Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998




Скачать 468.93 Kb.
НазваниеСекция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998
страница1/4
Дата05.10.2012
Размер468.93 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


Секция краеведения и туризма

Сочинского отдела Русского географического

общества


Сочинский

краевед


Выпуск 2


Сочи, 1998


В помощь краеведам, учителям, экскурсоводам, студентам, школьникам


Выпуск подготовили:

Ксенофонтов В.Л.

Костиников В.Н.


© Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества.


При использовании материалов выпуска ссылка на авторов материалов обязательна.

ЭНЕОЛИТ КАВКАЗА.


Были из меди доспехи у них

и из меди жилища.

Медью работу свершали:

никто о железе не ведал.

Гесиод. «Работы и дни».


Эпоха, следующая за каменным веком, в истории человечества связана с появлением металла. Первым металлом, оказавшимся в руках человека, была медь. Из множества известных металлов лишь три - золото, серебро и медь - встречаются на Земле в самородном состоянии, то есть в виде кусков металла, причём иногда очень больших (самый крупный из когда-либо найденных самородков меди весил 420 тонн). Но золото и серебро попадались нашим предкам столь редко, что найти широкое применение эти металлы не могли. Медь же достаточно распространена в природе, и, кроме того, сравнительно легко обрабатывается. Именно поэтому человек и взял в руки медное орудие. И хотя оно не было таким твёрдым, как камень, срок его службы оказывался значительно большим, поскольку затупившееся остриё можно было опять заточить и использовать орудие снова и снова. Но так как от каменных орудий люди ещё полностью не отказались, то эпоху эту называют медно-каменным веком или энеолитом.

В Сочи к этому времени относится приморская стоянка «Бочаров ручей», а также десятки стоянок с мотыжками «сочи-адлерского» типа, разбросанные по холмистым предгорьям города.

На территории поселения «Бочаров ручей» в 1941 году собрана большая коллекция изделий: каменные мотыги, треугольные наконечники стрел, свёрла, проколки, грузила для сетей, кремневые вкладыши от гарпунов. Не стоит особого труда догадаться по находкам, что занимались обитатели стоянки рыболовством, охотой и земледелием.

Широкое распространение мотыжек и зернотёрок, найденных на стоянках Имеретинская, Ахштырь I-V, Молдовка, Малый Ахун, Батарейка, Ажек, Пластунка, перевал Мамайка, позволяют сделать вывод, что в энеолите земледелие стало наиболее важным занятием местных жителей.

Мотыжки на Черноморском побережье Кавказа были каменными, изготавливались из речных галек аспидного сланца, песчаника, изредка кремня (в других районах Кавказа известны мотыги из рогов оленя, крупных костей других животных). Сильным ударом по ребру гальки раскалывались на две половины. Затем несколькими ударами выделяли узкий черешок для закрепления мотыжки на деревянной рукояти.

В энеолите на Кавказе появляются первые курганы.

Курганы представляют собой искусственные насыпи, сделанные людьми в разные эпохи, но всегда с целью погребения покойников.

Само слово «курган» тюркского происхождения и означает крепость, ограда, стена. В русский язык оно вошло как понятие о могильном сооружении со стенами. Вокруг курганов иногда делались каменные ограды, предохранявшие насыпи от оползания.

Курганы в Краснодарском крае известны повсеместно - в степной полосе, на Таманском полуострове и на Черноморском побережье. Это, как правило, большие земляные насыпи, достигающие иногда 10-15 метров, а в редких случаях и до 20 метров высоты. В кубанских степях и долинах рек насыпи у курганов земляные, в горах - из булыжника или обложены в несколько рядов каменными плитами. Иногда курган увенчивался бревенчатым шатром, каменной или деревянной статуей, шестом с привязанным к нему флагом или конским хвостом, вертикально поставленным мечом. Но в любом случае это настоящие надгробные памятники, возведённые в расчёте на то, что их будет видно издалека. Дожди и ветры на протяжении столетий обрушивались на поверхность курганов и постепенно придали им форму естественного холма.

С глубокой древности в сознании людей складывается вера в загробную жизнь. Древние люди представляли себе, что и после смерти душа человека будет продолжать жить почти такой же жизнью, как и на земле. Отсюда и возникают сложные обряды захоронения с помещением в могилу вместе с покойником его личных вещей, пищи «в дорогу», боевого коня, а с вождём - его слуг, рабов, жён, убитых при похоронах. И чем знатнее умерший, тем выше насыпался курган.

Тысячелетняя традиция строительства курганов началась с появления в степях от Дуная до Урала (включая и Кубань) первых скотоводов. Это была так называемая древнеямная культура. «Древнеямники», или просто «ямники» - так назвали первых скотоводов степи археологи, хоронили покойников в ямах. Сверху она перекрывалась деревянными плахами. Стенки могильной ямы завешивались материей или белились. Дно могилы выстилали войлоком или кожей. Покойнику всячески старались создать уют, ведь по представлениям древних, его душа, двойник продолжала жить после смерти. Поверх подстилки посыпали мелом и красной краской (охрой), которая символизировала огонь, его очистительную силу, изгонявшую всю нечисть из могилы и обеспечивавшую покой умершему. Количество вещей, положенных в могилу было невелико. Это было несколько примитивных глиняных сосудов, булавок, кремневых наконечников стрел, украшений. Медные предметы встречаются в погребениях редко. Меди было тогда мало и была она дорогостоящей. Из орудий труда встречаются ножи, медных украшений больше - это бусы, небольшие височные проволочные кольца. Такие же колечки делались иногда из серебра и золота. Интересны бусы в виде маленьких чашечек, сделанных из зубов древней рыбы. Покойнику клали также остатки жертвенной пищи, чаще всего кусок баранины.

При раскопках курганов в станице Новотитаровской в 1970 году были найдены колёса и часть кузова повозки, на которой ездили «ямники». Это были небольшие повозки, изготовленные полностью из дерева (без металлических частей). Колёса были сплошные, из трёх- четырёх толстых досок. В повозку запрягалась пара быков. Это древнейшая повозка, известная на Кубани.

Над могилой насыпали курган. Иногда в уже ранее сооружённый курган хоронили родственника и курган подсыпался, и так как такое могло повториться несколько раз, то курган достигал 7-8 метров высоты.

Костиников В.Н.

Литература:

  1. Анфимов Н.В. Курганы рассказывают. - Краснодар,1972.

  2. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей, Краснодар, 1979.

  3. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. Пер. С англ. - М.: Прогресс, 1990.

  4. Мартынов А.И. Археология СССР. М., 1973.

  5. Очерки истории Кубани с древнейших времён по 1920 г. - Краснодар, 1996.

  6. По страницам истории Кубани. - Краснодар, 1993.

  7. Придо Т. Кроманьонский человек. Пер. С англ. М., 1979.

  8. Формозов А.А. Каменный век и энеолит Прикубанья. М., 1965.

  9. Щербина Ф.А. История Кубанского Казачьего Войска. В 2-х т. - Екатеринодар. 1913.

ШАПСУГИ.


Н. Дубровин, причисляя причерноморских шапсугов к натухайцам, писал, что они были расселены «по южному склону хребта и прибрежью Чёрного моря до небольшой речки Бу или Буань, протекающей ниже Головинского поста и впадавшей в Чёрное море. Начиная от р. Аше, натухайские общества, жившие вдоль юго-восточного берега Чёрного моря, имели сверх общего племенного названия, другие, отдельные, по имени урочищ: Гоайе или Шехокуадж, далее на юго-запад, по порядку следовали Цюхук, Шимитокуадж и Хизе.»

Л. Люлье уточняет, что гоайе (вайа по Беллю) «занимали долину Псеюзе (Псезуапсе) и несколько других. Между племенами Гоайе... следующие дворянские фамилии: Карзейк, Куецюк, Дирсюе, Хатирали, Бирдж и Черчь.»

Общество Цюхук занимало долины мелких рек Цусхвадж, Годлик и Чукутх в междуречье Псезуапсе - Шахе, здесь господствовал шапсугский дворянский род Цюхь. Из других шапсугских дворянских фамилий наиболее известны были следующие: Абат, Немере, Шеретлок, Горкоз, Улагай, Бгый и Тгагурз.

Л. Люлье перечисляет долины рек в пределах Большого Сочи, в которых жили шапсугско-натухайские общества, в направлении с северо-запада на юго-восток (в скобках даны современные названия рек): Деркуай (Дедеркой), Сепсе (Шепси), Шуук или Шуек (Шуюк), Мокупсе (Макопсе), Мюзюегопсе (Неожиданная), Аше, Копсе (Куапсе - Мамедова Щель), Дзешь (Свирская щель), Псезюе или Пезюане (Псезуапсе), Чегезиане (Цусхвадж), Голиех (Годлик), Нибепс или Цюхук (Чухукт), Безюей (Чимит, Чемитоквадже), Тлате или Калезинь (Глубокая щель), Кодес (Матросская щель), Шахе или Субешх, Осокай (Осохой), Казий или Казиап (Ходжипс - Якорная щель), Берендуапь (Беранда), Десхать (Детляшха), Бу или Буань (Буу). К югу от Шахе шапсуги жили лишь в береговой полосе и смешанно с убыхами.

Сейчас считается, что натухайцев, смешанно живших с шапсугами в первой половине XIX в., на сочинском побережье не осталось. Однако этот этноним сохранился в шапсугской фамилии Натхо, представители которой живут в аулах Куйбышевка (долина Агоя) и Малый Псеушхо (в долине Туапсе) и причисляют себя к шапсугам.

Вплоть до начала XVIII века названия шапсугов и натухайцев не встречаются в письменных источниках. Впервые шапсуги названы в турецких хрониках 20-х годов XVIII в. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Даже у Евлия Челеби (1641 г.), давшего описание самых мелких племенных подразделений и отдельных селений причерноморских горцев, нет упоминания о шапсугах и натухайцах.

На территории Шапсугии XIX в. в течение многих столетий проживало абазинское население, постепенно перешедшее на черкесский (адыгейский) язык. В течение XVIII в. численность шапсугов постоянно увеличивалась за счёт беглых крестьян соседних адыгских, абазинских и убыхских обществ и в первой половине XIX в. шапсуги уже считались одним из крупнейших племён, занимая обширную территорию Северо-западного Кавказа по обоим склонам Кавказского хребта.

До образования своей самостоятельности и широкого распространения по территории Западного Кавказа натухайцы и шапсуги вместе с племенем гоайе занимали лишь долину реки Псезуапсе; при этом натухайцы жили в верховьях Псезуапсе в урочище Тагапс, шапсуги же - в урочищах Атсейниб и Бебеколайге. Однако в то время (предположительно XV-XVI вв.) они не имели указанных названий и состояли из пяти родов: Надхо (Натхо), Нетахо (Нетдахо), Кобле-Схапете (Схопте) и Сотах (Севатох). Первые два рода послужили основой для образования в последующем натухайской народности, а последующие три, обосновавшись сначала в долине реки Шапсхо, образовали самостоятельное племя, названное по имени этой реки шапсугами.

В середине XIX века шапсуги делились уже на 8 основных родов: Натхо, Натахо, Гоаго, Ему, Кобле, Схопете, Соотох и Гоайе. Причём эти роды делились, в свою очередь, на много малых и больших подразделений. Так, род Натхо разветвлялся на 28 родовых подразделений, род Коблевых состоял из более чем 50 подразделений, псезуапсинские Гоайе имели 17 родовых подразделений. Следы патриархальных родов сохранились и в современных черноморских шапсугских аулах, где встречается всего несколько групп однофамильцев, живущих в нескольких десятках дворов и составляющих основную массу населения аулов.

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон. Большого различия между этими двумя адыгейскими племенами не было, не было и чёткой границы между ними, чаще всего они жили смешанно, лишь в крайней северо-западной части Черноморского побережья Кавказа (к северо-западу от Джубги) натухайцы имели сплошное распространения. К югу от Джубги, до реки Шахе, преобладало шапсугское население, при этом в междуречье Псезуапсе - Шахе и по долине Псезуапсе сохраняло ещё некоторую самостоятельность и обособленность племя гоайе (гои).

Из различных источников и опросов сочинских шапсугов (по семейным преданиям) нам известны наименования и расположение наиболее крупных населённых пунктов причерноморской Шапсугии середины XIX в. В долине Шахе, отличавшейся густой заселённостью со смешанным убыхско-шапсугским населением, был известен крупнейший аул Шахечю, тянувшийся на десятки километров по обоим берегам Шахе, в её нижнем и среднем течении. При этом в низовьях долины р. Шахе аул Шахечу ещё именовался как Субешх, а в среднем течении Большой Кичмай. Последнее название сохранилось за современным шапсугским аулом, располагающимся в 5-6 км от устья р. Шахе. Аул Субешх в конце Кавказской войны был населён преимущественно убыхами, предводителем которых был Эльбух Берзех; поэтому было известно и другое название - аул Эльбуза Берзека.

В долине Псезуапсе наиболее известны были аулы: Хакуч (в верховьях), Тхахепш или Божьи Воды (существует и сегодня в среднем течении), Гуайе или аул Заурбека (в низовьях). Аул Хакуч был центром Хакучинского общества, в настоящее время это место необитаемо.

Аул Гуайе находился на левобережье долины Псезуапсе, в 7 км от её устья, на месте современного села Алексеевка и считался центром шапсугского подразделения гоайе (гуайе или гои) с господствовавшей фамилией Коблевых. Аул Заурбека располагался на правобережье устьевой части долины Псезуапсе, на месте современного пос. Лазаревское. Заурбек был предводителем псезуапсинских шапсугов - гоев в последние годы Кавказской войны.

Нижнее и среднее течение долины р. Аше занимал один из крупнейших аулов Черноморской Шапсугии - Лохотх или Лыготх, начинавшийся в устье и тянувшийся до 20 км вверх по течению. Современные аулы Хаджику, Калеж, Шоджик можно назвать «осколками» аула Логотх. В верховьях р. Аше находился аул Чекоз.

Если пятидесятитысячное население Убыхии после окончания Кавказской войны полностью эмигрировало в Турцию, то в пределах причерноморской Шапсугии сохранилось несколько аулов с аборигенным населением. В пределах Большого Сочи это аулы Кичмай и Нижнее Шахе, в долине р. Шахе, аул Тхахепш в долине р. Псезуапсе, аулы Шхафит, Хаджику, Калеж, Шоджик и Б.Псеушхо в долине р. Аше, аул Наджиго в долине р. Макопсе.

Многие шапсуги переселились в посёлки Аше, Лазаревское, Головинка, Дагомыс и в Сочи. Наиболее распространённые фамилии шапсугов, проживающих сейчас в пределах Большого Сочи, немногочисленны и не превышают двух десятков. В порядке распространённости это следующие фамилии: Напсо, Сизо, Схабо, Тлиф, Тешевы, Боус, Хахо, Хейшхо, Коблевы, Чачух, Хушт, Бгано, Шхалаховы, Хлечас, Ачмизовы, Сажо, Хапий, Нибо и др.

Шапсуги проживают также в Туапсинском районе, в долинах рек Туапсе и Агой, и в Тахтамукайском районе Адыгеи.

Первые шаги по изучению адыгейского языка были сделаны русским академиком И.А. Гюльденштедтом в конце XVIII века и адъюнктом Российской Академии наук Г.Ю. Клапротом, в начале XIX века, которые во время своих путешествий по Кавказу записали образцы адыгейской речи. В первой половине XIX в. большую роль для изучения адыгейских языков сыграли труды первых адыгских учёных Б.Ногмова и У.Берсея. Изучению лексики адыгейского языка был посвящён «Словарь русско-черкесский» Л.Люлье, много лет прожившего среди причерноморских черкесов и хорошо знавшего адыгейский язык. Известный лингвист П.К.Услар оставил черновые заметки и небольшие статьи, содержащие адыгейскую лексику и характеристику звуков адыгейского языка. Первый адыгейский учёный - лингвист Д.А.Ашхамаф создал первую грамматику адыгейского языка. Окончательные разработки по основам адыгейского литературного языка принадлежат Г.В. Рогава.

Причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики (до 1927 г. использовался арабский алфавит, а в период с 1927 по 1938 г.- латинский алфавит). Современный литературный адыгейский язык развивается на основе темиргойского диалекта.

Адыгейский язык относится, как и языки убыхов и абазин, к абхазско-адыгейской ветви иберийско-кавказских языков. На адыгейском языке в пределах Краснодарского края сейчас говорят более 100 тыс. человек.

В период Кавказской войны в военных документах встречалось наименование племени хакучи, аулы которых располагались в труднодоступных горных котловинах в верховьях рек Псезуапсе и Аше. Существовавшее здесь с ранних пор шапсугское Хакучинское общество, получившее название от реки Хакучипсы (приток р. Псезуапсе), с началом многолетней Кавказской войны постоянно пополнялось беженцами из различных адыгейских племён, сюда же стягивались беглые казаки и солдаты русской армии. Хакучи говорили на изменённом шапсугском диалекте и этнически составляли единое целое с шапсугами. Причерноморские шапсуги Лазаревского района Большого Сочи и сейчас выделяют из своей среды шапсугов-хакучей.

На местах аулов бывшего Хакучинского общества в верховьях Псезуапсе и Аше сейчас никто не живёт. В наше время хакучи составляют значительную часть населения Большого Кичмая, несколько семей живёт в ауле Хаджику, а также в ауле Куйбышевка (Корновка) в долине р. Агой, близ Туапсе.

  1   2   3   4

Похожие:

Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconСекция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 7 Сочи, 2000
В сети интернет размещена страница Сочинского Отделения Русского географического общества
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconСекция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 4 Сочи, 1999
Хоста у каждого, кто впервые слышит это непривычное на слух сочетание звуков, обязательно возникает вопрос что же оно значит?
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconТруды сочинского отделения русского географического общества
Труды Сочинского отделения Русского географического общества. Выпуск 4 (подготовлен к 50-тилетию отделения, 1957 – 2007 г г.)
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconМатвиенко О. И. Николай Островский – мифы и быль
В сети интернет размещена страница Сочинского Отделения Русского географического общества
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconСочинского отделения русского географического общества
Для страны в целом они имеют большое значение как уникальный рекреационный ресурс, требующий изучения и рационального использования....
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconИсследовательская работа Секция: экология
Мбоу «сош №170», 8Б класс, лаборатория «Исследователь» моу дод цдод «Центр экологии, краеведения и туризма»
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconЭкскурсионные объекты города сочи выпуск 1 Сочи 2004
Экс 41 Экскурсионные объекты города. Сочи/Выпуск Составители: Гоголадзе А. В., Метелина И. А. 2004, – 56 с
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconРекламный рынок
Габрелянов создаст социальную сеть для Русского географического общества Путина
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconСочинский центр развития образования
Сочи в овладении практическими навыками оценивания заданий с развернутым ответом по математике при проверке репетиционного экзамена...
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998 iconПубликации сотрудников кафедры за период с 1998 по 2005 гг
А. И., «Агрегация тромбоцитов при недостаточности кровообращения у больных с ишемической дилатационной кардиомиопатией» International...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница