Отечественная история (курс лекций) Учебно




НазваниеОтечественная история (курс лекций) Учебно
страница1/22
Дата05.10.2012
Размер3.06 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Федеральное агентство по образованию

Псковский государственный политехнический институт


В. В. Силеенков


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

(курс лекций)


Учебно-методическое пособие

для студентов всех форм обучения


Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Псковского государственного политехнического института


Псков

Издательство ППИ

2009


© Силеенков В. В. 2009

© ППИ. 2009


Оглавление


История – наука и учебная дисциплина …………………………………………3

Восточные славяне (V-VII вв.) ………………………………………………….13

Древняя Русь в VIII- XII вв. …………………………………………………….20

Русь в период феодальной раздробленности …………………………………. 29

Становление и укрепление Московского государства (XIII-XV вв.) ………...39

Русское государство в XVI веке ………………………………………………. 47

Россия в XVII веке ……………………………………………………………... 56

Пётр Великий и его реформы …………………………………………………. 68

Политика Екатерины Второй ………………………………………………….. 77

Россия в первой половине XIX века ………………………………………….. 86

Россия во второй половине XIX века …………………………………………100

Россия в начале XX века ……………………………………………………….107

Революция 1917 года …………………………………………………………..113

Гражданская война и иностранная военная интервенция

в Советской России ( 1918-1920 гг.) …………………………………………..127

СССР в 1920-е годы ……………………………………………………………134

СССР в 1930-е годы ……………………………………………………………144

СССР во Второй мировой войне (1939-1945 гг.) …………………………….153

СССР в 1946-1952 годах ……………………………………………………….166

Реформаторская деятельность Н.С. Хрущёва (1953-1964 гг.) ………………173

СССР в середине 1960-1980-х годов ………………………………………….180

СССР в период «перестройки» (1985-1991 гг.) ………………………………189

РСФСР-Россия в 1990-е годы …………………………………………………201

Приложения …………………………………………………………………….213


История - наука и учебная дисциплина.

План


1. Предмет науки истории, задачи курса «Отечественная история», его

место в системе гуманитарных наук.

2. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источни-

ки изучения истории.

3. Историография и методология исторической науки.

4. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.


1. Предмет науки истории, задачи курса «Отечественная история», его место в системе гуманитарных наук.


История - важнейшая общественная наука. Это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно - временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни.

В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам древности.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом, история континентов, история отдельных стран.

История одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук. Она тесно связана с другими науками: психологией, социологией, философией, юриспруденцией, экономической теорией, математикой, языкознанием, статистикой, литературоведением. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

«Отечественная история» изучает историю страны, в которой мы живем. Ее задачами являются:

  • реконструирование и описание прошлого в наиболее достоверном виде;

  • выяснение причин развития исторических событий по одному из возможных вариантов. (Почему произошло так, а не иначе?);

  • определение закономерностей исторического процесса развития общества. (Какие и по каким причинам происходили изменения в обществе?).


2. Сущность, формы, функции исторического знания.

Методы и источники изучения истории.


В ходе изучения истории формируется историческое знание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и всего человечества. Под сущностью исторического знания понимается выявление на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерностей развития общества.

Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего места в мировом историческом процессе.

Важнейшие формы исторического знания:

Знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

Следующая форма (ступень) исторического знания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое знание также еще не является систематизированным. Исторические представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью.

Третий уровень исторического знания формируется на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, для большинства людей изучение истории завершается на школьном уровне. Возможно пополнение знаний на любительском уровне, однако такого рода интерес проявляется не так часто, да и популярных книг по отечественной истории немного.

Четвертая форма - научное знание, которое формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, выявления тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта, выявления исторических закономерностей. Оно проявляется в более-менее чётком представлении о природе и движущих силах развития человеческого общества, в понимании смысла истории, моделей исторического развития, его периодизации. На этом уровне предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей противоречивости и сложности. Формирование исторического знания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического знания является историческая наука.

Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания нужно воспринимать системно, во всех его формах и уровнях.

Исторические знания становятся научными (т.е. отражающими действительность) при строгом соблюдении следующих основных принципов:

Принцип объективности. Он предусматривает в первую очередь опору на исторические факты в их объективном изложении без искажений, с научной проверкой достоверности факта и учетом степени этой достоверности. Принцип объективности требует также рассмотрения всей суммы фактов, относящихся к данному явлению, без какого-либо исключения. К этому принципу нужно отнести также и признание объективного характера закономерностей общественного развития

Принцип историзма. Предусматривает изучение общественных явлений в их развитии: как явление зародилось, какие этапы развития оно проходило и чем стало в данный исторический момент. Другим требованием принципа историзма является изучение общественного явления не изолированно, а в связи с другими, тоже меняющимися во времени, учитывая взаимовлияние и взаимозависимость явлений. Третьим требованием принципа историзма является оценка факта, личности, исходя из конкретных исторических условий того времени, а не абстрактных вневременных (или современных) позиций. Главное при этом определить, что нового это явление (или личность) принесло в общественное развитие, и как оно повлияло на последующий его ход. Принцип историзма позволяет мысленно вживаться в историческое время, понять мотивы поступков и характер деятельности исторических личностей в конкретной исторической ситуации и адекватно оценить их вклад в историю.

Принцип социального подхода к исследованию исторического процесса. Исследование общественной жизни предусматривает изучение социальной структуры общества, противоречивых социально-классовых интересов и всей суммы социально-политических отношений: в экономической области, в политической борьбе, в противоречиях социальной психологии и традиций. Социальный анализ позволяет понять сущность общественных процессов и мотивы действий субъектов истории.

К функциям исторического познания относятся:

1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути и в объективно-истинном отражении исторических явлений и процессов.

2. Практически-политическая: на основе теоретического осмысления исторических фактов, выявления закономерностей развития общества помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3. Мировоззренческая: история способствует выработке научного мировоззрения, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности, выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей.

5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.

Назовем основные методы изучения (познания) истории.

Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.

К специально-историческим методам исследования относятся:

- хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;

- дихронный — метод периодизации;

- историческое моделирование, статистический метод.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует назвать также: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, социологических исследований.


Источники изучения Отечественной истории.

Давно замечено, что и камни говорят, если это камни исторические. Доказательность выводов - обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами как и в других науках. В истории идет процесс накопления и открытия фактов, эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Можно назвать четыре основные группы (классы) исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно- художественные, изобразительно-натуральные);

4) фонические.

Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи появились еще в XI — XII вв. Наиболее значимая из них - «Повесть временных лет» (XII в.). Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XVIII век включительно и представляли собой источники сложного состава - своды летописные. Летописи были общерусскими (николаевская летопись) и местными (новгородские летописи). Среди других источников наиболее важные это «Судебник» 1497г., «Соборное уложение» 1649г., «Жалованные грамоты дворянству», купчие грамоты. Одним из ценных источников древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте. Великолепным источником по Древней Руси является «Слово о полку Игореве »(XII в.).

Что касается истории России с XVIII века, то здесь имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических движений, отложившихся в процессе их деятельности; произведения и мемуары выдающихся деятелей России; периодическая печать; документы и материалы музеев; кино-, фотодокументы.


3. Отечественная историография.


Слово «историография» происходит от греческого «история» -разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду, имея в виду не только библиографию, но и анализ, и критический разбор литературы.

Термин «историография» имеет еще и значение истории исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом или в отдельной стране. Главное внимание в курсе историографии уделяется теоретическим проблемам данной науки, развитию ее методологии, борьбе мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям.

Историография изучает также вопросы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом. Историография интересуется совершенствованием источниковедческих приемов исследования и критики источников. Без ее внимания не оставлены и характер изложения, и стиль разных источников.

Проблемы историографии уже в XVIII веке привлекали внимание ученых, занимавшихся отечественной историей. Н.И. Новиков в 1772г. издал «Опыт исторического словаря о российских писателях». В этом произведении и во многих других, великий русский просветитель характеризовал историков и давал отзывы об их работах.

Крупнейшие историки XIX В. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский в своих трудах рассматривали и оценивали произведения предшественников, а в 1880-е годы М. О. Коялович и П. Н. Милюков выступили с систематическим изложением курса историографии.

В советское время вопросами историографии с классовых позиций занимался талантливый русский историк М. Н. Покровский. Он привлек своих учеников к написанию двухтомной «Русской исторической литературы в классовом освещении». Первый советский учебник по историографии, написанный Н. Л. Рубинштейном, вышел в 1941г. В 1950 - 1960 гг. вышли первый, второй и третий тома «Очерков истории исторической науки в СССР» » и учебник «Историография СССР с древнейших времен». В 1960-90-е годы наша литература пополнилась рядом ценных историографических работ. Среди них учебное пособие А. Л. Шапиро «Русская историография с древнейших времен до 1917г. »(М. 1992).


4. Методология и теория исторической науки.


Термин «методология» происходит от греческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания».

Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию: общие принципы, которые позволяли бы упорядочить и объяснить весь накопленный исследователями материал.

Долгое время в исторической науке господствовала субъективистская, либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиции субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей и др. Согласно этому подходу, их умение, расчеты или ошибки приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса. Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: божественной воле, провидению, абсолютной идее, мировой воле и т. п. Исторический процесс при таком истолковании приобретает целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих сил. Идеалистическое понимание истории господствует и в современной западной историографии.

С появлением опытного, эмпирического знания историки стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765) и В. И. Татищев (1686-1750) считали, что знания, просвещение определяют ход исторического процесса. По мнению С. М. Соловьева (1820-1870), три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева, В. О. Ключевский (1841-1911) считал, что на историю оказывает воздействие совокупность факторов: географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д. Близок к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1860-1933).

В советский период господствующей методологией и теорией исторической науки являлся исторический материализм, разработанный в середине XIX века выдающимися немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они вскрыли материальную обусловленность общественно-исторического процесса. Так как материальная жизнь, по их мнению, первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Марксизм рассматривает общественное развитие как естественно - исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора: посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Согласно К. Марксу человеческое общество в своем развитии прошло несколько стадий (формаций): первичная формация (общая собственность), вторичная формация (частная собственность) и третичная формация (коммунистическое общество). Первая и третичная формации суть общественные формации, а вторичная - экономическо-общественная формация. Основу каждой формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.

Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Революция приводит к смене господствующего класса.

Маркс открыл не только формационную, но и цивилизационную триаду. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга.

Что входит в понятие «цивилизация»? Признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. Историческая основа цивилизации неотделима от производящего хозяйства (в отличие от собирательства и охоты), распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделение умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов и др.

С точки зрения пространственно-временной цивилизация может охватывать локальные территории (российская цивилизация, китайская цивилизация, европейская, арабская и др.) и весь мир (мировая цивилизация, образование которой еще находиться в стадии становления). В специальной литературе локальные цивилизации определяются и в зависимости от формационного типа (античные, феодальные, буржуазные и т. д.) Имеются позиции, отождествляющие цивилизацию только с возникновением и развитием капитализма.

В отличие от формационного подхода, который концентрирует внимание на исследовании общественных структур, требованием цивилизационного подхода является ориентация на исследование человека и мира человека. Исходя из этого, Маркс формулирует цивилизационную триаду, которую можно представить в виде развития и смены трех ступеней состояния человека. Первая ступень - личная зависимость, вторая - личная независимость, основанная на вещной зависимости, третья ступень - универсальное развитие человека, свободная индивидуальность

В формационном аспекте первая ступень цивилизации охватывает собой в западноевропейской истории античность и феодализм, вторая - капитализм и третья — будущий коммунизм.

Формационная триада подчеркивает прерывность исторического процесса, цивилизационная - непрерывность. Цивилизационное развитие выступает как движение к действительной свободе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Таким образом, формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Отечественная история (курс лекций) Учебно iconПояснительная записка: Курс «Отечественная история»
Курс «Отечественная история» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного...
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconПрограмма дисциплины «Отечественная история»
Отечественная история – базовый курс с учетом вспомогательных исторических дисциплин, теории государства и права, культурологии,...
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconЛитература для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история»
Аксёнов В. Б. Краткий курс лекций по Отечественной истории. Ч. От складывания древнерусского суперэтноса до поиска путей обновления...
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык
Специальность: 03040. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык
Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconРаспределены по тематическим коллекциям
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс...
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconРабочая программа учебной дисциплины в «Отечественная история» Направление подготовки: 030900. 62 Юриспруденция
Рабочая программа курса «Отечественная история» предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению 030900...
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconОтечественная история библиографический
Горский А. А. Политические центры восточных славян и Киевской Руси: проблемы эволюции // Отечественная история. –1993. – №6
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconМетодические указания представляют собой сборник контрольных тестов, предназначенных для студентов I курса всех специальностей дневной и вечерней форм обучения, изучающих курс «Отечественная история»
Гуркин, А. Б. Отечественная история. Сборник контрольных тестов: Методические указания / А. Б. Гуркин, И. П. Потехина, К. Н. Скворцов,...
Отечественная история (курс лекций) Учебно iconПояснительная записка Курс «Отечественная история»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница