Скачать 86.41 Kb.
|
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ. РОГРАММА «Введение в историю современного искусства» Целью курса лекций является представление эволюции мирового актуального искусства XX – XXI века, знакомство с основными этапами этой эволюции, с основными художественными направлениями, жанрами и стратегиями в современном искусстве, с конкретными работами современных художников, их стилистической характеристикой, особенностями и проблематикой. Рассматриваются трансформации в искусстве, вызванные сменой и взаимовлиянием основных направлений в мировой культуре: модернизма и постмодернизма. На конкретных примерах даются подробные ответы и разъясняется, что такое современное искусство, чем определяется граница между искусством "современным" и "несовременным", в чем различия между модерном и постмодерном, авангардом и неоавангардом, чем отличается "хорошее" произведение современного искусства от "плохого", кто такой "современный" художник, в чем отличие современного художника от художника традиционного, каковы социальные функции современного искусства, кто поддерживает современное искусство, и кому оно нужно, каким образом определяются цены и ценности, в чем особенности русского искусства последних десятилетий, и есть ли у современного искусства будущее? По окончании курса студенты должны понимать специфику современного изобразительного искусства и новых направлений медийных искусств (видеоарт, медиаарт, сетевое искусство и пр.), место актуального искусства в контексте мирового художественного процесса. Задачи курса: - дать общее представление об историческом развитии современного искусства в социо-культурном контексте XX века; - раскрыть связи между формально-образной структурой произведения и ценностными ориентирами создавшей его эпохи; - познакомить студентов с выдающимися мастерами и произведениями современного изобразительного искусства; - познакомить студентов с проблемами влияния коньюнктуры современного мирового рынка на художественные процессы в странах Европы и в США; - познакомить студентов с современными научными представлениями о важнейших процессах и отдельных явлениях в мировом современном искусстве; - обучить студентов основам анализа произведения искусства, позволяющим выявлять его документальную, художественную, материальную ценность. Краткий план занятий:
Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ.
Литература: Автономова Н. Деррида и грамматология./ Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: изд. Ad marginem, 2000. Азизян И. Становление модернистской ментальности // Искусствознание. 2000.Вып.1. Андреева Е.Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века. – Спб.: Азбука-классика, 2007. Антология российского видеоарта. Сост. и ред. А.Исаев. – М.: МедиаАртЛаб, 2002. Бакштейн И.М. Видео и контекст: Электроземля. Современный британский видео-арт. Каталог выставки, 2003. Бакштейн И.М. Цитадель элитарности. Тезисы об искусстве в эпоху социального Дарвинизма// Искусство кино №3,2007. Барни М. Я понял, как использовать своё тело//Артхроника. № 4 , 2007. Бениамин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости . – М.: Медиум, 1996. Бирнбаум Даниэль. Хронология. Пер. с англ. А.Скидана. М.: НЛО.2007. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. Бобринская Е.А. Концептуализм. М. ,1994. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. Боровский А. Практически не изящные искусства, 2009 г. Бохм-Дюшен М. Современное искусство. . -М.:Премьера,Астрель,2001. Бохоров К. Угол с телевизором // Художественный журнал, № 42, 2002. Бохоров К. Перформанс и видео в современном русском искусстве // Антология Российского видеоарта, 2002. Вайбель П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии // Мedia Art Fest. – Спб., 2000. Вагнер Р. Произведение искусства будущего. Пер. с нем., 2010. Взгляд с Востока. Медиасознание / Медиакультура/ Медиатехнология . Под общей редакцией А. Исаева . М. 2001. Гринберг Клемент. Авангард и китч // "Художественный журнал" № 60, М, 2005. Горючева Т., Горюнова О. Медиа - панацея?// Художественный журнал №30-31, 1999. Гройс Б. Медиа искусство в музее// Художественный журнал. N°40, 2001. Б Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ. .Гройс, Искусство утопии (Gesamtkunstwerk Сталин. Комментарии к искусству). Художественный Журнал: Москва, 2003. Дебор Г. “Общество спектакля”/Пер. с фр. C. Офертас и М. Якубович. – М.: Издательство “Логос”, 1999. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. Издательство “Логос” 1999. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл.С.Н.Зенкина - М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 1998. Делез Жиль. Кино. Пер. с фр Б.Скуранова. - М.: Ад Маргинем. 2004. Деррида Ж. О грамматологии.- Москва: Ad marginem, 2000. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. Джеймс В. Научные основы психологии. - C-Пб. 1902. Джеуза А. Видеотворчество и художественное сообщество. Исторические параллели между США и Россией // Художественный журнал №58/59, 2005. Джеуза А. Видео: смешное искусство// Художественный журнал № 58/59, 2005. Джеуза А. История российского видеоарта. Том 1. – М.:Московский музей современного искусства, 2007. Дьяконов В. Сам себе художник //Артхроника. № 4 , 2007. Дэмпси Э Стили, школы, направления: путеводитель по современному искусству, 2008 г. Ерохин С.В.Цифровое компьютерное искусство, 2011 г. Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. Гриф МО/УМО, 2010 г. Ерохин С.В. Родни "Пайгойя" Чан: художник, психолог и философ. Зедльмайр Ханс. Утрата середины. Революция современного искусства. Смерть света, 2008. Исаев А. Видеоарт и телевещание// Антология российского видеоарта, 2002. Исаев А., Шишко О. Видеоарт и молодёжная (клубная) культура// Антология российского видеоарта, 2002. Ильин И.П. Посттруктурализм: Деконструктивизм: Посмодернизм. М., 1966. Ильин И.Постмодерн от истоков до конца столетия. – М.: Интрада.1998. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в шести томах. Москва: изд.-во «Мысль», 1963. Киреев О. Поваренная книга медиа – активиста. - М.: издательство "Ультра Культура", 2006. Кирхмайер В. Пустота из "черного ящика"// Художественный журнал №33, 2001. Клузински Р. Интерактивность ипроблема коммуникации в контексте философии деконструктивизма // NewMediaLogia. – М.:ЦСИ, 1996. Кон-Винер Э.История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. Изд.4 2011. 216 с. Козлова О. Видео. Двадцать пять лет видеоэстетики. Галерея Форума земли Северный Рейн – Вестфалия, Дюссельдорф, Германия// Художественный журнал №56, 2004. Кошут Д. Искусство после философии // Искусствознание.2001.Вып.1. Крюков Д.В.О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве, 2005. Левашов В. Концепт медиа-топии. Безответственные фантазии куратора. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. Серия "Summa culturologiae". М., 2003. Ловинк Г. Сквоттер, киберпанк, дейтаденди. Амстердам и альтернативные медиа стратегии. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. Маклюэн, М. “Понимание Медиа: Внешние расширения человека” / Пер. с англ. В. Николаева; М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц, 2003. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. - Изд: Академический проект, 2005. Манович Л. Археология компьютерного экрана. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. Маньковская Н.Б. Лексикон нонклассики / Под ред. В.В.Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя, 2000. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идео.логии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002. Медиаарт/ MEDIA ART: [Сборник статей]. – СПб.: Новый мир искусства, 2000. Мигунов А.С., Ерохин С.В. Алгоритмическая эстетика, 2010. Митрофанова А. Новый авангард, или хаос как творческое наслаждение. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. Мусина М. На стыке кино и видеоарта. Утопия медленного видео// Антология российского видеоарта, 2002. Овчинников И. Источники и составные части видеоарта. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. Олива А.Б. Искусство на исходе тысячелетия // Художественный журнал,2003. Осмоловский А. Актуальное искусство: здесь и сейчас // Художественный журнал, 2000, № 5-6. Пирошка Досси. Продано! Искусство и деньги, 2011 г. Прохоров А. Шульга Т. Из истории теоретических взглядов на Новые медиа. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. П Высшая школа художественных практик и музейных технологий РГГУ. ыркина Д. ВИДЕОАРТ: Пленники технологий. Происхождение вида// Журнал «Искусство» 6’2006. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: изд."УК", 2003. Роуэн Т. Предметы искусства в интерьере. Как понимать, подбирать и выставлять произведения искусства, 2009 Саксенхюбер Хедвиг. Валли Экспорт/Valie Export. Cпециальное издание к выставке на 2й Московской биеннале современного искусства. На рус. и англ. языках. Folio, 2007. Сальников В. Снимать кино, играть в кино, смотреть кино. Новый консерватизм в русском видеоискусстве// Художественный журнал №40, 2002. Брэндон Тейлор. Актуальное искусство. 1970—2005. — М.: Слово, 2006. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда, 1993 г. Ханхардт Дж. Между языком и движущимся образом: искусство Гари Хилла. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996. Ханхардт Дж. Видео и телевидение Энди Уорхола. NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.. Харькина А. Институциональный сдвиг. Новая разметка поля искусства // Журнал «ZAART», 2005 Хачатуров С. Они рядом //Артхроника. № 4 , 2007. Художники начала века: видеоарт. Текст А.Джеуза. WAM, № 8. Шишко О. Методы и политика в области сохранения произведений медиа-искусства Материалы международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». Россия, Санкт-Петербург, 17-19 мая 2005г. Шишко О. Избранная хроника // Антология российского видеоарта, 2002. |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины «история мирового искусства» для студентов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология» Знакомство с историей мирового искусства способствует расширению кругозора современного человека, даёт возможность ориентироваться... | ![]() | О. Кузнецова Управление рынком современного искусства методами pr Опыт работы по связям с общественностью Государственного Центра Современного Искусства и творческого кластера «Винзавод» 2008 |
![]() | План: Введение Новая концепция искусства Художественные направления и представители течений Литература, музыка, театр, соединение видов искусства Серебряный век, актуально попытаться прояснить его основные параметры и характеристики, с позиций современного видения этого феномена,... | ![]() | Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные... |
![]() | Лекция по предмету «История искусства» Представить предмет «История искусства» как взаимосвязанную в своем развитии историю стилей с акцентом на описании | ![]() | Самостоятельная работа Специфика современного искусства ХХ нач. ХХ «Что такое искусство? Какова его природа/сущность?». Она предполагает осмысление бытования современного искусства в ХХ — XXI вв.,... |
![]() | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ![]() | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... |
![]() | Принимал участие в международных научно-практических конференциях и симпозиумах по вопросам современного техно- / медиа-искусства, в т ч. (2000-08 г г.): Международный симпозиум, Государственный Центр современного искусства, Дагомыс, Россия, 2000 Членство в профессиональных объединениях, союзах и участие в международных конференциях | ![]() | Культура Айкидо, как боевого искусства ... |