Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия




Скачать 170.86 Kb.
НазваниеАнализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия
Дата08.10.2012
Размер170.86 Kb.
ТипАнализ


Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия

Содержание


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия 3

1.1. Методика распределения затрат на переменные и постоянные 3

1.2. Функциональная связь между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия 4

1.3. Возможности анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия 5

2. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью на примере ООО «Автотехцентр Айболит» 6

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 6

2.2. Распределения затрат на переменные и постоянные, анализ их структуры и динамики 7

2.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью 8

Глава 3. Совершенствование управления ООО «Автотехцентр Айболит» на основе анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью 9

3.1. Оптимизация ассортимента услуг 9

3.2. Выбор оптимальной ценовой политики 10

3.3. Максимизация прибыли от продаж 11

Заключение 12

Список использованной литературы 13



Введение



В условиях финансового кризиса все более актуальным становится получение необходимой информации для эффективного управления. Поведение затрат (иными словами, тот факт, что одни издержки имеют тенденцию оставаться неизменными вне зависимости от масштабов хозяйственной деятельности, тогда как другие в той или иной степени варьируются) играет важную роль при принятии управленческих решений, калькуляции себестоимости продукции, сметном планировании, ценообразовании, анализе и контроле затрат.

Размер прибыли предприятия определяется уровнем переменных производственных затрат, ценами продажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных издержек производства. В результате такая учетная информация позволяет в оперативном порядке находить наиболее выгодные комбинации продажных цен и объема производства, быстро переориентировать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка.

С помощью анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.

Актуальность вопросов анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью в условиях финансового кризиса очень велика. Это обусловлено тем, что результаты данного анализа позволяют определять формы зависимости затрат от объемов производства, получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от

Глава 1. Теоретические основы анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия

1.1. Методика распределения затрат на переменные и постоянные



Затраты характеризуют в стоимостном выражении объем ресурсов за установленный период, израсходованных на производство и продажу продукции, и трансформируются в себестоимость продукции, работ, услуг. Представления о затратах предприятия основываются на трех важных элементах:

1. Затраты определяются расходованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов использовано при производстве и реализации продукции за определенный период.

2. Объем израсходованных ресурсов может быть оценен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к стоимостному выражению затрат.

3. Определение затрат всегда связано с конкретными целями, задачами, то есть объемом израсходованных ресурсов в стоимостном выражении рассчитывают по основным функциям производства продукции и её продажи в целом по предприятию или по отдельным его производственным подразделениям. [18]

В экономической литературе часто встречаются такие термины, как «издержки», «затраты», «расходы». Изучение сущности данных терминов позволяет сделать вывод, что все перечисленные понятия0яозначают одно и то же - затраты предприятия0,ссвязанные с выполнением определенных операций. Например, в словаре русского языка С.И. Ожегова для обозначения данных терминов приводятся такие определения: «…издержки – израсходованная0 на что-нибудь сумма, затраты»; «…затрата - то, что истрачено, израсходовано»; «… расход - 1) затрата, издержки; 2) потребление, затрата чего-нибудь для определенной цели». [18]

1.2. Функциональная связь между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия



В процессе финансово-хозяйственной деятельности экономические субъекты при выборе управленческого решения ориентируются на минимально возможный уровень затрат. Предприятие рассматривает данную задачу не как самоцель, а как средство решения более важной задачи - максимизация прибыли. Эта цель является главной для любого предприятия, даже если она не определена в качестве ведущего мотива деятельности.

В ряде случаевкфирмы могуткставить своей целью не максимизациюнприбыли, а какие - либо другие задачи (рост объема продаж, достижение общественного признания), и для их решения пожертвовать какой-то частью прибыли, удовлетворившись её более скромным уровнем. Такая мотивация поведения фирм носи название удовлетворительного поведения. Однако и в этом случае не обойтись без стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, так как только стремление к прибыли позволит рационально распределить ресурсы, обеспечить высокую эффективность, а следовательно, получить возможность успешно реализовать выбранные цели. [14]

Основным принципом, лежащим в основе анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия, является характер поведения затрат. Как уже отмечалось, одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие - остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые - к постоянным.

Для анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия вводятся следующие предположения.

1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают требованиям:

  • издержки обоснованно делятся на переменные0и постоянные;

  • переменные издержки варьируютсякпропорционально объему продаж;

  • постоянные издержки - остаются неизменнымиипри любых колебаниях;

1.3. Возможности анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия



Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия является основой операционного анализа. Операционный анализ - это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Анализ позволяет определить:

- количество произведенной продукции для получения необходимой прибыли

- критический уровень постоянных затрат;

- период окупаемости постоянных затрат;

- критический уровень переменных затрат на единицу продукции для получения целевой прибыли при задан­ном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат;

- критический уровень цены;

- объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управ­ленческих решений

Рассмотрим основные возможности операционного анализа, основанного на классификации затрат на условно-переменные и условно постоянные.

Операционный анализ дает возможность определить количество единиц продукции (К), которое необходимо произвести и продать для получения необходимой прибыли (Ппл). Данный объем продукции определяется следующим образом:

К = (Ппл + А) : (р - b) (1.8)

С помощью маржинального анализа можно установить крити­ческий уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов. Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

АКР = VРП (р – b), или А = В  ДМП. (1.9)


2. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью на примере ООО «Автотехцентр Айболит»

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия



Общество с ограниченной ответственностью «Автотехцентр Айболит» образовано 15 мая 2003 г. в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом от 8.02.98 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Юридический адрес предприятия – 127644, г. Москва, ул. Клязьминская, д. 32.

ООО «Автотехцентр Айболит» является юридическим лицом и коммерческой организацией. Целью деятельности общества является получение прибыли. Для достижения этой цели предприятие занимается комплексным обслуживанием легковых автомобилей – выполняет их ремонт и диагностику. Предприятие заключило договоры с корпоративными клиентами и страховыми компаниями, что позволяет проводить планирование работ и закупку необходимых материалов.

Согласно классификации юридических лиц, ООО «Автотехцентр Айболит» можно отнести к предприятию:

  • с преобладанием физического (механического) воздействия на предмет труда;

  • круглогодичного действия;

  • малое предприятие (по численности и оборотным средствам);

  • специализированное;

  • с единичным методом организации производственного процесса;

  • работающего в сфере услуг;

  • комплексное производство;

  • машинно-ручное предприятие.


2.2. Распределения затрат на переменные и постоянные, анализ их структуры и динамики



Проанализируем по данным бухгалтерского учета структуру и динамику затрат ООО «Автотехцентр Айболит» по двум основным видам услуг – ремонту и диагностике легковых автомобилей (табл. 2.2 и 2.3).

Таблица 2.2

Структура и динамика затрат на ремонт легковых автомобилей в 2007-2008 г.г.

Тыс. руб.


Статьи затрат

2007 г.

2008 г.

Абсолютное отклонение, +/- тыс. руб.

Темп роста, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Основные материалы

5245

40.38

8365

43.17

+3120

159.49

Вспомогательные материалы

1853

14.26

3695

19.07

+1842

199.41

Заработная плата основных работников

3815

29.37

4250

21.93

+435

111.40

Начисления на заработную плату основных работников

540

4.16

630

3.25

+90

116.67

Амортизация оборудования

115

0.89

126

0.65

+11

109.57

Итого условно-переменных затрат

11568

89.05

17066

88.07

+5498

147.53

Заработная плата управленческого персонала

812

6.25

920

4.75

+108

113.30

Отчисления на заработную плату управленческого персонала

110

0.85

130

00.67

+20

118.18

Затраты на содержание здания и оборудования

376

2.89

791

4.08

+415

210.37

Амортизация здания

25

0.19

25

0.13

-

100.00

Расходы на командировки сотрудников

15

0.12

65

0.34

+50

4.33 раза

Расходы на рекламу

26

0.20

158

0.82

+132

6.08 раза

Представительские расходы

58

0.45

223

1.14

+165

3.84 раза

Итого условно-постоянных затрат

1422

10.95

2312

11.93

+890

162.59

Всего затрат

12990

100.00

19378

100.00

+6388

149.18



Как видно из приведенных данных, затраты ООО «Автотехцентр Айболит» на оказание услуг по ремонту легковых автомобилей в 2008 г. составили 19378 тыс. руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на

2.3. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью



Для анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью ООО «Автотехцентр Айболит» используем два рассмотренных ранее метода: графический и уравнений.

Для анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью ООО «Автотехцентр Айболит» методом уравнений воспользуемся формулой 1.5. В точке безубыточности прибыль будет равна нулю. Определим точку безубыточности в натуральном выражении для услуг по ремонту легковых автомобилей. Данные для расчета данного показателя следующие:

  • цена за единицу (р) – 1.40 тыс. руб.

  • переменные затраты на единицу продукции (b) – 1.18 тыс. руб.

  • общая сумма постоянных затрат (А) – 2150 тыс. руб.

Составим уравнение для расчета точки безубыточности для услуг по ремонту легковых автомобилей:

1.40К – 1.18К – 2150 = 0

К = 2150 : 0.22 = 9773 ед.

Вышеприведенные расчеты показывают, что безубыточность производства услуг по ремонту легковых автомобилей достигается при физическом их объеме 9773 единиц.

Рассчитаем точку безубыточности в стоимостном выражении. Для этого умножим критический объем продаж в натуральном выражении на цену единицы услуг:

9773 х 1.40 = 13682.2 тыс. руб.

Таким образом, методом уравнений определен безубыточный объем производства и продажи услуг по ремонту легковых автомобилей в сумме 13682.2 тыс. руб., фактический объем продаж составил 20440 тыс. руб. Рассчитаем зону безопасности как разницу между фактическим и безубыточным объемом продажи услуг:

Глава 3. Совершенствование управления ООО «Автотехцентр Айболит» на основе анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью

3.1. Оптимизация ассортимента услуг



Основными принципами оптимизации ассортимента услуг ООО «Автотехцентр Айболит» являются следующие:

  1. Необходимо сократить объем услуг с отрицательной рентабельностью, низким вкладом на покрытие и низким или падающим спросом;

  2. Необходимо увеличить плановые объемы услуг, имеющих положительную рентабельность, высокий вклад на покрытие, высокий уровень операционного рычага до максимально возможного уровня, определяемого спросом.

ООО «Автотехцентр Айболит» оказывает только два вида услуг, и спрос на них достаточно высок. Поэтому структуру ассортимента анализируемое предприятие может изменять только в пределах 5 % за счет уменьшения объема одного вида услуг и увеличения второго.

Рассчитаем фактические показатели, характеризующие привлекательность услуг ООО «Автотехцентр Айболит» (табл. 3.1).

Сравним показатели, характеризующие привлекательность каждого вида услуг ООО «Автотехцентр Айболит» с целью определения политики продаж в отношении каждой услуги. Как видно из табл. 3.1 и рис. 3.1, рентабельность продаж ООО «Автотехцентр Айболит» в 2008 г. в среднем по предприятию составила 6.36 %. Рентабельность услуг по ремонту легковых автомобилей меньше среднего значения – 5.20 %. Следовательно, по данному параметру для ООО «Автотехцентр Айболит» более привлекательны услуги по диагностике легковых автомобилей (рентабельность продаж в 2008 г. 8.83 %).


3.2. Выбор оптимальной ценовой политики



Для формирования эффективной ценовой политики ООО «Автотехцентр Айболит» необходимо знать два варианта цен на услуги – минимальную и оптимальную.

В условиях финансового кризиса ситуация может сложиться так, что анализируемое предприятие будет вынуждено снижать цены на услуги. Однако необходимо определить границу снижения цены, ниже которой производственно – хозяйственная деятельность ООО «Автотехцентр Айболит» будет убыточной.

Минимальный размер цен на услуги ООО «Автотехцентр Айболит» при фактическом объеме услуг 2008 г. и фактическом уровне переменных и постоянных затрат рассчитаем по формуле 1.12. Расчеты обобщим в табл. 3.3.

Как видно из приведенных данных, минимальный уровень цены для услуг по ремонту легковых автомобилей составляет 1327 руб., для услуг по диагностике легковых автомобилей – 583 тыс. руб. Если ООО «Автотехцентр Айболит» установит цены на услуги ниже минимальных, данное предприятие получит убыток.


Таблица 3.3

Расчет минимальной цены на услуги ООО «Автотехцентр Айболит»

Руб.


Показатель

Условное обозначение

Ремонт легковых автомобилей

Диагностика легковых автомобилей

Постоянные затраты, тыс. руб.

А

2150

3202

Объем оказанных услуг, ед.

VРП

14600

15000

Переменные затраты на единицу услуг, тыс. руб.

b

1.18

0.37

Критический уровень цены, руб.

РКР

2150 : 14600 + 1.18 = 1327

3202 : 15000 + 0.37 = 583



3.3. Максимизация прибыли от продаж



ООО «Автотехцентр Айболит» будет максимизировать прибыль, поддерживая величину объема услуг на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена услуг превышает средние совокупные издержки.

Однако, как ранее выяснилось при расчете коэффициентов эластичности спроса, анализируемое предприятие может увеличивать объем продаж только при условии снижения цен на услуги. Это является причиной того, что предельный доход будет ниже, чем цена для каждого количества оказанных услуг, кроме первой единицы. Это объясняется тем, что снижение цены и, как следствие, дохода от последующих услуг относится не только к данной услуге, но и ко всем ранее оказанным.

Для определения максимально возможной прибыли ООО «Автотехцентр Айболит» необходимо на основании коэффициента эластичности спроса определить соотношение объема продаж и возможной цены на услуги. Данные для услуг по ремонту легковых автомобилей приведены в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Расчет объем продаж и цены на ремонт легковых автомобилей с учетом коэффициента эластичности спроса по цене

Тыс. руб.


Процент снижения цены

Цена

Процент роста объема продаж

Объем продаж

1

1400 - (1400 х 1 %) = 1386

3.25 х 1 = 3.25

14600 х 103.25 % = 15075

2

1400 - (1400 х 2 %) = 1372

3.25 х 2 = 6.50

14600 х 106.50 % = 15549

3

1400 - (1400 х 3 %) = 1358

3.25 х 3 = 9.75

14600 х 109.75 % = 16024

4

1400 - (1400 х 4 %) = 1344

3.25 х 4 = 13.00

14600 х 113.00 % = 16498

5

1400 - (1400 х 5 %) = 1330

3.25 х 5 = 16.25

14600 х 116.25 % = 16973

6

1400 – (1400 х 6 %) = 1316

3.25 х 6 = 19.50

14600 х 119.50 % = 17447

7

1400 – (1400 х 7 %) = 1302

3.25 х 7 = 22.75

14600 х 122.75 % = 17922

8

1400 – (1400 х 8 %) = 1288

3.25 х 8 = 26.00

14600 х 126.00 % = 18396

9

1400 – (1400 х 9 %) = 1274

3.25 х 7 = 22.75

14600 х 122.75 % = 17922


Как видно из приведенных данных, продажа услуг по ремонту легковых автомобилей свыше 15075 единиц возможна только при условии снижении

Заключение



Проведение исследования методики анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия позволяет сделать следующие выводы.

Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью дает возможность грамотно управлять предприятием в условиях финансового кризиса и возросшей конкуренции, позволяет руководству добиваться решения сложнейших управленческих задач.

Для проведения анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью необходимо определить сумму постоянных и переменных затрат на производство и реализацию продукции путем применения таких методов, как метод корреляции, минимаксный метод и метод наименьших квадратов. Переменные издержки изменяются прямо пропорционально объему продаж, а постоянные остаются неизменными при любых его изменениях.

Основные возможности анализа функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью заключаются в определении безубыточного объема реализации, зоны безопасности (безубыточности) предприятия, необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли, критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода, критической цены реализации при определенном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат. С помощью анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих изделий, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.


Список использованной литературы




  1. Адамов Н., Кастуев А. Классификация затрат в управленческом учете// Финансовая газета. – 2007. - № 37. – С. 6

  2. Адамов Н., Еремин И. Особенности системы управленческого учета «Директ-костинг» // Финансовая газета. – 2007. - № 26. – С. 3

  3. Бороненко С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ предприятий. – Екатеринбург: Изд. Урал. гос. университета, 2008. – 340 с.

  4. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

  5. Гиляровская Л.Т.эЭкономический анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. -615 с.

  6. Евланова Н. Операционный анализ как базовый элемент процесса управления текущими затратами: модель Δ СVP //Финансовый директор. – 2008. -№ 7.- С. 13-16

  7. Жминько Л.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли (// Экономический анализ.зТеория и практика. – 2008. - № 7. – С. 34-36

  8. Климова Н.В., Касьянова С.А. Методические подходы к формированию резервов роста прибыли с позиции экономического анализа и бухгалтерского учета // Экономический анализ. Теория и практика. – 2007. - № 16. – С. 35-36

  9. Ковалев В.В.фФинансовый анализ: Управлениеккапиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 462 с.

  10. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственноййдеятельности предприятия. – М.: Проспект, 2008. – 421 с.

  11. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 388 с.

  12. Кочович Е.Н. Финансовая математика: Теория и практика финансовых расчетов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 289 с.



Похожие:

Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconИ. В. Родштат Существует значительный разрыв между объемом воспринятой информации (рецепция) и объемом осознания рецептированной информации (апперцепция), который достигает 4-6 порядков [1]. Такого рода разрыв связ
Ведь дальнодействующий характер электромагнитного взаимодействия обычно связывается с равенством нулю массы покоя фотона
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconЛекция: Анализ и моделирование функциональной области внедрения ис: Основные понятия организационного бизнес-моделирования. Миссия компании, дерево целей и стратегии их достижения.
Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной...
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconРешение всех этих задач возможно только при совместной работе высококвалифицированных инженеров и экспертов энергоаудитора с эксплуатационным персоналом и специалистами заказчика непосредственно на объектах предприятия
Энергоаудит, или энергетическое обследование предприятий и организаций предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия,...
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconОсновы русской грамматики
Понятие о сложном предложении. Переходные случаи от простого к сложному предложению. Средства и способы выражения отношений между...
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconПрактический семинар «Управление отделом продаж» Тщательно организованный менеджмент продаж выступает одним из главных критериев получения компанией прибыли и сохранения стабильности в условиях острой конкуренции.
Как правило (исключения единичны), руководители отдела продаж «вырастают» из хороших (очень хороших) менеджеров. И становятся руководителями...
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconВведение 4 1 теоретические основы бизнес-планирования 6
Проект бизнес-плана торгового предприятия по увеличению продаж продовольственных товаров 26
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconЛокальные сети ЭВМ. Способы связи ЭВМ между собой
Их часто используют для объединения компьютеров или рабочих станций в офисах компании или предприятия для предоставления совместного...
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconРеферат тема: «Развитие Российской Государственной статистики»
Охватываются сплошным учетом с большим объемом и частой периодичностью представления информации, а малые предприятия по выборке
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconНаправления использования подсистем поддержки принятия решений в системе управления персоналом асу предприятия
В данной статье рассматриваются вопросы, посвященные анализу использования сппр в системе управления персоналом, входящей в состав...
Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью предприятия iconКурсовая Оценка конкурентоспособности предприятия
Теоретические аспекты анализ и оценки конкурентоспособности предприятия
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница