Скачать 130.25 Kb.
|
![]() УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2009 УТВЕРЖДЕНО кафедрой рекламы и связей с общественностью С о с т а в и т е л ь – д-р полит. наук, проф. С.А. Шомова Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С.А. Шомова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 9 с. Подготовлен на факультете журналистики © Шомова С.А., 2009 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫКлассическое высшее образование в области журналистики и рекламы, имеющее достаточно длительные традиции в нашей стране, предполагает знакомство студентов не только с прикладными дисциплинами, важными для овладения профессией, но и с курсами, хоть и не имеющими прямой прагматической ценности, но являющимися необходимым культурным «фоном» для серьезной профессиональной деятельности, обогащающими творческую палитру специалиста в области коммуникаций. К числу таких предметов относится и курс истории рекламы, позволяющий будущим журналистам, рекламистам и пиарщикам зримо представить себе вехи становления рекламной деятельности, осмыслить рекламу как культурный и коммуникативный феномен – во всей полноте и многообразности его проявлений. Целью изучения дисциплины, таким образом, является знакомство студентов с генезисом рекламной деятельности, с культурно-историческими традициями рекламы разных стран и эпох. Среди задач предлагаемой дисциплины ведущими можно назвать следующие:
Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, курс включает современные формы обучения в высшей школе – деловые игры, тренинги, дискуссии, позволяющие развить креативные возможности студентов, расширить их культурный багаж и активизировать их познавательную активность. По итогам курса возможна не только сдача обязательного зачета, но и написание курсовой работы. ПРОГРАММАТема 1. Истоки рекламной коммуникации (4 часа) Понятие рекламы. Феномен проторекламы, его сущность и основные разновидности. Основные коммуникативные функции знаков – сигнальная и демонстративная. Самоидентификация и самопрезентация в истории культуры. Роль символизации в становлении рекламной деятельности. Демонстративная символика сообществ. Формы демонстративного поведения в истории культуры. Престижная протореклама. Знаки авторства. Знаки собственности. Роль проторекламы в становлении рекламной коммуникации. Тема 2. Реклама в античном обществе (4 часа) Возникновение культуры урбанизма. Основные информационные центры античного полиса. Социальные факторы формирования рекламы. Процесс выделения рекламы из проторекламных текстов. Устная реклама античности. Роль института глашатаев в становлении устной рекламы. Жанровые варианты устного рекламирования в античном городе. Предметно-изобразительная реклама античности. Виды вывесок и их роль в жизни античного города. Варианты письменной рекламы: римская протогазета, альбум, граффити. Основные направления античной рекламы. Торговая реклама. Политическая реклама. Появление выборных технологий. Элементы конфессиональной рекламы. Реклама зрелищ (афиша). Попытки регулирования рекламного процесса в античности. Тема 3. Реклама в эпоху Средневековья (2 часа) Историко-культурные особенности Средневековья; его деление на периоды. Конфессиональная реклама раннего Средневековья. Институт городских глашатаев и их рекламные функции. Рекламная деятельность герольдов. Фольклорные виды устной рекламы Средневековья: «крики улиц», реклама стационарных зазывал, устная реклама ярмарок. Изобразительная реклама развитого Средневековья. Развитие вывесок. Торговая и цеховая эмблематика. Демонстративные цеховые акции. Проблема саморегулирования цеховой рекламы. Гербы городов и государств. Предплакатные жанры рекламы. Тема 5. Реклама Нового времени в Европе и Североамериканских колониях (4 часа) Новая информационная революция – изобретение книгопечатания. Появление новых рекламных жанров. Титульный лист как рекламный жанр. Изобразительная реклама эпохи. Развитие вывесок. Печатные афиши. Типографские эмблемы и экслибрисы. Начало журналистики в Европе. Деятельность информационных бюро. Начало газетной рекламы и соперничество рекламных изданий. Начало комплексных рекламных кампаний. Североамериканская реклама колониального периода. Проблемы надувательской рекламы. Попытки осмысления недостатков рекламной деятельности. Тема 6. Развитие западноевропейской рекламы в XIX веке (4 часа) Перелом в рекламных коммуникациях. Ведущие векторы развития рекламы в различных европейских странах. Реклама Англии. Новации в рекламе. Подвижные рекламные приспособления. Специализация рекламы в английской прессе и начало иллюстрированной газетно-журнальной рекламы. Реклама Франции. Лидерство в жанре многоцветного плаката. Реклама Германии. Основные направления развития рекламных процессов. Торговые приманки в рекламе. Развитие жанра витрины. Выставки как общеевропейский рекламный жанр. Тема 7. Североамериканская реклама в XIX – начале XX веков (4 часа) Обретение независимости США. Рекламные новации в стране в середине XIX века. Рекламные процессы в XIX – начале XX веков. Американская реклама перед Первой мировой войной. Появление упаковки. Ее рекламная роль. Комплексные рекламные кампании в США. Разнообразие рекламных приемов и способы их регулирования. Проблемы достоверности рекламы. Тема 8. Начало российской рекламы: от Средневековья к Новому времени (4 часа) Протореклама в России. Начало рекламных процессов в стране. Истоки устного рекламирования. Ярмарочная реклама в России, ее специфика и виды. Реклама стационарных зазывал. Российская изобразительная реклама. Лубочные традиции в российской рекламе. Начало живописных и рукописных вывесок. Начало печатных афиш. Конклюзия. Начало печатной рекламы в России. Рекламные летучие листки. Реклама в российских газетах XVIII века. Суплемент. Рекламные проявления в народных зрелищах и торжественных шествиях эпохи. Прообразы политической рекламы в перфомансах. Тема 9. Российская изобразительная реклама в XIX – начале XX веков (4 часа) Эволюция лубочного творчества. Афиша и вывеска в XIX – начале XX веков. Разновидности афиш. Варианты российских вывесок. Малые изобразительные формы рекламы в России. Рекламная открытка. Вкладыши. Этикетки и фантики. Плакатная реклама в России на переломе веков. Мастера русского рекламного плаката. Начало фоторекламы в России. Российские выставки как синтетический рекламный жанр. Тема 10. Реклама в российской прессе XIX – начале XX веков (2 часа) Рекламные процессы в прессе начала XIX века. Коммерциализация прессы и ее влияние на развитие рекламной деятельности. Пресса в пореформенный период (60–80-е годы XIX века). Реклама в прессе этого времени, ее содержательные и оформительские аспекты. Реклама в прессе на рубеже веков. Специфика журнальной рекламы в России. Начало аналитического обобщения рекламной практики в России. УЧЕБНЫЕ задания к семинарским занятиямТема 1. Существование проторекламных процессов и форм в коммуникациях XXI века (семинар-дискуссия) Данное занятие представляет собой дискуссионный обмен мнениями по поводу существования «маргинальных» форм самопрезентации и рекламы в современной культуре. Семинар базируется на обсуждении подготовленных студентами сообщений по поводу таких спорных, неоднозначных форм самопредъявления себя обществу, как татуировка, пирсинг, ношение культовых предметов (талисманов, оберегов) и т. д. Вопросы для обсуждения
Литература Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. – М., 1999 или другие издания. Веблен Т. Теория праздного класса. – М., 1984. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М., 1994. Тема 2. Развитие западноевропейской рекламы: от античности до Нового времени (игровой семинар) Целью этого занятия является, прежде всего, повторение и закрепление обширного массива знаний в игровой форме. Разделившись на творческие группы, студенты должны составить план «рекламной кампании», основываясь на знании специфики и методов рекламирования, свойственных определенному периоду. Задания меняются от года к году, но условные названия «исторических рекламных кампаний» могут быть, например, такими: «Выборы эдила Помпей» (античность); «Продажа вина с новых виноградников на юге Франции» (Средневековье); «Открытие кофейни в Лондоне» (Новое время). Вопросы для обсуждения
Литература Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. – М., 1999 или другие издания. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1999. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. – Екатеринбург, 2000. Сергеенко М.Е. Помпеи. – М.; Л., 1949. Тема 3. Мастера французского рекламного плаката (семинар-конференция) Семинар представляет собой классическую конференцию, доклады на которой посвящены жизненному и творческому пути выдающихся мастеров французского рекламного плаката XIX века – Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена, А. Мухи и других. Подобная конференция позволяет расширить представления студентов о взаимовлиянии высокого искусства и массовой культуры, повысить эрудицию участников семинара не только в области истории рекламы, но и в сфере истории искусства, теории живописи. Вопросы для обсуждения
Литература Тугендхольд Я.А. Плакат на Западе // Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. – М., 1987. Жизнеописания и альбомы репродукций Ж. Шере, Т. Стейнлена, А. Тулуз-Лотрека, А. Мухи различных изданий. Тема 4. Новые формы печатного рекламирования в американской рекламе XIX века (аналитический семинар) Задача этого семинара – проследить генезис и проанализировать специфику становления в американской культуре таких важных форм рекламы, как упаковка, этикетка, товарный знак. Вопросы для обсуждения
Литература Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. – М., 1999 или другие издания. Веркман К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. – М., 1986. Павлинская А.П. Товарный знак. – Л., 1974. Хайн Т. Все об упаковке. – СПб., 1997. Тема 5. Традиции народной культуры в российской устной и изобразительной рекламе (заключительный семинар) Будучи посвящен не западной, как предыдущие, а российской рекламной истории, данный семинар может включать в себя элементы повторения и закрепления материала, дискуссии, конференции, деловой игры. Главная его задача – обозначить тесную взаимосвязь развития рекламных процессов с культурными традициями страны, показать влияние на становление рекламы в России народной культуры. Вопросы для обсуждения
Литература Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. – М., 1999 или другие издания. Иванов Е. Меткое московское слово. – М., 1989. Народная гравюра и фольклор в России XVII–XIX веков. – М., 1976. Народная картинка XVII–XIX веков. Материалы и исследования. – СПб., 1996. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988. Реклама и журналистика: культурная эволюция / Под общ. ред. С.А. Шомовой. – М., 2009. Темы рефератов и курсовых работ
литератураУченова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. – М., 1999 или другие издания. Ученова В.В. Философия рекламы. – М., 2004. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? – М., 2008. Реклама: культурный контекст / Под общ. ред. Т.Э. Гринберг, М.В. Петрушко. – М., 2003. Реклама и журналистика: культурная эволюция / Под общ. ред. С.А. Шомовой. – М., 2009. |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент рекламы Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент рекламы» / сост. Г. С. Заика. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010. – 8 с |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им.... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое и этическое регулирование современной рекламы и Паблик Рилейшнз» / автор-сост.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика»: Для студентов факультета журналистики. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. –... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины блоггинг новый вид интернет-журналистики Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Блоггинг – новый вид интернет-журналистики» / сост. А. А. Семин. — М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с |