и название. С 19 декабря 1919 года здесь располагается книжный универмаг "Дом Книги". Он занимает первые два этажа здания. Остальные пять - различные редакции и издательства. "Дом Книги" стал самым крупным подобным торговым учреждением в СССР. А в первое время своего существования до 1921 года здесь книги распространялись бесплатно. В 1930х годах писателем С. Я. Маршаком здесь была организована работа детского издательства "Лендетгиз", выпускавшего популярные тогда журналы "Чиж" и "Ёж". Работающее здесь издательство "Петросовет" только за первые пять лет выпустило более чем 2000 наименований литературы высокого полиграфического качества.

Во время блокады Ленинграда "Дом Книги" продолжал работать. 6 ноября 1941 года при попадании бомбы в соседнее здание (Невский пр., 30) взрывная волна выбила все стёкла в витринах. Магазин продолжил свою работу при заколоченных фанерой и досками окнах. Зимой 1941-42 годов разорвало трубы в подвальном книгохранилище. Два месяца "Дом Книги" был закрыт, его сотрудники спасали литературу. После этого торговлю вели не в стенах здания, а на лотках на улице.

[6] Банковский мост

В 1825 году у входа в Ассигнационный банк через Екатерининский канал был построен висячий мост. Авторами его проекта стали инженеры В. К. Треттер и В. А. Христианович. По находящемуся рядом банку мост стал называться Банковским. Движение по Банковскому мосту было открыто 24 июля.

Банковский мост - один из трёх висячих мостов сохранившихся до настоящего времени в Санкт-Петербурге. Своим архитектурным оформлением он прославился далеко за пределами города. Удерживающие мост цепи закреплены внутри четырёх грифонов, расставленных по углам переправы. Они стали одним из символов Санкт-Петербурга. Литые фигуры мифических животных выполнены скульптором Петром Павловичем Соколовым. Крылья грифонов сделаны из меди и позолочены. Согласно древнегреческой мифологии грифоны являлись надёжными стражами кладов. Потому именно их и выбрали в качестве декоративного оформления моста у здания банка.

Долгое время в качестве парапета Банковского моста служили простые перила. Они заменили утраченную в конце XIX художественную ограду. В 1952 году по проекту А. Л. Ротача и Г. Ф. Перлиной эту ограду восстановили вместе с фонарями над головами грифонов. В 1994 году было восстановлено деревянное покрытие полотна моста.

В 2008 году прошла реставрация фигур грифонов. Во время проведения восстановительных работ в полых скульптурах обнаружили клад - огромное количество монет, которые на счастье оставляли туристы. Среди денег также были обнаружены и записки с просьбами. Грифоны Банковского моста для жителей города стали не только архитектурным украшением, но и символом удачи.

[7] Итальянский мост

До середины 1890-х годов в створе Итальянской улицы через Екатерининский канал существовал лодочный перевоз. В 1896 году инженером Л. Н. Колпицыным было предложено соорудить здесь пешеходную переправу, но Городская управа его не поддержала. Несмотря на это, Колпицын на свои средства построил деревянный мост с опорами на гранитные стенки набережных канала. Полотно переправы было приподнято над уровнем набережной на 1,4 метра для удобного прохода судов, по обоим концам моста были сооружены каменные лестницы. Сооружение моста обошлось Колпицыну в 3000 рублей.

6 октября 1896 года состоялось торжественное открытие Итальянского моста. В адрес Л. Н. Колпицына на церемонии была выражена благодарность за проявленную инициативу и прекрасную работу, однако на то что проделана она была на его собственные деньги не было указано.

Городские власти приняли новый мост, но отказались компенсировать инженеру потраченные на строительство средства. Колпицыным было предложено сделать проход по мосту платным, брать с прохожих по 1 копейке. Но и в этом ему было отказано. В итоге инженер просто подарил мост городу.

В 1902 и 1911 годах проходила реконструкция Итальянского моста. Во время второй из них вместо конструкции Колпицына здесь по проекту К. В. Ефимова была установлена новая - деревянная, но на свайном основании. В 1937 году под переправой были проложены теплофикационные трубы.

В 1955 году мост вновь был капитально перестроен по проекту Н. Д. Гутцайта и В. С. Васильковского. На этот раз опорами моста вновь стали стенки набережных, полотно переправы было заасфальтировано. Мост был оформлен в стиле второй половины XIX века. На четырёх опорах установили торшеры со стилизованными под старину фонарями. Они оказались настолько удачно "состаренными", что в 1993 году были украдены, вероятно для продажи в качестве антиквариата.

У Итальянского моста в хорошую погоду часто играют уличные музыканты, что делает это место города крайне привлекательным для спокойных и медлительных пеших прогулок.

[10] Михайловский дворец (Русский музей)

Адрес: Инженерная ул., 2-4

Годы постройки: 1819-1825

Архитекторы: Росси К.

Ближайшие станции метро: Гостиный Двор, Невский Проспект


В 1719 году на пустующем участке, где сейчас располагается Михайловский дворец, Петром I был разбит большой фруктовый сад, названный "Третим Летним". Он располагался от Фонтанки до реки Кривуши. К югу от сада вплоть до Невского проспекта сохранялось болото и небольшой лес. После постройки к востоку Летнего дома Елизаветы Петровны, а затем Михайловского замка, здесь разместились многочисленные служебные постройки и сараи. Вокруг них оставался пустырь, заросший репейником и крапивой.

Идея постройки резиденции для великого князя Михаила Павловича принадлежит его отцу, императору Павлу I. В 1798 году после рождения сына Михаила Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового переворота он погиб. Однако воля государя выполнялась. И когда Михаилу Павловичу исполнился 21 год, императором Александром I было принято решение о начале строительства. К этому времени накопленная сумма составила уже 9 миллионов рублей.

Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году. Предлагалось строить резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова или на месте дома Чернышёва. Но после решения о строительстве дворца на пустыре, Росси начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован дворец - русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.

Одновременно с постройкой Михайловского дворца архитектор создал площадь перед ним (Михайловская, ныне - площадь Искусств), новые улицы (Инженерную и Михайловскую), продлил Садовую и Итальянскую улицы.

В апреле 1819 года была создана "Комиссия для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу". Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а строительство началось 26 июля. Михайловский дворец Росси связал с Невским проспектом новой Михайловской улицей, переходящей в Михайловскую площадь непосредственно перед дворцом. Михайловская улица открывает вид на главный корпус здания, к которому по бокам примыкают два служебных корпуса. В одном из них размещались кухни, в другом - манеж и конюшни. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце - Михайловский. В 1823 году были закончены основные строительные работы, в 1825 году завершена отделка.

Михайловский дворец обошёлся казне в 7,6 миллионов рублей. Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, пожалован участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.

Освящение Михайловского дворца состоялось 30 августа 1825 года. В этот день здесь состоялся праздничный обед. А уже на следующий день, 1 сентября император Александр I уехал из Санкт-Петербурга, больше сюда уже не вернувшись. Сразу же после освящения дворца великий князь Михаил Павлович с супругой переехали сюда из Зимнего дворца.


Личные покои Михаила Павловича располагались на первом этаже. Среди его шести комнат здесь был Арсенал с коллекцией оружия и мундиров (в юго-восточном углу). На первом этаже также были квартиры придворных. На его северной стороне - запасные, гостевые комнаты. В погребном этаже находились дворцовые кухни, хозяйственные помещения.

На втором этаже находились великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приёмная и Передняя. В парадные помещения вела Парадная лестница. Залы для балов и приёмов шли от вестибюля по западной стороне и заканчивались на северной стороне. Вдоль линии залов шли узкие коридоры для прислуги. На антресольный этаж вели Сервизная (в западной части дворца) и Церковная (в восточной части) лестницы. Сервизная лестница вела в кладовые. Церковная - в комнаты прислуги и в домовую церковь, освящёную во имя архангела Михаила. В центре анфилады второго этажа со стороны сада Росси был устроен Белый зал. Его художественное оформление было настолько впечатляющим, что модель зала было решено преподнести в подарок ангийскому королю Георгу IV. Императором было указано "на приготовление модели с большой белой гостиной комнатой ... для отправления оной к королю английскому, выдать ... архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам".

Михайловский дворец оставил у современников крайне положительные впечатления. Журнал "Отечественные записки" в 1825 году писал:

"По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов ... это роскошь воображения, которую искусство умело, так сказать, разлить на все части всего здания. Там залы, которых стены отделаны под палевый и лазоревый мрамор, лоснятся, как стекло, и украшаются во всю высоту широкими зеркалами, в которых отражаются во множестве видов и драгоценные бронзы и пышная мебель. Двери из берёзы под лаком с резьбою и позолотою, и отделки карнизов и потолков лепною работаю и живописью, довершают убранство. Белая под мрамор с колоннами зала представляет на стене ряд исторических изображений ... Гирлянды, как будто живых цветов вплелись и вьются по стенам белым как снег. Только что недостаёт аромата фиалкам и розам, а на потолке, который блещет золотом и как радуга пестреет цветами, столь легко начертаны прелестные гении и нимфы... Не говорю уже о ярких золотистых и малиновых штофах, устилающих стены комнат, о полах из розового дерева, анажу и гебенового, о коврах и прочее. Нельзя умолчать о превосходных обоях комнат в нижнем этаже (Царскосельской обойной фабрики). По синей, по оранжевой ткани блестят серебристые и золотые цветы, а там стены целой комнаты составлены из лиловых атласных подушек, со шнурами и кистями, складенных одна на другой. Это не иное что, как обои; но сбористый атлас, выпуклости подушек и кисти представлены столь живо, что кажется, чувствуешь мягкость их, и зрение, утомлённое блеском, как бы отдыхает на них".

Вместе с Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчики Ф. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур... Внутренное убранство обошлось дороже, чем строительство самого здания. Обои Царскосельской фабрики стали новинкой для того времени. Паркет был изготовлен из драгоценных пород дерева: красного, чефразового, сахарданового, фиолетового, чёрного, пальмового. Стоимость одной квадратной сажени паркета составила 160 рублей.

Широкая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов. Эти львы были отлиты в 1824 году специально для Михайловского дворца. Они являются копией античных статуй, найденных в началу XVI века при раскопках в Риме. Тогда была найдена фигура льва, опирающегося лапой на шар. Долгое время эта скульптура вместе с отлитой такой же парной украшала итальянские архитектурные ансамбли. А в конце XVIII века их копии привезли в Академию художеств. Вот с этих то копий и были сделаны львы для Михайловского дворца.

При великом князе Михаиле Павловиче в Михайловском дворце велась бурная жизнь, часто проходили великосветские балы. Ежедневно хозяин дворца принимал здесь военных и гражданских лиц. Иногда здесь проводились заседания различных комитетов, устраивались полковые праздники, давались аудиенции по случаям вступлений в должности. В Михайловском дворце какое-то время жил герой войны 1812 года, генерал-майор Д. В. Васильчиков. За порядком во дворце присматривали ветераны-инвалиды. Общее количество обслуги летом доходило до 300 человек, зимой - до 600. Главные должности занимали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

В 1849 году Михаил умер, 28 августа Михайловский дворец перешёл к его вдове, великой княгине Елене Павловне. При ней события здесь проходили не менее бурно. Она приглашала на встречи общественных деятелей, музыкантов, учёных, писателей. Во дворце проходили заседания салона Елены Павловны. Она встречалась с Пушкиным, у неё бывали Тютчев, Жуковский. Великая княгиня помогала художникам А. Иванову, К. Брюллову, И. Айвазовскому. Её салон посещал Н. Миклухо-Маклай. Здесь при помощи Елены Павловны А. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а затем и первую в России Консерваторию. Михайловский дворец стал своеобразным культурным центром. По четвергам сюда съезжались государственные люди, учёные, литераторы, художники. Иногда эти "четверги" посещал сам Николай I. Бывал здесь и прусский посланник в России Отто фон Бисмарк (будущий канцлер Германии). Немного позже Михайловский дворец посещал и Александр II с супругой Марией Александровной.

Великая княгиня устраивала в Михайловском дворце не уступающие императорским балы. Марких де Кюстин, поражённый увиденным писал:

"Великая княгиня Елена для каждого устраиваемого ею праздненства придумывает, как мне передавали, что-нибудь новое, оригинальное, никому не знакомое. И на этот раз свет отдельных групп цветных лампионов живописно отражался на колоннах дворца и на деревьях сада, в глубине которого несколько военных оркестров исполняли симфоническую музыку. Группы деревьев, освещённые сверху прикрытым светом, производили чарующее впечатление, так как ничего не может быть фантастичнее ярко освещённой зелени на фоне тихой, прекрасной ночи.

Большая галерея, предназначенная для танцев, была декорирована с исключительной роскошью. Полторы тысячи кадок и горшков с редчайшими цветами образовали благоухающий боскет. В конце залы, в густой тени экзотических растений, виднелся бассейн, из которого беспрерывно вырывалась струя фонтана. Брызги воды, освещённые яркими огнями, сверкали как алмазные пылинки и освежали воздух. Роскошные пальмы, банановые деревья и всевозможные другие тропические растения, корни которых скрыты были под ковром зелени, казалось, росли на родной почве, и чудилось, будто кортеж танцующих пар какой-то чудодейственной силой был перенесён с дикого севера в далёкий тропический лес. Невольно грезилось наяву, так как кругом дышало не только роскошью, но и поэзией. Блеск волшебной залы во сто крат увеличивался благодаря обилию огромных зеркал, каких я нигде не видел ранее. Эти зеркала, охваченные золочёными рамами, закрывали широкие простенки между окнами, заполняли также противоположную стену залы, занимающей в длину почти половину всего дворца, и отражали свет бесчисленного количества свечей, горевших в богатейших люстрах. Трудно представить себе великолепие этой картины. Совершенно терялось представление о том, где ты находишься. Исчезали всякие границы, всё было полно света, золота, цветов, отражений и чарующей, волшебной иллюзии... Этот дворец как бы создан для праздненства, и казалось, что после бала вместе с танцующими парами исчезнет и эта волшебная зала. Я нигде не видел ничего более красивого..."

Всё описанное маркизом происходило в Танцевальном зале, который располагался в северо-западной части Михайловского дворца, ныне - Академический зал музея. Танцевальный зал украшали голубые коринфские колонны, белоснежные стены, фриз голубого искусственного мрамора. Отсюда можно было попасть в Столовую. Меду Танцевальным и Белым залами размещалась Первая гостиная.

В Михайловском дворце был произведён ряд перестроек. На первом этаже в Вестибюле был устроен Малый театр. Вместо Столовой на втором этаже появился Большой театр. Рядом с Первой гостиной устроили Малую дворцовую церковь во имя святой Елены. Первая гостиная (ныне зал Боровиковского) была превращена в мемориальный Петровский зал. Белый зал (Вторая гостиная) использовался как Музыкальная гостиная. Изменились интерьеры, мебель. Все эти работы производились по проектам Г. Э. Боссе, А. И. Штакеншнейдера, Р. А. Гедике и других архитекторов.

После Елены Павловны дворец унаследовала её третья дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого. Через четырнадцать лет супружеской жизни Екатерина Михайловна отдалилась от мужа и поселилась в Манежном флигеле. Для неё архитектором Е. А. Прейсом в нём была создана 8-комнатная квартира с окнами на Инженерную улицу и Парадный двор со входом из центрального проезда во флигель. Здесь она и умерла в апреле 1894 года.

Михайловский дворец Екатерина Михайловна завещала своим детям. Для них (дочь Елена, сыновья Георг и Михаил) были отведены четыре комнаты - Спальня принцессы, Ковровая, Гимнастическая, Спальня принцев. Они располагались в южной части первого этажа, справа от входа. Зимой 1890 года к свадьбе Георга-младшего с бывшей фрейлиной двора великой княгини Екатерины Михайловны Н. Ф. Вонлярлярской архитектором К. Е. Прейсом в нижнем этаже Фрейлинского (западного) флигеля была создана 18-комнатная квартира.

В 1891 году принцесса Елена Георгиевна вышла замуж за своего троюродного брата принца Альберта Саксен-Альтенбургского. Для них была перестроена часть бывших покоев Георга - Малая свитская, Свитский кабинет и Спальня. В Большом угловом кабинете устроили Спальню принца Альберта. Бывшие детские комнаты под своё жильё приспособил герцог Михаил. Здесь он хранил свои коллекции сервизов: золотой чайный, большой французский серебряный, серебряный туалетный, а кроме того и старинный фарфор, шпагу украшенную бриллиантами и изумрудами и другие ценности.

При новых владельцах с 1894 года дворец стал доходным домом, здание начало разрушаться. После смерти Елены Павловны парадные залы стали сдавать в наём для проведения международных конгрессов, устройства кружков, курсов. Чтобы как то окупить содержание дворца, в западном флигеле организовали канцелярию Дворцового ведомства. После кончины Екатерины Михайловны император Александр III из уважения к ней подписал её завещание даже не прочитав его. Но по брачному контракту княгиня и её дети становились подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства. В тоже время, по закону Михайловский дворец должен был принадлежать Романовым. Александр III счёл нужным выкупить Михайловский дворец за казённый счёт. В нём он предложил устроить Ксениинский институт (по имени своей дочери), при условии, что никто из членов царской семьи не пожелает поселиться во дворце.

После смерти Александра III его сын Николай II поручил министру финансов С. Ю. Витте провести переговоры с принцем о выкупе Михайловского дворца. Сговорились на сумме в 4 миллиона рублей. Сделка была совершена 20 января 1895 года. Прежним владельцам было дозволено забрать себе некоторые предметы убранства, связанные с историей семьи. В итоге ими Михайловский дворец был практически полностью опустошён. Были сняты все люстры, двери, даже разобраны камины.

Николаю II Витте предложить переселиться в Михайловский дворец из Зимнего. После отказа министр напомнил императору, что его отец собирался устроить в нём Ксениинский институт. Однако, для его нужд уже было решено передать Николаевский дворец. Тогда Витте предложил устроить здесь Русский музей имени императора Александра III. Это предложение и было принято.

13 апреля 1895 года именным указом император Николай II учредил "Русский Музей Императора Александра III" и передал для него весь дворцовый комплекс. Решение о создании Русского Музея было принято в связи с тем, что Эрмитаж к тому времени уже был наполнен произведениями иностранных мастеров, а для отечественного искусства отводился только один зал. Для произведений русских мастеров было решено организовать отдельное заведение. Управляющим музеем по указу непременно должен был быть член Императорского Дома. Первым управляющим стал великий князь Георгий Михайлович.

Для нужд музея здание Михайловского дворца было перестроено по проекту В. Свиньина. Им был снесён восточный корпус, на их месте в 1900-1911 годах построено здание Этнографического отдела музея. Полностью были перестроены интерьеры дворца. От интерьеров Карла Росси остались лишь Парадная лестница и Белый зал, в котором из шести настенных росписей сохранились только четыре. Г. Петров, автор книги о Русском музее писал об этих работах:

"Он взялся за дело с воодушевлением и в короткий срок опустошил дворец так, словно по его анфиладам пронёсся смерч. Свиньин не терпел художественного стиля россиевской эпохи и торопился разделаться со всем, что было ему не по вкусу. Часто он брал у плотника топор и азартно, с плеча рубил плафонную живопись лучшего художника-декоратора первой трети XIX века Джованни Батиста Скотти и его товарищей. Содранные со стен ковры, шторы, дорогие обивочные ткани выбрасывали из окон прямо во двор. Все, кому не лень, растаскивали бесценное убранство дворца - люстры, бра, канделябры, мебель, всевозможные украшения. В этом разгроме участвовали и наследники Михаила Павловича, раздосадованные необходимостью покинуть привычные апартаменты. То, что они не могли вывести, с удовольствием ломали, разбивали статуи, составленные на время ремонта в дворцовом манеже. Уцелела лишь часто обстановки и обширной библиотеки".

Открытие Русского музея в Михайловском дворце состоялось 7 марта 1898 года.

В связи со значительным увеличением коллекции в 1910-1914 годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был построен. Он получил имя своего создателя - "корпус Бенуа".

В ноябре 1941 года в корпус Бенуа попало две фугасные бомбы. Реставрация здания проходила в 1947-1963 годах. В годы блокады Ленинграда была проделана огромная работа по спасению ценностей музея. В то время во дворе Михайловского дворца стоял памятник Александру III. Его засыпали песком и накрыли брёвнами. В эту конструкцию однажды попала фугасная бомба, но памятник не пострадал. В 1958 году корпус Бенуа был соединён с основным зданием крытым переходом.

Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других.

[11] Спас на крови

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный одно престольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.

[12] Михайловский (Инженерный) замок

В XVIII веке на месте Михайловского замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф. Б. Растрелли. Здесь родился Павел Петрович, будущий император Павел I.

В первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома". Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне". Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства..."

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет. На этом фризе расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок. Всего через 40 дней (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит именно здесь.

В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны.

Здесь в 1833-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский.

В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.


[13] Конный Памятник Петру I

Первый памятник императору Петру I был задуман в 1716 году. Этот монумент должен был появиться в центре главной площади Санкт-Петербурга - Коллежской, которая в то время проектировалась на Васильевском острове. Создание памятника поручили Карло Бартоломео Растрелли.

При жизни Петра I создать этот памятник не удалось. Литейную форму Растрелли завершил лишь в 1744 году, незадолго до своей смерти. Продолжил работу его сын - Франческо Бартоломео. 19 ноября 1744 года он донёс в Канцелярию от строений о готовности проекта, просил разрешить ему взять отливу статуи на себя. Разрешение было дано. 8 марта 1746 года модель была утверждена императрицей Елизаветой Петровной, 3 ноября 1747 года - закончена отливка памятника из меди.

В связи с переносом к этому времени центра Санкт-Петербурга на левый берег Невы, памятник предполагалось установить перед Зимним дворцом, в центре будущей Дворцовой площади. Однако, завершить формирование площади Растрелли не успел, был отстранён от дел пришедшей к власти Екатериной II. Памятник 53 года пролежал в сарае.

Наконец, в 1800 году Павлом I было указано окончательное местоположение памятника - на площади перед новой императорской резиденцией, Михайловским замком. На постаменте по его инициативе была создана надпись "Прадеду - Правнук".

[14] Чижик-Пыжик

1
  1   2   3

Похожие:

[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconЕ. Дианина (Шарлотсвилл, сша)
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Исторический музей, Политехнический музей, Русский музей, музей Изящных искусств, Военно-исторический...
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон icon1. Музей моу «Судромская основная общеобразовательная школа №13» основан в 1970 году по инициативе директора школы Никулиной А. М. Сначала музей располагался в
А. М. Сначала музей располагался в одном из кабинетов школы. В 1976 году музей паспортизирован. В 1982 году под школьный музей выделено...
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconВыставка «Ситцевая Россия»
Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (вмдпни) «Музей музеев», в котором участвуют Музей ивановского...
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconДень открытых дверей во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М. И. Глинки в День исторического и культурного наследия г. Москвы
Центральный музей музыкальной культуры, Музей С. С. Прокофьева, Мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина, Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера,...
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconПроводимое мероприятие
Экскурсии и прогулки по городу, краеведческий музей, картинную галерею, музей природы
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconМинистерство образования и науки самарской области
Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького (музей-усадьба а. Н. Толстого)
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconНазвание музея, галереи
Челябинский областной краеведческий музей был открыт в 1923 г под названием Музей местного края
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconЛекция 13. Музейная сеть и классификация музеев
Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Типичные...
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconТ. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы»
Интернету, посетили музей в нашем поселке и мини- музей в детской библиотеке, выяснили, что в деревне Щегловка Навлинского района...
[1] Буллы К. К. музей-фотосалон iconПоложение о проведении городской игры-путешествия «я иду искать» Общие положения
Организатором игры-путешествия является Томский областной художественный музей в лице его структурного подразделения «Музей деревянного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница