Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык




Скачать 99.78 Kb.
НазваниеМы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык
Дата30.08.2012
Размер99.78 Kb.
ТипДокументы
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Цель: Познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка, подчеркнуть авторское отношение и вызвать у обучающихся уважительное отношение к людям, к природе

Задачи:

- обучающие: продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

-развивающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе

-воспитательные: воспитывать  трепетное отношение к природе.

 

Ход урока

«Записки охотника» - «это часть твоей родины,

                                  России, её старина, прелесть, природа, очарования

и недостатки, даже уродства (рабство!)

пестрая и живая картина, такая правда и поэзия!»

Б. К. Зайцев.


I. Интрига.

-Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите на них, как вы чувствуете себя на начало урока, на кого или на что вы похожи (выразите это в нескольких словах или одним словом).

II. Слово учителя

Портрет Тургенева

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.

III. Проверка дом. задания

Дома вы прочитали рассказы из сборника И.С.Тургенева «Записки охотника». Поделитесь вашими впечатлениями. (обмен впечатлениями)

IV. Беседа по прочитанному

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов  этой книги «Бежин луг».

- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

- С чего начинается рассказ? (с описания природы). Посмотрите на картины природы. (Всё это окрестности Бежина луга.

Бежин луг Бежин луг 2

- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том   числе)? (Пейзаж) 

- Запишем определение в тетради:      

  Пейзаж – картина природы  в  художественном произведении.  Описание природы помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия. 

Жанровая необычность произведения была отмечена первыми  читателями: « «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…».

 - Почему читатели обращали внимание на необычность формы, по-разному определяли жанровую принадлежность? Как вы определите жанр «Записок охотника»? Как бы вы объяснили авторский выбор?

 - Почему очерк?

(Выделение особенностей очерка и запись определения в  «Словарь литературоведческих терминов».)

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.

 - Итак,  в чем новизна  сборника?

1.      Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.

2.      Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

3.       Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.


Такая форма была признана «очень удачной», потому что давала создателю возможность «исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями известной сферы жизни».

Если усадьба была для Тургенева, прежде всего, местом создания его произведений, местом непосредственной творческой  работы, то ближние и дальние окрестности Спасского служили для него родником творчества. В каждый свой приезд  в Спасское писатель неизменно отправлялся в странствия

V. Погружение в атмосферу, изображенную в рассказе "Бежин луг»

1 .  Определение авторского замысла

 Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и в феврале появился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

2.   Активизация  читательского восприятия перед чтением очерка

 Спокойная музыка, репродукции  картин В.Е.Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг». Музыка Чайковского

 - Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные  интересные истории. Они – другие.  Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик  к происходящему в рассказе.

3. Выразительное чтение и  комментирование  начала рассказа «Бежин луг» с элементами анализа.

а) Чтение  первого отрывка до слов « Я … совершенно заблудился»  и беседа по вопросам.

- Как организована экспозиция очерка?  Какое описание вводит автор в повествование? Какую функцию оно выполняет?

(Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

 - Определите, какими  художественными приемами пользуется Тургенев при описании  картин природы? Приведите примеры. 

  Тропы:

Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,  «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение:  «блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

б) Чтение второго отрывка  до слов «этот луг славится …под названием Бежина луга»  и беседа по вопросам.

- Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?

- С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

- О каких чувствах пишет автор рассказа?

(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам – наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям.)

- Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

(Лексика, тропы,  детали, которые передают чувства человека.

Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений.  

Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

- Почему герою стало совестно перед своей собакой?  Отметим, что нагнетание таинственности, тревоги, страха сменяется  юмористическим эпизодом безмолвного разговора с Дианкой, «умнейшей из всех четвероногих тварей».

 - Таким образом, какую композиционную функцию  выполняет  эта часть?

( Знакомство с автором  как с объективным рассказчиком, завязка  эпического сюжета.)

 -   Как мы видим,  такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.

в) Решение проблемного вопроса.

- Как писатель показывает связи между человеком и окружающей его природой в том отрывке, который мы прочитали?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать  на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб» и т.д.

     VI . Выводы урока.

Тургенев  в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает,  не только  замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. С. А. Аксаков утверждал, что Он «наблюдает умно, добросовестно и тонко», именно природа открывается  своей скрытой «домашней» стороной. В очерке автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастически, тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

VII. Рефлексия

- Вернитесь к листочкам, на которых вы писали о своих чувствах в начале урока. Скажите, изменилось ли ваше эмоциональное состояние?

VIII. Дом.задание:

Образы мальчиков в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (по группам)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

(Тема урока)


№112.34567810111213123456

ФИО (полностью)Место работыДолжностьПредметКлассТема и номер урока в темеБазовый учебникЭтап урока2ИнтригаВступительное слово учителяПроверка дом. заданияОбращение к картинам природыОпределение авторского замыслаАктивация читательского восприятияВыразительное чтение и комментирование начала рассказа «Бежин луг» с элементами анализаПрактическая работа по определению художественных приемов, используемых Тургеневым при описании картин природыРешение проблемного вопросаВыводы урокаРефлексияДомашнее заданиеНазвание ресурсаhttp://files.school-collection.edu.ruhttp://files.school-collection.edu.ruhttp://files.school-collection.edu.ruhttp://files.school-collection.edu.ruhttp://literatura5.narod.ruhttp://fcior.edu.ru

Охоцкая Светлана ВладимировнаМБОУ гимназия № 3 г. Иркутскаучительлитература7Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» - 1 часМеркин Г.С.

Цель и задачи урока

Цель: Познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка, подчеркнуть авторское отношение и вызвать у обучающихся уважительное отношение к людям, к природе


Задачи:

- обучающие : продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

-развивающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;

-воспитательные: воспитывать  трепетное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, Интернет

Структура и ход урока


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)Деятельность ученикаВремя

(в мин.)

3567Дает заданиеПишут ответ1 мин.http://files.school-collection.edu.ru-(1)Сообщает цель урокаСлушают1 минhttp://files.school-collection.edu.ru (2,)

http://files.school-collection.edu.ru

(3)Предлагает поделиться впечатлениями о прочитанномОбмен впечатлениями3 минhttp://files.school-collection.edu.ru (4)Задает вопросы.

Работа с терминами пейзаж, очеркОтветы на вопросы, записи в Словарь литературоведческих терминов5 минСлово учителяСлушают 0,5мин,


http://fcior.edu.ru (6)Обращение к картинам В.Е.Маковского «Ночное», К.В.Лебедева «Бежин луг», музыке Чайковского, к картинам природы1,5 минБеседует с обучающимисяЧитают текст, комментируют, отвечают на вопросы10 минКоординирует и направляет деятельность обучающихсяПовторяют тропы, отыскивают примеры тропов в тексте, определяют их роль12 минЗадает вопросИщут ответ на предложенный проблемный вопрос2 минПредлагает сделать выводы о роли пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»Делают выводы2 минПредлагает написать об изменении эмоционального состояния к концу урока на листочках, выданных в начале урокаПишут ответ1 минДает задание по группамЗаписывают дом. задание1 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»_________________________________________

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОРДемонстрационный материал Иллюстрация (Портрет писателя)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eba62a45-c9b8-4f27-85aa-d18f05a15cc4/Lipgart.PortretTurgeneva.jpgДемонстрационный материалФото Бежина лугаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1c0450fc-4a04-4f71-8243-db14d08e549a/%5BLI7RK_7-01%5D_%5BIL_08%5D.htmДемонстрационный материалФото Бежина лугаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71adb7d6-b0c9-4684-b3c3-fe4a307fad2e/%5BLI7RK_7-01%5D_%5BIL_13%5D.htmУчебно-справочный материалСтатья словаряhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/371796d1-e802-4d18-847a-5176251bd75a/%5BLI7RK_7-02%5D_%5BTE_04%5D.htmИллюстративный материал

(Картина Маковского

« Ночное»)Репродукция картиныhttp://literatura5.narod.ru/makovsky.htmlИллюстративный материалмузыкаhttp://fcior.edu.ru/card/12451/obrazy-prirody-v-muzyke-p-i-chaykovskogo-s-v-rahmaninova-i-zhivopisi-i-i-levitana-a-k-savrasova.html



Похожие:

Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconЛитературно-художественные образы на уроке физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся и воспитания устойчивого интереса к изучению предмета
Тестовый контроль тоже не развивает речь и положительные эмоции. Мы все реже замечаем красоту окружающего мира, красоту русского...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconЧеловек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconИспользование конкурсных заданий на уроках природоведения и биологии как один из элементов развивающего обучения
Чение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык icon«Слово о полку Игореве» вся природа в «Слове…»
Восприятие человеком природы как живой материи (влияние природы на душу человека)
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconГармония человека и природы, как фактор социально-экономического прогресса
Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconЮ. А. Гусев основы теории гармонического баланса
Человек на нашей планете совсем не царь Природы, а лишь её духовная часть, необходимая как инструмент познания и совершенствования...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык icon«Экологические проблемы»
Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Жизнь природы тесно сплетена с жизнью человека. Сегодня мы...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconШкола искусств как центр социализации детей в условиях северного города
...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Целями освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» являются: выявления общих законов природы, анализ взаимосвязи человека...
Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык icon1 Духовная стабилизация – обеспечение гармонического баланса мира
Человек на нашей планете совсем не царь Природы, а лишь её духовная часть, ставшая инструментом познания и совершенствования самого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница