Скачать 115.04 Kb.
|
Учитель технологии высшей квалификационной категории Мортовской средней (полной) общеобразовательной школы Елабужского района Республики Татарстан Губайдуллин Фарид Габдельнурович Программой школьного курса "технология" предусматривается создание условий для формирования и развития у учащихся творческих способностей. В связи с этим учащиеся в каждом классе, начиная со второго, выполняют проект - самостоятельную работу, результат выполнения которой должен показать степень усвоения учащимися программного материала, а также степень сформированности у учащихся творческих качеств, наличие способностей применять на практике имеющиеся интеллектуальные и практические умения, полученные в процессе прохождения различных разделов курса "Технология". Проект - это обоснованный план действий, направленный на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных практических умений, необходимых для осознанной самостоятельной деятельности, включающей в себя выбор цели деятельности (что и почему надо сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта; здесь же осуществляется экономическая и экологическая оценка выполненной работы, проводится работа по маркетингу (изучению опроса и предложения на производственную продукцию и возможности ее реализации). Результаты деятельности учащихся по выполнению проекта должны поэтапно материализовываться, т.е. фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности, выполнения эскизов, чертежей, технологических карт, изготовления каких-либо изделий. Совокупность всех рабочих материалов и готовых изделий и составляет осуществленный проект, по которому оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Проект начинает разрабатываться учащимися под руководством учителя в первой половине учебного года, а завершается к концу учебного года. Проект может носить комплексный характер, т.е. при его выполнении могут использоваться знания и умения по нескольким разделам программы (например, по обработке материалов, культуре дома, электрорадиотехнологии и др.), но не исключаются и такие методы проектов, и другие - новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. 1. История возникновения метода проектов. В проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования указано, что «основы курса технологии составляет самостоятельную проектную деятельность учащихся». Эта идея, направленная на развитие способностей ребенка проявить себя в жизни, возникла вдалеке от реалий российской школы. Но для наших детей она не менее важна чем для их сверстников за рубежом. Обратимся к истории возникновения метода проектов. В методе проектов о педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Дж. Дьюи (1859-1952). Дьюи и его коллеги утверждали примерно следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь». Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальное жизни. Всякая деятельность с детьми (в т.ч. и обучение) должна строиться на их интересах, потребностях, основываясь на личном опыте ребенка. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми) спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали. 1.2 Задачи метода проектов. Сегодня, говоря «метод проектов», мы понимаем под этим словосочетанием и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию и конкретную практику работы педагогов. И поскольку идеи. реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми (особенно в курсе технологии), то учет исторического опыта тех лет просто необходим. Возрождая метод проектов, перед учителями технологии ставятся те же задачи, что были провозглашены его основоположниками. По мнению профессора В. Кильпатрика, она заключается «в воспитании человека, умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить». 1.3 Проблемы, возникающие при внедрении метода проектов. Одновременно перед нами встают те же трудности, с которыми встретились педагоги американских школ того времени: - необходимость наличия специальных мастерских и материалов; - разносторонней под готовки учителя; - непроработанность вопросов о способах организации работы и контроля, НЕОСНОВНОЙ трудностью при внедрении проектов в школе, как справедливо отмечал профессор Кильпатрик, «является необходимость затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся». Рассмотрим данные проблемы подробнее. 1.4 Оснащенность мастерских. По сравнению с развитыми странами, например с Англией, где метод проектов применяется, начиная с 1988 года наши мастерские, особенно сельские, выглядят бледно. Вот отрывок из статьи «Занятия но технологии в школах Англии» в журнале «Школа производства»: «Тема урока в 5 классе «Создание электронной игрушки на основе готовых электросхем». Под руководством учителя учащиеся разрабатывают форму и дизайн фонарика, используя для этого компьютер. Потом они выполняют образцы с твердого пенопласта на подключенном к ЭВМ токарном станке и оформляют изделие». Я считаю, что не стоит расстраиваться из-за отсутствия компьютера, программируемых токарных станков. При необходимости научиться работе на ПК никогда не поздно, а мастерству можно научиться только у мастера в процессе совместной кропотливой работы. Поэтому полезно, когда учащиеся наблюдают за работой учителя над тем или иным изделием, от стадии разработки до конечного результата. Заменить ручной труд работы на ПК и лишить детей радости творить полезные вещи своими руками было бы большой ошибкой. 2. Выбор темы. Хочу отметить важность правильного выбора темы проекта. Учитель с одной стороны должен поощрять инициативу школьника, а с другой — объективно оценивать его возможности, наличие соответствующей материальной базы мастерских и свои возможности в том числе. Для этого необходимо ясно представить себе , какие требования предъявляются к школьному проекту. Его тема должна быть интересна ученику, она должна открывать возможности для самостоятельного выдвижения и реализации им новых идей, развитие имеющихся у него знаний и умений, учитывать безопасность труда, время, отводимое на выполнение работы, обеспечивать в конечном счете создание красивой и полезной вещи. В этой связи очень полезно иметь «Банк проектов», где проекты распределены по классам и определено время выполнения. «Банк» постоянно пополняется новыми проектами, придуманными учениками, опубликованными в различных журналах и из других источников. 3. Организация работы над проектом. Контроль. Часто учителю бывает достаточно трудно осуществлять индивидуальный подход в обучении при выполнении проектов: не хватает времени для работы индивидуально с каждым учеником, и в результате часть ребят выполняют проект с большой долей самостоятельности, но качество усвоения материала по разделу и степень сформированности умений (как практических, так и конструкторских) при этом не достигают желаемого уровня. Чтобы смягчить эту проблему, я рекомендую следующее: а) использовать коллективное (но 2-3 человека) выполнение проекта. Но при этом неизбежно возникают вопросы, как обеспечить активное участие в общей работе каждого ученика и оценить его личный вклад в общее дело. Поэтому при образовании бригад нужно учесть совместимость, общность интересов и чтобы был лидер, способный организовать, загрузить работой всю группу; б) обратить внимание на идею использования проектов для расширения связей между семьей и школой. К сожалению, необходимость толкает родителей тратить очень много времени на добывание средств к существованию. В этой ситуации практическое задание, которое ученик выполняет совместно с родителями дома, так называемый домашний проект, может стать связующим звеном между семьей и школой. Это снизит нагрузку на учителя. Например, вместе с отцом школьник может изготовить что-либо из мебели для дома, а с матерью -сшить костюм к новому году; в) с целью экономии времени, наряду с защитой проектов, использовать различные контрольные мероприятия, связанные с проверкой уровня знаний и умений учащихся в результате выполнения проекта: -устный опрос; - контрольная работа; -тесты; - использование в качестве ассистентов наиболее подготовленных учеников, в т.ч. и из других классов. 4. Подготовка учителя к работе над проектом. Определенная часть учителей по различным причинам не применяют (или применяют формально, только на бумаге) метод проектов. Одна из причин заключается в том, что как мне кажется, метод проектов очень сложный, ни на что не похожий. Нельзя выдавать метод проектов да и современную «технологию» за нечто совершенно новое, отрицать пользу преемственности и начисто отвергать прошлый опыт. Проектная работа учащихся — это не только продолжение практических работ, но и творческое, поисковое, исследовательское, интеллектуальное начало. Идеальный учитель технологии должен быть универсалом, знающим материал но любой теме: от отработки материалов до электроники. Кроме того он должен знать рыночную экономику и многое, многое другое. Безусловно, к этому нужно стремиться. Да, хорошим педагогом можно считать того, кто ответит на все вопросы учащихся, но еще лучше того учителя, который научит добывать знания, находит ответы на вопросы самих учащихся, а также научить учащихся анализировать, синтезировать, систематизировать добытые через средства массовой информации знания. Это является одной из главных задач учителя технологии. 5. Из опыта работы. В нашей школе практика выполнения творческих проектов учащимися на уроках технологии применяется с 1996 года. Темы проектов выбирали исходя из нужд мастерских, в том числе мастерской обслуживающего труда. Например, «Гладильная доска» - 7 класс, «Вешалка» - б класс, «Разделочная доска» - 5 класс. Работы выполнялись как индивидуально, так и группами по 2-3 человека. В работе над проектами использовал методические рекомендации для учителей технологии «Проекты по технологии» (автор-составитель зав. кафедрой ТММ технико-экономического факультета ЕГПИ Капустин В.С.). Организация проектной деятельности включала в себя следующие этапы: 1) подготовительный этап: - выбор темы проекта учащимися, его обоснование и формирование мотивации к деятельности по выполнению проекта; - определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения проекта в соответствии с требованиями программы; - составление плана работы по проекту; - обучение учащихся умению работать с литературой и другой информацией по теме проекта. 2) конструкторский этап (полностью отражает содержание выполненного проекта). В качестве примера последовательности выполнения проекта приведу творческий проект «Курай», выполненного учеником 8 класса нашей школы Тихомировым Олегом Евгеньевичем. Мотивация выбора проекта В нашей школе уже много лет работает детский ансамбль «Курайчы» под руководством учителя музыки Хидиятуллиной Р.М. Ребята с удовольствием играют на татарских народных музыкальных инструментах. Но есть одна проблема – инструмент курай сделан из хрупкой пластмассы и часто ломается. Рамзия Миннехановна жалуется, что скоро не на чем будет играть. Я решил помочь ребятам из ансамбля. История возникновения инструмента. В далекие времена люди верили, что человек после смерти продолжает жить в другом мире, где ему нужны и его посуда, и одежда, и другие необходимые при жизни вещи. А потому все это складывали в курган, когда человек уходил из жизни земной. И вот ученые, раскопав один из курганов, обнаружили в нем восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровными срезами. Похожие музыкальные инструменты есть у всех народов мира. И можно подумать, что музыка началась со случайностей. Услышал человек, как свистит ветер в обломанном стебле тростника. Сорвал человек такой стебель и вместо ветра подул в него сам. Получилась свистулька, похожая на флейту. Услышал человек пение птицы и решил: хочу, чтобы моя свистулька пела на разные голоса. Рассказывают, что древний китайский ученый Линь-Люнь насыпал в бамбуковые трубки зерна маиса – побольше, поменьше. И вот что он открыл. Чем больше в трубках зерна и чем меньше воздуха, тем тоньше получается звук. Так он узнал, что воздушная струна внутри трубки звучит высоким голосом, если она коротенькая и звучит более низким голосом, если она длиннее. Физические основы работы инструмента. Теперь становится понятно, как с помощью дырочек в трубке меняется длина этой струны… Все дырочки закрыты – звучит вся воздушная струна целиком… Вот один палец поднят, воздух протекает в эту дырочку, воздушная струна стала короче – звук повыше… Вот два пальца подняты – еще короче стала наша струна, еще выше звук. Можно взять десять дудочек разной длины, можно на одной единственной сыграть те же десять звуков разной высоты. Особенности устройства татарского курая. Из инструментов, которые сохранились до наших дней, подлинно национальными можно назвать только два из них – курай и кубыз. Татарский курай в отличие от башкирского оснащен пробкой. Когда-то инструмент имел только два отверстия. На сегодняшний день курай имеет шесть или семь клапанов-отверстий. Звуковой ряд включает в себя две октавы (переключение на вторую октаву происходит путем увеличения скорости потока воздуха). Тембр татарского курая мягкий и чистый. В нем, в отличие от башкирского курая нет вибрации и жужжащих звуков. Технологическая карта на изготовление татарского курая
Экономические расчеты. Чтобы определить себестоимость инструмента нужно вычислить стоимость материалов, затраченной электроэнергии, амортизации станков, инструментов и затраты на заработную плату. Масса дюралевой трубки (бывшей в употреблении лыжной палки) 200 грамм. Стоимость одного килограмма дюралюминия в приемных пунктах цветного металла примерно 25 рублей. Для изготовления одного инструмента необходимо около 40 граммов металлической трубы. Стоимость электроэнергии подсчитаем исходя из расчета, что 1 кВт энергии стоит 4 рубля, а затраты времени на сверление 6 минут, т. е. 0,1 часов. Мощность электродвигателя сверлильного станка 0.4 кВт. Амортизацию учитывать не будем. Заработная плата слесаря 1-го разряда за 1 час составляет 6 рублей. Всего затрачено 5 часов. Итого 30 рублей. Стоимость изделия составит: Цена подобного инструмента на рынке от 100 до 150 рублей. Неплохая экономия получается! Экспертная оценка проекта. Инструмент выполнен на высоком уровне, звук чистый, мягкий, в тональности ре- минор. Звуковой ряд включает в себя более двух октав. Инструмент позволяет исполнять лирические и плясовые мотивы. Курай сделан эстетично, удобен в обращении. Выполнение этого проекта оказалось очень полезным и своевременным для нашего ансамбля. Преподаватель музыки, руководитель ансамбля «Курайче» Хидиатуллина Р.М. |
![]() | Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» Из опыта работы учителя математики моу сош №5 Методика изучения темы: «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей в школьном курсе математики 7- 9 классов» | ![]() | Анжела Олеговна Мельник Методика организации диалогического изучения «слова о полку игореве» в школьном курсе «литература» |
![]() | Программа элективного курса заняла 1 место в окружном конкурсе педагогического мастерства (г. Салехард) Ожно назвать основной из функций, изучаемых в школьном курсе математики. Если не считать самой простой функции – линейной, то это... | ![]() | «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии» «Методика постановки физического эксперимента в 8 классе», «Новые образовательные технологии на уроках физики» |
![]() | Тике для учащихся 9-го класса Они вызывают трудности у многих учащихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном... | ![]() | Компьютерное моделирование в школьном курсе информатики. Цели и задачи моделирования Компьютерное моделирование в школьном курсе информатики. Цели и задачи моделирования. 1 |
![]() | Рекомендуемые темы вкр для программы «Преподаватель» Использование научных понятий в школьном курсе ( ). Актуализация понятий химии (физики, математики+) в курсе биологии (ботаники, зоологии, физиологии+) Актуализация понятий химии (физики, математики+) в курсе биологии (ботаники, зоологии, физиологии+) | ![]() | Творческая работа тема: Проектная деятельность в начальной школе Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего... |
![]() | Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. Система изучения теории литературы в 5 классе Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе школьной программы. 1 | ![]() | Методические рекомендации по проведению уроков 13 Приложения 48 Информационные ресурсы 56 Тема «Технология обработки числовой информации на пк в школьном курсе информатики и икт» 5 |