Скачать 312.22 Kb.
|
по развитию воспитательного пространства в системе образования республики Карелия (2003-2004 годы) В современный период развития системы образования, характеризующейся усилением внимания к вопросам организации воспитательной деятельности ОУ, кафедра общей и социальной педагогики и психологии, отдел теории и методики воспитательных систем и дополнительного образования ГОУ ИПК РО предлагают к изучению и использованию в практической деятельности администрации, педагогов, специалистов системы образования РК данные методические рекомендации. Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001гг., утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.1999 №574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)» Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Принятые коллегией Минобразования РФ «Основные направления развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы» будут способствовать созданию условий для воспитания духовно-нравственного поколения, развития личности каждого ребенка, его познавательных, созидательных способностей, умеющего самостоятельно принимать ответственные решения, отличающегося гражданско-правовой профессиональной и бытовой культурой, владеющего навыками здорового образа жизни. Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-ФЗ, от 16.11.1997 №144-ФЗ, от 20.07.2000 №10203). В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности» обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Проблема воспитания, как известно, является предметом всестороннего общепедагогического, историко-педагогического, социально-педагогического анализа (Безродов В.Г., Беляева П. А., Бондаревская Е.В., Зимняя И.А., Караковский В.А., Корнетов Г.Б., Новикова Л.И., Рожков М.И., Селиванова Н.Л., Таланчук Н.М.). Необходимость создания новых по содержанию концептуальных подходов и концепций воспитания была вызвана политическими, экономическими, социальными переменами в стране. Были выделены определяющие эти концепции характеристики: - объект воспитания, - понятие воспитания, - цель воспитания, - основной механизм воспитания, - суть концепции, - теоретическая основа концепции. Анализ концепции воспитания, выполненный по основанию хронологии, показал, что:
Анализ практически всех созданных в последние годы концепций воспитания, показал, что наиболее общими, актуальными, доминирующими положениями в них являются следующие:
В качестве доминирующих понятий в концепциях последних лет, материалах и разработках авторы выделяют:
Концептуальные подходы реализуются в практике образовательных учреждений Республики Карелия в создании воспитательных систем и организации воспитательного пространства. |
![]() | Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | ![]() | Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 10 (17) Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... |
![]() | Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | ![]() | Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... |
![]() | Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Национальная библиотека Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный директор Библиотечной Ассоциации Республики... | ![]() | Правительство республики карелия распоряжение от 4 сентября 2007 г. N 320р-П Республике Карелия, в целях реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года и Программы... |
![]() | Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Письмо Министерства образования РФ от 04. 2002 г. №13-51-28/13 о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в оу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | ![]() | Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в оу. Письмо Министерства образования РФ от 04. 2002 г. №13-51-28/13 о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в оу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
![]() | «Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 годы» В соответствии с частью 3 статьи 4, частью 2 статьи 6 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года n 909-зрк «О бюджетных целевых... | ![]() | Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 19 (26) Лапичкова В. П., зам директора Национальной библиотеки Республики Карелия, исполнительный |