Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена




НазваниеМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
страница1/6
Дата08.10.2012
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации

по подготовке к сдаче кандидатского экзамена

«История и философия науки»


1. Работа над рефератом по курсу «История науки».

Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки».

1.1. Этапы работы над рефератом

1.1.1. Выбор темы реферата должна отвечать некоторым общим требованиям:

выбор темы начинается с изучения списка примерных тем реферата, изложенных в данном методическом пособии, или примерных программ по истории науки (имеются программы по истории основных естественных и социально-гуманитарных наук), утвержденных ВАК Министерства образования и науки РФ;

выбор темы должен быть обдуманным и должен отвечать личным научным интересам аспиранта;

тема реферата должна быть актуальной;

не допускается выбор несколькими аспирантами одинаковых тем;

работа должна содержать зачатки важной теоретической проблемы по истории науки в рамках научной специальности послевузовского образования, по которому аспирант проходит обучение;

тема реферата должна иметь конкретную направленность на тему кандидатской диссертации.

1.1.2. Тема реферата согласовывается аспирантом с научным руководителем и утверждается на кафедре философии. Для этого необходимо написать заявление по установленному образцу и сдать в отдел аспирантуры для последующего утверждения на кафедре философии (или сдать уже готовый или черновой вариант реферата на кафедру философии) не позднее 1 марта текущего учебного года.

1.1.3. Работа с литературой. Следующим этапом в написании реферата является работа с литературой, эта работа предусматривает:

изучение первоисточников, методической литературы, периодических философских и науковедческих изданий, научных исследований;

отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов;

группировка отобранного материала.

Аспирант ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе библиотеки, а также при необходимости в сети Internet.

1.1.4. Составление плана. После ознакомления с литературой аспирант составляет план реферата. План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. Это своеобразный логико-методологический скелет произведения. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

По форме членения планы могут быть подразделены на простые и сложные. Составляется он обычно по историческому или проблемно-логическому принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого – к настоящему), второй – изучение нескольких явлений (проблем) и логико-методологических и теоретических связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-исторического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.

Этот план по мере накопления материала может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно.

1.1.5. Изучение собранного материала. Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное, следует сжато, в виде тезисов сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки также нужно записывать, но лучше их записывать на свободном поле листа конспекта, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом.

Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем аспиранту предстоит сконструировать из наработанного конечный вариант реферата.

1.1.6. Написание реферата. Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию реферата.

Не рекомендуется в реферате ставить предельно широкие проблемы (даже если они так сформулированы в примерной тематике рефератов), что неминуемо приведет работу к нежелательному схематизму, поверхностности.

Целесообразно исследовать какой-либо аспект выбранной проблемы со всей возможной глубиной и обстоятельностью. Это будет соответствовать основной задаче экзамена по курсу «История и философия науки» и способствовать сознательному выбору методологии научного исследования при написании кандидатской диссертации.

Реферат должен содержать следующие структурные компоненты.

Титульный лист. Он оформляется печатным шрифтом или набранным на компьютере и содержит в себе информацию: название учебного заведения, кафедры, темы работы, фамилию и инициалы магистра, номер группы, фамилию, инициалы и ученые академические звания научного руководителя, название города, в котором находится учебное заведение, а так же год написания работы.

Образец оформления титульного листа реферата по истории науки

ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА ХИМИИ


Реферат по истории науки


на тему

«Химическая революция А. Лавуазье»


аспиранта дневной формы 1 года обучения

Иванова Сергея Николаевича


Научный руководитель:

доктор химических наук, профессор

Коновалов Иван Федорович


Рецензент


__________________________________________

(заполняется преподавателем кафедры философии,

проверяющим данный реферат)


БЕЛГОРОД, 2009

Оглавление. В оглавление должны быть указаны основные разделы реферата (главы), а в необходимых случаях и подразделы (параграфы). Все пункты плана сопровождаются указанием на соответствующие страницы работы.

Введение. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, поставлены цели и задачи исследования, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа, здесь дается краткая характеристика использованной литературы, где демонстрируется полнота освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

Основная часть. В этой части работы полно и логически последовательно раскрывается тема реферата. Этот раздел должен быть поделен на главы, которые, в свою очередь, могут делиться на параграфы. Каждый раз­дел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Все главы должны быть сопоставимы друг с другом по объему и не должны превышать 10 страниц.

Заключение. В заключении сводятся воедино выводы, сделанные ранее по каждой главе или параграфу, и оно содержит, таким образом, общие выводы автора по изучаемому вопросу. Написание выводов - ответственный этап работы. Требуется, чтобы они не носили общего характера, а были краткими, конкретными, аргументированными. Так же в заключении дается авторская оценка и говорится о перспективах развития проблемы. Здесь не допускается повторение содержания введения и основной части реферата. Заключение, как правило, не должно превышать 1-1,5 страниц

Список литературы. Дается в соответствии с основными правилами библиографического описания и в порядке цитирования. Рекомендации по оформлению списка литературы рассмотрены далее в методических реко­мендаций и в приложении к ним.

Основные требования к оформлению реферата

Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х 210мм).

Текст работы должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman (14 пунктов) через 1,5 интервала.

Абзацный отступ 10 мм.

Текст работы печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее - 1,5 см, нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, аспирант может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.

Заголовки структурных компонентов работы печатаются заглавными буквами симметрично тексту (оглавление, введение); они выделяются жирным шрифтом без изменения размера и типа шрифта; заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице; названия глав и параграфов располагаются посередине строчки, в которой они находятся; заголовки глав и параграфов пишутся без кавычек; после заголовков глав и параграфов никакие знаки препинания не ставятся.

Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы в правом верхнем углу без точки в конце. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц.

Каждая глава, введение, заключение оглавление, список литературы начинаются с новой страницы.

Повествование ведется от третьего лица. Например: «Целью нашего исследования является...». «В процессе написания реферата мы пришли к следующим выводам...».

В случае цитирования материала, перефразирования отдельных положений необходимо сделать подстрочную ссылку на источник.

Объем реферата должен быть не менее 20-25 страниц (но не превышать 35-40 страниц).

1.1.7. Сдача и проверка реферата. Выполненную работу аспирант сдает на кафедру философии не позднее 20 марта текущего учебного года. Реферат проверяется профессором или доцентом кафедры философии, участвующим в приеме кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки». Зачет по реферату является допуском к сдаче кандидатского экзамена.

2. Примерная тематика рефератов

История математики

1. Периодизация истории математики А.Н. Колмогорова с позиций математики конца XX в.

  1. Математика Древнего Египта.

  2. Математика Древнего Вавилона.

  3. Знаменитые задачи древности (удвоение куба, трисекция угла, квадратура круга) и их значение в развитии математики.

  4. Апории Зенона в свете математики XIX - XX вв.

  5. Аксиоматический метод со времен античности до работ Д. Гильберта.

  6. Теория отношений Евдокса и теория сечений Дедекинда (сравнительный анализ).

  7. Интегральные и дифференциальные методы древних в их отношении к дифференциальному и интегральному исчислению.

  8. «Арифметика» Диофанта в контексте математики эпохи эллинизма и с точки зрения математики XX в.

  1. Теория конических сечений в древности и ее роль в развитии математики и естествознания.

  2. Открытие логарифмов и проблемы совершенствования вычислительных средств в XVII - XIX вв.

  3. Рождение математического анализа в трудах И. Ньютона.

  4. Рождение математического анализа в трудах Г. Лейбница.

  5. Рождение аналитической геометрии и ее роль в развитии математики в XVII в.

  1. Л. Эйлер и развитие математического анализа в XVIII в.

  2. Спор о колебаниях струны в XVIII в. и понятие решения дифференциального уравнения с частными производными.

  3. Нестандартный анализ: предыстория и история его рождения.

  4. Проблема интегрирования дифференциальных уравнений в квадратурах в XIX - начале XX в.

  5. Качественная теория дифференциальных уравнений в XIX - начале XX вв.

  6. Принцип Дирихле в развитии вариационного исчисления и теории дифференциальных уравнений с частными производными.

  7. Автоморфные функции: открытие и основные пути развития их теории в конце XIX - начале XX вв.

  8. Задача о движении твердого тела вокруг неподвижной точки и математика XVIII - XX вв.

  1. Аналитическая теория дифференциальных уравнений 19-ая, 20-ая и 21-ая проблемы Гильберта.

  2. Теория эллиптических уравнений и 19-ая и 20-ая проблемы Гильберта.

  3. От вариационного исчисления Эйлера и Лагранжа к принципу максимумов Понтрягина.

  4. Проблема решения алгебраических уравнений в радикалах от евклидовых «Начал» до Н.Г. Абеля.

  5. Рождение и развитие теории Галуа в XIX - первой половине XX вв.

  6. Метод многогранника от И. Ньютона до конца XX в.

  7. Открытие неевклидовой геометрии и ее значение для развития математики и математического естествознания.

  1. Московская школа дифференциальной геометрии от К.М. Петерсона до середины XX в.

  2. Трансцендентные числа: предыстория, развитие теории в XIX - первой половине XX в.

  3. Великая теорема Ферма: от П. Ферма до А. Уайлса.

  4. Аддитивные проблемы теории чисел в XVII - XX вв.

  5. Петербургская школа П.Л. Чебышева и предельные теоремы теории вероятностей.

  6. Рождение и первые шаги Московской школы теории функций действительного переменного.

  7. Проблема аксиоматизации теории вероятностей в XX в.

  8. Развитие вычислительной техники во второй половине XX в.

  9. Континуум-гипотеза и ее роль в развитии исследований по основаниям математики.

  10. Теорема Геделя о неполноте и исследования по основаниям математики в XX в.

  11. Доклад Д. Гильберта «Математические проблемы» и математика XX в.

История физики

  1. Учение Платона о материи (диалог «Тимей»).

  2. Учение о движении в физике и космологии Аристотеля.

  3. Гидростатика Архимеда (трактат «О плавающих телах»).

  4. Оптические знания в Средние века (XI-XIV вв., Альзахен, Гроссетест, Р. Бэкон, Э. Вителлий и др.).

  5. Проблема относительности движения (от У. Оккама и Ж. Буридана до Г. Галилея и И. Ньютона).

  6. Роль астрономии в формировании и развитии классической механики (от Н. Коперника к И. Кеплеру, Галилею и Ньютону).

  7. «Математические начала натуральной философии» Ньютона: основные понятия и принципы классической механики.

  1. Законы сохранения в механике (от X. Гюйгенса до Ж.Л. Лагранжа).

  2. Российский вклад в физику XVIII в. (М.В. Ломоносов, Г. Рихман, Л. Эйлер, Ф. Эпинус и др.).

  1. Значение Парижской политехнической школы и математического анализа в создании классической физики (от П.С. Лапласа к оптике О. Френеля, теории теплопроводности Ж. Фурье, электродинамике A.M. Ампера, термодинамике С. Карно).

  2. От «Размышления о движущей силе огня» С. Карно к основам термодинамики У. Томсона и Р. Клаузиуса.

  3. Гипотеза «тепловой смерти Вселенной» У. Томсона и Р. Клаузиуса.

  4. Открытие М. Фарадеем явления электромагнитной индукции -экспериментальной основы электромагнетизма.

  5. Синтез классической электродинамики в «Трактате об электричестве и магнетизме» Дж.К. Максвелла.

  6. Дискуссии о механическом и статистическом обосновании второго начала термодинамики на рубеже XIX и XX вв. (Л. Больцман, М. Планк, Й. Лошмидт, Э. Цермело, А. Пуанкаре и др.).

  7. Опыты П.Н. Лебедева по измерению светового давления на твердые тела и газы.

  8. Теория броуновского движения и экспериментальное доказательство реального существования атомов и молекул (А. Эйнштейн, М. Смолуховский, Ж. Перрен и др.).

  9. Соотношение эксперимента и теории в открытии электрона и первые шаги на пути к электронной теории материи (Дж.Дж. Томсон, Э. Вихерт, Х.А. Лоренц, П. Зееман и др.).

  10. Электромагнитная концепция массы и электромагнитно-полевая картина мира.

  11. Трудности и критика классической механики и ньютоновской теории тяготения накануне теории относительности (Э. Мах и др.).

  12. От квантов действия М. Планка к квантам света А. Эйнштейна.

  13. Кто открыл специальную теорию относительности? Анализ эйнштейновской статьи «К электродинамике движущихся тел».

  14. Открытие ядерной структуры атома и его роль в создании квантовой теории атома водорода (от Э. Резерфорда к Н. Бору).

  15. Роль эксперимента в формировании и развитии общей теории относительности.

  16. Эквивалентность различных формулировок квантовой механики, развитых В. Гейзенбергом, Э. Шрёдингером, П. Дираком и др.

  17. Восприятие теорий относительности и квантовой механики в России и СССР и отечественный вклад в разработку этих теорий.

  18. Вариационная структура основных уравнений физики, теорема Нётер и связь законов сохранения с принципами симметрии.

  19. От уравнения Шрёдингера к уравнению Дирака. Первые экспериментальные подтверждения уравнения Дирака.

  20. Первые отечественные научные школы: П.Н. Лебедева, А.Ф. Иоффе, Д.С. Рождественского и Л.И. Мандельштама.

  21. Нобелевские премии по физике как источник изучения истории физики XX в. Отечественные «нобелевцы» и работы «нобелевского уровня», не удостоенные Нобелевской премии.

  22. Принцип автофазировки (В.И. Векслер, Э. Макмиллан) и создание больших циклических ускорителей нового поколения (в 1950-1960-е гг.).

  23. Первые шаги на пути использования ядерной энергии: создание первых образцов ядерного оружия. Особенности советского атомного проекта.

  24. «Курс теоретической физики» Л.Д. Ландау и Е.М. Лифшица: его структура и значение. Школа Ландау.

  25. Физические основы и предшественники (В.А. Фабрикант) квантовой электроники.

  26. Отечественный вклад в создание лазеров и их применение в физике, технике, медицине (работы A.M. Прохорова, Н.Г. Басова, Р.В. Хохлова, С.А. Ахманова, Б.М. Вула, B.C. Летохова, Ж.И. Алферова и др.).

  27. Эксперимент и теория в исследовании явлений сверхпроводимости и сверхтекучести. Отечественные достижения (Л.В. Шубников, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, Н.Н. Боголюбов, В.Л. Гинзбург и др.). Проблема высокотемпературной сверхпроводимости.

  28. Релятивистская космология в конце XX в. Проблема лямбда-члена и космического вакуума.

  29. Кварковая структура адронов и теория электрослабого взаимодействия: формирование теоретических представлений и экспериментальное подтверждение (история создания стандартной модели в физике элементарных частиц).

  30. История проблемы построения единой теории фундаментальных взаимодействий (от Максвелла и Эйнштейна до М-теории): основные этапы и достижения.

  31. Проблема «черных дыр»: предыстория, теоретическое предсказание возможности их наблюдения.

  32. Физика на рубеже XX и XXI вв. в свете «проблем В.Л. Гинзбурга» (по статье В.Л. Гинзбурга «Какие проблемы физики и астрофизики представляются важными и интересными?»).

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена
Написание реферата является первым этапом подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нгту в рамках изучения ими курса История и философия науки разработан...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconИ. И. Климова Н. М. Лизунова Е. И. Бойчук
Климова И. И., Лизунова Н. М. и др. Методические рекомендации по подготовке к вступительным экзаменам в аспирантуру и сдаче кандидатского...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке: учебно-методическое пособие / Авт сост.: Е. В. Спирина Ульяновск: уипкпро, 2010. 91 с
Методические рекомендации предназначены для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (егэ) по биологии. Егэ по биологии...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Составители: В. И. Казакова, К. Г. Мальцев, Т. Л. Михайлова. / Нгту им. Р. Е. Алексеева, Н. Новгород, 2007. 22 с
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconМетодические рекомендации по подготовке заданий с развернутым ответом (блок «С») единого государственного экзамена по истории
Подготовка старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена – важная и непростая задача
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconПрограмма вступительного экзамена и кандидатского минимума
Приводится список основной литературы по указанным циклам дисциплин, которая должна быть использована аспирантами при подготовке...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconСоветы психолога по подготовке к сдаче егэ психологические рекомендации родителям
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого Государственного...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconПрограммам послевузовского профессионального
Минобрнауки России направляет изменения в действующие Временные требования к основным образовательным программам послевузовского...
Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
При сдаче кандидатского экзамена следует ориентироваться только на те разделы программы, которые соответствуют выбранному в диссертации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница