Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана




НазваниеВопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана
страница1/3
Дата08.10.2012
Размер0.53 Mb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Тема 1. Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана. Методы и методология изучения источников.

Цель лекции: дать соответствующие современному уровню развития исторической науки знания о сохранившихся комплексах исторических источников и методике работы с ними, воспринимая источник как памятник определенной исторической эпохи.

Вопросы к теме:

1. Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана.

2. Классификация источников истории Казахстана.

3. Методы и методология изучения источников.

Краткое содержание темы (тезисы):

Источники по истории Казахстана как научная дисциплина. Предмет, объект источниковедения Казахстана. Задачи, содержание курса. Роль и место изучения исторических источников в исторической науке Казахстана. Историография источниковедения. Взаимодействие понятий «уникальный источник», «массовый источник», «комплекс историчсеких источников». Проблемы становления и развития источниковедения истории Казахстана. Принципы классификации исторических источников по истори Казахстана.

Задания для самоконтроля: Составление схемы «Классификация (типология) источников», «Письменные исторические источники».


Литература: (Литература в отдельном файле)


Тема 2. Тюркоязычные народы степной полосы Евразии в повестях Древней Руси X- XII вв.


Цель лекции:

Вопросы к теме:

1. Известия русских летописей.

2. Русь, славяне и хазары.

3. Киевская Русь и печенеги, тюрки, половцы.

Краткое содержание темы (тезисы): Одним из важных исторических источников при изучении истории сопредельных народов с Русью является «Повесть временных лет». Она рассматривает происхождение русского народа, становление древнерусского государства, а также содержит весьма ценные сведения о тюркоязычных народах, столь необходимые для воссоздания истории этих народов. Текст указанной летописи, составленный Нестором, был переработан в 1116 г. монахом Сильвестром. В «Повести временных лет» имеется достаточный материал о хазарах, живших в VII-X вв. между Доном и нижним течением Волги (Итиль) и южнее, на территории вплоть до северных отрогов Кавказских гор.

Тюркские кочевые племена болгар занимали территорию Приазовья.

Печенеги выселившиеся с берегов Аральского моря, появились в причерноморских степях в начале Х в. Печенеги упоминаются в летописи и в XI в. в связи с их осадой Киева в 1036 г.

В летописи имеются ценные сведения о половцах – куманах-кыпчаках. Часть кыпчаков в начале XI в. переселилась с территории Казахстана и Западной Сибири в Приазовье и кочевьями доходила до Дуная. Кыпчаки кочевали также в степях Предкавказья и за Нижней Волгой. Они занимали преимущественно песчаную степную зону и поэтому соседи называли их куманами (кум – песок; люди песчаной местности) или половцами. У восточных народов земля, занятая кыпчаками, известна была под названием «Дешт-и-кипчакская». В «Повести временных лет» имеются довольно ценные сведения о «половцах». В «Повести» имеются данные, раскрывающие взаимоотношения Киевской Руси и куманов-кыпчаков, весьма сложные, порою драматические. Были и периоды, когда население Руси и Кыпчакской степи жило в мире и вступало в кровнородственные связи.

 В «Повести временных лет» имеется немало страниц, запечатлевших военные столкновения древнерусской народности и кыпчаков, охватывающих относительно большой хронологический период – с 1015 по 1109 гг.

В «Повести временных лет» содержатся сведения о вступлении русских князей и кыпчакских ханов в кровнородственные отношения. Взаимоотношения Древней Руси и половцев раскрывает также «Летописная повесть о походе князя Игоря» из Ипатьевской летописи, которая раскрывает события 1183-1185 гг.


Задания для самоконтроля:

  1. Каковы характерные особенности летописных сочинений? Установите отличия между понятиями «летопись», «летописная редакция», «летописный список», «летописный свод».

  2. Дайте характеристику «Повести временных лет» (авторство, время составления, источники, структура, концептуальные идеи, характеристика событий и деятелей).


1. В «Повести временных лет» какие имеются ценные сведения о «половцах»?.

2. Охарактеризуйте военные столкновения древнерусской народности и кыпчаков по «Повести временных лет»?.

Литература: (Литература в отдельном файле)


Тема 3. Персидские источники XШ- XV вв.


Цель лекции:

Вопросы к теме:

1. Труд Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих» как источник по истории Казахстана периода монгольского владычества.

2.Племена Казахстана и Средней Азии в трудах персидского ученого Рашид-ад-дина.

3. Значение сочинения персидскорго историка Гардизи «Зайн ал-ахбар».


Краткое содержание темы (тезисы):

Наиболее важным источником по истории монгольских завоеваний в сложившейся политической и социально-экономической обстановке является труд Рашид-ад-дина (1247-1318 гг.), служившего везиром у монгольских ханов в Иране. В Персии составление истории монголов было поручено Газан-ханом (1295-1304 гг.) Рашид-ад-дину.

Ученый-энциклопедист, крупный государственный деятель, Рашид ад-дин автор нескольких сочинений, из которых особую ценность представляет «Сборник летописей», две части которого (из трех) дошли до нашего времени. В первой части – история монголов, Чингисхана и созданных монголами государств (до 1304 г.), во второй – всеобщая история. С источниковедческой стороны обе части вызывают особый интерес, так как автор пользовался документами архива монгольских ханов, написанными на монгольском языке, и монгольским письмом, которые ранее никому не давали для прочтения. Рашид-ад-дин сделал смелую попытку создать «Всеобщую историю» известных тогда стран и народов, использовав с этой целью свидетельства разных ученых – китайских, персидских, арабских, европейских и т.д.

Профессора С.Д. Асфендияров и П.А. Кунте приводят отрывки из работы Рашид-Эддина (как они его именуют) «История монголов», переведенной на русский язык И. Березиным и опубликованной в 1888 г. В одном из отрывков рассказывается о войне Чингис-хана с найманским правителем Буюрук-ханом и меркитами, происходившей в 1206 г. на побережье Иртыша, где жили найманы.


Задания для самоконтроля:

1. Приведите отрывки о войне Чингис-хана с найманским правителем Буюрук-ханом и меркитами, происходившей в 1206 г. на побережье Иртыша, где жили найманы?.

Литература: (Литература в отдельном файле)


Тема 4. Арабские и тимуридские источники по истории Казахстана XIV в. (Ибн-Батута, ибн-Арабшах, ибн-Халдун, Шереф-ад-дин Али).


Цель лекции: Выработать конкретные навыки при работе над историческими источниками

Вопросы к теме:

1. Сочинение арабского путешественника ибн-Батута как источник при изучении истории Казахстана.

2. Арабские источники по истории Казахстана XIV в. ( ибн-Арабшах, ибн-Халдун ).

3. Тимуридские источники по истории Казахстана (Шереф-ад-дин Али).

Краткое содержание темы (тезисы):

Ибн-Батута (1302/1304-1377), известный арабский путешественник, происходил из Марокко, посетил Дашти-Кипчак в первой половине XIV в. Его маршрут лежал от Крыма через Сараи на Волге, Сарайчик на Яйке (Урал) и Устерт (Усть-Урт) до Хорезма. В то время власть Золотой Орды признавала большая часть Дашти-Кипчака. «Дашти-Кипчак имеет пространство в шесть месяцев пути, из них пространство около трехмесячного пути находится под властью хана Мухаммед-Узбека, остальными распоряжаются другие». Он описал кибитки на телегах. В своем сочинении «Тухфатуль анзар фи гараибль амсар уа ажаибль асфар» путешественник называет население Дашти-Кипчака тюрками. Он характеризовал их скотоводческое хозяйство.

Ибн-Батута был принят Узбеком, правителем Золотой Орды. Арабский путешественник обратил внимание на то, что одним из основных занятий населения Дашти-Кипчака было коневодство.

В сочинении арабского путешественника рассматривается и положение женщин в обществе.

Ибн-Батута дает сведения о налогах, взимаемых с купцов.

Ибн Батута (Ибн-Баттута) после возвращения из Средней Азии и Дашти-Кипчака рассказы о своих путешествиях продиктовал секретарю марокканского султана и их можно рассматривать как отчет о его деятельности в Золотой Орде и Хорезме. Записки Ибн-Баттуты являются одним из достоверных, значительных исторических источников, содержащие ценные сведения об этнографии и хозяйственно-культурно-бытовой жизни населения Дашти-Кипчака.

«Ажайбуль макдур фи ахбари Тимур» арабского историка Ибн-Арабшаха, который был переселен Тимуром в качестве пленника из Сирии в Самарканд, где он путешествовал по Средней Азии, и умер в 1455 г. в Сарае. Ибн-Арабшах знал персидский и тюркский языки. Он написал на арабском языке сочинение, где отразил одно из сражений Токтамыша с Тимуром, которое произошло около Туркестана.

Ибн-Халдун – знаменитый арабский историк, родился в Тунисе в 1332 г., умер в Каире в 1406 г. Он жил в Испании и в Каире, где занимал должность верховного судьи. Его сочинение «Китаб-ульабр» («Книга примеров») посвящено истории мусульманских стран. Первая часть этой книги содержит много глубоких и для того времени весьма передовых мыслей об истории как науке. Ибн-Халдун сообщает, что «между рекой Шаш и оконечностью горы Жибрагун находится город Фараб; между Фарабом, Бухарой и Хорезмом есть пустыня. На краю этого отдела с северной и восточной стороны находится земля Хужандынская. В ней города Санжаб и Тараз.

Знаменитый историк эпохи Тимур Шереф-ад-дин (Шерафеддин а Язди) Али. Историческое сочинение Шереф-ад-дина «Зафар-намэ» («Книга побед») является второй редакцией официальной истории Тимура. Автор в качестве источников использовал составленные при жизни Тимура и по его приказанию описания его походов, а также стихотворную хронику на тюркском языке.

Одним из прямых источников по истории Тимура, хронологически ранним, для автора «Зафар-намэ» служил «Дневник похода Тимура в Индию» Гияс-ад-дина Али; другим источником, целиком обработанным при составлении «Книги побед», является первая редакция официальной истории Тимура «Зафар-намэ» Низам-ад-дина Шами105. Шереф-ад-дин как историк Тимура раскрывает победоносные походы Тимура, и в том числе в пределы владений Тохтамыша, хотя автор, видимо, не был очевидцем этих походов. Сочинение было написано на персидском языке. В разделе указанного сочинения «Покровитель мира идет в степи Кипчака» рассматриваются ход подготовки похода Тимура против Тохтамыша, прием его послов в ставке Тимура и вторжение войск Тимура в пределы кипчакской степи.

Задания для самоконтроля:1.Каково значение сочинения Ибн-Батута как источника при изучении истории Казахстана?

2. Приведите из сочинения Шереф-ад-дин Али отрывки описания похода Тимура против Токтамыша?

Литература: (Литература в отдельном файле)


Тема 5. Казахи и казахское государство в источниках XV- XVI вв.


Цель лекции: Выработать конкретные навыки при работе над историческими источниками

Вопросы к теме:

1.Казахи и казахское ханство в трудах азиатских авторов (Абд-ар-Раззах, Хондемир, Рузбахани, Абдаллах Бен Али, Мухаммед-Бабур, Мухаммед Хайдар, Махмуд Шарас, Утемиш-Хаджи, Искандар Мунши).


Краткое содержание темы (тезисы):

Источники по истории Средней Азии и Казахстана в большей степени представлены сочинениями на персидском, таджикском и узбекском языках.

Источником по истории Средней Азии и соседних стран служит труд Абд-ар-раззака (1413-1482 гг.). В исторической хронике «Место восхода двух счастливых звезд и место слияния двух морей» даны описания истории монголов, Тимура и Тимуридов с 1304 по 1471 гг. на основе более ранних источников и дополненный материалами собственных наблюдений.

Хондемир, сын великого персидского историка Мирхонда, по другим данным внук Мирхонда (умершего в 903 (= 1498) г.)4 является автором классического труда по всеобщей истории «Хабиб-ас-сияр». Хондемир, излагая историю Мухаммед Шейбани-хана, сообщает, что он около Сабрана был разбит на голову тамошним владельцем Иранджи-ханом, сыном Джанибек-хана.

Рузбахани, современник Шейбани, оставил интересные сведения о казахах несмотря на то, что он как улем зависимой страны от Шейбани писал работу о завоевательных походах Шейбани-хана. Рузбахани в своем произведении «Мехмана-наме-и-Бухара» пишет, что из Мауранахра от всех султанов, в частности, от Убайдуллы-султана поступили донесения, в которых сообщалось о вторжении большого скопища казахов, среди которых были сын Джаныш-султана Ахмед-султан, много казахских батыров и др. султанов.

«Казахские ханы, – отметил Рузбахани, – тоже происходят от Джучи-хана, они тоже многочисленны. В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из узбеков.

Рузбахани описал кочевья казахов, нравы и верования их. Он также дал характеристику Туркестанским городам.

Абдаллах бен Мухаммад бен Али Насраллахи был современником Мухаммад Шайбани-хана, служил тимуридам. Он написал сочинение, названное «Зубдат ал-асар» – «Сливки летописей» или «Полное собрание хроник». «Зубдат ал-асар» написано на чагатайском (староузбекском) языке. Сохранилось два списка: Санкт-Петербургский, который доводит изложение событий до 1525 г., и Ташкентский, в котором изложение событий обрывается на смерти Мухаммад Шайбани-хана, т.е. доводится до 1510 г.».

Материал по истории казахов содержится в разделе о шайбанидах. Насраллахи (Насруллахи – С.Д. Асфендияров, П.А. Кунте) рассказывает о походе (о последнем – И.С.) Шайбани-хана на казахов, который закончился поражением войск Шайбани-хана.

Захир ад-дин Мухаммед Бабур (1483-1530 гг.) оставил богатое литературное и научное наследие. Он является автором замечательного произведения «Бабур-наме». Это историческое произведение, написанное на узбекском языке, завершено в Индии и носит в основном автобиографический характер и отражает историю народов Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV-начале XVI вв. Бабур был талантливым полководцем, государственным деятелем, основателем обширной империи Бабуридов в Индии, просуществовавшей более трех веков, до начала 19-го столетия. Заслуга Бабура как историка, этнографа, мемуариста, географа, писателя, поэта, деятеля искусства, культуры и науки признана мировой востоковедческой наукой.


Все события, протекавшие на рубеже XV-XVI вв. в Средней Азии, Афганистане и в Индии, нашли отражение в «Бабур-наме». В основном этот труд посвящен описанию деятельности Бабура, его военных походов, удач и неудач, изложению всех перипетий его богатой приключениями жизни.

«Тарих-и Рашиди» – «Рашидова история» написана мирзой Мухаммед Хайдаром доглатом (1499/1500-1551 гг.). В работе В.П. Юдина дан подробный анализ сочинению «Тарих-и Рашиди», а также содержатся сведения об авторе этого произведения.  

«Тарих-и Рашиди» – исторический труд, получивший широкую известность на мусульманском Востоке. Имеется несколько переводов «Тарих-и Рашиди», которая была написана на фарси, на староуйгурский язык и другие тюркские языки. В 1999 г. к 500-летию Мухаммед Хайдар доглата ташкентский перевод «Тарих-и Рашиди» на русском языке был переиздан в Алматы с некоторыми дополнениями казахстанскими учеными Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова НАН РК М.К. Козыбаевым и К.А. Пищулиной, которые снабдили его обстоятельным предисловием «Мирза Мухаммед Хайдар о казахах и казахской государтсвенности».

«Тарих-и Рашиди» традиционно привлекается при изучении истории не только Средней Азии, казахского народа и Казахстана, кыргызов и Кыргызстана, но и при освещении истории Восточного Туркестана и уйгурского народа.

Источником для написания «Тарих-и Рашиди» послужили многочисленные сочинения на персидском, тюркском и арабском языках. Вторым, но не менее важным источником, а, пожалуй, даже более серьезным для автора были устные рассказы, легенды и предания, бытовавшие среди могулов.

«Тарих-и Рашиди» состоит из двух частей (дафтар), вторая из которых записана ранее первой. Последняя дата, содержащаяся в первой части – 3 марта 1546 г., а во второй – 1541/42 г. Первая из частей содержит историю ханов Могулистана, начиная в основном с Туглук-Тимур-хана, могулов, Могулистана и особенно историю Кашгарии и правления в ней его предков – эмиров племени доглат, а также собственную историю автора. Вторая часть является собственно мемуарами, в которых автор рассказывает в основном о себе. В какой-то мере первая и вторая части перекликаются. Можно также сказать, что «Тарих-и Рашиди» – это история доглатов, родного племен мирза Хайдара35.

Работа Мухаммед Хайдара «Тарих-и Рашиди» содержит сведения о казахах, их владельцах, причине, почему им дано имя казах, и об образовании казахского ханства.

Мухаммед Хайдар (Хайдер) в своем сочинении в нескольких местах приводит сведения о Касим-хане.

Мухаммед Хайдар не соблюдает ни хронологическую, ни тематическую последовательность в изложении истории казахов. Рассказывая о Буйдаш-хане, переходит к Касым-хану, затем упоминает о Бурундуке, Касыме и снова рассказывает о Тагире и т.д.

Мухаммед Хайдар, рассказывая о походе Касым-хана на Ташкент, дает дополнительные сведения о Касым-хане

Тюркоязычное историческое сочинение «Чингиз-наме» («Чингизова книга») написано в первой половине XVI в. Автор – Утемиш-хаджи ибн Маулана Мухаммад Дости. «Чингиз-наме» написан по поручению шайбанида Иш-султана (убит в 965/1558 г.). «Чингиз-наме» написано в основном на материале преданий и устной информации.

Первые сведения о «Чингиз-наме» и его авторе дает Е. Каль в 1889 г. в каталоге «Персидские, арабские и тюркские рукописи Туркестанской публичной библиотеки». – Ташкент, 1889. – № 80б.

Большой вклад в изучение «Чингиз-наме» внес видный казахстанский востоковед В.П. Юдин. Сочинение Утемиш-хаджи «Чингиз-наме» было использовано ученым В.П. Юдиным как один из основных источников при написании ряда работ, посвященных истории Казахстана XIV в. Работа Утемиша-хаджи охватывает время правления Чингиз-хана и чингизидов – XIII-XIV вв. и содержит сведения о ханах Золотой Орды, начиная с Бату-хана и кончая приходом к власти Тохтамыш-хана (1380-1395 гг.).

Хафиз-Таныш, современник бухарского хана Абдуллы (умер в 1598 г.), написал сочинение «Абдулла-наме» на персидском языке. В сочинении излагаются совместные действия Абдуллы и казахских ханов против ташкентского правителя Баба-султана.

Изложение событий 1580 г., происходивших с апреля по июнь, свидетельствует, что эти события были трагическими для казахского хана Хак-Назара и казахских султанов.

Сочинение Искандара Мунши «Тарих-и-аламара-йи Аббаси» («Мироукрашающая Аббасова история») состоит из трех томов. В некоторых источниках автора именуют Искандар-бек, Искандар-бек Туркман, по прозвищу Мунши.

Сведения Искандара Мунши о казахах представляют исключительный интерес для истории Казахстана, а также для Средней Азии при последних шайбанидах и первых аштархандах. Поводом к выступлению Тауекел-хана против бухарского правителя Абдуллы послужила ссора Абдаллаха со своим сыном Абд ал-Мумин-ханом. М.Х. Абусеитова, Ю.Г. Баранова, ссылаясь на труд Искандара Мунши, сообщают, что военное столкновение между войском Абдуллы и Тауекел-хана произошло в местности, расположенной между Ташкентом и Самаркандом. «Войску Абдаллаха было нанесено жестокое поражение».


Задания для самоконтроля:1.Каково значение сочинения Кадыргали Хошум Жалаир как источника при изучении истории Казахстана?

2. Казахи и казахское ханство в трудах азиатских авторов (Утемиш-Хаджи, Искандар Мунши).

Литература: (Литература в отдельном файле)


  1   2   3

Похожие:

Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconУчебное пособие для студентов заочных отделений гуманитарных факультетов вузов минск, 2000
Объект и предмет источниковедения. Классификация исторических источников. История источниковедения
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconТекст Предварительные замечания
В статье рассматриваются результаты теоретического осмысления на новом уровне роли вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения...
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconМетодика обучения истории Предмет и задачи курса. Его место в системе общественных и педагогических наук
Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо изучать историю. Предметом методики является педагогический процесс обучения...
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconИндустриальное развитие Казахстана во второй половине ХХ начале ХХI веков (историко-модернизационный аспект)
Работа выполнена в отделе Истории Казахстана советского периода Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова кн мон рк
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconРеферату по трудам
Проблемы и задачи геологической науки Казахстана в условиях рыночной экономики. // Геология Казахстана. 2001. №3-4
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconРеферату по трудам
Проблемы и задачи геологической науки Казахстана в условиях рыночной экономики. // Геология Казахстана. 2001. №3-4
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconВопросы к экзамену Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии
Проблемы конфликтологии в зарубежной психологии. Периодизация истории отечественной конфликтологии
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconЛекции по курсу истории Отечества
Семинар №1. Введение. Древнейшее время на территории России Вопрос №1. Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет...
Вопросы к теме: Предмет и задачи источниковедения истории Казахстана iconРеспублики Казахстан Международная образовательная корпорация казахская головная архитектурно-строительная академия
Казахстана к России; история развития Казахстана в составе Российской империи; Казахстан в новейшее время, включая дореволюционный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница