Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт»




НазваниеПояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт»
страница1/4
Дата01.09.2012
Размер0.65 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В Федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс - 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс – 2 часа в неделю, 70 часов в год. 

В Федеральном базисном учебном плане расписано 75% учебных часов, остальные 25% учебных часов распределяется на региональном и школьном уровне. За счет этого регионального и школьного компонентов учебных часов рекомендуется увеличить количество часов на изучение курса "Информатика и ИКТ" на 25%, т.е. на 26 часов (на 9 часов в 8 классе и на 17 часов в 9 классе).

В связи с тем, что в учебном плане МОУ «Малощербединская СОШ» не предусмотрено увеличение количества часов из школьного компонента, в примерное тематическое планирование внесены некоторые изменения, отражённые в нижеприведенной таблице.

Предлагаемое тематическое планирование в основном соответствует примерной программе базового курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования РФ (смотри параграф 1.3 методического пособия «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе»). Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе авторской программы Н.Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

      

Распределение часов по темам в базовом курсе «Информатика и ИКТ» 

 



Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

8

8

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

8

 

3

Кодирование и обработка текстовой информации

9






4

Кодирование и обработка числовой информации

10




10 

5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

 

15

6

Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование

20




20 

7

Моделирование и формализация

10

 

10
















8

Коммуникационные технологии

16

 16

 

9

Информационное общество

2

 

2

 

Повторение, резерв времени

4

2

2

 

ВСЕГО:

102

34

68


Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» в 8-9 классах составлена с учетом САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03 от 03.06.2003 3 118.

Каждая тема рабочей программы предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ, причем на выполнение практических работ отводится не менее половины всего учебного времени, при этом их содержание составлено с учетом обязательных работ авторской программы Н.Д. Угриновича .

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» не осуществляется деление класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин.

При изучении предмета «Информатика и ИКТ» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата. При выполнении работ практикума предполагается использование материала и заданий из других предметных областей. Объемные практические работы рассчитаны на несколько учебных часов. Практические работы включают подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также включаются в домашнюю работу и проектную деятельность.

Цели изучения предмета

Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Основная цель базового изучения основ информатики в МОУ Малощербединская СОШ — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:

    • Формирование основ научного мировоззрения.

    • Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

    • Развитие мышления школьников.

    • Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.


Основные содержательные линии базового курса информатики


Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

  • способы представления информации (условно «линия представления информации»),

  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

  • возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).


ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

  • получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

  • познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

  • иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.


ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • понять функции языка как способа представления информации;

  • познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

  • получить представление о типах величин;

  • познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

  • знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.


АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

  • уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

  • получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

  • получить представление об одном из языков программирования, использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

  • понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);

  • записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.


ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

  • понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

  • узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

  • узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

  • познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

  • знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;

  • иметь представление о программном обеспечении компьютера;

  • уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;

  • уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.

.

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о моделировании как методе научного познания;

  • понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

  • уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.

.

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

  • пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

  • пользоваться простым графическим редактором;

  • обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

  • осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

  • иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

  • иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

  • набирать на компьютере и корректировать простой текст;

  • строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

  • уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.


Информационно-методическое обеспечение




Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Н. Д. Угринович

Информатика и ИКТ, 8 класс

2008

БИНОМ. Лаборатория знаний

2

Н. Д. Угринович

Информатика и ИКТ, 9класс

2008

3

Угринович Н.Д.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы.

2008

4

Windows-CD. Угринович Н.Д.


Компьютерный практикум на CD-ROM.

2008



Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства


  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.



Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц



Содержание курса информатики и ИКТ на уровне базового в 8-9 классах

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников

8 класс


Теория

Компьютерный практикум

  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт»
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт»
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconУгринович Н. Д. Информатика Учебник для 9 класса
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconУгринович Н. Д. Информатика Учебник для 7 класса
Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПрограмма базового курса «Информатика и икт» для основной школы (8-9 классы)
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка Место курса иит в федеральном базисном учебном плане в рамках обновления содержания образования разрабо­тан государственный общеобразовательный стандарт общего образования.
Объемные показатели стандарта ориентированы на 11-летний срок освоения государственных образователь­ных программ общего образования...
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПрограмма курса информатика и икт пояснительная записка
«Информатика и икт», федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана....
Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и икт» iconПояснительная записка основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г).
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница