Скачать 156.47 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Методы оптимальных решений (дополнительные главы)» для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Автор программы: Леонова Л.А., lleonova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Математической экономики «___»____________ 2011г. Зав. кафедрой А.М. Силаев _______________________ Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2011г. Председатель Е.Е.Кузьмичева _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г. Председатель ________________________ Нижний Новгород, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Методы оптимальных решений». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныДанная дисциплина знакомит студентов с продвинутыми методами оптимальных решений, необходимых для количественного управления социально-экономическими процессами и системами; при принятии организационных и производственных решений. Целями освоения студентами данной дисциплины является овладение основами построения и решения конкретных оптимизационных задач. Достижение этих целей обеспечивает выпускнику получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра) образования и обладание перечисленными ниже профессиональными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в самых разнообразных сферах (стратегическое планирование, аналитическая поддержка процессов принятия решений для управления предприятием и проч.). 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к факультативам, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению 080100.62 “Экономика”. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: “Линейная алгебра” (действия с матрицами, вычисления обратной матрицы, решение систем линейных уравнений), “Математический анализ” (функции многих переменных), “Информатика”, “Методы оптимальных решений”. Студенты должны владеть знаниями и компетенциями, соответствующими школьной программе по математике: решение систем линейных уравнений, неравенств; построение геометрических образов на плоскости, ограниченных прямыми линиями). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковПри выполнении письменных контрольных работ, а также зачетной работы студент должен продемонстрировать знание теоретического материала соответствующего раздела курса, уметь правильно применять его к решению конкретных задач, соблюдать логику решения задачи и грамотно формулировать ответ. Для любого из оговоренных в пункте 5 видов контроля требования к отчетности соотнесены с указанными в пункте 2 компетенциями. Результатом проверки работы является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
Оценка в 1 или 0 баллов выставляется в случаях, когда небрежные записи, неправильные ответы и решения, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и предмету в целом. 7Содержание дисциплиныРаздел 1. Оптимизация динамических систем Тема 1. Детерминированные модели динамического программирования. Динамические задачи оптимизации. Рекуррентная природа вычислений в динамическом программировании. Рекуррентные алгоритмы прямой и обратной прогонки. Примеры применения динамического программирования (задача о загрузке, задача инвестирования, задача выбора наилучшего предложения). Принцип оптимальности. Функция Беллмана. Уравнение Беллмана в многошаговых задачах оптимизации. Решение задач динамического программирования. Основная литература. 1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2002. Гл. 13. 2. Таха Х.М. Введение в исследование операций. М.: Мир,2007. Гл. 10. 3. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2004. Гл. 12. Дополнительная литература. 1. Косоруков О.А., Мищенко А.В. Исследование операций / Учебник. - М.: Экзамен, 2003. Тема 2. Непрерывные модели динамического программирования. Управление и переменная состояния в динамических моделях. Задание критерия в динамических задачах оптимизации. Принципы построения динамического управления: построение программной траектории и использование обратной связи. Задача построение программной траектории как задача программирования (в конечномерном или бесконечномерном пространстве). Принцип оптимальности. Уравнение Беллмана. Основная литература. 1. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2002. Гл. 11-13. 2. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Дрофа, 2004. Гл. 4. Раздел 3. Вероятностные модели математического программирования Вероятностные модели управления запасами. Модели с непрерывным контролем уровня запаса: «рандомизированная» модель экономического размера заказа, стохастический вариант модели экономического размера заказа. Одноэтапные модели: модель при отсутствии затрат на оформление заказа, модель при наличии затрат на оформление заказа. Многоэтапные модели. Основная литература. 1. Таха Х.М. Введение в исследование операций. М.: Мир,2007. Глава 16. 2. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2004. Гл. 16. Дополнительная литература. 1. Зайцев Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001. Глава 8. 2. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Вильямс, 2001. Раздел 3. Системы массового обслуживания. Классификация систем массового обслуживания. Содержательные примеры. Характеристики систем массового обслуживания. Задачи теории массового обслуживания. Экспоненциальное распределение в системах массового обслуживания (свойство отсутствия последействия, определение экспоненциального распределения). Понятие марковского процесса. Марковский процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем. Модели рождения и гибели. Поток событий, его характеристики. Простейший поток. Размеченный граф состояний. Уравнения Колмогорова для вероятностей состояний. Финальные вероятности состояний. Формулы Литтла. Системы массового обслуживания с отказами, формулы Эрланга. Системы массового обслуживания с ожиданием (ограниченной и неограниченной очередью). Основная литература. 1. Таха Х.М. Введение в исследование операций. М.: Мир,2007. Глава 17. 2. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Дрофа, 2001. Глава 5, 6. 3. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2004. Гл. 15. Дополнительная литература. 1. Косоруков О.А., Мищенко А.В. Исследование операций / Учебник. - М.: Экзамен, 2003. Гл. 10. 8Образовательные технологииНа семинарских занятиях осуществляется подробное решение типичных задач, посвященным различным аспектам использования математических методов в экономике. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляЗадача 1. С помощью методов прямой и обратной подгонки найти кратчайший путь из 1 в 7. ![]() Задача 2. С помощью динамического программирования найти минимум функции ![]() при условиях ![]() ![]() ![]() Задача 3. Известно, что заявки на телефонные переговоры поступают с интенсивностью λ, равной 90 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону tоб = 2 мин. Определить показатели эффективности работы СМО (телефонной связи) при наличии одного телефонного номера. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях путем проверки домашних заданий, решения задач, обсуждения открытых вопросов на семинарах. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Ок/р; Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,3Озачет + 0,6·Отекущий +0,1·Оаудиторная Оценки округляются арифметическим способом. На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета, выставляется по формуле Оитоговый = 0,3·Озачет +0,6·Отекущий + 0,1·Оаудиторная + Одоп.вопрос 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникТаха Х. Введение в исследование операций. – М.: Мир, 2007. 11.2Основная литература1. Н.Ш. Кремер. Исследование операций в экономике. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.2. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Изд. Айрис-Пресс, 2002.11.3Дополнительная литература1.Лотов А.В. Методы оптимальных решений. Конспект курса лекций. – М.: ВШЭ, 20042.Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2004.3.Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Дрофа, 20044.Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно-ориентированный подход: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002.5. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Вильямс, 2001.6.Косоруков О.А., Мищенко А.В. Исследование операций / Учебник. - М.: Экзамен, 2003.7.Fletcher R. Practical methods of Optimization. Wiley. 2000.8.Rardin R.L. Optimization in Operations Research. Prentice Hall. 1997.9.Hillier F.S., Lieberman G.J. Introduction to Operations Research. The McGraw Companies. 2001.12Материально-техническое обеспечение дисциплиныРяд задач математического программирования решается с использованием компьютера и программы Microsoft Office Excel и демонстрируется с помощью проектора. Некоторые разделы курса демонстрируются с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Автор программы Л.А. Леонова |
![]() | Методические рекомендации преподавателям преподавание дисциплины «Методы оптимальных решений» предусматривает В рамках изучения дисциплины «Методы оптимальных решений» необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы | ![]() | Программа дисциплины «дополнительные главы алгебры» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 (прикладная... |
![]() | Примерная программа наименование дисциплины Эконометрика, Математический анализ, Микроэкономика, Макроэкономика, Дифференциальные и разностные уравнения, Дискретные математические... | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины Изучение дисциплины «Менеджмент» позволяет углубить знания и развить компетенции в таких дисциплинах, как: экономика труда, макроэкономическое... |
![]() | Программа дисциплины «Методы оптимальных решений» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | ![]() | Программа дисциплины Макроэкономика 3 для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра Авторы программы: Арефьев Н. Г., Заиченко О. А., Пекарский С. Э Студенты должны обладать знаниями в рамках следующих курсов бакалаврского уровня: Макроэкономика–1-2, Микроэкономика–1-2, Эконометрика... |
![]() | Курс 5 Методы решения оптимизационных задач 5 Учебно-методические материалы по дисциплине 5 > Содержание дисциплины 6 Метрология, стандартизация и сертификация 6 Курицкий Б. Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel – спб.: Bhv, 1997. – 384 с | ![]() | Программа учебной дисциплины «математические методы в организации автотранспортного производства» Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с математическими методами и моделями определения оптимальных или близких... |
![]() | Методические указания к выполнению контрольных Анализируются приемы, методика построения структур поддерживающих принятие решений. Изучается применение методов теории принятия... | ![]() | И. А. Ромахина декан факультета Изучение дисциплины «Мировая экономика» позволяет углубить знания и развить компетенции в таких дисциплинах, как: стратегический... |