Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»




НазваниеМетодическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
страница1/29
Дата07.10.2012
Размер1.44 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Е.В.Чудинова

Е.Н.Букварева

Методическое пособие для учителя

к курсу «Окружающий мир»



4 класс


Москва

2003




От авторов



Предлагаемый учебно-методический комплект "Окружающий мир" для 4 класса начальной школы (1-4) является частью учебно-методического комплекта "Окружающий мир" для 1 - 4 классов.


В УМК включены 2 учебника-тетради («Гипотеза» и «Время и люди») и методическое пособие для учителя.


Логика разворачивания содержания 4 класса такова:

  1. на астрономическом материале дети учатся строить развернутые гипотезы (о небесных явлениях) и проверять их в модельном эксперименте.

  2. В ходе объяснения небесных явлений они приходят к современным представлениям о Солнечной системе (глобус и теллурий – как модели).

  3. Исследуя эту модель, ученики прогнозируют а) смену сезонов на Земле, б) распределение природных сообществ на Земле, и, соответственно изучают подробно эти явления.

  4. Из этой же модели вытекают такие способы измерения времени людьми, как солнечные и лунные календари. Рассматривая эры календаря у разных народов, ученики впервые сталкиваются с историческими событиями.

  5. Систематическое рассмотрение некоторых исторических событий (через призму взглядов «историков» и «естественников») позволяет а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности, б) различить учебные предметы «История» и «Природоведение», которые будут систематически изучаться далее в 5 классе. В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой.

  6. Рассмотрение в историческом аспекте а) численности населения Земли, б) техники и технологии, в) использования энергетических ресурсов, - позволяет ученикам понять происхождение основных экологических проблем современности и определить собственную позицию по отношению к ним.


Рецензентов мы просим обратить внимание на следующее:

А) К УМК прилагается доработанный и уточненный вариант программы курса (1-4).

Б) В распечатанном виде каждая страница выглядит пока уменьшенной вдвое. На самом деле, все санитарные нормы и стандарты в учебнике соблюдены.

В) В методическом пособии не проставлены пока номера страниц в ссылках (это будет сделано, когда появится окончательный вариант оригинал-макета учебника).


С уважением, авторы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Е.В.Чудинова 1

Е.Н.Букварева 1

Методическое пособие для учителя 1

к курсу «Окружающий мир» 1

От авторов 2

Как учителю лучше работать с методическим пособием? 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Особенности четвертого года обучения 7

Проектирование цикла уроков на материале астрономии 8

1. Построение объяснительных моделей для ряда небесных явлений. 9

2. Поиск оснований для выбора «правильной» объяснительной модели и ее уточнение. 9

3. Вывод следствий из уточненной модели. 10

Проектирование урока по теме «Прошлое и настоящее России» 11

Реализация проекта урока 12

Организация работы детей в группах 13

Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения (По материалам Г.А.Цукерман) 14

Организация моделирования 16

Организация контроля и оценки 18

Организация работы с текстами 19

Самоподготовка учителя в области астрономии 20

Список литературы в помощь учителю для подготовки к урокам 23

Необходимые учебные пособия 25

Помощь родителей 25

Как учителю проверить себя? 26

4 класс 26

К концу четвертого года обучения по данной программе в рамках Гос.стандарта ученик должен: 29

А) В области естествознания: 29

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 29

Кроме этого, обучение по данной программе дает возможность научиться: 30

А) В области естествознания: 30

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 30

Выпускник начальной школы по данной программе в рамках Гос.стандарта должен: 31

А) В области естествознания: 31

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 32

Кроме этого обучение по данной программе дает возможность научиться: 33

А) В области естествознания: 33

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 34

Описание последовательности заданий 35

1. Обсуждение итогов прошлого года и задач будущего. 36

2. Звезды и планеты 36

3. День и ночь 37

4. Фазы Луны. 42

5. Солнечные и лунные затмения. 46

6. Форма Земли. 48

7. Основания для выбора моделей. Закон Всемирного тяготения. 49

8. Луна – естественный спутник Земли. Искусственные спутники Земли. 52

9. Современные представления о движении Земли. 55

Что определяет наклон земной оси ? Вывод следствий из модели. 56

10. Климат и природные зоны. 59

11. Лес, луг и водоем моего родного края. 61

12. Смена времен года в северном полушарии. 61

13. Календарь (Счет времени по Луне и Солнцу). 63

14. Прошлое и настоящее России. 64

Способы изучения прошлого. 64

Случай первый.Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе. 65

Случай второй. Древняя Русь. Курганы. 66

Случай третий. Древнерусские города. Монголо-татарское иго. 67

Случай четвертый.Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова. 68

Случай пятый.Шлем Ярослава. 68

Древняя Русь. Итоги. 68

Случай шестой. Поход Ермака.Освоение Сибири. 69

Случай седьмой. Петр Великий и его преобразования. 69

Случай восьмой. Оборона Севастополя. Достижения русской медицины. Пирогов. Первая помощь при травмах и заболеваниях. 69

Российское государство. Итоги. 72

Случаи девятый, десятый и одиннадцатый (коллекция Вавилова и блокада Ленинграда, освоение целины, полет человека в космос). 72

Итоговая страница. 74

15. Деятельность людей на планете. 75

16.Страна, в которой мы живем (Современное состояние России. Символы российской государственности) 76

17. Заключение. 76

Приложение 1 (примерное тематическое планирование) 77

Приложение 2. Два примера уроков учителей, работающих по курсу. 81



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» составлено на основе программы «Окружающий мир» Поглазовой О. Т. Основная цель курса развитие и воспитание учащихся в процессе освоения ими начальных интегративных естественнонаучных знаний о природе,
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим обучение...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconПрограмма Плешаков А. А. Окружающий мир. М: Просвещение, 2008 Учебники: Плешаков А. А. Мир вокруг нас,2кл ч. 1 ч М: Просвещение, 2006 Методическая литература: Е. М. Тихомирова«Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»
Программно-методическое обеспечение учебного плана основной общеобразовательной программы начального общего образования
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса учителя биологии и химии
«Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconРабочая учебная программа «окружающий мир»
...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconМетодическое пособие к курсу "психология управления"
Методическое пособие предназначено для систематизации и организации аудиторной и самостоятельной работы по курсу "Психология управления",...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconУчебный курс «Окружающий мир»
Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разрабо­танные в системе...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconУтверждаю: школы 20 г
Модульная программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» из расчёта 2 часа...
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир» iconМир пояснительная записка
Просвещение, 2011) и авторской рабочей программы общеобразовательных учреждений Плешакова А. А. по курсу «Окружающий мир» для 1 –...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница