Рабочая программа учебной дисциплины «Историография»




Скачать 236.21 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Историография»
страница1/3
Дата06.10.2012
Размер236.21 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Историко-филологический факультет

Кафедра истории


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан историко-филологического факультета,

доцент Е.А. Калашникова


« » марта 2008 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



«Историография»


По подготовкеспециалиста (учителя истории)

По направлению (специальности)032600 (050401)–история

курс – IV, семестры – 7-й и 8-й


Нормативная трудоемкость дисциплины


Семестр

Учебные занятия

Форма итоговой аттестации (зач., экз.)

Всего часов

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов

7-й

106

72

34




106

экзамен

8-й

74

48

26




74

экзамен



Петрозаводск, 2008


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) – 032600 (050401)–история.


Разработчик программы – кандидат исторических наук, доцент С. Н. Филимончик

3 апреля 2008 г.


Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории, протокол № 7 от 10 апреля 2008 г.


Заведующий кафедрой истории,

кандидат исторических наук, доцент


« » апреля 2008 г.

(Г.В. Чумаков)


2.1. Внешние требования (требования ГОС)

Шифр

дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы


ДПП.

Ф. 06

Предмет историографии как специальной исторической дисциплины, изучающей развитие исторических знаний и исторической науки. Становление и эволюция направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Творческое наследие крупнейших историков. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.


360



2.2. Цели и задачи преподавания дисциплины

Введение

В основу настоящей программы положена дисциплина «Историография». Программа разработана в соответствии с ГОС ВПО. Она строится в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. Хронологические рамки охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени (рубеж XX–XXI вв.). Изучение данной учебной дисциплины завершает профессиональное становление студента – историка и играет важную роль в формировании его профессиональных компетенций. Курс историографии включает в себя изучение основных этапов в развитии исторического знания, систематизированный анализ важнейших методологических концепций, знакомство с основными школами и направлениями в исторической науке и характеристику трудов их крупнейших представителей, рассмотрение важнейших проблем мировой и национальной истории с точки зрения различных концепций и методологических подходов. Знакомство с историографией позволяет студенту – историку ориентироваться в том объеме исторического знания, который уже существует в исторической науке к настоящему времени. На основе знаний по историографии возможна более квалифицированная постановка исследовательских задач при подготовке студентами – выпускниками дипломного сочинения, поскольку в этом случае студент имеет возможность учитывать работы предшественников в изучении рассматриваемой им темы.

Цели дисциплины

  • Развивать культуру исторического мышления, способствовать формированию профессиональной культуры начинающих историков 

  • Показать становление и эволюцию направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями

  • На основе знакомства с важнейшими историографическими источниками помочь студентам овладеть навыками анализа научных текстов

  • Способствовать выработке гражданской, патриотической и нравственной позиции как основы личностного развития, воспитывать уважение к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, на основе ознакомления с исторически сложившимися культурными традициями россиян формировать ценностные ориентиры студенчества

  • Учить грамотно использовать понятийный аппарат, терминологию, профессиональную лексику


Реализация поставленных целей предполагается через решение следующих задач:

  • Изучить процесс развития исторических знаний на разных этапах общественного развития

  • Охарактеризовать закономерности и особенности в развитии исторической науки, показать ее социальные и гносеологические функции, связь с общественной мыслью, с материально-техническим и социально-политическим состоянием общества

  • Показать последствия воздействия политической конъюнктуры на состояние исторической науки

  • показать органическую взаимосвязь российской и мировой историографии


Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

    • сущность, формы, функции исторического знания

    • основные этапы развития исторической науки, эволюцию важнейших направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии

    • видных представителей исторической науки различных эпох;

    • основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие отечественной исторической науки.

  • основные историографические понятия и термины

Студент должен уметь:

  • понимать условия и закономерности, определявшие развитие исторической науки в указанный период;

  • выделять ключевые проблемы развития исторической науки в указанный период

  • противостоять попыткам различных сил манипулировать его сознанием

  • на основе предварительного изучения литературы дать историографический анализ рассматриваемой научной проблемы



Перечень знаний, навыков, умений, которые необходимы для изучения данной дисциплины;

В ходе изучения данной дисциплины студент совершенствует следующие общенаучные и социально-личностные компетенции:

  • владение навыками логически строгого мышления,

  • совершенствование навыков работы с научной литературой и электронными носителями информации, овладение различными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в профессиональной деятельности историка, готовность приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

  • владение методами и приемами устного и письменного изложения материала, представление итогов проделанной работы на семинарских занятиях в виде сообщения, доклада, рецензии, реферата, выполненных в соответствии с имеющимися требованиями.

  • соблюдение прав и обязанностей гражданина, развитие расовой, национальной и религиозной терпимости;



2.3. Содержание и структура дисциплины

1. Общие вопросы

 

  1. Тема Начало европейской исторической традиции (4 час)

  2. Тема Средневековая историография (2 час.)

  3. Тема Историография эпохи Возрождения и Реформации (2 час)

  4. Тема Развитие исторических знаний на Руси до конца XVII века.

  5. Тема Западноевропейская историография в XVII – начале XVIII века.

  6. Тема Исторические концепции Века Просвещения.

  7. Тема Развитие исторических знаний в России в XVIII веке

  8. Тема Западноевропейская историография в первой половине XIX века.

  9. Тема Российская историография конца XVIII — первой половины XIX вв.

  10. Тема Европейская историография второй половины XIX века

  11. Тема Основные направления в отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв

  12. Тема Теория и практика европейской историографии в первой половине ХХ века.

  13. Тема Становление советской историографии.

  14. Тема Историческая наука во второй половине XX века (до 1990-х годов)

  15. Тема Советская историография во второй половине ХХ века (до начала 1990-х годов).

  16. Тема Историография на рубеже веков.




    1. Список источников и литературы по дисциплине

Учебники и учебные пособия

Основные

Историография истории России до 1917 года. В 2-х томах / Под ред. М. Ю. Лачаевой. М., 2003.

Балашов В.А., Юрченко В.А. Историография отечественной истории 1917 – начало 90-х гг. Учебное пособие. Саранск, 1994.

Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки /Под ред. И. П. Дементьева. А. И. Патрушева. – М., 2002.

Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. М., 2004.


Дополнительные

Бычков С.П., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию ХХ века. Омск, 2001.

Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. – М.-Л., 1964.

Вернадский Г.В. Русская историография. – М., 1998

Герасименко Г.А. История Российской исторической науки (дооктябрьский период). Учебное пособие. Псков, 1998.

Дмитриенко В.А. Введение в историографию и источниковедение исторической науки. Томск, 1988.

Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия. Учебное пособие. Томск, 1999.

Историография античной истории. – М.., 1980.

Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции / под ред. В.Е.Иллерицкого и И.А.Кудрявцева. Учебник. М., 1971.

Историография нового времени стран Европы и Америки. – М., 1990.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Ч.1. М., 1987.

Колесник И.И. История русской историографии ХVIII – первой половины Х1Х века. Учебное пособие. Днепропетровск, 1987.

Косминский Е.А. Историография средних веков. – М., 1963.

Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. Учебное пособие.-М.,1997.

Румянцева М. Ф. Теория истории. М.. 2002.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. Учебник. М., 1941.

Сахаров А.М. Историография истории СССР. Досоветский период. Курс лекций. М., 1978.

Философия истории: Учеб. пособие /Под ред. Проф. А.С.Панарина. – М., 1999.

Черепнин Л.В. Русская историография до ХIХ в. Курс лекций. М., 1957.

Шапиро А.Л. Русская историография в период империализма. Учебное пособие. Л., 1962.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до ХVIII в. Курс лекций Л., 1982.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. Л., 1993.

Шевцов В.И. Развитие прогрессивного направления в русской историографии 1-й половины Х1Х в. Учебное пособие. Днепропетровск, 1980.


Хрестоматии

Сборник материалов по истории исторической науки в СССР ( конец XIX - начало XХ в.) / Под ред. И.Д. Ковальченко. - М.,1985

Сборник материалов по истории исторической науки в СССР ( конец XVIII – первая треть XIХ в.) Сост. А. Е. Шикло / Под ред. И.Д. Ковальченко. - М.,1990.

Сборник материалов по отечественной историографии (вторая треть XIX века). Учебное пособие. Сост. А. В. Антощенко, Т. Н. Жуковская / Под ред. А. Н. Цамутали. – Петрозаводск, 2001.

Антология исторической мысли : Материалы к практикуму по русской истории - Новосибирск, 1998. Ч. 1.


Источники для углубленного изучения тем и для подготовки рефератов (по выбору студентов)


«Анналы» на рубеже веков: антология. М., 2002

Аврелий Августин О граде божьем. Минск, М., 2000.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.

Бокль Г. История цивилизации в Англии. Разн. изд.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV- XVIII вв. Т.1-3. М., 1986-1992.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: опыт исследования. М., 1996.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вико Джамбаттиста Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

Гегель Г. Ф.В. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

Геродот История. Разн. изд.

Гизо Ф. история цивилизации в Европе. М., 1996.

Девис Н.З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.

Иордан О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1996.

Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

Константин Багрянородный Об управлении империей. М., 1989.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Лев Диакон История. М., 1988.

Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. М., 1990

Полибий всеобщая история. Разн. изд.

Плутарх Сравнительный жизнеописания.

Прокопий Кесарийский Война с готами. Т.1-2. М., 1996.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Снорри Стурлуссон Круг земной. М., 1980.

Тацит Сочинения. В 2-х т. Л., 1969

Тойнби А Дж. Постижение истории. М., 1991.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Фукидид История Разн. изд.

Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1994.


Академическое дело 1929-1931 гг. Документы и материалы следственного дела. СПб., 1993.

Былины. В 2-х т. М., 1958.

Вернадский Г. В. Русская историография. М., 1998.

Веселовский С. Б., исследования по истории класса служилых землевладельцев, М., 1969;

Греков Б.Д. Киевская Русь, М., 1953;

Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века, кн. 1-2, М., 1952-54;

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли, 2 изд., М., 1989;

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995.

Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, кн. 1, М., 1990;

3имин А. А. Россия на пороге Нового Времени. (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.), М., 1972;

Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в., М., 1988;

Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России

Карамзин Н. м. История государства Российского. В 3-х кн. М., 1988-1989.

Кареев Н. И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.

Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.

Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984.

Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. М., 1987-1990.

Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М, 1991.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990.

Миллер Г. Ф. Сочинения по истории России: Избранное. М., 1996.

Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1993-1995.

Павлов-Сильванский Н. П., Феодализм в России. М., 1988;

Панченко А. М., Русская культура в канун петровских реформ, Л., 1984;

Платонов С. Ф. Собрание сочинений по русской истории. В 2-х т. СПб., 1993-1994.

Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева. Петрозаводск, 1991.

Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства: Очерки по истории XIII-XV столетий. М., 1998.

Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. М., 1993.

Романов Б. А. Люди и нравы древней Руси. Л, 1966

Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

Сказания и повести о Куликовской битве. М-Л., 1982.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Разн. изд.

Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984 (др. изд.).

Татищев В. Н. Собр. Соч. В 8 т. М., 1994-1996.

Татищев В. Н. История российская. В 7 т. М.-Л., 1962-1968.

Тихомиров М.Н., Древняя Русь, М., 1972;

Тихомиров М. Н., Средневековая Москва, М., 1997;

Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960;

Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная историография) Цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целью дисциплины «Зарубежная историография»
Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная историография) озо цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целью дисциплины «Зарубежная историография»
Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины историография и источниковедение истории науки (название дисциплины) Специальность научных работников: 07. 00. 10 «История науки и техники»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины вычислительная техника название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины здания и сооружения название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины теория алгоритмов название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины архитектура компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Историография» iconРабочая программа учебной дисциплины основы систем управления название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница