Скачать 4.1 Mb.
|
Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 9 с. Розовка Минераловодского района Ставропольского края (далее школа) разработана педагогическим коллективом (Сарафанников А.В. – и.о. директора; Марьина С.П. – заместитель директора по УВР; Поветкина А.В. – заместитель директора по ВР; Баюнц Н.А. – руководитель МО учителей начальных классов; Чернышенко Н.А. – учитель начальных классов; Сарафанниковой У.Н. – социальный педагог). Программа разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Гармония», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД). Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа школы № 9 с. Розовка составлена с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
Учитываются характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Гармония», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Инновационные подходы нашли свое отражение и в целевой установке УМК «Гармония» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. УМК «Гармония» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети 6,5 семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы); особенностей мировосприятия сельских детей; наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы. Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Гармония»: – Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы. –Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД. – Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию); – Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений. – Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД. – Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу, дни здоровья. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Разработанная МОУ СОШ № 9 с. Розовка основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
Основной предмет деятельности школы – реализация общеобразовательных программ начального, основного, среднего общего образования. Ведётся предпрофильное и профильное обучение. Школа с 2005 г. работает по агротехнологическому профилю. Оказывает услуги дополнительного образования: ученическая производственная бригада, спортивные секции, оператор электронно-вычислительных машин, кружки «Юный журналист», «Смайлик», «Акварель», «Каприз», «Юный математик», «Юные инспектора движения», «Созвездие», «Азбука мастерства». Здание школы на 360 ученических места. Есть спортивный и актовый зал, библиотека, столовая на 60 посадочных мест. Вокруг школы ежегодно ведется работа по благоустройству территории. Нахождение вдали от оживлённой автотрассы позволяет проводить уроки и открытые мероприятия в спокойной обстановке хоть в классах, хоть на природе. Мебель в классах старая, но хорошая. В школе 18 учебных кабинетов и специализированный кабинет физики, технологии, обеспеченные наглядными пособиями, приборами и принадлежностями для выполнения обязательной части программы по предметам ее практического направления; 1 компьютерный класс (в учебном процессе используется 10 компьютеров), имеется возможность выхода в Интернет. В учебном процессе используются 2 мультимедийные установки. Школа имеет стоянку, где стоят трактор и мини-трактор, имеются спортивные площадки: волейбольная, футбольная, детская площадка. Школа работает в одну смену при пятидневной учебной неделе в 1 классе, шесть дней в неделю – со 2 по 11 класс. Продолжительность уроков – 40 минут. Согласно требованиям СанПинНов учебные занятия начинаются с 8 часов, перерыв между уроками составляет 10 минут и после третьего и четвёртого уроков15 минут. Школа находится в административном центре с. Розовка. Школу посещают ребята, проживающие в с. Розовка, х. Свободный Труд, х. Апанасенко. На 3 ступени обучаются учащиеся из с. Греческого. Около 30 % учащихся – воспитанники детского дома № 2 «Золотой ключик», находящегося на территории с. Розовка. Школа свою деятельность выстраивает на основе программы развития. Продолжая реализовывать тему «Личностный рост учащихся как цель и результат учебно-воспитательного процесса», перед коллективом поставлена основная цель – формирование духовно-нравственной, всесторонне развитой, физически здоровой, социально-адаптированной личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Штатное расписание школы соответствует типу учреждения. Штат на протяжении последних 3 -х лет полностью укомплектован. Образовательный процесс в школе в 2010 -2011 учебном году осуществляют 18 педагогов, 14 педагогов имеют высшее образование, 2 - среднее специальное образование, 2 учатся заочно в высших учебных учреждениях. В школе 11 классов- комплектов. Средняя накопляемость – 17 учащихся. На первой ступени обучения 4 класса-комплекта, общее количество учащихся 80, средняя накопляемость – 20 человек в классе. Детей детского дома – 17, что составляет 21 %. На индивидуальном обучении 4 ученика по состоянию здоровья. Инвалидов нет. Все классы занимаются по УМК «Гармония». Кадровый состав 1 ступени обучения разнообразен. В начальной школе работают 4 учителя. Все прошли курсы повышения квалификации СКИПКРО (104 ч). 3 педагога прошли курсы учителей-предметников по информационным технологиям. 1 педагог прошёл курсы Интел. Все владеют начальными навыками работы на компьютере в текстовом редакторе. Презентации составляют 3, работают в Интернете 3. В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники МОУ СОШ № 9 с. Розовка и детского дома № 2 «Золотой ключик», родители (законные представители) обучающихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и школой № 9 с. Розовка договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п. 9) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в образовательной системе УМК «Гармония» |