«Введение в историю современного искусства» Целью




Скачать 86.41 Kb.
Название«Введение в историю современного искусства» Целью
Дата07.10.2012
Размер86.41 Kb.
ТипДокументы
П
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
РОГРАММА


«Введение в историю современного искусства»


Целью курса лекций является представление эволюции мирового актуального искусства XX – XXI века, знакомство с основными этапами этой эволюции, с основными художественными направлениями, жанрами и стратегиями в современном искусстве, с конкретными работами современных художников, их стилистической характеристикой, особенностями и проблематикой. Рассматриваются трансформации в искусстве, вызванные сменой и взаимовлиянием основных направлений в мировой культуре: модернизма и постмодернизма. На конкретных примерах даются подробные ответы и разъясняется, что такое современное искусство, чем определяется граница между искусством "современным" и "несовременным", в чем различия между модерном и постмодерном, авангардом и неоавангардом, чем отличается "хорошее" произведение современного искусства от "плохого", кто такой "современный" художник, в чем отличие современного художника от художника традиционного, каковы социальные функции современного искусства, кто поддерживает современное искусство, и кому оно нужно, каким образом определяются цены и ценности, в чем особенности русского искусства последних десятилетий, и есть ли у современного искусства будущее? По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств (видеоарт, медиаарт, сетевое искусство и пр.), место актуального искусства в контексте мирового художественного процесса.


Задачи курса:

- дать общее представление об историческом развитии современного искусства в социо-культурном контексте XX века;

- раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его эпохи;

- познакомить студентов с выдающимися мастерами и произведениями современного изобразительного искусства;

- познакомить студентов с проблемами влияния коньюнктуры современного мирового рынка на художественные процессы в странах Европы и в США;

- познакомить студентов с современными научными представлениями о важнейших процессах и отдельных явлениях в мировом современном искусстве;

- обучить студентов основам анализа произведения искусства, позволяющим выявлять его документальную, художественную, материальную ценность.

Краткий план занятий:





  1. От модернизма к постмодернизму. Непрекращающийся «кризис репрезентации». Искусство XX века и массовая культура. Постмодернизм как "испорченный модернизм" или как "модернизм в квадрате"? Второй шанс модернизма: абстрактный экспрессио-низм нью-йоркской школы (Джексон Поллок, Барнетт Ньюман, Марк Ротко) и европейская «информель» (Жан Дюбюффе, Волс и Жан Фотрие). Поглощение модернизма: трансформация абстрактной картины (Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Фрэнк Стелла, Лючио Фонтана, Альберто Бурри Отто Пиене), «международный синий» Ива Кляйна.




  1. Середина XX века: от образа к имиджу. Стратегии «выживания» и «ухода»: «Новые реалисты», американский поп-арт, кинетическое искусство, оп-арт, минимализм, концептуализм. Современность как анархия. Итальянское движение «арте повера», фигуративная живопись и скульптура конца 1960-х.


Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.



  1. 1970-е годы: феминизм, перформанс, видео, боди-арт, радикальное искусство 1970-х. Политика в искусстве. Языки тела.




  1. Постмодернизм 1980-х: знаки идентичности, гендерные игры, апроприация и симуляция. Неоэкспрессионизм: «Новые дикие» в Германии, итальянский неоэкспрессионизм, неофициальное советское искусство первой половины 1980-х годов (группа «Новые художники»). «Искусство Ист-Виллиджа», живопись и женственное. Объект или предмет: инсталляция и энвайронмент. Искусство как присвоение и симуляция. Искусство как «предмет искусства». Картины виртуальной реальности: видеоарт 1980-х годов.




  1. 1990-е годы: реакция на освобождение. Политическое искусство в России. «Обживание» пустотного пространства: неопределенность, неловкость, скованность. «Добивание» идеологии. Фрики, монстры и алиены. Детский дискурс. Антропология повседневности. Блошиный рынок «художественных образов».




  1. Интернациональное современное искусство: Африка, Азия и Восточная Европа 1992-2000. Трансформации концепций международных выставок. Мультикультурализм. Искусство в ситуации глобализации.




  1. 2000-е годы. Поиски «темы». Виртуализация: делокализованное пространство самовыражения. Неизбежность синтетики. Теория хаоса. Виртуальное «пространство» видеоинсталляции. Художественный музей 2000-х: склад или святилище? Медиаарт, сетевое искусство, медиаинсталляции, цифровое искусство. Медиаискусство: компьютерное искусство, интерактивное электронное искусство. Теории «новых медиа».



Литература:


Автономова Н. Деррида и грамматология./ Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: изд. Ad marginem, 2000.

Азизян И. Становление модернистской ментальности // Искусствознание. 2000.Вып.1.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века. – Спб.: Азбука-классика, 2007.

Антология российского видеоарта. Сост. и ред. А.Исаев. – М.: МедиаАртЛаб, 2002.

Бакштейн И.М. Видео и контекст: Электроземля. Современный британский видео-арт. Каталог выставки, 2003.

Бакштейн И.М. Цитадель элитарности. Тезисы об искусстве в эпоху социального Дарвинизма// Искусство кино №3,2007.

Барни М. Я понял, как использовать своё тело//Артхроника. № 4 , 2007.

Бениамин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости . – М.: Медиум, 1996.

Бирнбаум Даниэль. Хронология. Пер. с англ. А.Скидана. М.: НЛО.2007.

Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Бобринская Е.А. Концептуализм. М. ,1994.

Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

Боровский А. Практически не изящные искусства, 2009 г.

Бохм-Дюшен М. Современное искусство. . -М.:Премьера,Астрель,2001.

Бохоров К. Угол с телевизором // Художественный журнал, № 42, 2002.

Бохоров К. Перформанс и видео в современном русском искусстве // Антология Российского видеоарта, 2002.

Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии // Мedia Art Fest. – Спб., 2000.

Вагнер Р. Произведение искусства будущего. Пер. с нем., 2010.

Взгляд с Востока. Медиасознание / Медиакультура/ Медиатехнология . Под общей редакцией А. Исаева . М. 2001.

Гринберг Клемент. Авангард и китч // "Художественный журнал" № 60, М, 2005.

Горючева Т., Горюнова О. Медиа - панацея?// Художественный журнал №30-31, 1999.

Гройс Б. Медиа искусство в музее// Художественный журнал. N°40, 2001.

Б
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
.Гройс, Искусство утопии (Gesamtkunstwerk Сталин. Комментарии к искусству). Художественный Журнал: Москва, 2003.

Дебор Г. “Общество спектакля”/Пер. с фр. C. Офертас и М. Якубович. – М.: Издательство “Логос”, 1999.

Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. Издательство “Логос” 1999.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл.С.Н.Зенкина - М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 1998.

Делез Жиль. Кино. Пер. с фр Б.Скуранова. - М.: Ад Маргинем. 2004.

Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: Ad marginem, 2000.

Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.

Джеймс В. Научные основы психологии. - C-Пб. 1902.

Джеуза А. Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и Россией // Художественный журнал №58/59, 2005.

Джеуза А. Видео: смешное искусство// Художественный журнал № 58/59, 2005.

Джеуза А. История российского видеоарта. Том 1. – М.:Московский музей современного искусства, 2007.

Дьяконов В. Сам себе художник //Артхроника. № 4 , 2007.

Дэмпси Э Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству, 2008 г.

Ерохин С.В.Цифровое компьютерное искусство, 2011 г.

Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. Гриф МО/УМО, 2010 г.

Ерохин С.В. Родни "Пайгойя" Чан: художник, психолог и философ.

Зедльмайр Ханс. Утрата середины. Революция современного искусства. Смерть света, 2008.

Исаев А. Видеоарт и телевещание// Антология российского видеоарта, 2002.

Исаев А., Шишко О. Видеоарт и молодёжная (клубная) культура// Антология российского видеоарта, 2002.

Ильин И.П. Посттруктурализм: Деконструктивизм: Посмодернизм. М., 1966.

Ильин И.Постмодерн от истоков до конца столетия. – М.: Интрада.1998.

Кант И. Критика способности суждения. Соч. в шести томах. Москва: изд.-во «Мысль», 1963.

Киреев О. Поваренная книга медиа – активиста. - М.: издательство "Ультра Культура", 2006.

Кирхмайер В. Пустота из "черного ящика"// Художественный журнал №33, 2001.

Клузински Р. Интерактивность ипроблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. – М.:ЦСИ, 1996.

Кон-Винер Э.История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. Изд.4 2011. 216 с.

Козлова О. Видео. Двадцать пять лет видеоэстетики. Галерея Форума земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф, Германия// Художественный журнал №56, 2004.

Кошут Д. Искусство после философии // Искусствознание.2001.Вып.1.

Крюков Д.В.О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве, 2005.

Левашов В. Концепт медиа-топии. Безответственные фантазии куратора. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. Серия "Summa culturologiae". М., 2003.

Ловинк Г. Сквоттер, киберпанк, дейтаденди. Амстердам и альтернативные медиа стратегии. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешние расширения чело­века” / Пер. с англ. В. Николаева; М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц, 2003.

Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. - Изд: Академический проект, 2005.

Манович Л. Археология компьютерного экрана. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Маньковская Н.Б. Лексикон нонклассики / Под ред. В.В.Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идео.логии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.

Медиаарт/ MEDIA ART: [Сборник статей]. – СПб.: Новый мир искусства, 2000.

Мигунов А.С., Ерохин С.В. Алгоритмическая эстетика, 2010.

Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Мусина М. На стыке кино и видеоарта. Утопия медленного видео// Антология российского видеоарта, 2002.

Овчинников И. Источники и составные части видеоарта. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Олива А.Б. Искусство на исходе тысячелетия // Художественный журнал,2003.

Осмоловский А. Актуальное искусство: здесь и сейчас // Художественный журнал, 2000, № 5-6.

Пирошка Досси. Продано! Искусство и деньги, 2011 г.

Прохоров А. Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на Новые медиа. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

П
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
ыркина Д. ВИДЕОАРТ: Пленники технологий. Происхождение вида// Журнал «Искусство» 6’2006.

Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: изд."УК", 2003.

Роуэн Т. Предметы искусства в интерьере. Как понимать, подбирать и выставлять произведения искусства, 2009 

Саксенхюбер Хедвиг. Валли Экспорт/Valie Export. Cпециальное издание к выставке на 2й Московской биеннале современного искусства. На рус. и англ. языках. Folio, 2007.

Сальников В. Снимать кино, играть в кино, смотреть кино. Новый консерватизм в русском видеоискусстве// Художественный журнал №40, 2002.

Брэндон Тейлор. Актуальное искусство. 1970—2005. — М.: Слово, 2006.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда, 1993 г.

Ханхардт Дж. Между языком и движущимся образом: искусство Гари Хилла. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.

Ханхардт Дж. Видео и телевидение Энди Уорхола. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996..

Харькина А. Институциональный сдвиг. Новая разметка поля искусства // Журнал «ZAART», 2005

Хачатуров С. Они рядом //Артхроника. № 4 , 2007.

Художники начала века: видеоарт. Текст А.Джеуза. WAM, № 8.

Шишко О. Методы и политика в области сохранения произведений медиа-искусства Материалы международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». Россия, Санкт-Петербург, 17-19 мая 2005г.

Шишко О. Избранная хроника // Антология российского видеоарта, 2002.






Похожие:

«Введение в историю современного искусства» Целью iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история мирового искусства» для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология»
Знакомство с историей мирового искусства способствует расширению кругозора современного человека, даёт возможность ориентироваться...
«Введение в историю современного искусства» Целью iconО. Кузнецова Управление рынком современного искусства методами pr
Опыт работы по связям с общественностью Государственного Центра Современного Искусства и творческого кластера «Винзавод» 2008
«Введение в историю современного искусства» Целью iconПлан: Введение Новая концепция искусства Художественные направления и представители течений Литература, музыка, театр, соединение видов искусства
Серебряный век, актуально попытаться прояснить его основные параметры и характеристики, с позиций современного видения этого феномена,...
«Введение в историю современного искусства» Целью iconПрограмма повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)»
«вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные...
«Введение в историю современного искусства» Целью iconЛекция по предмету «История искусства»
Представить предмет «История искусства» как взаимосвязанную в своем развитии историю стилей с акцентом на описании
«Введение в историю современного искусства» Целью iconСамостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ
«Что такое искусство? Какова его природа/сущность?». Она предполагает осмысление бытования современного искусства в ХХ — XXI вв.,...
«Введение в историю современного искусства» Целью iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
«Введение в историю современного искусства» Целью iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
«Введение в историю современного искусства» Целью iconПринимал участие в международных научно-практических конференциях и симпозиумах по вопросам современного техно- / медиа-искусства, в т ч. (2000-08 г г.): Международный симпозиум, Государственный Центр современного искусства, Дагомыс, Россия, 2000
Членство в профессиональных объединениях, союзах и участие в международных конференциях
«Введение в историю современного искусства» Целью iconКультура Айкидо, как боевого искусства
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница