Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош»




Скачать 237.91 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош»
Дата05.10.2012
Размер237.91 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

«EXCELSIOR – 2008»

Секция «Общая лингвистика. Язык в современном мире»


«НАРОД – ВЛАСТИТЕЛЬ ТАЙНЫ СЛОВА

И ВСЕХ СОКРОВИЩ ЯЗЫКА…»

(ЖИЗНЬ НАРОДА В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ)


Научно-исследовательская работа

Михайловой Анны, ученицы 9 класса

МОУ «Чуваштимяшская СОШ»

Ибресинского района ЧР

Научный руководитель:

Хуснетдинова Лариса Григорьевна,

учитель русск. языка и литературы

МОУ «Чуваштимяшская СОШ»

Ибресинского района ЧР


г. Чебоксары, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Введение. 3

  2. Что такое фразеологизм? 4

  3. Как появились фразеологизмы? 5 - 6

  4. Классификация фразеологизмов. 7 - 8

  5. Жизнь народа в русской фразеологии. 8 - 9

  6. История России во фразеологии. 10

  7. Результаты социологического опроса. 11 - 12

  8. Приложения. 13 - 18

  9. Заключение. 19

  10. Использованная литература. 20



ВВЕДЕНИЕ

Народ – властитель тайны слова и всех сокровищ языка,

Им выткана его основа для поколений на века.

Он создал чудо тени, света, и звука взлет, и слова лад,

Им жизнь поэзии согрета, в нем звезды вечности горят.

Народ – певец, ваятель, воин, и в безмятежности своей

Бессмертия он удостоен, одной с ним жизнью жить умей.

Мария Комиссарова

Объект моего исследования – фразеологизмы, которые стали изучаться учеными только в середине 20 века. Предмет исследования – происхождение, образование и классификация фразеологизмов.

Цель моего исследования: рассмотреть различные точки зрения на определение «фразеологизма», выяснить основные причины появления в русском языке фразеологических оборотов, изучить типы и способы образования фразеологических единиц, определить роль народа в образовании фразеологизмов.

Методы исследования: научные труды А.М.Шанского, Ф.И.Буслаева и других ученых-языковедов, социологический опрос среди учащихся и работников своей школы.

«Фразеологизмы – своеобразные микромиры, они содержат в себе и нравственный закон, и здравый смысл, выраженные в кратком изречении, которые завещали предки в руководство потомкам. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации», - так высказывался о них один из самых ярких русских филологов середины 19 века Ф.И.Буслаев.

Фразеологические единицы возникают не столько для того, чтобы описывать мир, сколько для того, чтобы его интерпретировать, оценивать и выражать к нему субъективное отношение. Именно фразеологизмы как бы навязывают носителям языка особое видение мира, ситуации. Например, сведения о повседневной жизни народа (красный угол, печки-лавочки), об этикетном поведении (садиться не в свои сани, как пить дать, несолоно хлебавши, ломать шапку), о традициях и обычаях (из полы в полу, вывести на чистую воду) и т.д. во внутренней форме большинства фразеологизмов содержатся такие смыслы, которые придают им культурно-национальный калорит. Например, фразеологизм «сбоку припеку» (о чем-то ненужном, необязательном) возник из реальной ситуации печения хлеба, когда по краям основного каравая возникают наплывы из теста, которые в пищу не употребляются. Семантику таких фразеологизмов можно интерпретировать с позиции ценностных установок и стереотипов, свойственных ментальности нации, т.е. национальной культуры: то, что тесто отделяется от основного каравая, это плохо; кроме того, оно не может быть использовано в пищу, ибо пригорает, покрывается коркой; следовательно, наросты сбоку каравая не нужны.

Таким образом, в формировании фразеологизмов, т.е. в отборе образов прослеживается их связь с культурно-национальными стереотипами и эталонами.


ЧТО ТАКОЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «phrasis» - «выражение» и «loqos» - «учение, слово». В русском языке этот термин употребляется в двух смыслах:

  • совокупность устойчивых идиоматических выражений: работать спустя рукава, съесть собаку, ничтоже сумняшеся и т.д.

  • раздел языкознания, который изучает подобные выражения (они называются фразеологическими единицами или фразеологизмами).

Ученые с момента появления фразеологии спорят о том, что такое фразеологизм. В своей работе я хочу привести несколько мнений разных ученых по этому поводу и выскажу свою точку зрения.

Ученый-языковед И.Синдомирская писала: «Фразеологические сочетания чаще всего описывают не абстрактные понятия, а вполне определенные конструкции – идеологически построенные и коллективно присвоенные представления о «невидимых вещах», идеях и ценностях времени и культуры». А Н.М.Шанский, выделял несколько характерных признаков фразеологизмов:

  • это готовые языковые единицы, которые не создаются в процессе общения, а извлекаются из памяти целиком;

  • это языковые единицы, для которых характерно постоянство в значении, составе и структуре (аналогично отдельным словам);

  • в акцентологическом отношении это такие звуковые комплексы, в которых составляющие их компоненты имеют два (или больше) основных ударения;

  • наконец, это членимые образования, компоненты которых осознаются говорящими как слова.

Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение: «Фразеологизм – устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому».

В.В.Виноградов считал «существенным признаком фразеологического оборота его эквивалентность слову и – соответственно – синонимичность слову».

Итак, отталкиваясь от мнений разных ученых, я пришла к выводу, что фразеологизмы – это готовые сочетания слов. Они не производятся в речи (подобно свободным словосочетаниям типа новый дом, идти в школу и т.п.), а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит его заново. Другое важное свойство фразеологических единиц: смысл каждой из них складывается из смыслов входящих в нее слов. Так, съесть собаку означает «быть мастером в каком-нибудь деле»; собственные значения слов съесть и собака здесь не играют никакой роли.

Мне ближе позиция Н.М.Шанского, высказанная в книге «Фразеология современного русского языка». Эта точка зрения представляется наиболее правильной, тем более что ее разделяют многие ученые, в частности, авторы энциклопедии «Русский язык». Там, например, дается следующее определение фразеологизма: «Фразеологизм, фразеологическая единица, - общее название семантически несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней в социально закрепленном за ними устойчивом соотношении смыслового содержания и определенного лексико-грамматического состава». Это определение является, на мой взгляд, достаточно полным и объективным, и необходимость формулировать его как-то иначе отсутствует.

КАК ПОЯВИЛИСЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Все фразеологизмы русского языка можно разделить по происхождению на две группы:

  • фразеологизмы русского происхождения;

  • заимствованные из других языков.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или достались русскому языку от языка-предка. Таковы водой не разольешь – «очень дружны», медвежья услуга – «неумелая услуга, плохая помощь», лезть на рожон – «предпринимать что-то рискованное, заведомо обреченное на неудачу», семи пядей во лбу – «очень умный», человек в футляре (из рассказа А.П.Чехова) и многие другие.

Фразеологизмы появились в языке различными путями. Большинство из фразеологизмов пришло из разговорно-бытовой речи. Меткие народные выражения, нередко окрашенные юмором, переходят из поколения к поколению: ищи ветра в поле, в чем мать родила, потерять голову, чучело гороховое, водой не разольешь и др. Люди легко запоминают такие выразительные обороты и повторяют их снова и снова. Со временем некоторые слова, которые встречаются во фразеологизмах, выходят из активного употребления. Но если выражение приобрело всенародную известность, то это не мешает его популярности. Сам же фразеологизм, в котором есть слово, непонятное современным носителям языка, становится только более устойчивым.

Многие известные нам фразеологизмы – это части пословиц и поговорок, которые сейчас почти не употребляются в полном виде. Перечислю несколько пословиц и поговорок, выделяя в них ту часть, которая хорошо известна и сегодня: Мокрая курица, а тоже петушится; Не все коту масленица, будет и Великий пост; От овса кони не рыщут, а от добра добро не ищут; Хлопот полон рот, а перекусить нечего. Знакомая всем пословица Береги честь смолоду, которую А.С.Пушкин поставил эпиграфом к повести «Капитанская дочка», является частью выражения Береги платье снову, а честь смолоду.

Фразеологизмами стали многие устные выражения, которые употреблялись людьми разных профессий. Выражения топорная работа, разделать под орех пришли из речи столяров, задавать тон – из речи музыкантов, ставить в тупик, зеленая улица – из речи железнодорожников, привести к общему знаменателю – от математиков, от скорняков – небо в овчинку.

Некоторые фразеологизмы пришли из народных сказок. Например, выражения по щучьему велению, молочные реки и кисельные берега.

Довольно много фразеологизмов пришло из книжной речи. Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства. Источником большого количества известных теперь выражений является Библия. Многие библейские выражения стали крылатыми, превратились в устойчивые обороты, имеющие переносный смысл. Отзываясь о чересчур строгом экзамене, говорят избиение младенцев. Здесь используется выражение из Библии, которое первоначально имело буквальный смысл «убиение, убийство младенцев»(царь Древней Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа, велел убить всех новорожденных, надеясь таким способом избавиться от будущего Мессии). Текст Библии послужил источником таких хорошо знакомых выражений, как запретный плод, первородный грех, каинова печать, мерзость запустения, око за око, зуб за зуб, нести свой крест, поцелуй Иуды, имеющий уши да услышит, по образу и подобию, метать бисер перед свиньями и др. на Руси Библию первоначально переписывали на церковнославянском языке. Поэтому многие слова в библейских выражениях имеют необычные формы или вообще не очень понятны: ничтоже сумняшеся (ничтоже – ничуть не, сумняшеся – сомневаясь), глас вопиющего в пустыне (глас – голос, вопиющий – кричащий), не от мира сего (сей – этот), притча во языцех (языцех – старая форма предложного падежа мн.ч., от слова язык в значении народ), земля обетованная (обетованная – обещанная).

Христианским символом, имеющим распространение в разных культурах, является число семь (в германских культурах девять выполняет функции прототипического числа, которое позже было вытеснено числом семь); в русской культуре семь – символ чего-то чрезмерного: за семью замками (печатями) – очень сильно скрыто, в глубокой тайне; семи пядей во лбу – очень умный; за семь верст киселя хлебать – очень далеко; семь потов сошло – очень устал; семь верст до небес и все лесом – очень много и бессмысленно; семь пятниц на неделе – часто менять свое решение; быть на седьмом небе – быть очень счастливым.

Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейских языков, включают в себя древнейшие заимствования из латинского и древнегреческого языков. Например, «терра инкогнита» - нечто неведомое, буквально – неведомая земля. Более поздними являются заимствования из французского (иметь зуб против кого – нибудь), немецкого (разбить наголову), английского (синий чулок - «о женщине, утратившей женственность, занимающейся только учеными делами») языков. Среди заимствованных фразеологизмов различаются заимствования «чистые», то есть без перевода, и фразеологические кальки. При заимствовании без перевода сохраняется подлинное звучание фразеологизма в родном языке (терра инкогнита), при калькировании используется пословный перевод соответствующими словами русского языка, поэтому такие фразеологизмы внешне не отличаются от исконно русских, например: синий чулок (из английского), хранить молчание (из латинского языка). Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии. С греческими мифами связаны, например, такие выражения: ящик Пандоры – «источник несчастий, неприятностей» (фразеологизм связан с мифом о Пандоре, получившей от бога Зевса закрытый ящик, наполненный всеми земными бедствиями и несчастиями; любопытная Пандора открыла ящик, и оттуда вылетели человеческие несчастья); Авгиевы конюшни – о запущенном помещении или о беспорядке (связано с мифом о Геракле, очистившем огромные конюшни царя Авгия).

Установить время и место возникновения множества фразеологизмов трудно, поэтому можно только делать предположения о том, где они возникли и на какой основе. С авторскими фразеологизмами таких проблем нет. Например, авторским фразеологизмом является выражение «да ведь король-то голый». Придумал его Х.К.Андерсен. Цезарь также является автором весьма известного фразеологизма «жребий брошен».

Таким образом, можно сделать такой вывод: во-первых, фразеологизмы издавна использовались в речи людей; во-вторых, происходит постоянный обмен фразеологизмами и их значениями между разными языками.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Ученый-языковед В.В.Виноградов выделил три основных типа фразеологических единиц:

  • фразеологические сращения

  • фразеологические единства

  • фразеологические сочетания

Фразеологические сращения – это абсолютно неделимые словосочетания, значение которых совершенно не зависит от их лексического состава, от значения их компонентов. Например, «собаку съел», «точить лясы», «бить баклуши» и т.п. Это такие устойчивые сочетания , обобщенно-целостное значение которых не выводится из значения составляющих их компонентов, то есть не мотивировано ими с точки зрения современного состояния лексики. Например, фразеологизм «попасть впросак». Мы можем не знать, что такое «просак» (так в старину называли станок для плетения сетей), не понимаем слова «баклуши» (деревянные заготовки для ложек, изготовление которых не требовало квалифицированного труда), однако целостное значение фразеологизма понятно всякому русскому человеку. Таким образом, этимологический анализ помогает прояснить мотивировку семантики современного фразеологического сращения.

Фразеологические единства – это словосочетания, в котором значение целого связано с пониманием образного смысла слов. Например, «держать камень за пазухой», «выносить сор из избы», «стреляный воробей», «зайти в тупик», «бить ключом», «плыть по течению», «брать в свои руки», «прикусить язык» и т.п. В отличие от фразеологических сращений, утративших в языке свое образное значение, фразеологические единства всегда воспринимаются как метафоры или другие тропы. Так, среди них можно выделить устойчивые сравнения ( как банный лист, как на иголках, как корове седло, как корова языком слизала), метафорические эпитеты ( луженая глотка, железная хватка), гиперболы (золотые горы, море удовольствия), литоты ( с маковое зернышко, хвататься за соломинку). Есть и фразеологические единства, которые представляют собой перифразы, т.е. описательные образные выражения, заменяющие одно слово: за тридевять земель (далеко), звезд с неба не хватает ( недалекий), косая сажень в плечах ( могучий, сильный).

Фразеологические сочетания – это словосочетания, образуемые реализацией несвободных значений слов. В.В.Виноградов отметил, что большая часть значений слов ограничена в своих связях внутри семантическими отношениями самой языковой системы. Эти лексические значения могут проявляться лишь в связи со строгим определенным кругом понятий и их словесных обозначений. Например, можно сказать «страх берет», «тоска берет», но нельзя говорить «радость берет», «наслаждение берет» и т.п. Фразеологические сочетания нередко варьируются: насупить брови – нахмурить брови, затронуть чувство гордости – задеть чувство гордости, одержать победу – одержать верх, потерпеть крах – потерпеть фиаско (поражение), сгорать от нетерпения – сгорать от стыда и т.п. В речи встречаются нередко такие фразеологические сочетания, как «играет значение – имеет роль» (вместо имеет значение – играет роль), «предпринять меры – принять шаги» (вместо принять меры – предпринять шаги), «уделить значение» (из уделить внимание – придавать значение) и т.п. Такие ошибки воспринимаются как нарушение нормы.

Н.М.Шанский выделил четвертый тип фразеологических единиц, названный им фразеологическими единицами. Фразеологические выражения устойчивы в своем составе и употребляются в фразеологических оборотах, которые являются не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями. Например, «трудовые успехи», «хрен редьки не слаще», «высшее учебное заведение» и т.п. К ним же можно отнести крылатые выражения, пословицы и поговорки, которые представляют собой не словосочетания, а целые предложения: Счастливые часов не наблюдают; Быть или не быть; Свежо придание, а верится с трудом.

Следует отметить, что в выделении четвертой, последней из рассмотренных, группы фразеологизмов ученые не достигли единства и определенности. Разночтения объясняются многообразием и неоднородностью самих языковых единиц, которые по традиции зачисляют в состав фразеологии.

ЖИЗНЬ НАРОДА В РУССКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ

В центре мира стоит человек как личность, имеющая тело, душу, речь, то есть человек с его чувствами и состояниями, мыслями и словами, поступками и эмоциями, человек добрый, злой, грешный, святой, глупый, гениальный и т.д.

Внешний облик человека складывается из трех составляющих: 1) голова и ее части; 2) тело; 3) ноги. Появились в русском языке такие фразеологические единицы, как золотая голова (об умном человеке), всему голова (о важном). Основная масса русских фразеологизмов обозначают прежде всего интеллектуальные способности человека, его качества, физические состояния. Например, голова на плечах, голова на месте, голова варит – об умном человеке; без царя в голове, голова дубовая, голова садовая – о глупом, недалеком человеке. Обозначая важнейшую часть человека, слово голова образует ФЕ, характеризующие человека с разных сторон: как снег на голову (неожиданно), хоть кол на голове теши (об упрямом человеке), непоклонная голова (о непокорном человеке), голова пухнет (состояние человека), отпетая голова ( об отчаянном человеке) и т.д. Части головы человека – глаза, нос, рот, язык, уши, зубы и т.д. – послужили появлению таких фразеологизмов, как провожать глазами, глаз наметан, глаза загорелись, без глаза и т.д. Поскольку 80% информации о мире приходит через глаза, они считаются важнейшим из органов, им приписывается таинственная магическая сила. На Руси «дурным» считался косой глаз. Вера в дурной глаз родилась тогда, когда мир, по представлениям древних, был населен духами. Но до сих пор при плохом самочувствии люди говорят: это сглазу, кто-то сглазил, недобрый глаз поглядел. Издавна от сглаза заводили обереги-амулеты, которые изготавливали из драгоценных металлов и камней, делали их в форме глаза, отсюда фразеологизмы типа глаз-алмаз (об умении видеть важное, основное), беречь как глаз (очень беречь), возьми глаза в руки (будь внимателен) и др.

Одним из основных органов человека является сердце. С помощью фразеологизмов с компонентом «сердце» можно описать почти весь мир:

  • многочисленные оттенки чувств и состояний человека (кошки на сердце скребут, сердце замерло, брать за сердце, сердце кровью обливается, отлегло от сердца, как маслом по сердцу, сердце сжимается, надрывать сердце и др.;

  • отношение человека к объектам мира (от чистого сердца, запасть в сердце, от всего сердца, сердце занято, положа руку на сердце, сердце принадлежит и т.д.;

  • дать характеристику человека (мягкое сердце, доброе сердце, каменное сердце, золотое сердце, неукротимое сердце, покоритель сердец, глупое сердце, горячее сердце и тд.;

  • охарактеризовать поведение человека в обществе (заглядывать в сердце, находить доступ к сердцу, срывать сердце, разбить сердце, открывать сердце и т.д.

Не менее сложные отношения современного мира с мифологическими представлениями встречаем у слова душа. Природа, по представлениям древних, тоже имела душу, хотя не столь качественную, как человек. Аристотель, например, даже звезды считал одушевленными, а Плутон делил душу на «разумную»(человеческую) и «чувственную» (животную). Вместилищем души у разных народов считаются различные органы: диафрагма, сердце, почки, глаза и даже пятки (например, в русском языке есть фразеологизм душа в пятки ушла). Славяне признавали в человеческой душе проявление той творческой силы, без которой невозможна жизнь на земле. Появились фразеологизмы душа светится, душа горит, чуть душа теплится, душа оттаяла, мелкая душа, нежная душа, грешная душа, отдать богу душу, душа болит и тд. С точки зрения этики душа является носителем некоего этического идеала: чистая душа, запачкать душу. С религиозной точки зрения душа связывает человека с высшим духовным началом, тем самым повыщается ценность души, приобретают особую значимость сознательные усилия человека, направленные на самоусовершенствование: спасать душу, душа бессмертна, с Богом в душе и т.д. Представления о душе как о дыхании, воздухе, ветре, птице, бабочке присущи разным народам: душа отлетела, вдохнуть душу, душа вон, душа улетает. Душа локализована, отсюда фразеологизм душа не на месте; душа – твердый предмет – царапает душу; поверхность, похожая на землю – камень лег на душу; душа как книга – читать в душе; душа как хлеб, поэтому она черствеет – черств душой; душа как цветок – цвет души, цвести душой; душа как музыкальный инструмент –струны души и др.

Душа тесно связана в представлениях древнего человека с загробным миром. Поэтому древние славяне снабжали покойников разными вещами: мужчин – кремниевыми копьями, стрелами, женщин – бронзовыми браслетами, ставили им сосуды с пищей. У многих народов имеется обычай сжигания трупов. Делалось это для того, чтобы душа легко и сразу покинула тело и улетела в рай ( душа отлетела в мир иной).

Древние представления о мире связаны и с зеркалом, хотя как реальная вещь она появилась в позднее время. Зеркало считалось вещью опасной, запретной, средством контакта с дьяволом. Поэтому в зеркало нельзя смотреться невестам, беременным, новорожденным, ибо они находятся в стадии перехода из одного мира в другой. Его занавешивают в обрядах, связанных со смертью, якобы для того, чтобы покойник не мог пройти сквозь зеркало с того света. Подолгу смотреться в зеркало вредно, ибо оно способно похищать нашу душу, отправляя ее в мир Зазеркалья, где душа гибнет. Зеркало как бы двойник того человека, который отражается в нем. Именно поэтому считается, что разбить зеркало – к беде, поскольку вместе с ним разбивается слепок нашей души.

Быт человека во фразеологии показан во множестве фразеологизмах. Вот некоторые из них, связанные с жизнью человека:

«остаться с носом» (в старину этот оборот употребляли по отношению к родителям жениха, которые шли в дом невесты с подношением (носом) и, не принятые в этом доме, оставались с тем, что принесли);

вызвать на ковер (начальник вызывает подчиненного к себе в кабинет, чтобы сделать ему порицание);

мокрая курица ( вялый в работе, неповоротливый в движениях человек, на которого нечего рассчитывать);

слепая курица ( человек, который бестолково тычется и суетится, разыскивая вещь, лежащую, что называется, у него на носу) и др.

Всякий фразеологизм, с моей точки зрения, - это текст, т.е. хранитель культурной информации. И каждый фразеологизм вносит свой вклад в общую мозаичную картину национальной культуры.

Итак, фразеологизмы – своего рода «кладезь премудрости» народа, сохраняющий и воспроизводящий его менталитет, его культуру от поколения к поколению.

ИСТОРИЯ РОССИИ ВО ФРАЗЕОЛОГИИ

Когда говорят про недобрых дельцов и судей, упрекая их в лености, что они «откладывают дела в долгий ящик», тем вспоминают про тот длинный ящик, который некогда царь Алексей Михайлович велел прибить у дворца своего в селе Коломенском, на столбе. Он ежедневно прочитывал сам вложенные туда челобитья. До того времени челобитные на имя царя клались на гробницы царских предков в Архангельском соборе. Богомольный царь, ревностный к церковному благолепию, поспешил отменить обычай. Ящик был сделан длинным в соответствие свиткам, на которых писались все документы до Петра. Из царских теремов выходило решение скорое, но, проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков, дело «волочилось»:где застрянет, где совсем исчезнет, если не были связаны колеса скрипучей приказной машины. Недобрые слухи про московскую «волокиту» или еще образнее про «московскую дрожь» в народном представлении остались все те же, а кремлевский ящик из длинного превратился в «долгий», потому что решения иногда приходилось ждать очень долго, дело «волочилось», проходя через руки ближних бояр и дальних дьяков.

Выражение «камень за пазухой» осталось в обращении со времени пребывания поляков в Москве, в 1610 году. Последние, хотя и пировали с москвичами, но, соблюдая опасливость и скрывая вражду, буквально держали за пазухой кунтушей на всякий случай булыжные камни. Об этом свидетельствует очевидец, польский летописец Мацкевич. «С москалем дружи, а камень за пазухой держи» - с примера поляков стали поговаривать и малороссы одним из своих присловий в практическое житейское руководство и в оценку великороссов.

«Казанский сирота» - тип особенный и самостоятельный. Это не тот сирота, который, оставшись безродным, жмется и прячется по углам, чтобы не заметили, не задели, не обидели. Казанский сирота назойлив и докучлив: от него не отвяжешься, он вовсе не нищий, а лишь прикидывается. Он – плут и притворщик. Большей частью, казанские сироты – потомки бывших казанских мурз, живой остаток старинных времен и ходячие исторические документы. Их породило и забаловало московское угодничанье, считавшее своею обязанностью их ласкать и приваживать не только в первые времена по завоевании всех татарских царств, но и в позднейшие, когда совсем уже «отошла татарам пора и честь на Русь ходить». Еще царь Алексей Михайлович полагал обязательством и долгом для себя награждать этих плутов и попрошаек свыше всяких мер, особенно, если мурзы решались переменить веру. В исторических актах много таких примеров.

Таким образом, фразеологизмы связаны с историей России, соединяют в себе все, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Каждое новое поколение воспринимает русский литературный язык как культурную эстафету из рук многих и многих предшествующих поколений. Освоить эти богатства, да еще и приумножить, и сохранить их – такова общекультурная задача для каждого цивилизованного человека. Но потрясли меня строки из стихотворения Вадима Шефнера:

Гаснет русская словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Скинув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Неужели это в самом деле так? Для того, чтобы выяснить справедливость этого утверждения или опровергнуть его, я решила провести небольшой социологический опрос среди учащихся 7-11 классов и учителей, не преподающих русский язык и литературу.

Цель опроса – выяснить, какое место занимают фразеологизмы в речи учащихся и работников нашей школы.

Результаты получились не просто интересные, но, порой, и самые неожиданные. Им были предложены следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? да - нет

  2. Используете ли вы фразеологизмы в речи? часто – иногда - никогда

  3. Объясните значение следующих фразеологизмов:

бить челом –

кот наплакал –

спустя рукава –

бить баклуши –

собаку съесть –

Утвердительно на первый вопрос ответили 79 участников опроса, из них – 100% учащиеся 8 и 10 классов, чуть больше 90% - учащиеся 7 и 9 классов, ученики 11 класса знают хуже всех из количества опрошенных учащихся. А вот работники школы (учителя, техперсонал) намного отстают от своих учеников. 23% опрошенных не помнят, что такое фразеологический оборот.

В своей речи фразеологизмы иногда используют, как они утверждают, от 80% до 92% опрошенных. Чаще всего ими пользуются ученики 7, 8, 10 и 11 классов, меньше их используют в своей речи учащиеся 9 класса. А из учителей и работников школы только 8% пользуются в речи этими выразительными средствами.

Все точки над И расставил последний вопрос: дать толкование некоторых фразеологизмов. Результаты, к сожалению, получились неутешительные. Почти все учащиеся 7 класса не знают, что обозначает фразеологизм бить челом. Среди ответов встречались совсем неожиданные: думать, лениться, ябедничать, хотя многие ответили, что чело – это лоб. Учителя и работники школы знают этот фразеологизм лучше учащихся школы.

Своим знанием фразеологизмов кот наплакал, спустя рукава, бить баклуши и вставлять палки в колеса блеснули учителя и работники школы – 100%! Из учащихся достаточно хорошо знают значение этих фразеологизмов:

кот наплакал – ученики 8 – 10 классов(91-92%), хуже всех – учащиеся 7 класса (66%);

спустя рукава – ученики 10 класса(73%), хуже всех – учащиеся 8 класса(67%);

бить баклуши – 8 класс(100%!), 11 класс – 89%, 7 класс – 86%, 9 класс-82%, 10 класс-72%.

Самое большое количество затруднений вызвал фразеологизм собаку съесть. Верно употребляют это выражение 84% взрослых, из учащихся значение этого фразеологизма знают учащиеся 10-11 классов, да и то чуть больше 28 – 31 %. Таким образом, только 29% отвечавших дали верный ответ. Дети объяснили это выражение так: голодный пес, совершить плохой поступок, злость, обмануться. Современные школьники хорошо знают, что блюда из собаки – любимые кушанья корейцев, поэтому многие из них воспринимают это выражение в прямом смысле.

Вывод: данные результатов социологического опроса среди учащихся школы и учителей, не преподающих русский язык и литературу, а также работников школы доказали, что из 114 опрошенных 76, 9% знают, что такое фразеологизм, и 84, 3% в своей речи иногда используют фразеологизмы. Самыми популярными в речи учащихся являются фразеологизмы кот наплакал и бить баклуши, а в речи взрослых – вставлять палки в колеса. Самое большое затруднение вызвал фразеологизм собаку съесть.

Я убедилась в том, что большинство людей знают фразеологизмы и считают, что их надо употреблять в своей речи . Мне было очень интересно этим заниматься, ведь в программе по русскому языку очень мало времени отведено на изучение устойчивых сочетаний слов. Употребление же фразеологизмов делает нашу речь образной, выразительной и эмоциональной.

Результаты социологического опроса приведены в таблицах по классам и диаграммах.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?



  1. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?







  1. Объясните значения следующих выражений:



Бить челом



Кот наплакал




Спустя рукава



Бить баклуши




Вставлять палки в колеса




Собаку съесть




Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?

( % от общего количества опрошенных)




Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

( % от общего количества опрошенных)




Объясните значения следующих выражений





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



  1. В своей научно-исследовательской работе я проделала следующую работу:

во-первых, рассмотрела различные точки зрения на определение «фразеологизма» и нашла то, которое, на мой взгляд, отражает суть этого понятия;

во-вторых, выяснила основные причины появления в русском языке фразеологических единиц;

в-третьих, классифицировала фразеологизмы по происхождению на две группы и рассмотрела каждую из них;

в-четвертых, провела социологический опрос в школе с целью выяснения места фразеологизма в речи учащихся, учителей и техперсонала своей школы.

  1. На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам:

- фразеологизмы издавна использовались в речи людей;

- происходит постоянный обмен фразеологизмами и их значениями между языками;

- все время появляются новые фразеологические единицы, меняются значения старых, и этот процесс никогда не прекратится.

  1. Фразеологизмы – своего рода «кладезь премудрости» народа, сохраняющий и воспроизводящий его культуру от поколения к поколению, так как прямо или опосредованно (через соотнесенность ассоциативно-образного основания с эталонами, символами, стереотипами национальной культуры) несут в себе культурную информацию о мире, социуме.

  2. Фразеологические единицы – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный состав человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.

  3. Фразеология русского языка глубоко национальна. Национальное своеобразие фразеологии отмечали еще выдающиеся лингвисты - языковеды, которые считали, что фразеологизмы составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

  4. Как показывает собранный материал, многие фразеологические единицы связаны с бытием человека, его внешним обликом и духовными центрами – душой и сердцем, и появились в языке различными путями.

  5. Данные социологического опроса среди учащихся, учителей и техперсонала МОУ «Чуваштимяшская СОШ» доказали, что из 114 опрошенных 84,3% учащихся и около 90% работников школы в своей речи иногда используют фразеологизмы. Таким образом, я сделала вывод, что фразеологизмы занимают определенное место в жизни учащихся школы и учителей, не преподающих русский язык и литературу.

  6. Моя научно-исследовательская работа актуальна, хотя была сложна для выполнения, поскольку адаптированной литературы для старшеклассников нет, но в то же время очень интересна, так как знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Даже обладая большим словарным запасом, человек нередко попадает в трудное положение, и тут на помощь приходят фразеологизмы, делая речь точнее, богаче и выразительнее.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Дроздова О.Е. «Уроки языкознания для школьников». Пособие для учителя.

  2. Введенская Л.А., Гвоздарев Ю.А., Щеболева И.И. «Лексика и фразеология» (материалы для факультативного курса по русскому языку в школе), 1970 г.

  3. Копыленко М.М., Попова З.Д. «Очерки по общей фразеологии», 1989г.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», 2001г.

  5. Шанский М.Н. «Фразеология современного русского языка», 1985г.

  6. Клубков П.А. «Творите, пожалуйста, правильно», 2001 г.

  7. Максимов С.В. «Крылатые слова», 1995 г.

  8. «Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия и поэзия», 1996 г.

  9. Скворцов Л.И. «Экология слова, или Поговорим о культуре речи». Книга для учащихся, 1996 г.

  10. Энциклопедия для детей. Т.10, Языкознание, 2001 г.




Похожие:

Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconИсследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением...
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии»
Социокультурная характеристика
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconРеферат по английскому языку ученицы 8 «А» класса Седовой Анны
Охватывает практически весь XVIII век. Этот термин бытует как самое общее обозначение английской архитектуры XVIII века
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconИсследовательская работа ученицы 10 класса
Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой религией, нередко противостоящей проникновению христианства....
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconИсследовательская работа Выполнена учащимся 10 класса моу «сош с. Антоновка»
Генетическая (генная) инженерия— совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных рнк и днк, выделения генов из...
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconЗаседание гмо председатель Скурко М. В
Шорохов А. А. (Моу “сош №39” им. Г. А. Чернова), Скурко М. В. (Моу “сош №38”). (Кошкина А. П. (Моу “сош №35 с уиоп”), Янактаев Е....
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа проводилась с участием ппс и увп окю по договорам подряда на базе ООО «Электромехатронные системы»
Подготовка и защита диссертаций (технические и экономические науки)
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconРайонная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Юные исследователи»
Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр
Научно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош» iconСправка по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 «А» класса моу сош №20 за 2011-2012 учебный год
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 «А» класса моу сош №20 осуществлялась в соответствии с федеральными, региональными,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница