Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год




НазваниеОбщеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год
страница1/3
Дата09.10.2012
Размер0.67 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
УТВЕРЖДЕНА

Решением педагогического совета

Протокол от 09.09.2011г. №5

Приказ от 09.09. 2011 №118

Заведующий М.В. Павлова


Общеобразовательная программа

муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

«Березка»


2011 год


Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1.   Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

1.2. Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.3 Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования       

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально- культурные, демографические, климатические и другие)

1.5.Принципы и подходы к формированию Программы

2.  Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении  

2.1  Ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности                                                             

2.2.Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников

 3.  Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей                                             

3.1. Интеграция образовательных областей            

3.2. Формы образовательной деятельности по областям

3.3. Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий

3.4. Содержание коррекционной работы

3.5 Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3.6 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

 


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа МДОУ детского сада общеразвивающего вида «Берёзка »разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

Международно-правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ас­самблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

2. Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);


Законы РФ

3. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);

4. Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ре­бенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);

6.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 (с изм. и доп.);

документы Правительства РФ

7. «Об утверждении «Типового положения о дошкольном об­разовательном учреждении» (постановление от 12.09.2008 № 666);


Документы Федеральных служб:

8. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденные постановлением Главного санитарного врача

РФ от 10.10.2010


Нормативно-правовые документы Минобразования России

9. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ от 23.11.2009 № 655);


10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой;

11. Парциальная программа, соответствующяя приоритету учреждения: «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.

Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х до 7-и лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.


В муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Берёзка» воспитываются 180 детей. Общее количество групп – 8, из них:

группа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет «Малышок»;

группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет «Колобок»;

группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Солнышко»;

группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Смешарики»;

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Гнездышко»;

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Росток»;

группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Непоседы»;

группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет «Почемучки».

Все группы однородны по возрастному составу детей.

 

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного   возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

 


    1. Возрастные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Возрастные особенности детей третьего года жизни

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного формирования психических и физических качеств личности ребенка. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от содержания образовательного пространства. В младшем дошкольном возрасте происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Ребенок уже многому научился: освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, развивается активная речь и понимание речи, приобретен опыт эмоционального общения с взрослыми. Это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности.

Учитывая «кризис трех лет» взаимоотношения взрослого и ребенка меняются в направлении предоставления малышу большей самостоятельности. Важно поддержать стремление ребенка, помочь каждому малышу заметить рост своих возможностей, ощутить радость переживания успеха в деятельности. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения, постепенно расширяя область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей.

Необходимо поощрять познавательную активность каждого ребенка. В играх, в предметной и художественной деятельности ребенок учится принимать цель и связывать результаты с поставленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается самостоятельность.

В младшем дошкольном возрасте развивается интерес детей к сверстникам. В группе организуются разные формы общения детей между собой и разные игровые действия.

Дети трех лет, прежде всего «деятели», а не наблюдатели. Пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, творчестве. Эмоционально разнообразная и насыщенная деятельность младших дошкольников является основой для решения всех воспитательных задач.

Ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и определенной обществен­ной функцией.

Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре­шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель­ности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры младших до­школьников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничива­ются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли.

В этом возрасте ребёнок чаще начинает вступать в общение со сверстниками и взрослыми. Главным средством общения становится речь.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения.


Возрастные особенности детей четвертого года жизни

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Малыш может увлеченно заниматься в течение 10-15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок может долго не переключаться на что-то ещё и не отвлекаться.

Память у детей этого возраста непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких усилий, положительно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление ребёнка в этом возрасте является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами, в которых ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

Воображение тоже начинается развиваться, особенно это происходит в игре. Дети действуют с одними предметами при этом воображают на их месте другие.

Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда. Дошкольники в этом возрасте осваивают самообслуживание как вид труда, а при помощи и контроле взрослого могут выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребёнок.

В лепке дети могут создавать изображение путём ощипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меня сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.

Конструирование носит процессуальный характер, ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный характер. Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны. Ребёнок может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).


Возрастные особенности детей пятого года жизни


В возрасте от 4-х до 5-ти лет основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет постепенно уходят в прошлое. На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. В общении с взрослыми активно проявляется стремление к познавательной, интеллектуальной деятельности. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам помогает поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло и укрепить доверие ребенка к взрослым.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности через предметно-игровую среду. Игровая мотивация активно используется и в организованной деятельности детей. Любознательный малыш осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удаётся детям в игре. Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. Сверстники для ребёнка этого возраста становятся более привлекательными и предпочитаемыми партёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры, по играм, всё более ярко начинает проявляться предпочтение к играм с детьми одного пола.

Дети среднего дошкольного возраста имеют более высокие физические возможности, движения их уверенные, разнообразные. Дети испытывают острую потребность в движении. Ограничение активной двигательной деятельности ведет к перевозбуждению, что вызывает непослушание, капризы. В этом возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки.

В большинстве случаев к 5 годам начинают правильно произносить звуки родного языка. Речь становится более связной и последовательной. Дошкольники начинают согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы и видовые категории, называют различия между предметами близких видов. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с ними в практических делах, стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечании взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием, при этом возможна незначительная помощь взрослого.

Внимание становится более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребёнка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные и подвижные.

Интенсивно развивается память ребёнка. В этом возрасте он может запомнить уже 5-6 предметов, изображённых на предъявляемых ему картинках.

В этом возрасте преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого. Развивая эстетическое восприятие детей, педагог создает условия для развития творческих способностей в игре, изобразительной, театрально-исполнительской деятельности.

Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка этого возраста разрознены и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения. Детские сочинения ещё нельзя считать проявлением продуктивного воображения, так как они в основном не имеют ещё определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.

Важным показателем развития ребёнка – дошкольника является изобразительная деятельность. Круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка меняется по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими навыками и умениями. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с ножницами, составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, дети переходят к фризовой композиции – располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения несколько раз.

В музыкально-художественной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.


Возрастные особенности детей шестого года жизни


К пяти-шести годам складывается детское общество, основанное на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок способен регулировать свое поведение на основе бытовых и игровых правил (норм).

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игр. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно наблюдать и попытки совместного решения проблем, игровые действия становятся более разнообразными.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребёнок может свободно использовать средства интонационной выразительности, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, многозначные слова. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью, в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе с взрослым.

Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, то есть дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Объём памяти изменяется не существенно, но улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

Ведущее значение в этом возрасте приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, в которых связи, существенные для решения задачи, можно обнаружить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

В этом возрасте ребёнок овладевает активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторике влияет на совершенствование технике художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской, рисовать кольца, дуги, смешивать краски на палитре, накладывать одну краску на другую.

Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым. Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные представления о конструируемых ими объектах.


Возрастные особенности детей седьмого года жизни


В возрасте 6-7 лет в целом ребёнок осознаёт себя как личность, как самостоятельный объект деятельности и поведения. Дети старшего дошкольного возраста ощущают себя самыми старшими в детском саду. Взрослые помогают дошкольникам понять это новое положение. Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является разрешение творческих, проблемных ситуаций в игровой, экспериментальной, художественно-изобразительной, трудовой деятельности, словотворчестве. Вся атмосфера жизни детей направлена на развитие познавательной активности дошкольников. Особое внимание уделяется книге, как источнику новых знаний.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Обсуждая с детьми события прошлого и будущего, жизнь разных народов, педагог воспитывает в детях доброжелательность, толерантность.

Особый настрой в группах старших дошкольников создается интересом детей к обучению в школе. Важно создать условия, помогающие связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми (деловое общение, познавательное, личностное). Главными принципами взаимодействия взрослых с детьми всех возрастов выступают уважение права ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальных подход

В играх дети этого возраста способны отражать социальные события. Появляются несколько игровых центров. В каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дошкольники могут по ходу брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность ребёнка зависит от её привлекательности для него.

Объём памяти у детей этого возраста значительно увеличивается, что позволяет им непроизвольно, без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминание – повторение.

Но несмотря на возросшие возможности детей этого возраста целенаправленно запоминать информацию с использованием различных способов и средств, непроизвольное запоминание остаётся продуктивным до конца дошкольного детства.

В этом возрасте развивается наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Действия наглядно-образного мышления ребёнок этого возраста, как правило, совершает в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений.

Дошкольники умеют классифицируют изображения предметов по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы и слова. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения, увеличивается словарный запас.

К 7 годам появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Воображение детей данного возраста становится с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, но уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов.

Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображение чётче прослеживается объективные закономерности действительности. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала своей деятельности.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес.

В рисовании совершенствуется и усложняется техника рисования: дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы с красками, им становятся доступны приёмы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки.

В аппликации дошкольники осваивают приёмы вырезания одинаковых фигур и деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой. У них проявляются чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.

Дети способны конструировать по схемам, фотографиям, заданным условиям, создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

Дети проявляют интерес к коллективным работами и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ёщё нужна.

Таким образом, к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.

Эта картина психологического склада ребенка на пороге школы и есть примерный нормативный целевой ориентир для педагогов детского сада в образовательной работе с детьми.


Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН

      Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

 Помимо нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное внимание;

- объём памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребёнку понадобиться больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение данного задания в течение длительного времени;

- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трёх-, четырёхступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

 

1.2 Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Цель деятельности : формирование основ эстетической культуры ребёнка, его творческого потенциала.

Задачи :

а) приобщение к изобразительному искусству (живописи, графики, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, архитектуре) как виду творческой деятельности;

б) формирование интереса к миру поэзии, умения вслушиваться в литературный текст, чувствовать его красоту;

в) развитие детского творчества в музыкальной деятельности.


Художественное творчество является частью всей образовательной

работы учреждения и взаимосвязана со всеми её направлениями. Все участники образовательного процесса вовлечены в создание предметно-пространственной эстетически развивающей среды. Совместная деятельность детей и взрослых, красивая обстановка в детском саду, уют радуют воспитанников, пробуждают их творческую активность.

Произведения искусства используются в трех направлениях:

1. Искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды;

2. Искусство (изобразительное, музыкальное, литература, скульптура, архитектура) составляют содержание образования. Дети знакомятся с искусствами разных видов, событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами;

3. Искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

У детей развивается эстетическое восприятие, формируется умение наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделять его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвет, расположение в пространстве; в музыке – выделять звуки, их силу, гармонию, характер.

Дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. Пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах.

Искусство, оказывая воздействие на ребенка, способствует развитию психических процессов, необходимых для успешного освоения разнообразных видов деятельности, что обеспечивает успешное овладение знаниями и спокойную адаптацию при переходе из детского сада в школу.


1.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения

Целью деятельности образовательного учреждения являются всестороннее личности ребёнка с учётом особенности и его физического, психического развития, индивидуальных способностей и возможностей, готовности к школьному обучению.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

а) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

б) обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

г) осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

д) воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

е) взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

ж) оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.


1.4. Особенности осуществления образовательного процесса


МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Березка» находится в южной живописной части города, на берегу реки Цны, в окружении парков и скверов, что позволяет наблюдать за красотой природы и природными явлениями в любое время года.

Кроме того, учреждение имеет благоприятное окружение социальных институтов образования и культуры: ОГОУ СПО «Тамбовский колледж искусств, МОУ ДОД «Художественная школа №1», Дом-музей Чичерина, Тамбовская Областная картинная галерея, Областная детская библиотека.

Микрорайон, в котором находится детский сад, имеет много архитектурных сооружений XVIII-XIX вв. Достопримечательностью является памятники М.Ю. Лермонтова, С.Н. Сергеева-Ценского, З.Космодемьянской, С.В. Рахманинова, героям-афганцам, мемориальные доски людям, прославившим наш город.

Эти условия определи выбор приоритетного направления деятельности учреждения.

В целях его реализации в образовательном пространстве по художественно – эстетическом направлению введено углубленное приобщение детей к музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, декаративно-прикладному искусству.

Поэтому, особенностью организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является:

- организация эстетически развивающей предметно-пространственной среды;

- использование социальной среды развития за счет сотрудничества с социальными институтами образования и культуры;

- использование местоположения учреждения, дающее возможность наблюдать за природой и природными явлениями в любое время года, что способствует интеллектуальному и эмоциональному обогащению дошкольников;

- проведение Дней красоты, художественных салонов, творческих минуток, тематических дней и других мероприятий для всех участников образовательного процесса;

- активное участие и педагогов и воспитанников ДОУ в городских, областных, всероссийских творческих конкурсах;

- взаимоотношения педагогов с воспитанниками, основанные на творческом сотрудничестве;

-выпуск газеты «Листок «Березки» для участников образовательного процесса.


Весь образовательный процесс осуществляется на основе объединения комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».

Календарно-тематического планирования строится на различных видах тем: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

Образовательный процесс строится на использовании преимущественно наглядно-практических методов и способов организации деятельности (игровых проблемных ситуаций, наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования), что побуждает детей к творческой самостоятельности, к раскрытию их творческого потенциала.

Коррекция речевого развития осуществляется через интеграцию специалистов всех служб.

Для создания эмоционального благополучия и комфортного пребывания детей в детском саду разработана система праздников и развлечений, многие из которых стали традиционными.


1.5. Принципы и подходы к формированию программы


Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется образовательной программой, которая разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей, а также примерной основной общеобразовательной программой.

В соответствии с ФГТ она опирается на следующие научные принципы:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;


  1. Организация режима пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении


2.1. Ежедневной организации жизни и деятельности детей

в детском саду


2.1.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении осуществляется в соответствии Постановление об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

В основу организации режима дня положена возрастная динамика развития ребёнка при сохранении принципов последовательности, постепенности в проведении режимных процессов, чередовании видов деятельности и отдыха.

В тёплый период года режим меняется, вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе, где проводятся различные виды детской деятельности. Количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности сокращается до 1 в день, и предусматривает организацию музыкальной, двигательной, изобразительно – творческой деятельности.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.

Проведение занятий как основной формы организации учебной деятельности детей (учебной модели организации образовательного процесса) предусмотрено для детей старшего дошкольного возраста.

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области соответствует требованиям СанПиНа 2.4.1.2660-10 (3-4 часа в день для всех возрастных групп).

В течение недели февраля ежегодно программа реализуется в каникулярном режиме (только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей).

В течение трёх недель в сентябре и мае проводится мониторинг качества освоения детьми образовательных областей программы.

Учебный план строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Весь образовательный процесс осуществляется на основе объединения комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».

Календарно-тематического планирования строится на различных видах тем: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

Образовательный процесс строится на использовании преимущественно наглядно-практических методов и способов организации деятельности (игровых проблемных ситуаций, наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментирования), что побуждает детей к творческой самостоятельности, к раскрытию их творческого потенциала.

Коррекция речевого развития осуществляется через работу двух логопунктов и интеграции всех педагогов-специалистов учреждения.

Для создания эмоционального благополучия и комфортного пребывания детей в детском саду разработана система праздников и развлечений, многие из которых стали традиционными.


2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса

в детском саду

Образовательный процесс это совокупность образовательных

областей, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных особенностей по основным направлениям развития, в которых умело сочетаются следующие функции: воспитательные, образовательные, развивающие, коррекционные, социализирующие, оздоровительно-профилактические.

Весь образовательный процесс в детском саду строится с учетом баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

  1. Взрослый привлекает детей к различным видам образовательной деятельности, опираясь на их интерес к содержанию, занимая позицию заинтересованного партнера-участника.

  2. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

  • организация образовательной деятельности, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом или психическом развитии детей;

  • образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельная деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей.



  1   2   3

Похожие:

Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconМбдоу «Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей»
Мбдоу «Детский сад №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию...
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconОтчет о деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Гусельки»
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconДоклад Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №37 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №37
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconОбразовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития детей» города Ишима
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconДоклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
...
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconАнализ деятельности гоу детского сада №901 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников юоуо до г. Москвы за 2010-2011 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида №901
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconПравила приема в дошкольное учреждение
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным...
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconПравила приема в дошкольное учреждение
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным...
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconХудожественно-эстетическому направлению развития детей №11 «Одуванчик»
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №11 «Одуванчик»...
Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Березка» 2011 год iconПрограмма развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №79 «Вишенка»
Наименование: Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница