Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей.




НазваниеУчебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей.
страница1/6
Дата05.10.2012
Размер1.14 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КОСТРОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ”





КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ю.П.Пќтин, В.С.Гринькo

История

и

философия науки


Кандидатский экзамен


КОСТРОМА

2006 г.

Составители:


Пятин Ю.П. – кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой философии КГСХА;

Гринько В.С. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии КГСХА


Рецензент:


Соколова Т.А. – кандидат философских наук доцент, зав. кафедрой истории Отечества и культурологии КГСХА,

Рекомендовано методической комиссией факультета агробизнеса КГСХА,

(протокол № от « » июня 200 г. )

Учебно-методическое пособие


Пятин Юрий Петрович

Гринько Валентин Сергеевич


История и философия науки

Кандидатский экзамен


Кострома: Изд-во Костромской ГСХА, 2006. – 67 с.


Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. Может быть использовано всеми изучающими философию самостоятельно и в учебных заведениях.

Ó Костромская государственная сельскохозяйственная академия.

156530 Российская Федерация,

Костромская область,

Костромской район,

поселок Караваево,

Учебный городок КГСХА,

Главный корпус.


Лицензия на издательскую деятельность ЛР №021292 выдана 18.06.1999.

Компьютерный набор. Подписано в печать

Формат 21х30/2.

Тираж 200 экз.

Заказ №

Отпечатано на цифровом дубликаторе КГСХА. А.544


Ó Издательство КГСХА, 2006.





Содержание:





От составителей






«Общие проблемы философии науки»






Контрольные вопросы






«Философия социально-гуманитарных наук»






Контрольные вопросы






«История философии»






Контрольные вопросы






«Философия наук о живой природе»






Контрольные вопросы






«Философия техники и технических наук»






Контрольные вопросы






Вопросы для самоконтроля по всем циклам






Общая литература






Терминологический словарь






Реферат аспиранта (соискателя) по истории и философии науки






Титульный лист + Бланк рецензии





От составителей


С 1.07.2005 года вводится кандидатский экзамен для всех аспирантов и соискателей всех специальностей и направлений подготовки по «Истории и философии науки». Чтобы успешно преодолеть экзаменационные испытания, требуется глубокая подготовка: чтение и знание философских трудов, умение философски осмыслить свою научную дисциплину, как результат этого осмысления, написать (подготовить) реферат, и, наконец, сдать устный экзамен.

Настоящее пособие призвано помочь на этом пути. Учебно-методическое пособие включает в себя, во-первых, комментарий к новой концепции кандидатского экзамена на тему: почему, зачем и как мыслится его проведение, во вторых, программное содержание курсов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей различных специальностей с указанием философских источников и дополнительной литературы; в-третьих, собственно вопросы кандидатского экзамена; в-четвертых, методические указания и рекомендации по написанию и оформлению философского реферата.

Новый кандидатский экзамен по истории и философии науки должен завершать подготовку аспирантов и соискателей по принципиально новой учебной дисциплине, включающей в себя два достаточно различных блока, – философия науки (как философские проблемы науки в целом, так и философские проблемы отдельных, конкретных отраслей науки) и второй блок – история науки (речь идет об истории отдельных отраслей научного знания, по которым готовятся аспиранты и соискатели). По сути дела, сделана попытка объединить подготовку аспирантов и соискателей в области избранной специальности с философским осмыслением современных проблем развития науки.

Несмотря на то, что первые два раздела (философия науки в целом и философские проблемы областей научного знания) будут преподаваться философами, третий блок – история науки – не только остается за специалистами, которые готовят аспирантов и соискателей, но и полностью контролируется ими. В частности, рекомендуется написание реферата, сопутствующего проводимому аспирантом и соискателем научному исследованию, в котором проводится историко-научный экскурс с целью обозначить место проводимого исследования в истории науки.

Конкретно об этом говорится в Письме АС-729/03 от 6 июля 2005 г. «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки»

«В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 696, зарегистрированным Минюстом России 9 марта 2004 г. N 5612, Минобрнауки России направляет изменения в действующие Временные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук и рекомендации по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки».

Приложение № 2 к упомянутому Письму: «Рекомендации по подготовке к сдаче и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки» (Выдержки. – Ю.П., В.Г.) гласит:

«2. Аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии.

Тему реферата необходимо утверждать локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование.

3. Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли науки реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также специалисту по истории отрасли науки или прошедшему повышение квалификации по дисциплине "История и философия науки", который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе "зачтено - незачтено".

При наличии оценки "зачтено" аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли наук.

При оформлении удостоверения о сдаче экзамена в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена».


Третий блок нового экзамена по истории отрасли науки позволяет аспиранту осмыслить место проводимого им научного исследования в истории науки, а первые два блока (общие проблемы философии науки и философские проблемы областей научного знания) усиливают методологическую и теоретическую значимость нового экзамена. В целом философия в таком обращении к специалистам других областей научного знания, как естественнонаучного, так и гуманитарного, служит фундаментализации современного образования.

Структура новой учебной дисциплины определяется наличием трех взаимосвязанных блоков:

1. Общие проблемы философии науки;

2. Философские проблемы областей научного знания;

3. История отраслей науки.

Общий объем часов по подготовке к новому кандидатскому экзамену планируется 72 аудиторных часа, включая лекции, семинары и другие виды практических занятий. Распределение часов будет осуществляться по следующим принципам:

1. Общие проблемы философии науки – не менее 30% учебного времени – 24 часа, из них 16 часов отводятся на лекции, 8 – на коллоквиумы.

2. Философские проблемы областей научного знания – не менее 20% учебного времени – 18 часов, из них 10 часов – лекции, 8 – коллоквиумы.

3. История отраслей наук – не менее 40% учебного времени – 30 часов, из них 14 часов – лекции, 16 часов – коллоквиумы. Для всех философских специальностей в качестве истории отрасли науки действует программа «История философии» (программа подготовки и контрольные вопросы представлены в настоящем пособии). По истории отраслей наук других специальностей программы подготовки ведут выпускающие (курирующие) конкретных аспирантов и соискателей кафедры.

4. До 10% учебного времени распределяется между разделами курса по решению ВУЗа.

Организация и проведение экзамена кандидатского минимума «История и философия науки» возлагается на кафедру философии (или философии и методологии науки - там, где они имеются).

Встает вопрос о том, как учить, или какова технология обучения новому предмету. Прежде всего, целесообразно формировать потоки в соответствии со специализацией:

– физика, математика, астрономия, химия (по этому направлению в настоящее время подготовка аспирантов и соискателей в Костромской ГСХА не проводится);

– биология, экология, медицина, науки о земле и т.д.;

– технические науки и информатика;

– социально-гуманитарные науки.

По первому блоку преподаваемого курса необходимым представляется выделение следующих тем:

1. Философия науки и история науки 19 – 20 веков.

2. Проблема специфики научного знания и его отличие от других форм познавательной деятельности.

3. Структура научного знания.

4. Социокультурная динамика науки: основные этапы исторического развития науки, проблемы научных революций, исторических типов научной рациональности, интеграции и дифференциации научного знания, историческое изменение функций науки и ее значимости в обществе.

При построении второго блока «Философские проблемы областей научного знания» следует обратить внимание на следующие проблемы:

1. Возникновение конкретной области научного знания.

2. Сущность и специфика сложившихся областей науки.

3. Развитие научной картины мира, идеалов и норм науки, эволюция философских оснований науки.

4. Междисциплинарное взаимодействие различных областей научного знания.

Наименее разработанной частью общего курса подготовки аспиранта оказывается третий блок - история отраслей наук. Основной задачей его должно стать освоение событийной канвы в развитии конкретных отраслей научного знания, основное внимание должно быть уделено историческому промежутку 19-20 веков. Допускается самостоятельное освоение данного блока аспирантом и соискателем с консультациями специалистов, компетентных по данным вопросам. Поэтому по истории отрасли науки рекомендован реферат, который является допуском к сдаче экзамена по программам раздела «Философия науки» наряду с прослушанным курсом по остальным двум блокам подготовки.

Контроль результатов обучения будет осуществляться в следующем порядке:

1. Проверка реферата по истории отрасли науки научным руководителем аспиранта или соискателя и экспертиза специалиста по истории науки, который оформляет заключение и выставляет оценку.

2. Сдача экзамена по философии науки и философским проблемам областей научного» знания уполномоченной комиссии в устной или письменной форме.

3. Итоговая оценка по кандидатскому экзамену складывается из двух оценок, соответствующих блокам курса подготовки (история области науки - первая оценка, философия науки и философские проблемы отрасли научного знания – вторая оценка), и является их средним арифметическим при условии, если обе они положительны.

Однако для организации и приема нового экзамена необходима переподготовка и повышение квалификации преподавательских кадров, с этой целью в стране организовано несколько центров переподготовки на базе философских факультетов и ИППК, в их числе и Ростовский государственный университет. Основная цель переподготовки — обновление теоретических знаний и практических навыков преподавателей. формирования у молодых специалистов нового видения науки на основе глубокого осмысления истории и философии научного мышления как части общечеловеческой культуры. Переподготовка предполагает организацию подготовки преподавателей региона с помощью ранее подготовленных специалистов с выдачей сертификатов на право подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по философии и истории науки.

Философия с принятием нового кандидатского экзамена начинает занимать более определенное место в классическом университетском образовании. Сосредоточение философии на проблемах философии науки и объединения ее с историей конкретных наук при подготовке аспирантов не только не исключает, но подчеркивает значимость философии как специальной науки социально-гуманитарного блока. Философия вводит студента (бакалавра, а затем и магистра, также как и специалиста) в круг тех вечных проблем, которые составляли содержание философии на протяжении ее многовекового развития. Именно здесь рождались те философские проекты и философские понятия, которые подготавливали развитие новых научных направлений, целые революции в естественнонаучном и гуманитарном познании. Кроме того, эти так называемые вечные вопросы имеют непреходящее рефлексивно-антропологическое значение: они способствуют формированию личностного и гражданского сознания и самосознания. При этом на всех этапах изучения философии она обязана сохранить за собой значение теоретической пропедевтики, то есть она обязана вводить слушателя в мир понятий и концептов и учить студента основам теоретического мышления.

Новый кандидатский экзамен, конечно же, базируется на философских знаниях, полученных выпускниками высшей школы в процессе обучения, но в не меньшей степени востребованными оказываются теоретические знания и навыки самостоятельного мышления, приобретаемые при изучении специальных дисциплин. Более того, эти знания во многом корректируют, делают целенаправленным изучение новой учебной дисциплины «История и философия науки».

Таким образом, аспиранты и соискатели Костромской ГСХА всех научных специальностей сдают кандидатский экзамен по истории и философии науки, который состоит из следующих частей:

1-я часть экзамена проводится по истории области науки, в которой специализируется аспирант (соискатель). Эту часть экзамена проводит уполномоченная кафедра, как правило, это та, где аспирант занимается исследованием. Оценка за эту часть экзамена является первой.

2-я часть экзамена состоит из двух этапов, за которые оценка выставляется единая. Это вторая оценка.

Этап 1-ый проводится по программе для всех научных направлений «Общие проблемы философии науки».

Этап 2-ой проводится по философским проблемам областей (направлений) научного знания, а именно:

1. По направлению «Технические науки и информатика».

1.1. Для аспирантов и соискателей факультета механизации с/х по программе «Философия техники и технических наук», раздел «Современные философские проблемы техники и технических наук»;

1.2. Для аспирантов и соискателей факультета электрификации и автоматизации с/х по программе «Философия техники и технических наук», разделы

а) «Современные философские проблемы техники и технических наук»;

б) «Философские проблемы информатики».

2. По направлению «Биология, экология, медицина, науки о земле»:

2.1. Для аспирантов и соискателей факультета агробизнеса по программе «Философия наук о живой природе», раздел 1: «Философские проблемы экологии, биологических и сельскохозяйственных наук»;

2.2. Для аспирантов и соискателей факультета по специальностям факультета ветеринарной медицины и зоотехнии по программе «Философия техники и технических наук», раздел 1: «Философские проблемы экологии, биологических и сельскохозяйственных наук»; раздел 2: «Философские проблемы медицинских, фармацевтических и ветеринарных наук».

3. По направлению «Социально-гуманитарные науки»:

3.1. Для аспирантов и соискателей социально-гуманитарных специальностей (общественные кафедры, экономический факультет) – по программе «Философия социально-гуманитарных наук», раздел «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук».

Итоговая оценка по новому кандидатскому экзамену, как уже было сказано, складывается из 2-х вышеназванных оценок и является их средним арифметическим, при условии, что обе они положительны.


ПРОГРАММА – МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по курсу «История и философия науки»

«Общие проблемы философии науки»

(Часть 1 для всех научных направлений).

Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов и соискателей всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития и получение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.


1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки.

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

3. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по­зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт.

Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки.

Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания.

Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.

Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы.

Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины.

Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и не­классический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.

Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Рекомендуемая основная литература:

  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990.

  4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

  5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

  6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988.

  7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

  8. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996.

  9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001.

  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.

  11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991.

  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996.



Дополнительная литература:

  1. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  2. Наука в культуре. М., 1998.

  3. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

  4. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996.

  5. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000.

  6. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

  7. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

  8. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

  9. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990.

  10. Л.Н. Косарева. Социакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

  11. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

  12. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

  13. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001.

  14. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995.

  15. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

  16. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.



Контрольные вопросы по части 1

«Общие проблемы философии науки»

1. Предмет философии науки.

2. Позитивистская традиция в философии науки.

3. Сущность и содержание концепций М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея в понимании механизмов научной деятельности.

4. Понятие науки и основные аспекты ее бытия.

5. Наука и современная цивилизация.

6. Базисные ценности традиционалистского и техногенного типа цивилизационного развития.

7. Научная рациональность и ее ценность.

8. Место и роль науки в современном образовании и формировании личности.

9. Основные функции науки в жизни общества.

10. Генезис и основные исторические этапы развития науки.

11. Основные предпосылки становления науки из донаучного сознания.

12. Особенность древневосточной науки (Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

13. Культура античной Греции и становление первых форм теоретической науки.

14. Античная физика, логика и математика. Аристотелевская классификация наук.

15. Особенности науки в средневековье, ее специфические черты.

16. Мировоззренческая революция эпохи возрождения.

17. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

18. Основные черты новоевропейской естественно-научной идеологии.

19. Формирование гипотетико-дедуктивной методологии познания (Г. Галилей).

20. Сущностные черты классической науки.

21. Неклассическая наука и ее особенности.

22. Постнеклассическая наука и ее особенности.

23. Формирование технических, социальных и гуманитарных наук.

24. Основные концепции соотношения философии и науки: трансценденталистская, позитивистская и диалектическая.

25. Основные уровни научного знания.

26. Сущность и структура эмпирического уровня знания.

27. Сущность и структура теоретического уровня знания.

28. Метатеоретический уровень научного знания и его структура.

29. Основания науки. Структура оснований.

30. Научная картина мира и ее исторические формы.

31. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания, их основания и возможности.

32. Философские основания науки и их виды.

33. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и «парадигматизм».

34. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

35. Научные законы и их классификация. Формирование первичных теоретических моделей и законов.

36. Научная теория и ее структура. Классический и неклассический варианты формирования теории.

37. Основные методы научного исследования и специфика их применения в различных науках.

38. Научные традиции и научные революции. Проблемы типологии научных революций.

39. Научная рациональность, ее основные характеристики.

40. Методы философского анализа науки.

41. Основные тенденции формирования науки будущего.

42. Особенности науки как социального института.

43. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества.

44. Наука и паранаука.

45. Этические проблемы науки.

46. Экологическая этика и ее философские основания

ПРОГРАММА – МИНИМУМ кандидатского экзамена по курсу

«История и философия науки»

«Философия социально-гуманитарных наук»

(часть 2, специальная).

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки раздел Философские проблемы наук о Земле для аспирантов и соискателей
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине История и философия науки, рекомендованным...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconМетодическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008
Методическое пособие предназначено для аспирантов и студентов всех специальностей и форм обучения. В нем разъясняются важные узловые...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconМетодическое пособие для аспирантов и студентов всех форм обучения Иркутск 2008
Методическое пособие предназначено для аспирантов и студентов всех специальностей и форм обучения. В нем разъясняются важные узловые...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей 03. 00. 00 Биологические науки Мурманск- 2011 пояснительная записка программа-минимум кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по «Философии и истории науки»
Институтом философии ран при участии ведущих специалистов мгу им. М. В. Ломоносова, спбгу и ряда других университетов, в соответствии...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconУчебно-методическое пособие для аспирантов
Английский язык для аспирантов = English for Post-Graduates / Учеб метод пособие для аспирантов / Авт сост.: О. И. Васючкова, Н....
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconУчебное пособие для аспирантов и соискателей
История и философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. Ч владимир: виб, 2008. – 160 с
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconПетрозаводский государственный университет философия науки
Настоящая программа кандидатского экзамена по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» предназначена...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconРефератА по курсу «история и философия науки»
Методические указания предназначены для аспирантов и соискателей естественнонаучных, технических и экономических специальностей в...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconУчебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук Архангельск
Рассмотрено и рекомендовано к изданию учебно-методическим советом Архангельского государственного технического университета 24 октября...
Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки
Примерный учебным планов курса подготовки к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине “История и философия науки, рекомендованным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница