Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия




Скачать 312.22 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия
страница1/5
Дата09.10.2012
Размер312.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
Инструктивно-методические рекомендации

по развитию воспитательного пространства

в системе образования республики Карелия

(2003-2004 годы)


В современный период развития системы образования, характеризующейся усилением внимания к вопросам организации воспитательной деятельности ОУ, кафедра общей и социальной педагогики и психологии, отдел теории и методики воспитательных систем и дополнительного образования ГОУ ИПК РО предлагают к изучению и использованию в практической деятельности администрации, педагогов, специалистов системы образования РК данные методические рекомендации.

Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг., утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.1999 №574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)»

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Принятые коллегией Минобразования РФ «Основные направления развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» будут способствовать созданию условий для воспитания духовно-нравственного поколения, развития личности каждого ребенка, его познавательных, созидательных способностей, умеющего самостоятельно принимать ответственные решения, отличающегося гражданско-правовой профессиональной и бытовой культурой, владеющего навыками здорового образа жизни.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-ФЗ, от 16.11.1997 №144-ФЗ, от 20.07.2000 №10203).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности» обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.

Проблема воспитания, как известно, является предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа (Безродов В.Г., Беляева П. А., Бондаревская Е.В., Зимняя И.А., Караковский В.А., Корнетов Г.Б., Новикова Л.И., Рожков М.И., Селиванова Н.Л., Таланчук Н.М.).

Необходимость создания новых по содержанию концептуальных подходов и концепций воспитания была вызвана политическими, экономическими, социальными переменами в стране.

Были выделены определяющие эти концепции характеристики:

- объект воспитания,

- понятие воспитания,

- цель воспитания,

- основной механизм воспитания,

- суть концепции,

- теоретическая основа концепции.

Анализ концепции воспитания, выполненный по основанию хронологии, показал, что:

  • в 1992-1993 годах были созданы концепции: И.П.Ивановым -«Структура целостной системы воспитания»; творческим коллективом под руководством О.С.Газманом - «Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы»; Е.В.Бондаревской - «Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию)»; Н.М.Таланчуком - «Базисная концепция воспитательного процесса в школе» и другими;

  • 1993 год - концепция «Социального воспитания учащихся». Коллектив авторов под руководством Б.П.Битинас, В.Г.Бочаровой;

  • в 1994 созданы: «Концепция воспитания и становления личности студента и преподавателя Московского государственного университета пищевых производств»; Концепция воспитания студентов Московского института стали и сплавов; «Новые технологии воспитательного процесса» Н.Е.Щурковой;

  • в 1995 году разработана «Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области», «Философия воспитания» Б.Т.Лихачева;

  • в 1996 году созданы: «Концепция воспитательной работы со студентами вузов» В.Т.Лисовского; Концепция воспитания В.А.Мосолова; «О концепции воспитания в российской образовательной системе» В.И.Байденко;

  • в 1997 году создана «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе». Коллектив авторов З.А.Малькова, Л.И.Новикова;

  • в 2000 году - «Теория воспитания: философско-антропологический подход» Л.М.Лузиной; «Концепция самовоспитания» Г.К.Селевко; «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в региональной системе образования Тульской области» и многие другие.


Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания, показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:

      • реализация идей гуманизации и гуманитаризации;

      • создание условий для раскрытия творческих способностей человека;

      • всестороннее и гармоничное развитие личности;

      • социализация личности гражданина России;

      • формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе;

      • становление социально-активной жизнестойкой личности;

      • формирование личности, способной жить в новом демократическом обществе;

      • формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей;

      • возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству;

      • сознательное участие человека в разностороннем саморазвитии и в высшей форме саморазвития - самовоспитании;

      • актуализация проблемы социально-психологической защищенности человека.

В качестве доминирующих понятий в концепциях последних лет, материалах и разработках авторы выделяют:

        • Человека, личность, формирование определенных личностных качеств в системе непрерывного воспитания и образования;

        • воспитание, развитие, социализацию Личности для ее служения обществу;

        • средства формирования Человека нового века и тысячелетия. (Журнал «Классный руководитель» №5 2002 г.)

Концептуальные подходы реализуются в практике образовательных учреждений Республики Карелия в создании воспитательных систем и организации воспитательного пространства.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconРеспублики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечная Ассоциация
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconРеспублики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 10 (17)
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconБиблиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconПравительство республики карелия распоряжение от 4 сентября 2007 г. N 320р-П
Республике Карелия, в целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и Программы...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Письмо Министерства образования РФ от 04. 2002 г. №13-51-28/13 о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в оу
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Письмо Министерства образования РФ от 04. 2002 г. №13-51-28/13 о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в оу
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия icon«Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 годы»
В соответствии с частью 3 статьи 4, частью 2 статьи 6 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года n 909-зрк «О бюджетных целевых...
Методические рекомендации по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия iconРеспублики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 19 (26)
Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница