Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры




Скачать 72.97 Kb.
НазваниеИнновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры
Дата07.10.2012
Размер72.97 Kb.
ТипДокументы
Напреев С.Г., учитель физической культуры

Муниципальное образовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа Арзамасского района Нижегородской области

napsergej@yandex.ru


ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.


Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых ― несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. Цель инновационных педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема сохранения здоровья школьников. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе здоровье детей ухудшается в несколько раз. Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий [1,7].

Проведение большинства уроков на свежем воздухе, применение в структуре уроков нетрадиционных неспецифических оздоровительных средств, таких как самомассаж, элементы акупрессуры, а также парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой дает большой оздоровительный эффект. Улучшается физическая и умственная работоспособность учащихся, уменьшается заболеваемость простудными заболеваниями.

Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в структуре уроков являются русские народные игры, объединяющие в себе средства народной и физической культур. Широкое использование подвижных игр позволяет развивать детей не только физически, но и духовно-нравственно. Русские народные игры, служащие средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, были систематизированы нами по разделам программы и представлены в виде поурочного распределения учебного материала для младших школьников.

Популярность русских народных игр, прежде всего, используется в качестве средства привлечения школьников к регулярным занятиям физической культурой, популяризации здорового образа жизни, способствует сохранению культурного наследия русского народа [3].

В рамках научно-исследовательской лаборатории «Мониторинг физического здоровья учащихся современного образования» Арзамасского педагогического института, разработан и включен в учебный процесс, «Дневник самоконтроля по физической культуре». Как дневник он предполагает самостоятельное наблюдение учащимся за абсолютными значениями параметров, физического развития, физической подготовленности, функциональной реактивности с последующей бальной и центильной интерпретацией. Далее, используя комплексно первичные показатели, учащийся сам, согласно предложенным стандартным формулам, вычисляет субъективные интегральные показатели своих антропометрических и функциональных показателей. Все данные заносятся в строку сводных таблиц. Измерения проводятся два раза в учебный год, т.е. в сентябре и мае, наглядно представляя динамику исследуемых субъективных характеристик. Отдельным блоком представлена глава «Методика измерений» (антропометрических и функциональных), в ней подробным образом, пошагово, расписаны методики антропометрических и функциональных измерений согласно стандартам гигиенического и спортивного форматов. Социальный компонент включает в себя вопросы общего типа, предполагающие фрагмент объективной картины социальной дифференциации. Компонент «Нервно-психический статус» предполагает самоанализ самочувствия, активности, настроения, реактивной и личной тревожности, социальной эмоциональности и оптимизма.

«Дневник самоконтроля по физической культуре», является своеобразной зачетной книжкой «здоровья» школьника. Учебная деятельность школьников в процессе работы с дневником строится с расчетом на их самостоятельную работу, учитель выполняет лишь организационную и консультативную функцию. Субъективные данные самостоятельно заносятся в дневник два раза в год. Все данные концентрируются в комбинационной таблице [4].

Разработан и внедрен курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки «Основы гигиенического массажа и самомассажа», где учащиеся осваивают практические навыки проведения оздоровительных процедур. Программа данного курса получила положительное заключение районного экспертного совета [5].

Изменена система оценивания учащихся. Здоровье детей оставляет желать лучшего, поэтому в своей работе мы не только используем различные оздоровительные методики, но и оцениваем детей индивидуально, а не по общим нормативам, учитываем личные достижения каждого. Наша главная задача – привлечь каждого ученика к исследованию своего организма, к пониманию потенциала, заложенного в нем. Учитель физической культуры должен помогать детям раскрыть свои возможности.

Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учеников осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным. Использование групповых технологий при обучении разделам «Гимнастика», «Спортивные игры» позволяет увеличить моторную плотность уроков, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Одно из важных направлений в деятельности учителей физической культуры – поиск самых доступных, перспективных и интересных для учащихся методов и приёмов обучения. Большой интерес в обучении школьников представляют метод программированного обучения, для осуществления которого предварительно учителем разрабатывается обучающая программа. В ней предусматривается проверка исходного состояния учащихся (готовность к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п.), серия учебных заданий, определение порядка перехода от одного задания к другому. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, которые предусматривают разделение учебного материала на части (дозы, порции или учебные задания). Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, где каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладение первой серией учебных заданий дает основание переходить по второй и последующим сериям под контролем учителя или самих учащихся. Нами разработаны и используются обучающие программы по разделу «Гимнастика» [6]. Оптимальным является применение таких программ в сочетании с групповым методом.

Создание персонального компьютера породило новые информационные технологии, заметно повышающие качество усвоения информации, ускоряющие доступ к ней, позволяющие применять вычислительную технику в самых разных областях человеческой деятельности. Последнее время в учебно-воспитательный процесс школы все глубже внедряются информационные технологии.

В наше время использование компьютера в обучении имеет уникальную возможность сделать урок более интересным. Включение ИКТ в урок физической культуры позволяет не только разнообразить процесс обучения, но и значительно повысить его эффективность. В настоящее время есть много направлений использования компьютера в учебном процессе.

Использование компьютерных презентаций в качестве средства наглядности позволяет значительно повысить интерес школьников к уроку. Компьютер очень удобен как средство для определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала на теоретических уроках по физической культуре. Например: тематический контроль, обеспечивающий выявление и оценку знаний и умений учащихся, полученных на нескольких уроках по теме, или итоговый контроль. В практике применения компьютерной техники мы используем мобильные универсальные тесты автоматизированного контроля знаний, выполненные в программе Microsoft Exсel. Тестирование организовано по принципу «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым, обеспечивая быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. [4].

Использование персонального компьютера на теоретических уроках физической культуры один из лучших способов мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждый урок с использованием компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем. Даже отстающие ученики охотно работают с ПК. Выполняя контрольную работу за персональным компьютером, ученики работают более ответственно и серьезно, стараются быть предельно внимательными. Нами разработаны варианты итогового компьютерного тестирования для 9-11 классов.

Применение компьютера позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает высокую положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление.

Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.


Литература


1. Бабенкова В.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М., 2003.

2. Напреев С.Г, Калюжный Е.А. «Дневник самоконтроля по физической культуре» как средство воспитания мотивации к здоровому образу жизни школьников. Глобальный научный потенциал. // Материалы IV Международной научно-практической конференции, Тамбов2008г., стр.204-205

3. Напреев С.Г. Элементы традиционной русской культуры (народные подвижные игры) в физкультурно-оздоровительной работе с младшими школьниками // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов/ Материалы 2 Международной Интернет-конференции (Таганрог, 10-11 ноября 2008 г.). - М.: Издательство «Спутник+», 2008г.- стр.177-180

4. Напреев С.Г. Тестовый компьютерный контроль знаний на уроках физической культуры. // Материалы 2 научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в педагогике». Академический журнал Западной Сибири, № 2, 2009г.,стр.19-20

5. Напреев С.Г. Основы гигиенического массажа и самомассажа. Программа элективного курса для учащихся 9х классов // Спорт в школе», №9, М, 2008г.

6. Напреев С.Г. Метод программированного обучения. // «Спорт в школе», №21, М, 2008г.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М, АРКТИ, 2005.

Похожие:

Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconФгоу впо «Уральский государственный университет физической культуры» Утвержден на заседании
Организационно-правовое обеспечение деятельности стерлитамакского института физической культуры (филиал) уральского государственного...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconРазвитие научных исследований и организация научной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Сахалинском. Окончил педагогический факультет Хабаровского института физической культуры, факультет истории Хабаровского педагогического...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconНовые педагогические технологии при внедрении фгос лукьянчук Г. В. Мбоу майская сош инновационные технологии при внедрении фгос
Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconФгбоу впо сибирский государственный университет физической культуры и спорта Кафедра теории методики и истории физической культуры и спорта
Вступительный экзамен проводится в форме тестирования (в компьютерной программе «аст-тест»). Банк тестовых заданий состоит из двух...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconИнструкция по охране труда для учителя физической культуры в раздевалках спортивного зала общие требования безопасности
В раздевалки допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда и имеющие урок физической культуры по расписанию
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconН. Н. Венгерова педагогические технологии
Монография предназначена для специалистов в области оздоровительной гимнастики, сотрудников фитнес-клубов, преподавателей физической...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»
Изложена программа подготовки к государственному междисциплинарному экзамену, включающая теорию и методику физической культуры и...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconТрегубова Т. Г. Инновационные технологии обучения химии
Я считаю, что результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии. Современный образовательный процесс...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconО деятельности учителя физической культуры моу «чубаевская основная общеобразовательная школа» урмарского района чувашской республики
«Старший учитель», «Учитель-методист», награжден Почетной грамотой Государственного Совета Чувашской Республики, Почетной грамотой...
Инновационные педагогические технологии в деятельности учителя физической культуры iconФгбоу впо сибирский государственный университет физической культуры и спорта Кафедра медико-биологических основ физической культуры и спорта
Вступительный экзамен проводится в форме тестирования (в компьютерной программе «аст-тест»). Банк тестовых заданий состоит из двух...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница