Литература. Приложение




Скачать 196.06 Kb.
НазваниеЛитература. Приложение
Дата23.03.2013
Размер196.06 Kb.
ТипЛитература
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 223 «Лебёдушка»

города Краснодара


Опыт работы

учителя-логопеда

Елецковой Ирины Ивановны

по теме:

«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагогов дошкольного образовательного учреждения по устранению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, старшего дошкольного возраста»


Содержание.

Введение

1.Теоретический аспект коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
1.1. Этапы развития речи ребенка в норме

1.2. Характеристика структурных компонентов речи в норме

1.3. Современные представления об общем недоразвитии речи.

1.4. Причины, не позволяющие достигать единства требований в воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями всеми участниками коррекционно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения

1.5. Требования для взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательной работы с целью достижения более эффективного коррекции всех компонентов речи у детей с ОНР в условиях образовательного учреждения.

2 Опытно-практическая работа по диагностике и коррекции речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Цели, задачи и этапы констатирующего эксперимента.

2.2. Разработка перспективного плана по формированию речевого восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.3. Результаты и анализ коррекционной работы

Заключение.

Литература.

Приложение:


Введение

Актуальность исследования

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Цель нашего исследования – организация системы педагогической работы всего коллектива педагогов дошкольного образовательного учреждения, для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Объект исследования - процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, путём организации совместной работы учителя-логопеда и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: роль совместной работы учителя-логопеда педагогов дошкольного образовательного учреждения в коррекционной работе по коррекции речи у детей ОНР.

Гипотеза исследования. Подключение всех специалистов ДОУ, родителей к процессу коррекции речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, позволит всесторонне, в более сжатые сроки преодолеть нарушения речи у детей с ОНР. Активизация деятельности педагогов-воспитателей и родителей в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников при повышении их специальной методической подготовки позволит повысить эффективность комплексной коррекционно-логопедической работы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  2. Проанализировать структуру дефекта у детей с ОНР.

  3. Проанализировать возможные пути взаимодействия учителя-логопеда и педагогов МДОУ для всесторонней коррекции речи у детей с ОНР.

  4. Провести всестороннюю диагностику речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

  5. Разработать ряд интегрированных занятий по коррекции всех сторон речи.

  6. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при организации взаимосвязи всех специалистов в коррекционном процессе.



1.Теоретический аспект коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.


1.1. Этапы развития речи ребенка в норме

Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.


1.2. Характеристика структурных компонентов речи в норме.

В данном пункте плана показана характеристика структурных компонентов речи в норме. Раскрывается уровень развития речи у детей шестого года жизни по следующим её характеристикам:

1. Фразовая речь.

2. Понимание речи.

3. Словарный запас.

4. Грамматический строй речи.

5. Звукопроизношение.

6. Фонематическое восприятие.

7. Связная речь.


1.3. Современные представления об общем недоразвитии речи.

В данном пункте раскрываются особенности, составляющие всех четырех уровней общего недоразвития речи


1.4. Причины, не позволяющие достигать единства требований в воспитании ребёнка с особыми образовательными потребностями всеми участниками коррекционно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения.

С изменением количества участников коррекционно-воспитательного процесса в большую сторону всё труднее выработать единые требований в воспитании детей.

«Выпадению» их из единой системы требований и как, с помощью каких методов достичь синхронной работы всех специалистов, работающих на группах компенсирующей направленности.


1.5. Требования для взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательной работы с целью достижения более эффективной коррекции всех компонентов речи у детей с ОНР в условиях образовательного учреждения.

Для создания продуктивного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения необходимо:

- каждый специалист должен обладал набором специальных знаний, специфику работы с данной категорией детей. Необходимо постоянное совершенствование и повышения этих знаний в соответствии с уровнем развития педагогических и специальных наук. Участие в проведении различных конференций, семинаров должно стать не обязанностью, а неотъемлемой частью профессионального роста.

- взаимодействия всех участников педагогического процесса.
- единообразие подходов логопеда и педагогов к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы,

- комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков,

- использование ведущего вида – игровой деятельности .

- активизация деятельности родителей в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Поиск новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, позволил выделить следующие формы работы:

  1. Организация научной площадки в учреждении

  2. Проведение конкурсов педагогического мастерства

  3. Проведение семинаров, тренингов.

  4. Проведение бесед о состоянии речи детей

  5. Консультаций, семинара- практикума

  6. Показа открытых занятий для молодых специалистов, направленные на коррекцию речевого процесса



Модель взаимодействия субъектов корреционно-образовательного процесса в МДОУ для детей с нарушениями речи



Учитель-логопед

Максимальная коррекция речевых нарушений

Определение сложности и выраженности речевых отклонений

Постановка и автоматизация звуков

Оказание консультативной помощи родителям

Научно-методическая помощь работникам дошкольного учреждения




Воспитатель

Соблюдение единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов

Развитие мелкой моторики

Индивидуальные занятия с детьми

Музыкальный руководитель

Развитие чувства ритма и темпа речи

Автоматизация звуков при исполнении песен




Ребенок с нарушениями речи




Инструктор по физической культуре

Занятия по развитию умений по мышечной релаксации

Развитие общей моторики и координации движений




Психолог

Коррекция основных процессов. Снятие состояния тревожности и негативной настроенности на занятиях



Условия эффективности взаимодействия всех специалистов в преодолении речевых нарушений у дошкольников.

1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
      2. Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
      3. Очень важно, чтобы педагогический персонал, родители были вооружены необходимыми знаниями для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
      4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из участников коррекционно-развивающего процесса на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно: от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.
      5. Последнее условие эффективности взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению (Приложение 3).

  1. Предметно-развивающей среды — одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Наличие адекватной и стимулирующей развитие ребенка предметно-развивающей среды — одно из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с ребенком.


2 Опытно-практическая работа по диагностике и коррекции речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Цели, задачи и этапы констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МДОУ д/с комбинированного типа № 223 г.Краснодара с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в количестве 8 человек.

Основные задачи:

-проведение обследования детей с общим недоразвитием речи, для выявления особенностей речевого развития;

-формирование группы детей, с которыми работа будет проводиться работа по коррекции речевого развития с использованием системы педагогических мер;

-составление перспективного планирования и проведения коррекции речевого развития с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;

-сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

При констатирующем эксперименте осуществлялась обследование детей с целью коррекции речевого развития через проведение ряда мероприятий педагогами МДОУ. Было обследовано 8 детей. Для этого применялись методы: беседа, логопедическое обследование и эмпирические методы.

Цель: выявить уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

речевая диагностика каждого ребёнка – в речевой карте.

Обследование проводилось по следующей схеме:


1. Общие данные; 2. Данные о развитии речи ребенка; 3. Состояния слуха и зрения; 4. Состояние речевого аппарата; 5. Обследование словарного запаса; 6. Обследование грамматического строя речи;

7. Обследование звукопроизношения; 8. Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;

9. Обследование слоговой структуры слова; 10. Темп и внятность речи;

11. Обследование связной речи

Описание методики обследования речи старших дошкольников (см. прил № 1)

Анализ и интерпретация констатирующего эксперимента

Было обследовано 8 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, с высоким уровнем речевого развития не выявилось ни одного ребенка, со средним уровнем условно 5 детей, с низким уровнем развития 3 детей.

В ходе тестирования выявлено, что дети со средним уровнем речевого развития стали ошибаться при воспроизведении заданий.

Дети, которые показали низкий уровень речевого развития, допускали неточности воспроизведения слогов, их заменой и пропусками.


Ф.И.ребёнка

ШН

ВН

ЮД

ПС

МН

ГА

ТМ

ММ

Количество набранных баллов

6

3

6

5

3

4

6

6

Уровни развития

С

Н

С

С

Н

Н

С

С



Выводы об уровне развития:

9-11 баллов – высокий (В) - в основном все задания выполнены самостоятельно и верно, ошибки исправляются самостоятельно либо после уточняющего вопроса;

6-8 баллов – средний (С) – большинство заданий выполняется с помощью в виде уточняющих вопросов, некоторые задания недоступны;

3-5 баллов – низкий (Н) – при выполнении требуется значительная помощь (расширение инструкции, подсказки), многие задания

недоступны;

0-2 балла – очень низкий (ОН) – невыполнение.

Таблица 1.

Уровень речевого развития. На основании полученных результатов была составлена следующая диаграмма (см. рис. 1).



Исследования позволяют сделать вывод, что уровень речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в основном находится на среднем и низком уровне. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость в проведении работы, способствующей коррекции всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


2.2. Разработка перспективного плана по формированию речевого восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Коррекционные мероприятия планировались на основе данных обследования, с учетом особенностей развития психических процессов, возраста детей, степени и характера общего речевого уровня детей.

Цель данной работы: организация системы педагогической работы всего коллектива педагогов дошкольного образовательного учреждения, для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР.

Задачи:

- повышение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через проведение коррекционно-развивающей работы с использованием различных форм взаимодействия всех участников коррекционно-воспитательной работы в условиях образовательного учреждения;

- коррекция речевого развития через организацию работы всестороннего взаимодействия педагогов образовательного учреждения;

Для реализации этих задач, на практике были разработаны рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подобраны игры как основное средство коррекции.

На основе данных обследования детей и поставленных задач, было составлено примерное перспективное планирование, в котором учитывались программные задачи для детей с ОНР (программа Н.В.Нищева)

Планирование интегрированных занятий по развитию речевого восприятия учителя-логопеда в течение учебного года по обобщенным лексическим темам (Приложение № 2)

2.5. Результаты и анализ коррекционной работы.

Интегрированные занятия с использование игр и упражнений, логоритмикой с учетом лексической темы, проводились каждый месяц в первой половине дня. За месяц разучивались новые игры, упражнения направленные на развитие звуковой и смысловой сторон речи восприятия, а также повторялись ранее изученные игры, упражнения, физминутки, эмоциональные этюды и т.д.

После данного эксперимента было проведено контрольное исследование, по тем же параметрам, которые использовались при проведении констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента отражены в таблице 2.

Показатели уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


Таблица 2.


Ф.И. ребенка

Количество набранных баллов

Уровни развития


констат. эксперим.

контрольн.

эксперим.

констат. эксперим.

контрольн.эксперим.

ШН

6

8

С

В

ВН

3

5

Н

С

ЮД

6

8

С

В

ПС

5

8

С

В

МН

3

4

Н

Н

ГА

4

5

Н

С

ТМ

6

8

С

В

ММ

6

7

С

С

Результаты проверки состояния речевого развития у детей старшей группы с общим недоразвитием речи (контрольный эксперимент).

Исходя из таблицы, можно увидеть, что из 8 детей, появился 4 ребёнка с высоким уровнем речевого развития, со средним уровнем 3 детей, с низким уровнем развития внимания осталось всего 1 детей, а очень низкий уровень развития не показал ни один ребенок (см. рис.2)



Рис. 2. Уровень речевого развития у детей с ОНР (констатирующий и контрольный эксперименты).

Анализируя данные контрольного эксперимента, можно сделать вывод, что за указанный период времени нам удалось реализовать задачи формирующего эксперимента, то есть у детей повысился уровень речевого развития, а, следовательно, и общий уровень развития детей с ОНР.

Педагогическое воздействие при общем недоразвитии речи является длительным, поэтому нельзя говорить о достижении каких-то определенных результатов за такой короткий промежуток времени. Однако организация совместной коррекционно-воспитательной работы позволило значительно повысить уровень звуковой и смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Таким образом, на первом этапе констатирующего эксперимента велась диагностическая работа с целью выявления уровня звуковой и смысловой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. По итогам проведенного обследования, было выявлено, что у детей речевое развитие находится в основном на среднем и низком уровне. С данной группой детей проводилась коррекционная работа в течении 7 - 8 месяцев по разработанному перспективному плану, где были подобранны дидактические игры и упражнения, разработаны интегрированные занятия с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Констатирующий эксперимент, проведенный после формирующего, показал, что организация совместной работы учителя-логопеда и педагогов дошкольного образовательного учреждения, помогает повысить уровень звуковой и смысловой стороны речи.

Заключение

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой.

Обобщив все вышеуказанные причины проблемы и обозначенные пути её решения, можно установить, что для создания продуктивного взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения необходимо:

- каждый специалист должен обладал набором специальных знаний, специфику работы с данной категорией детей. Необходимо постоянное совершенствование и повышения этих знаний в соответствии с уровнем развития педагогических и специальных наук. Участие в проведении различных конференций, семинаров должно стать не обязанностью, а неотъемлемой частью профессионального роста.

- взаимодействия всех участников педагогического процесса.
- единообразие подходов логопеда и педагогов к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы,

- комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков,

- использование ведущего вида – игровой деятельности .

- активизация деятельности родителей в процессе коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Итак, достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Поиск новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, таких как: организация научной площадки в учреждении, проведение конкурсов педагогического мастерства, семинаров, тренингов; проведение бесед о состоянии речи детей, консультаций, семинара- практикума, практического показа занятия с детьми для педагогов учреждения, рекомендации, подбор игр и упражнения, направленные на коррекцию речевого процесса; проведения интегрированных занятий после изучения определенных тем; подбор игр, упражнений для занятий с учётом речевые возможности детей - всё это способствует повышению эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодействие с ребенком - учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, родителя позволяет, решает не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей; четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные программы коррекционной работы.

Таким образом, повысилась эффективность работы коррекционно – логопедической группы, увеличился процент детей, с исправленным звукопроизношением, развитием связной речи.

Были реализованы все поставленные задачи.
Коррекционная работа с детьми рассматривается в системе: как осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, соблюдая единые требования к детям с речевой патологией. Повышение методической грамотности и готовности педагогов-воспитателей и родителей к участию в коррекционно-логопедической работе в мотивационном, теоретическом и практическом аспектах обеспечит повышение эффективности коррекционного воздействия по преодолению общего недоразвития речи у детей в МДОУ комбинированного вида.


Основная литература.


  1. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика./ Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.

  2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

  4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

  5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

  7. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.Р. Шашкина, л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия». 2003. – 240 с.

  8. Н.В.Нищева «Занимаемся вместе» домашняя тетрадь старшей логопедической группы – С-П., «Детство – ПРЕСС», 2010

  9. Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - Санкт – Петербург Изд. «Детство – Пресс», 2007

  10. Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» (4до 7 лет) - Санкт – Петербург Изд. «Детство – Пресс», 2009

  11. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия». 2005. – 480 с.

  12. Подобед С.О., Щербинина Д.К. Комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников.// Логопед – 2007. - №1. – С. 32-34.

  13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

  14. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

  15. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия». 2004. – 400 с.

  16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

Похожие:

Литература. Приложение iconЛитература 178 основная литература 180 дополнительная литература 181 приложение а 183 известные люди о нравственном воспитании 183 приложение б 184 тест «мотивы нравственного выбора»
Психологические методы: личностные опросники, социометрия, тесты интеллекта, тесты способностей, психоанализ, самонаблюдение, психотерапия...
Литература. Приложение iconЛитература 24 Вопросы к квалификационному экзамену 27 Приложение 1 37 Приложение 2 38 Приложение 3 39 пояснительная записка специальность интернатуры «Детская хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент В. И. Аверин
Литература. Приложение iconПриложение 2 Литература к проекту «В стране здоровой пищи»
Аникина В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. М., «Детская литература», 1983
Литература. Приложение iconЛитература с. 37 Приложение №1: Список примерных тем проектов Приложение №2: Проект «Нитраты в продуктах питания»
Тенденции развития мирового сообщества, в которое все в большей степени интегрируется российское образование характеризуется следующими...
Литература. Приложение iconЛитература 18 Приложение 1 19 Приложение 2 20 Введение в нашей школе работает этнографический музей. Вся обстановка музея, экспонаты напоминают русскую старину в нем проводятся экскурсии, выставки, народные праздники. В школьном музее «Русская изба»
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №28 Г. Томска
Литература. Приложение iconПриложение приложение: Приложение I
Считаете ли вы какое – либо из натуральных чисел необычным, отличающимся от других?
Литература. Приложение iconЛитература 32 Приложение Пример анкеты для опроса потребителей услуг гостиницы Приложение Пример анкеты для опроса посетителей ресторана гостиницы Введение в
Структурирование функции качества обслуживания на основе типологии Кедотта — Терджена 15
Литература. Приложение iconЛитература
Приложение IV перечень оборудования, приспособлений и инструмента мастерской
Литература. Приложение iconЛитература Устное народное творчество
...
Литература. Приложение iconПриложение 1 план-конспект урока
Литература. 9 кл. Учеб хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В2 ч. Авт. – сост. В. Я. Коровина. М. Просвещение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница