Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению




Скачать 377.4 Kb.
НазваниеЭмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению
страница1/2
Дата06.10.2012
Размер377.4 Kb.
ТипИсследование
  1   2


Содержание


Введение 3

Глава 1. Проблема адаптации детей к школьному обучению

1.1. Понятие адаптации и анализ социально-психологической литературы

по проблеме адаптации детей к школьному обучению 6

1.2. Концептуальная схема исследования эмоционального

состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению 15

Выводы по первой главе 17

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального состояния

учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению

2.1. Методический подход к исследованию эмоционального

состояния учащихся и уровня их адаптации к обучению 20

2.2. Результаты исследования 22

2.3. Психолого-педагогические рекомендации 27

Выводы по второй главе 29

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Приложение 34


Введение


Работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме детской психологии – изучению роли эмоционального состояния учащегося в адаптации к школьному обучению.

Актуальность темы исследования в значительной мере обусловлена тем, что проблема психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем, прежде всего, потому, что возрастает число психосоматических заболеваний среди первоклассников, их дезадаптивное поведение, являющиеся одним из проявлений неврозов.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к новому коллективу, требованиям, повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок оказывается слишком регламентированным и строгим. Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых (учителей и родителей) не удовлетворяется, он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать. Особенно сложно перестроиться тем детям, которые эмоционально не готовы к роли школьника, для них период адаптации может быть травмирующим.

Цель исследования: изучение эмоционального состояния учащегося и определение его роли в адаптации учащегося к школе.

Объект исследования: группа учеников первого класса.

Предмет исследования: влияние эмоционального состояния учащегося на уровень адаптации к школьному обучению.

Теоретическим основанием исследования является разработанные Г.М.Чуткиной уровни адаптации к школьному обучению. Изучая эмоциональное состояние учащихся, мы исходили также из положений В.В.Когана и Т.Д.Дорожевец о школьной дезадаптации. Причиной школьной дезадаптации зачастую является неудовлетворительное эмоциональное состояние учащихся.

Гипотеза исследования: предполагается, что успешность адаптации детей к обучению в школе зависит от уровня их эмоционального состояния.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:

1. Определить понятие адаптации и провести анализ социально-психологической литературы по проблеме адаптации детей к школьному обучению.

2. Построить концептуальную схему исследования эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению, подобрать методический инструментарий.

3. Исследовать эмоциональное состояние учащихся и уровень их адаптации к школьному обучению.

4. Выявить роль эмоционального состояния в адаптации учащихся к школьному обучению.

5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по улучшению эмоционального состояния учащихся с целью повышения уровня их адаптации к школьному обучению.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования;

- эмпирическое исследование, включающее в себя проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»;

- методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать ряд психолого-педагогических рекомендаций по улучшению эмоционального состояния учащихся и, как следствие, повышению уровня их адаптации к школьному обучению.

Предложенные рекомендации могут быть использованы как практическими психологами, так и педагогами, работающими в школьных учреждениях.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 22 наименований и приложения. В тексте курсовой работы представлено 3 таблицы и 3 рисунка.


Глава 1. Проблема адаптации детей к школьному обучению


1.1. Понятие адаптации и анализ социально-психологической литературы по проблеме адаптации детей к школьному обучению


Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при пе­реходе к систематическому организованному школьному обучению [6, c. 36]. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации.

Основными особенностями систематического школьно­го обучения являются следующие:

во-первых, с поступле­нием в школу ребенок начинает осуществлять обществен­но значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность;

во-вторых, особенностью система­тического школьного обучения является то, что оно требу­ет обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во вре­мя его пребывания в школе.

Поступление в школу требует определенного уровня развития мышления, произвольной регуляции поведения, навыков общения. Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:

1. Показатель интеллектуального развития — несет в себе информацию об уровне развития высших психических функций, о способности к обучению и саморегуляции ин­теллектуальной деятельности ребенка.

2. Показатель эмоционального развития — отражает уровень эмоционально-экспрессивного развития ребенка, его личностный рост.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков (с учетов психологических новообразований кри­зиса 7 лет: самооценки и уровня притязаний).

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период [16, c. 48].

Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных по­казателей, можно выделить три уровня социально-психо­логической адаптации к школе [14, c. 105].

1. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учеб­ный материал усваивает легко; глубоко и полно овладева­ет программным материалом; решает усложненные зада­чи, прилежен, внимательно слушает указания, объясне­ния учителя, выполняет поручения без внешнего контро­ля; проявляет большой интерес к самостоятельной учеб­ной работе (всегда готовится ко всем урокам), общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занима­ет в классе благоприятное статусное положение.

Как следует из описания, уровни развития всех показа­телей, перечисленных ранее, соответствуют высоким. Ха­рактеристики ребенка с высоким уровнем адаптации к школе соответствуют характеристикам ребенка, готового к школе и пережившего кризис 7 лет, так как в данном слу­чае присутствуют указания на сформированную произволь­ность, учебную мотивацию, положительное отношение к школе, развитые коммуникативные навыки. Исходя из данных некоторых исследователей, шестилет­ний первоклассник не может относиться к высокому уров­ню в силу неразвитости таких аспектов адаптации, как готовность к школьному обучению (по параметрам произ­вольности поведения, способности к обобщению, учебной мотивации и др.), несформированность личностных ново­образований кризиса 7 лет (самооценка и уровень притяза­ний) без необходимого вмешательства педагогов и психо­логов.

2. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его под­робно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосре­доточен и внимателен при выполнении заданий, поруче­ний, указаний взрослого, но при его контроле; бывает со­средоточен только тогда, когда занят чем-то для него инте­ресным (готовится к урокам и выполняет домашние зада­ния почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно отно­сится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисцип­лины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявля­ет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и по­буждения со стороны учителя и родителей; сохраняет рабо­тоспособность и внимание при удлиненных паузах для от­дыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родите­лей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Фактически это уже показатель «школьной дезадапта­ции».

В данном случае возрастные особенности выделить слож­но, так как мы имеем дело с нарушениями соматического и психического здоровья ребенка, что может являться оп­ределяющим фактором низкого уровня развития процес­сов обобщения, функций внимания других психических процессов и свойств, входящих в выделенные показатели адаптации.

Таким образом, в силу возрастных особенностей перво­классники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии, специ­альной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Следующим аспектом, на который следует обратить внимание, является неблагоприятный результат адаптаци­онного процесса, причины, приводящие к так называемой дезадаптации.

Согласно определению, сформулированному В.В. Кога­ном, «школьная дезадаптация — психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика» [13, c. 26].

С этим понятием связывают отклонения в школьной дея­тельности — затруднения в учебе, конфликты с одноклассни­ками и т.д. эти отклонения могут быть у психически здоро­вых детей или у детей с разными нервно-психическими рас­стройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.

Школьная дезадаптация — это образование неадекват­ных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Изучая поведение шести- и семилетних детей, первоклас­сников, Т.В. Дорожевец обнаружила три дезадаптационных стиля: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый [13, c. 41-43].

Аккомодационный стиль отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды.

Для ассимиляционного стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социаль­ной ситуации развития.

Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации.

Различно поведение этих детей в школе. Первокласс­ники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующим типичному образу «хороший ученик», с готов­ностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее приспособленными к учебной деятельности и нормам школь­ной жизни.

Положительные оценки со стороны учителей, благода­ря их высокому авторитету, способствуют формированию позитивной «Я-концепции» детей и повышению их социо­метрического статуса.

Дети с ассимиляционным типом адаптации, которые игнорируют новые для них школьные правила или же вы­полняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в та­ких случаях негативные оценки учителя в присутствии одноклассников ведут, как правило, к еще большему сни­жению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем са­мым их социальную адаптацию. Однако отмечено: относи­тельно слабая ориентация детей на авторитет учителя пре­дохраняет их от сильного занижения самооценки.

Наиболее трудно адаптируемые дети с незрелым сти­лем, когда он обусловлен недостаточным развитием воли. Такие дети неспособны координировать свое поведение в соответствие с правилами и нормами школьной жизни.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Г.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в шко­лу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с тру­дом.

Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литера­туре встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз» [19, c. 110]. Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т.д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуация, ожидании плохого отношения к себе, отри­цательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

В случаях дидактогенных неврозов травмирующей яв­ляется в первую очередь сама система обучения. В совре­менной школе, как правило, деятельность учителя имеет очень мало соприкосновений с деятельностью ученика, в то время как совместная деятельность педагога и учаще­гося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели ученика и учителя изначально расходятся: учитель должен учить, ученик должен учиться, т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т. д. Учитель остается в позиции «над» школьником, и, порой, не осоз­навая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебной деятельности.

Дидактогенный невроз в случае обучения шестилеток может возникнуть при невнимании учителя к их возрастно-психологическим особенностям. По мнению многих авторов (Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, В.С.Мухина и др.) стиль и характер педагогического взаимодействия учителя и шес­тилетнего ребенка в значительной мере отличается от клас­сического подхода к обучению семилеток.

Другой причиной возникновения дезадаптивного пове­дения может быть чрезмерное переутомление и перегруз­ка. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготов­ленности к школе.

Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадап­тации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по по­воду этих промахов и отношений.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих про­блем сталкивается каждый ребенок:

  • режимные трудности (они заключаются в относитель­но низком уровне произвольности регуляции поведе­ния, организованности);

  • коммуникативные трудности (чаще всего наблюда­ются у детей, имеющих малый опыт общения со свер­стниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом кол­лективе);

  • проблемы взаимоотношений с учителем;

  • проблемы, связанные с изменением семейной обста­новки [7, c. 93].

Таким образом, школьная адаптация — процесс пере­стройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоциональ­но-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.

Согласно существующей классификации форм дезадап­тации, нарушения адаптационного процесса к школе мо­гут проявляться в виде:

  • несформированности элементов учебной деятельности;

  • несформированности мотивации учения;

  • неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

  • неумения приспособиться к темпу школьной жизни [1, c. 37].

Возраст 6-10 лет относится к аффективному возрастному этапу формирования личности. В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость. Эмоциональный уровень реагирования является основным уровнем реагирования организма на «вредности». Если в этом возрасте ребенок перенесет психическую травму, тяжелую болезнь, либо просто будет находиться в хронической ситуации нервно-психического напряжения в школе или дома по самым разным причинам - у него может произойти задержка развития на этапе аффективного формирования, и в дальнейшем в структуре личности сохранятся, и будут обнаруживаться такие черты, как эмоциональная неустойчивость, непосредственность реагирования на внешние события, недоверчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость, астенизированность и другие заострения эмоциональных и поведенческих свойств [10, c. 72]. Эти черты характера не только могут затруднить адаптацию ребенка к среде, снизить способность к правильной оценке ситуации, но и выступить в некоторых случаях в качестве фактора риска развития пограничных психических расстройств. С поступлением в школу внутренний мир ребенка меняется. Ведущим становится мотив долженствования, хотя мотив желания еще очень силен у многих. Конфликт мотивов «хочу – надо» может вызвать у ребенка, как проявление агрессии, так и тяжелые внутриличностные конфликты, болезненные эмоции, страхи. Этот конфликт может изменять личность ребенка. Вместе с тем, в возрасте 7 лет, в связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения. На основе ведущей учебной деятельности мышление приобретает все более доминирующее значение и начинает определять работу всех других функций сознания, которые интеллектуализируются и становятся произвольными. Таким образом, у ребенка появляется возможность все более опосредованного и осознанного выражения эмоций и чувств.

Необходимость изучения эмоционального состояния учащихся связана с решением целого ряда вопросов:

1. Влияние определенных эмоциональных состояний на деятельность. В настоящее время накоплены обширные экспериментальные данные о влиянии эмоционального стресса на деятельность (Ф.Меерсон,1981, Г.Селье,1972, В.Суворова,1975, К.Судаков,1981, Дж.С.Эверли, Р.Розенфильд,1985 и др.). Основной смысл результатов этих исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, тогда как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу, А.Свядоша рассматривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только мышление, память, воображение, но и само эмоциональное поведение. Эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами. Такие эмоциональные состояния, как тревожность и фрустрированность влияют на продуктивность деятельности, в том числе и учебной. Так, состояние фрустрации во всех случаям сопровождается различными формами отрицательных эмоций, дезорганизующими поведение [10, c. 76]. Высокий уровень тревожности, проявляющийся в дезорганизации деятельности, является одной из причин «хронической неуспешности» учащихся [11, c. 35].

2. Повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения являются одним из факторов, усугубляющим школьные трудности. Эмоциональная неуравновешенность, тревожность, боязнь общения, замкнутость, являясь особенностями психики, сформированными под воздействием экзогенных и эндогенных факторов, являются причинами социальной дезадаптации и конфликтности, девиантного /отклоняющегося / поведения.

Исходя из всего вышесказанного, должно обязательно проводиться исследование эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста. Вместе с тем, следует иметь в виду, что психодиагностика - не самоцель, не руководство к действию, а лишь первый этап работы с ребенком, сбор информации для размышления как основы для последующего психологического анализа, выделения «группы риска» детей по эмоциональному неблагополучию и работы с ними.


1.2. Концептуальная схема исследования эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению


Для оценки успешности адаптации первоклассников к школьному обучению можно использовать следующую схему:

1. Опросить родителей.

2. Проинтервьюировать учителя.

3. Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период.

4. Провести групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

1.Опрос родителей. Поскольку время и сроки этого мероприятия зависят не от психолога, целесообразно начать именно с этого. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. И тот и другой способы имеют свои преимущества и недостатки, хорошо известные практикам.

Поскольку опросник используется в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. Нецелесообразно использовать при опросе такие формулировки, как «признаки детской нервности», так как это вызывает неадекватную реакцию родителей. Лучше просто перечислить ее конкретные проявления.

Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:

  • Психосоматических симптомов, заболеваний нет.

  • Изредка имеют место функциональные нарушения.

  • Имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика.

2. Анализ данных медицинской статистики:

  • Болезни первоклассников в адаптационный период.

  • Обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм (бывает, что родители, особенно если первоклассник посещает группу продленного дня, об этом попросту не знают).

  • Отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием ребенка (не секрет, что в начальной школе родители часто сами лечат ребенка, оставляя его дома на 2-3 дня, поэтому такое отсутствие ребенка в школе может быть не зафиксировано как заболевание).

3. Экспертный опрос учителя. Опрос учителя (или учителей) целесообразно провести используя сокращенный вариант карты наблюдений М.Битяновой [8]. Нет необходимости заполнять карту на всех учащихся класса. Нужно попросить учителя оценить деятельность следующих детей:

  • вызывающих опасения у самого учителя;

  • имеющих отклонения, недостаточный уровень развития, зафиксированные при приеме ребенка в школу;

  • часто болеющих, проявляющих психосоматическую симптоматику;

  • имеющих инверсии цвета, слабую дифференциацию социальных эмоций и показавших негативное эмоциональное отношение к себе, процессу учения и учителю (по методике «Домики»).

Полученную информацию целесообразно интерпретировать вместе с учителем в следующих трех категориях:

  • первоклассник усваивает школьную программу полностью;

  • первоклассник усваивает школьную программу частично (в этом случае необходимо уточнить, в чем конкретно заключается эта неполнота);

  • первоклассник не усваивает школьную программу (имеет смысл конкретизировать – не принимает учебную задачу, имитирует учебные действия и др.)

4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • Лист ответов.

  • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

  • достаточный

  • частичный

  • недостаточный (или дезадаптация)

На основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

  • первоклассников с недостаточным уровнем адаптации;

  • первоклассников с частичной адаптацией.


Выводы по первой главе


Итак, адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при пе­реходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации.

Результаты исследований Г.М. Чуткиной показали, что исходя из уровня развития каждого из перечисленных по­казателей, можно выделить три уровня социально-психо­логической адаптации к школе:

1. Высокий уровень адаптации.

2. Средний уровень адаптации.

3. Низкий уровень адаптации.

В силу возрастных особенностей перво­классники шестилетнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии, специ­альной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Школьная дезадаптация — это образование неадекват­ных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах, по мнению Г.М. Чуткиной, связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в шко­лу из семьи, где он не чувствовал переживания «мы», он и в новую социальную общность — школу — входит с тру­дом.

Другой причиной возникновения дезадаптивного пове­дения может быть чрезмерное переутомление и перегруз­ка. Само поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготов­ленности к школе.

Ряд авторов (Е.В. Новикова, Г.В. Бурменская, В.Е. Каган и др.) считают, что основной причиной школьной дезадап­тации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по по­воду этих промахов и отношений.

Таким образом, школьная адаптация — процесс пере­стройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоциональ­но-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т. д. Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации. Поэтому исследование эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста обязательно должно проводиться.

Для оценки успешности адаптации первоклассников к школьному обучению можно использовать следующую схему:

1. Опросить родителей.

2. Проинтервьюировать учителя.

3. Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период.

4. Провести групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».


  1   2

Похожие:

Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconОсновные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе
Объект исследования – процесс адаптации учащихся в общеобразовательной школы. Предмет исследования – организационное и психолого-педагогическое...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconИсследование уровня адаптации учащихся
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня школьной готовности будущего первоклассника (общая...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения
Для этого проводится психолого-диагностическое обследование уровня сформированности интеллектуальных особенностей развития первоклассников,...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconIi. Эмпирическое исследование психологической готовности детей к обучению в школе
Работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме детской психологии – изучению психологической готовности детей к обучению...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconЕ. П. Пугина программа организации процесса адаптации к школьному обучению учащихся первых, пятых, десятых классов
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconПрограмма организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconРеферат (по теме спецкурса) «проблема психологической готовности детей к школьному обучению»
Квалификационные модульные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников»
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconМетодические рекомендации «Методика современного урока» г. Могилев, 2007
И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconПрограмма исследования уровня эмоционального развития
...
Эмпирическое исследование эмоционального состояния учащихся и уровня их адаптации к школьному обучению iconПлан работы на сентябрь 2011-2012 учебного года
Уровень преподавания в 5-х, 10-х классах и степень адаптации учащихся к обучению на 2 ступени
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница