Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств




Скачать 59.66 Kb.
НазваниеМаркетинговые исследования рынка лекарственных средств
Дата08.10.2012
Размер59.66 Kb.
ТипИсследование




МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

А.Е. Белова, соискатель ученой степени кандидата экономических наук

Сибирский Университет Потребительской Кооперации, Новосибирск, belova_ae@mail.ru

В экономической литературе дано несколько определений понятия маркетингового исследования. Одним из наиболее удачных представляется определение Американской ассоциации маркетинга: маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов, а значит и производителя, с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга [5].

Исследование рынка проводиться с целью получения данных о рыночных условиях. Основные результаты исследования рынка – выявление ключевых факторов и прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций [6].

Результатом маркетинговых исследований может быть информация двух основных видов:

  1. Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо цели. Получается в ходе специального маркетингового исследования.

  2. Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей. Такая информация часто позволяет провести предварительный этап исследования [1].




  1. Структура рынка лекарственных средств

В настоящее время особый интерес представляет рынок лекарственных препаратов, как один из наиболее динамично развивающихся секторов в мировой экономике. Наблюдается расширение рынка лекарственных средств за счет обновления ассортимента, повышения качества продукции отечественных производителей и импорта. Поэтому объем информации о состоянии рынка лекарственных средств, собранный для различных целей, растет, и сведения постоянно обновляются.

Данные о динамике объема продаж на рынке были собранны ЦМИ компании «Фармэксперт». Так, например, оп их сведениям объем рынка России в 2007 г. составил 11,48 млрд долларов США, что на 6,79% больше, чем в 2006 г. В целом картина динамики объема рынка выглядит следующим образом [4]:



Рисунок 1 - Динамика объема рынка в ценах потребителя, млн. USD

(* – прогноз ЦМИ компании «Фармэксперт»)


В структуре рынка лекарственных препаратов можно выделить три основные составляющие: рецептурные, безрецептурные препараты и лекарства, отпускаемые за счет государственного обеспечения – ДЛО.

В западных странах основной бизнес сосредоточен на продаже рецептурных препаратов. В России, в силу особых экономических условий, наиболее быстрыми темпами развивается рынок препаратов, отпускаемых без рецепта врача. Его доля составляет уже более 50%, для сравнения: в США и европейских странах — 10-14% [3].

К 2007 году, сложилось следующее процентное отношение объемов лекарственных препаратов в структуре рынка:



Рисунок 2 – Структура рынка лекарственных средств РФ


  1. Формирование спроса на рынке лекарственных средств

Приступая к изучению конъюнктуры рынка товара, следует прежде всего определить активность некоторых факторов. В этих целях используется монографический метод, то есть изучение публикуемых в статистических и периодических изданиях экономических показателей характера и особенностей данного конкретного периода и прогнозов развития.

При формировании спроса на лекарственные препараты, также как и на другие товары, действует целый ряд факторов. Это могут быть:

  1. Факторы, характеризующие группы потребителей

    • социально-демографические,

    • географические,

    • экономические.

  2. Такие характеристики товара, как стоимость, свойства товара и представленность на рынке.

  3. Обеспечение продвижения товаров (информационное и рекламное) и имидж компании-производителя.

  4. Уровень потребностей покупателей.

  5. Культурные традиции и ценностные установки.

Однако, говоря о лекарственных средствах, нужно иметь в виду особенности формирования спроса, соответствующие только ему. Одной из таких особенностей, наиболее определяющих спрос, является – порядок отпуска лекарственных средств в аптеках. Они делятся на рецептурные и безрецептурные лекарства.

Спрос и на те, и на другие лекарственные средства формируется на уровне потребителей медикаментов (за исключением тех случаев, когда речь идет о лекарственном обеспечении за счет государственных источников финансирования – ДЛО).

Говоря о рецептурных препаратах необходимо иметь в виду, что потребность в этих лекарствах формируется врачами, выписывающими рецепты. Именно врачи определяют необходимость и целесообразность применения того или иного препарата, именно они решают вопрос о его полезности для потребителя. Сам больной включается в этот процесс на уровне формирования спроса: он соотносит полезность выписанных ему лекарственных средств со своими материальными возможностями и принимает окончательное решение об их приобретении.

Иначе дело обстоит с безрецептурными препаратами, когда определяющим звеном в формировании как потребности в них, так и спроса играет непосредственный потребитель лекарств. Спрос на безрецептурные препараты формируется под действием рекламы в средствах массовой информации, в аптеках и лечебных учреждениях. Рекомендация приема может исходить и от врача. Тем не менее, основную роль в этом процессе играет сам больной [2].

Таким образом, существование различий в формировании спроса на рецептурные и безрецептурные препараты является основной особенностью рынка лекарственных средств. В первом случае центральная роль в формировании спроса отводится врачам, во втором – непосредственным потребителям лекарственных средств.


  1. Производители на рынке лекарственных средств. Формирование предложения

Объем российского рынка лекарственных препаратов, по данным маркетингового агентства DSM Group, превысил в 2006 году 12 млрд. долларов. Вместе с этим и ассортимент обновляется и расширяется практически ежесезонно. В 2006 году были представлены лекарственные препараты 997 производителей. Тенденцией последних лет является увеличение количества российских производителей, в 2006 году их количество достигло 560. Несмотря на это, в ТОП-20 попали только 2 из них.

Лидером среди производителей является Sanofi-Aventis, второе место принадлежит Berlin-Chemie. Несмотря на достаточно скромный прирост стоимостного объема, данным фирмам удалось сохранить первые места в рейтинге производителей.

Благодаря тому, что в августе 2006 года “Фармстандарт” приобрел компанию “Мастерлек”, которой принадлежат патенты на торговые марки известных лекарственных препаратов, его позиции на рынке значительно укрепились. Данная сделка позволила занять “Фармстандарту” 3-е место в ТОП-е по итогам года, вместо 7-го места [7].



Рисунок 3 - Самые популярные производители лекарственных средств в России в 2006г.


Заключение

В современном мире для качественного удовлетворения потребительских требований и эффективного использования редких наличных ресурсов необходимо проведение глубокого анализа процессов, протекающих на рынке. Эффективность принятых управленческих решений, в условиях современного рынка, полностью зависит от объема коммерческой информации, которым располагает предприятие.

Для выработки стратегии любого предприятия необходимы серьезная проработка рынков продукции, изучение всех тенденций развития и технико – экономическое обоснование планируемых на предприятии изменений, однако это не возможно без проведения серьезных маркетинговых исследований.


Библиографический список

  1. Каменева Н.Г., Полякова В.А. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 439 с.

  2. Кирсанова Т.Г. Анализ состояния фармацевтического рынка России//Фарматека. – 1998. – № 1 – С.7 (С.6-15)

  3. Морозова Людмила, Лекарства на вырост / Морозова Л. // "Российская Бизнес-газета" – 2004. – № 477 / http://www.rg.ru/2004/09/21/lekarstva.html /

  4. Обзор рынка /http://www.pharmacychain366.ru/company/strategy/market-review/

  5. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 1999. – 80 с.

  6. Полторак В. А. Маркетинговые исследования: методы и технология.— Днепропетровск: Арт-Пресс,1998.— 136 с.

  7. Самые популярные производители лекарств в России в 2006г / DSM Group / http://rating.rbc.ru/article.shtml?2007/05/23/31490669

Похожие:

Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconТематика курсовых работ по дисциплине Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования как основа для принятия управленческих решений в условиях рынка
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconМаркетинговые исследования рынка вторичных ресурсов
Обзор рынка вторичных ресурсов Украины и стран ближнего зарубежья за период 2001 – 2003 годы
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconФальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств в соответствии со
...
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconПрадакса (дабигатрана этексилат) в республиканский формулярный список лекарственных средств
...
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconЗаявка на включение лекарственного препарата прадакса (дабигатрана этексилат) в республиканский формулярный список лекарственных средств
...
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconЗаявка на включение лекарственного препарата прадакса (дабигатрана этексилат) в республиканский формулярный список лекарственных средств
...
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconАктуальная тема actual problem вопросы этики в клинических исследованиях лекарственных средств
Доклиническая оценка лекарственных средств, полученных биотехнологическими методами
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconМетодические рекомендации для преподавателя 27 Тема Организация маркетинговых исследований 27 Тема Прикладные маркетинговые исследования 70 Изучение потребителя.
Маркетинговые исследования: учебно-методический комплекс / А. М. Ёлохов; ноу впо «Западно-Уральский институт экономики и права»....
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconПрограмма конференции «Клинические исследования лекарственных средств в Украине»
Клинические исследования как одно из основных направлений деятельности Государственного фармакологического центра мз украины
Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств iconПриказ 16 октября 1997 г. N 305 о нормах отклонений, допустимых при изготовлении лекарственных средств
С целью повышения качества лекарственных средств, изготовляемых в условиях аптек
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница