Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой




Скачать 53.19 Kb.
НазваниеГеографические игры как средство активации процесса обучения работы с картой
Дата07.10.2012
Размер53.19 Kb.
ТипДокументы
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВАЦИИ

ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЫ С КАРТОЙ

Д.И. Садретдинова


МОУ «СОШ с. Линейное», Наримановский район Астраханской области


Одним из важных средств активации процесса обучения работы с кар­той является географическая игра. В последнее время игровые методики приобретают большую популярность и отличаются исключительным раз­нообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенно­стям учащихся, возможностью школьникам с разным уровнем подготовки проявить себя возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, связанное с взаимодействием в роле­вых играх, поиском правильного решения, но делает менее очевидным об­разовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образова­тельные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснениям (уроки-экспедиции, исследования).

Игра развивает «чувство карты», формирует умение представить окру­жающую природную обстановку, синтезировать знания, полученные из разных дисциплин, и применять их к конкретной территории. Возможны разные маршруты путешествий. Это - путешествие вокруг материка и ме­жду определенными точками его и по выбранным меридианам или парал­лелям. От участников игры в зависимости от поставленной задачи требует­ся название и определение объектов природы, встречающихся по ходу маршрутов, характеристика их особых свойств, общее описание маршру­тов, характеристика изменений, внесенных в природную среду деятельно­сти населения. Можно предложить вспомнить знаменательные события, связанные с местами путешествия.

Приведем примеры игр, которые используются на уроках географии.


Путешествие по карте


Очень простой вариант путешествия: вставьте пропущенные буквы и определите объекты, связанные с темой урока. Такая игра носит «разминочный» характер и не занимает много времени.

Например, при изучении физико-географического положения Африки предлагаем игру «Путешествие на корабле вокруг Африки». Начальным пунктом путешествия является Каир, устье реки Нил. От участников игры требуется указать, мимо каких островов и полуостровов проходит корабль, по какому морю, проливу или заливу пролегает его путь, к водам какого океана он относится, и по возможности охарактеризовать их.

Для обеспечения данной формы учебной деятельности предлагаем следующий дополнительный материал.

Каир - столица Египта, расположен в устье реки Нил, крупнейший город Африки.

Средиземное море - межматериковое море Атлантического океана между Евразией и Африкой. Наибольшая глубина более 5 тыс. м. Море теплое. В августе температура воды доходит до 27-300 С. А в зимнее время не опускается ниже 8 °С. Высота проливов невелика, колеблется от 10 до 50 см.

Гибралтарский пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море, разделяет Европу и Африку. Наименьшая ширина 14 км. По берегам возвышаются скалы, которые в древности называли Геркулесовыми столбами. С поверхностным течением в Средиземное море поступают воды Атлантического океана, с глубинным течением в Атлантику уходит среди­земноморская вода.

Канарские острова - группа островов в Атлантическом океане, территории Испании. Острова представляют собой потухшие и действующие вулканы. Они характеризуются гористым рельефом. Высота действующего вулкана на одном из них составляет 4 тыс. м.

Мыс Игольный - самая южная оконечность материка Африки (35 ю.ш., 29 в.д.). Название дано из-за наблюдающейся в море магнитной аномалии, из-за чего происходит отклонение магнитной стрелки компаса.

Остров Мадагаскар - обломок древней Африканской платформы. Большой гористый остров.

Аденский залив Аравийского моря сообщается через Баб-эль-Мандебский пролив с Красным морем. Высота приливов достигает почти 3 м.

Красное море - одно из самых теплых и солнечных морей Мирового океана. В красном море обитают дельфины, акулы. Развит промысел жемчуга. Море получило название от присутствия в нем особых водорослей, скопление которых придает воде красноватый цвет. Берега моря окаймлены коралловыми рифами. Для района Красного моря характерны миражи (особые оптические явления, связанные с появлением горизонта одного или нескольких мнимых изображений отдаленных объектов). В северной части находится Синайский полуостров. Красное море имеет большое значение как морской путь из Европы в Азию.

Суэцкий перешеек - узкая полоса суши, соединяющая материки Африка и Евразия. Перешеек представляет собой равнину, покрытую дюнами и барханами. В прошлом веке (1859-1896 гг.) через перешеек проложен канал. Трасса канала считается условной границей между Азией и Африкой. Канал позволяет существенно сократить путь из портов Европы в порты Азии. Длина канала- 161 км, глубина- 12,5-13 м, ширина- 120-150 м.

При завершении темы «Африка» можно предложить игру-путешествие от мыса Игольного до северной оконечности материка по меридиану (20 в.д.). Такая игра позволит обобщить знания учащихся об особенностях зон на материке. От участников путешествия требуется описание характерных ландшафтов различных природных зон с особенностями их расти тельного и животного мира, почвенного покрова, погодных условий, чер­тами рельефа. При проведении таких путешествий следует уточнить время года путешествия. Например, июль или январь. Это важно для формирова­ния представлений о взаимосвязи природных явлений, их зависимости от времени года.


Географическая цепочка


Предлагаем цепочку четырехзначных чисел, относящихся к высотам горных систем. Учащимся нужно указать, к каким объектам они относятся. Побеждает ученик, определивший на карте наибольшее количество объектов: 8848 5642 4810 4750 1895 7134 7495 (высшие точки горных систем Евразии).

Элементы игры используем при проверке номенклатуры. Учащиеся отвечают на вопросы, используя «ключ»-подсказку.

1. Острова, омываемые двумя морями, названными:

а) в честь первооткрывателей;

б) по географическому положению.

2. Море, названное по роду хозяйственной деятельности человека.

3. Море, названное в честь одного из первооткрывателей.

4. Название моря дано по цветовому признаку.

5. Остров, определяемый проливом Лонга.

При проверке уровня усвоения материала такая же форма применяется и в 10 классе. Учащиеся показывают на карте страны, для которых комментируется соответствующая характеристика. Например:

  1. В стране работает фабрика «Ках-и-Нор», выпускающая 1 млн карандашей в день.

  2. Основное население страны мадьяры.

  3. Страна - основной поставщик розового масла на мировой рынок.

  4. Денежная единица страны - лев.

  5. 3/4 электроэнергии страны производят на ГЭС. «Лесной цех» Европы.

В последнее время в методике обучения географии получили распространение деловые игры, связанные с обоснованием рационального раз­мещения производства для развития производства и жизни населения. Та­кого типа игра может планироваться как форма изучения отдельных ре­гионов страны, особенностей их природы, хозяйственного освоения.

В старших классах игра остается важным методическим средством обучения в сочетании с групповой работой. Групповая работа позволяет подключить учащихся в совместную работу, взаимное обсуждение, кон­троль. Такая форма работы активизирует познавательную деятельность, в том числе и слабоуспевающих, активизирует процесс обучения работы с картой.

Каждой группе даются карточки с вопросами:

По какому предмету объединены перечисленные страны? Какое государство пропущено?

  1. Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, … (географическое положение).

  2. Германия, Австрия, ..., Венгрия, Хорватия, Югославия, Румыния, Болгария, Украина (физическая география).

  3. Китай, Индия, США, Индонезия, ..., Россия (социально-географическая география).

Ответы:

  1. Перечислены (в алфавитном порядке) страны, омываемые Балтийским морем. Пропущена Эстония.

  2. Страны, по территории (или вдоль границ) которых протекает река Дунай пропущена Словакия.

  3. Страны с наибольшей численностью населения. Пропущена Бразилия.


Похожие:

Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconУстный журнал 33 > 2 Географические викторины и игры 34 > 10. Неделя географии в школе 37 > 11. Школьные географические издания 41
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству...
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconЛитература Введение. Игра как средство организации работы на уроке
Психологические игры для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconДидактические игры на уроках химии
Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconТема Процесс обучения. Закономерности и принципы процесса обучения
Примерное содержание: понятие и сущность процесса обучения, движущие силы процесса обучения, основные задачи и компоненты процесса...
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconСамостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных и индивидуализированных форм обучения. Индивидуальная форма учебной работы предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с другими школьниками,
Самостоятельные творческие работы как средство личностно-ориентированного обучения
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconРекомендации родителям для реабилитации глухого и слабослышащего ребенка через игровую деятельность
Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Во время игры активно...
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconПрограмма всероссийской конференции с участием иностранных ученых «эколого-географические аспекты лесообразовательного процесса»
Красноярского края проводят Всероссийскую конференцию с участием международных специалистов, «эколого-географические аспекты лесообразовательного...
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconЛабораторная работа Работа с топографической картой. Решение инженерных задач по топографическим картам
Цель работы: ознакомиться с топографической картой и научиться решать следующие задачи
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой icon«Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования»
Человек должен так же, как умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности...
Географические игры как средство активации процесса обучения работы с картой iconИспользования эор как средство наглядности и индивидуализации учебного процесса
Тема: Использования эор как средство наглядности и индивидуализации учебного процесса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница