Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки»




НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки»
страница1/9
Дата06.10.2012
Размер0.84 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





Приложение

к приказу ректора от 24 марта 2010г. № 81



ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по общенаучной дисциплине

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»


Братск 2010

Программа кандидатских экзаменов по общенаучной дисциплине «История и философия науки» разработана на основании программы кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки», утвержденной приказом Минобразования России от 08.10.2007г. № 274, и рассмотрена на заседании кафедры философии и социологии ГОУ ВПО «БрГУ» 11 февраля 2010г., протокол № 6.


Принята на заседании ученого совета Гуманитарно-педагогического факультета

22 февраля 2010г., протокол № 6 .

Рекомендована к утверждению Научно-техническим советом ГОУ ВПО «БрГУ»

10 марта 2010г., протокол № 10.

Утверждена ученым советом ГОУ ВПО «БрГУ» от 22 марта 2010г., протокол № 8.



Содержание


Учебный план курса «История и философия науки»......................................................................5

1. Общие проблемы философии науки……………………………………………………………..6

1.1Общефилософские проблемы………………………………………………………………........6

1.2. Проблемы философии науки…………………………………………………………………...9

2. История и философия специальных наук (лекции)………………………................................12

2.1. Общефилософские проблемы социально-гуманитарных наук и информатики…........12

2.2. История и философия специальных наук (лекции) ………………………………….....15

2.2.1. История и философия педагогики и психологии……….……………………………..15

2.2.2. История и философия историографии…………………………………………………15

2.2.3. История и философия экономических учений………………………………………...16

2.2.4. История и философия информатики……………………………………………………16

2.3. Общефилософские проблемы естественных и технических наук……………………...17

2.3.1. История и философия математики……………………………………………………..19

2.3.2.. История и философия техники…………………………………………………………20

2.3.3. История и философия механики………………………………………………………..21

2.3.4. История и философия геологии и экологии……………………………………………21

3. История и философия специальных наук (семинары)…………………………………………22

3.1. История и философия социально-гуманитарных наук и информатики………………..22

3.1.1. История и философия педагогики и психологии……………………………………....22

3.1.2. История и философия историографии…………………………………………………23

3.1.3. История и философия экономических учений………………………………………...23

3.1.4. История и философия информатики…………………………………………………...24

3.2. История и философия естественных и технических наук……………………………….25

3.2.1. История и философия математики……………………………………………………...25

3.2.2.История и философия техники…………………………………………………………...25

3.2.3. История и философия механики………………………………………………………...25

3.2.4. История и философия геологии и экологии……………………………………………26

Темы рефератов и список литературы по истории и философии социально-гуманитарных наук и информатики……………………………………………………………………………………....27

Темы рефератов и список литературы по истории и философии естественных и технических наук…………………………………………………………………………………………………..32

Список литературы для подготовки к экзамену по курсу «История и философия науки»………………………………………………………………………………………………..34

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия экономики»…………………………….38

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия информатики»………………………….40

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия педагогики и психологии»………….....42

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия историографии»………………………...43

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия механики»……………………………...46

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия техники»………………………………...48

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия геоэкологии»……………………………50

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия математики»…………………………….52





Учебный план курса


«История и философия науки»


п/п

Разделы курса

Количество часов

1.

Общие проблемы философии науки

24

2.

История и философия специальных наук (лекции)

30

3.

История специальных наук (семинары)

12

4.

Самостоятельная работа

34




Итого:

100



1. Общие проблемы философии науки


1.1. Общефилософские проблемы


п/п

Темы лекций


1

Философия, ее предмет и функции

2

Основные философские направления

3

Рационализм и иррационализм. Основные типы рациональности

4

Философское понимание мира

5

Диалектика: теоретическая система и творческий метод

6

Современная теория познания


Тема 1. Философия, ее предмет и функции


Мировоззрение, его сущность, структура и типология. Основные уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Знание о мире и отношение человека к миру. Основные формы отношения человека к миру: Оценки, ценностные ориентации, жизненные позиции, убеждения, идеалы. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Социальные типы мировоззрения.

Специфика философского знания о мире. Роль религии и научного способа постижения мира в возникновении философии. Проблема предмета философии. Изменение предмета философии в процессе дифференциации и интеграции научного знания. Всеобщее как инвариантная предметная сфера философии. Характер философских проблем. Философия как способ понятийного освоения мира. Специфика философских понятий. Основной вопрос философии и его интерпретации в различных философских учениях. Философия как знание о всеобщих основаниях существования мира. Структура философского знания.

Соотношение философии и науки. Место философии в современной системе научного знания. Методологическая функция философии. Философия как всеобщий метод познания мира. Интерпретирующая функция философии.

Философия как наука мышления. Философствование как способ развития творческого мышления субъекта.

Философия как размышление о мире и человеке. Всеобщее в отношении «мир-человек». Мировоззренческая функция философии. Философия как теоретическое основание мировоззрения, способ обоснования ценностных ориентаций, убеждений идеалов субъекта.

Философия и культура. Философия как феномен культуры, ее «живая душа». Социокультурные основания философии. Философия, литература, искусство.

Философия и общество. Философские подходы к решению общественных проблем. Философствование как «ключ» к пониманию тенденций и перспектив общественного развития. Философско-мировоззренческие ориентиры и их роль в преодолении социальных кризисов.


Тема 2. Основные философские направления


Многообразие философских учений как выражение природы и сущности философии. Философские школы, направления, течения, учения, системы, концепции. Проблема типологии философских учений. Основания и критерии и классификации философских концепций. Различные виды типологии. Понятие исторического типа философии. Типы и виды философских учений.

Марксистская концепция типологии философии. Основной вопрос философии как основание типологии: материализм и идеализм, диалектика и метафизика. Борьба и дивергенция философских направлений – содержание историко-философского процесса.

Исторические формы материализма: наивный материализм, метафизический материализм, диалектический материализм. Разновидности материализма: гилозоизм, пантеизм, вульгарный материализм, деистический материализм, естественно-научный материализм. Материализм и натурализм.

Современные формы материализма.

Метафизика. Многозначность и поливариантность термина. Метафизика как «первая философия». Метафизика как учение о сверхчувственных основаниях бытия. Характер и содержание метафизических проблем. Платон и Аристотель - создатели первых метафизических систем. Классические формы метафизики (Лейбниц, Фихте, Шеллинг, Кант, Гегель).


Тема 3. Рационализм и иррационализм. Основные типы рациональности


Рационализм, эмпиризм, сенсуализм Р. Декарт – родоначальник классического типа рационализма. Рационализм Б. Спинозы, французских просветителей, И. Канта, панлогизм Г. Гегеля. Марксизм как форма рационализма. Основные концепции рационализма; рациональность как онтологическая объективная определенность реальности как концептуальное восприятие мира. Социологический рационализм( М. Вебер). Неклассическая версия рационализма (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

Иррационализм как философская концепция, утверждающая наличие феноменов, недоступных логическому мышлению. Позитивное и негативное понимание иррационального. Иррациональное и рациональное. Проблема рационализации иррационального. Разновидности иррационализма. Историко-философские предшественники иррационализма. Иррационалистические идеи в западной философии. Иррационализм в русской религиозной философии.

Интуитивизм. Интуитивизм о познавательных возможностях интеллекта и интуиции. Интуиция как способ постижения «абсолютных глубин мироздания» ( А. Бергсон). Интуиция как сущностное видение реальности, непосредственное созерцание Общего (Э. Гуссерль), способ осознания ценностей (М. Шелер). Интуитивизм Н.О. Лосского.

Основные типы рациональности.


Тема 4. Философское понимание мира


Философский смысл проблемы бытия. Мир как единство бытия и небытия. Многообразие мира как внешняя определенность бытия. Материалистическое понимания бытия. Основные предметные формы бытия.

Проблема всеобщей сущности бытия. Философское понятие материи.

Материя как субстанция. Мировоззренческое и методологическое значение понятии материи и материалистического подхода к пониманию бытия.

Движение – способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь. Пространство и время в структуре движения. Основные концепции пространства и времени.

Развитие в современной философской картине мира.


Тема 5. Диалектика: теоретическая система и творческий метод


Диалектическая логика и ее место в логической структуре мышления.

Принципы науки. Основные принципы диалектики: единство мира, всеобщая связь и развитие. Роль принципов диалектики в ориентации познавательной и практической деятельности людей. Диалектические категории и проблемы их систематизации. Понятие закона в философии. Основные законы развития. Закон единства и борьбы противоположностей и его значение для научного познания. Закон отрицания отрицания и его гносеологические приложения. Практическая функция законов диалектики.


Тема 6. Современная теория познания


Историко-философские предпосылки современной теории познания.

Сущность познания. Практика – основа познавательной деятельности людей.

Социальная практика и социальное познание. Гносеология как учение о познавательности мира.

Основные ступени познавательного процесса. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Логическое познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Проблема перехода от чувственного уровня познания к логическому. Метод и методология познания. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание. Теория и эмпирический уровни познания.

Проблема истины в философии. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Множественность подходов к определению критерия истины. Практика как критерий истины.

Комплексный характер истины. Истина и оценка.


1.2. Проблемы философии науки


п/п

Темы лекций

1.

Предмет и основные концепции философии науки.

Наука в культуре современной цивилизации.

2.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Общие закономерности развития науки.

3.

Структура научного знания.

4.

Динамика науки как процесс порождения нового знания.

5.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

6.

Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.


Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки


Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико - эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейрабенда, М Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функция науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
С. А. Юрикова кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социологии
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
С. А. Юрикова кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социологии
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПетрозаводский государственный университет философия науки
Настоящая программа кандидатского экзамена по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» предназначена...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по истории науки
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Настоящая программа ориентирована на подготовку соискателей ученой степени кандидата наук, занимающихся научно-исследовательской...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нгту в рамках изучения ими курса История и философия науки разработан...
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «история и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине иностранный язык (английский) москва 2010 программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «иностранный язык»
Конечной целью изучения иностранного языка является достижение уровня владения коммуникативной компетенцией, позволяющей аспиранту...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница