Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик




Скачать 133.71 Kb.
НазваниеОмонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик
Дата22.03.2013
Размер133.71 Kb.
ТипДокументы
Александрова Елена Михайловна

Кандидат филологических наук

Доцент кафедры иностранных языков

Московский государственный областной гуманитарный институт

г. Москва, Россия


Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классификации


Abstract

The article examines homonyms in the context of intercultural communication. The problems of homonyms’ classification are discussed.

Key words: homonyms, intercultural communication, classification of homonyms


Омонимия является одним из ключевых приемов создания языковых анекдотов (анекдотов, комический эффект которых строится на языковой игре), это делает ее неотъемлемым атрибутом межкультурной коммуникации.

Несмотря на то, что многими исследователями отмечается, что омонимы затрудняют коммуникацию, так, например, Л.В. Малаховский определяет омонимию как фактор, приводящий к ухудшению кодовых свойств языка
[5: 24], следует отметить, что зачастую омонимы не только задерживают коммуникацию, но и эстетически насыщают ее, что особенно убедительно продемонстрировано в анекдоте.

Анекдоты, построенные на омонимии – это один из наиболее кратких и действенных путей к познанию языка. Е. Курганов отмечает, что «…нигде так не проявляется целенаправленно-творческий характер омонимии, как
в пространстве анекдота. Анекдот дает омонимии новую жизнь» [3:173].
В языке заложена возможность совпадения слов, означающих понятия, которые на самом деле никак не совпадают. В анекдоте такая возможность сознательно обыгрывается. Анекдот, сталкивая внешне идентичные, а внутренне несоединимые слова, учит чувству контекста, учит воспринимать слово ситуативно.

Омонимия используется в анекдоте с максимальной интенсивностью и высокой результативностью. Более того, очень часто именно омонимия позволяет анекдоту, хотя, конечно последний обладает и другими средствами, предельно эстетизировать коммуникативный акт.

Каламбурная игра на основе омонимии, пишет П. Гиро, - явление сложное, так как между омонимами не существует семантических связей. Вся изобретательность поэта направлена именно на создание этой связи, которая ценится тем дороже, чем она неожиданнее [13: 12].

Омонимия выделяется в качестве одного из основных механизмов создания языковой игры практически всеми исследователями, занимающимися данной проблемой.

В рамках данной статьи предпринимается попытка выяснить, каким образом омонимия, как механизм создания языковой игры, классифицируется
в трех разноструктурных языках, принадлежащих к разным языковым группам: германской (английский), романской (французский) и славянской (русский).

Как отечественными, так и зарубежными исследователями примеры языковой игры, основанной на омонимии, относятся к разным типам языковой игры.

Так, классификация языковой игры на лингвистическом феномене, созданная на материале языковой игры в английском языке Р. Александера, включающая графологический, фонетико/ фонологический, морфологический, синтаксический, лексико-семантический и прагматический или дискурсионный виды языковой игры, содержит следующие примеры:

- в разделе графологический уровень/ грамматические ошибки и опечатки/ неправильно поставленный пробел приводится следующий пример: The Manx Government plans to relax regulations on boarding houses to make beds available for tourist sin late August and September [7: 24];

- в разделе фонетико/ фонологический уровень, омофоны: Customer: Waiter! What’s in this stuff?/ Waiter: It’s bean soup./ Customer: I asked for its re-cipe, not its history [7:. 26];

- в том же разделе стык морфем фонем синтаксических структур: What do you get if you cross Mrs Thatcher with the Bride of Frankenstein?/ Horrors Tory [7:. 30];

- в разделе синтаксический уровень/ глагольная группа/ двусмысленность дополнения при глаголе:What did the grape say when the elephant trod on it?/ Nothing. It just gave a little whine [7: 46].

Очевидно, что во всех четырех примерах языковая игра строится на омонимии: tourist sin/ tourists in, bean/ been, horrors Tory/ horror story, whine/ wine.

В работе отечественного исследователя В.З. Санникова, также посвященной языковой игре в различных разделах представлены следующие примеры:

Графика. Орфография. Пунктуация: товарИЩИ – тоВАРИщи – ТОВАРиЩИ – товарищИ [6: 56].

Морфология, статус словоформы: Из обращения к народу: «Това-рИЩИ!» [6: 67]; Когда садовник бывает предателем?/ Когда он продает настурции [6:. 68].

Синтаксис, синтаксическая омонимия: Хорошо ли в Армении с мясом?/ С мясом в Армении хорошо, а без мяса в Армении очень плохо [6:. 108]!

Лексика, омонимия, полные омонимы: Что сказать о браках?/ Хорошую вещь браком не назовут [6: 275].

Здесь, так же как и в предыдущем случае, все обыгрываемые пары являются омонимичными. Рассмотрим еще один пример:

- Dad, what are all those holes in the new shed?

- They’re knot-holes.

- What do you mean “They’re not holes”? I can put my finger right through them [9: 13].

В работе Д. Кристал данный пример отнесен к игре с грамматической структурой предложения “play[ing] with the grammatical structure of the sentence”, в то время как по мнению Т. Шретера он должен быть отнесен к лексической омофонии [20: 200].

Все это говорит о том, что исследователи выделяют разные аспекты одного и того же явления и соответственно называют его.

Следует так же отметить отсутствие единого мнения по вопросу соотношения терминов. П. Тирсма приравнивает омонимию, омофонию и полисемию [21: 3], C. Аттардо, напротив, считает, что омографы и омофоны являются подклассами омонимов [8: 111].

Омонимии даются разные определения. Это обусловлено расхождением мнений лингвистов в вопросе понимания языковой формы. Одни ограничивают ее звуковой оболочкой слова, другие расширяют понятие формы, включая в него и графическое представление; таким образом, омонимическими могут называться все возможные совпадения единиц в плане выражения. Этим объясняется существование различных классификаций омонимов. Языковая игра, основанная на омонимии, так же классифицируется по-разному.

Нами было выделено три основных типа классификаций омонимии как механизма создания языковой игры: по типу языковых единиц, по лингвистической структуре, по форме и содержанию, по частям речи, использование которых является целесообразным при выявлении особенностей употребления омонимов при создании языковой игры в разноструктурных языках.

1. В следующих классификациях омонимы распределяются по типу языковых единиц, входящих в языковую игру. К примеру: Ф. Хаусманн выделяет лексическую “lexikalische Homophonie”, а именно, омофонию ограниченную лексическими единицами, и синтагматическую “syntagmatische Homophonie”, омофонию выходящую за пределы лексических единиц [14: 61]. Деление
на лексическую и синтагматическую омофонию также представлено в работах Х. Грассегера [12: 90], В. Нэша [17: 138] и Ф. Хайберта [15:. 46].

В классификации, основанной на лингвистическом феномене (фр. яз.) Отто Духачека, где выделяется языковая игра, основанная на омонимии, паронимии, полисемии, антонимии, ассоциации идей, народной этимологии, тенденции к мотивации, лексическом притяжении и т.д., омонимия классифицируется следующим образом:

а) Омофония между: разными словами, двумя и более словами, простым и сложным словом, одним словом и группой из двух и более слов, двумя группами слов.

b) Омография [10: 621-624].

Аналогичная классификация (фр.яз.) приводится в работе Д. Ногеза [17:42].

В работе отечественного исследователя В.З. Санникова выделяются следующие типы омонимов: полные омонимы, омографы, омофоны, омоформы, а также омонимия слова и словосочетания, омонимия двух словосочетаний, омонимия имен нарицательных и антропонимов, омонимия имен нарицательных и названий (книг, газет и т.п.), омонимия двух собственных имен [6].

Н.Д. Голев в работе, посвященной игровым метатекстам в русском народном лингвистическом фольклоре приводит примеры: обыгрывания омонимии названий звуков (букв) и знаменательных или служебных слов: - Расшифруй ДУНЯ. Дураков У нас Нет: А "Я"? (= а я?) "Про тебя-то и забыли", обыгрывание омонимии слов и предложно-падежных словосочетаний: Почему Ленин ходил в ботинках, а Сталин в сапогах? (по чему? - по земле); обыгрывание других типов омонимии: Ехал поезд, все спали, только машинист не спал. Как звали машиниста? (Толька-машинист); обыгрывание метатекстов с ассоциативными сближениями слов (частей слова) по звучанию: Амстердам тебе в Глазго и Душанбе вон, звуковой имитацией иноязычных фамилий: Тояма, Токанава; Где Пье, Там Лье; Стамеску, Рубанеску [2].

Об особом случае омонимии говорится также в работе Д. Делабастита, выполненной на материале английского языка, где исследователь называет аналогичные виды омонимии “letter puns and number puns”. По мнению автора это обусловлено распространением Интернета и СМС сообщений с целью экономии места и времени. Существуют стандартные общепринятые выражения CU ‘see you’, L8R ‘later’, QT ‘cutie’ [9:146].

Таким образом, классификации омонимии по типу языковых единиц, находящихся в омонимичных отношениях, представлены как в русской, так и
в английской, и во французской традициях. На уровне языковых единиц может быть выделена морфологическая (морфемы и аббревиатуры), лексическая (слова) и синтаксическая (группы слов) омонимия.

Применение данной классификации при изучении языковой игры целесообразно, так как позволить выявить наиболее, а также наименее популярные типы языковых единиц, задействованных в языковой игре в разноструктурных языках.

2. В классификациях, основанных на лингвистической структуре, представлено разделение на парадигматическую и синтагматическую оси, что делает данные классификации более структурированными.

На этих принципах основывается деление на «горизонтальную» и «вертикальную» языковую игру (фр.яз.), сделанное Ф. Хусманном [14: 79]. Под «горизонтальной» – исследователь подразумевает синтагматическую языковую игру, а под «вертикальной» – парадигматическую.

Ф. Хаусманн выделяет следующие виды омонимии: омофонию (лексическую, синтаксическую), паронимию (квазиомофонию, частичную паронимию), подразделяя их на синтагматический и парадигматический подтипы. Омонимия в данном исследовании классифицируется следующим образом: синтагматическая лексическая омофония (De grands vins et des petits vains), синтагматическая синтаксическая омофония (Un alibie pour la Lybie), парадигматическая синтаксическая омофония (Lard militaire) [14: 76].

Аналогичные классификации представлены у Г. Ричи [19: 116] (англ. яз), Г. Милнера [16: 18-19] (англ. яз), Ф. Хайберта [15: 45] (англ. яз), П. Гиро (фр.яз.) [13].

В работе Т. Шретера деление на вертикальную и горизонтальную игру производится по следующему принципу вертикальная игра - два разных значения имеют одно обозначение, горизонтальная – каждое из значений имеет свое собственное обозначение: When my wife called to tell me she needed help because she had lost her beloved platinum credit card by the river, I cried all the way to the bank (вертикальная омонимия),

A: You know what? When I crossed the river, I saw that part of its right bank had been inundated last night. B: Thrilling, but have you heard this? Our bank has gone bust this morning. (горизонтальная омонимия) [20:162].

Парадигматическая игра предполагает выражение в тексте только одного подтекста, при этом второй является затекстовым, синтагматическая подразумевает наличие обоих подтекстов одновременно.

Проблемные аспекты таких классификаций очевидны: это проявляется в необходимости выделения хиастических или смешанных видов языковой игры, поскольку бинарная оппозиция не достаточна, чтобы описать все феномены.

Данный принцип классификации языковой игры не нашел отражения
в отечественной традиции, тем не менее, деление на омонимии на синтагматическую, парадигматическую, а также смешанную, позволяет выявить, в каких языках наиболее часто существует необходимость представления обоих обыгрываемых элементов в тексте, и чем это может быть обусловлено.

3. Обычно исследователи ограничиваются выделением наиболее очевидных типов омонимов, особо обращая внимание на то, что в плане выражения основным признаком омонимии является тождество формы (звуковой или графической), а в плане содержания — различие значений (лексических и грамматических).

Такие классификации оказываются наиболее популярными и представлены во всех рассматриваемых языках. В классификации языковой игры
Т. Шретера омонимии в соответствии с формой на материале английского языка омонимия подразделяются на омонимию, омофонию и омографию
(в данную классификацию также включены полисемия и паронимия) [20: 168].

В работе П.Н. Барышникова, посвященной изучению языковых средств выражения комического на материале современного французского каламбура, выделены аналогичные типы омонимов: полные омонимы, омофоны, омографы, oмоформы, омонимия слова и словосочетания [1: 29-30]. Аналогичные виды омонимов выделяются и в работах, посвященных изучению языковой игры на материале русского языка см. напр. [6].

Выделенные типы омонимов могут быть соотнесены с языковыми уровнями: лексическим, орфографическом, словообразовательном, фонетическом, морфологическом, синтаксическом. На лексическом уровне выделяются полные омонимы, которые представляют собой слова одного грамматического класса с совпадением во всей системе форм, а также частичные омонимы, характеризующиеся тем, что разные по значению слова совпадают в звучании и написании не во всех грамматических формах. На орфографическом уровне выделяются омографы, т.е. слова, имеющие одинаковое написание, но различное произношение слов. На словообразовательном уровне – омоморфемы, представляющие собой омонимичные морфемы. На фонетическом уровне можно выделить омофоны, слова, имеющие одинаковое произношение,
но различное написание слов и словосочетаний. На морфологическом уровне омонимия проявляет себя в омоформах, словах совпадающих по звучанию и написанию лишь в отдельных грамматических формах. На синтаксическом уровне омонимия может возникать при пространственной (позиционной) неопределенности значения элемента, а также его внутренней (сущностной) неопределенности. Это может привести к субъективному осмыслению высказывания, что и порождает омонимию [4: 226 – 227].

Выявление особенностей использования полных омонимов, омоформ, омофонов и омографов для создания языковых анекдотов в разноструктурных языках необходимо для выявления наиболее популярных типов омонимов, используемых в том или ином языке для создания языковой игры
в фольклорных произведениях.

В основу каждой из приведенных выше классификаций положен какой-то один признак. Существуют, кроме того, типологии омонимов, построенные на двух и более параметрах (см., например, классификации, предложенные
А. И. Смирницким, И. В. Арнольд, А. В. Малаховским), что свидетельствует о многомерности явления омонимии.

При изучении особенностей языковой игры, основанной на омонимии
в разноструктурных языках (на материале анекдотов) целесообразно комплексное использование вышеприведенных классификаций омонимии, так как это позволит изучить специфику данного явления, а также выяснить, каким образом разноструктурные языковые системы оказывают влияние
на специфику построения языковой игры.


ЛИТЕРАТУРА и источники

1. Барышников, П.Н. Языковые средства выражения комического на материале современного французского каламбура // Исследования в области французского языка и французской культуры: новое тысячелетие – новый этап. Материалы Международной конференции. – Пятигорск: ПГЛУ, 2004. – С. 26–30.

2. Голев, Н.Д. Обыгрывание табуизмов в русском лингвистическом фольклоре // В сб. изд-ва "Ладомир" под ред. проф. В.И. Жельвиса или Юрислингвистика. URL: http://www.lingvo.asu.ru/golev/articles/z56.html

3. Курганов, Е. Похвальное слово анекдоту. – СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2001. – 288 с.

4. Лаптева, О. А. Речевые возможности текстовой омонимии. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

5. Малаховский, Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии. – Л., 1990.

6. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.

7. Alexander, R. J. Aspects of Verbal Humour in English. – Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1997. – 217 p.

8. Attardo, S. Linguistic Theories of Humor. – Berlin & New York: Mouton de Gruyter, 1994. – 426 p.

9. Crystal, D. Language Play. – Harmondsworth: Penguin, 1998. – 249 p.

10. Delabastita, D. “I will something affect the letter”: Shakespeare’s letter-puns and the translator // Bush, Peter & Kirsten Malmkjær (eds). Rimbaud’s Rainbow: Literary Translation in Higher Education, 1998. – P. 145–156.

11. Duchacek, O. Quelques observations sur la structure du lexique. Univ. of California Publications, Linguistics 63, 1970. – Studia Neophilologica. – Vol. 43. – Issue 2, 1971. – P. 621–624.

12. Grassegger, H. Sprachspiel und Übersetzung: eine Studie anhand der Comic-Serie Asterix. – Tübingen: Stauffenburg, 1985.

13. Guiraud, P. Les jeux des mots. – P., 1976. – 124 p.

14. Hausmann, F.J. Studien zu einer Linguistik des Wortspiels: Das Wortspiel im «Canard enchaîné». – Tübingen: Max Niemeyer, 1974.

15. Heibert, F. Das Wortspiel als Stilmittel und seine Übersetzung: am Beispiel von sieben Übersetzungen des «Ulysses» von James Joyce. – Tübingen: Gunter Narr, 1993. – 319 p.

16. Milner, G.B. Homo Ridens: Towards a Semiotic Theory of Humor and Laughter // Semiotica, 1972. – P. 1–29.

17. Nash, W. The Language of Humour: Style and Technique in Comic Discourse. – Harlow: Longman, 1985. – 326 p.

18. Noguez, D. Structure du langage humoristique // Revue d'esthétique. – Paris, t. XXII – n° 1. – janvier–mars 1969. – p. 37–54.

19. Ritchie, G. The Linguistic Analysis of Jokes. – London: Routledge, 2004. – 250 p.

20. Schröter, T. Shun the Pun, Rescue the Rhyme? The Dubbing and Subtitling of Language-Play in Film. – Universitetstryckeriet, Karlstad, 2005. – 399 p.

21. Tiersma, P. Language-Based Humor in the Marx Brothers Films. – Bloo-mington: Indiana University Linguistics Club, 1985.

Похожие:

Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconПроблема межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам в вузе
Данная статья затрагивает вопрос взаимодействия языков и культур, проблемы межкультурной коммуникации и возрастающую роль урока иностранного...
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Введение в теорию межкультурной коммуникации цели и задачи дисциплины Основная цель курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Основная цель курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации» направлена на формирование и систематизацию знаний, позволяющих...
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconОтчет о работе научно образовательного центра
В 2011 году ноц межкультурной коммуникации выполнял работу над темой: «Межкультурная коммуникация и перевод. Отражение межкультурной...
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconОсновы межкультурной коммуникации
Сборник методических материалов курса «Основы межкультурной коммуникации». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001. – 38 с
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconК вопросу о проблемах обучения межкультурной коммуникации
При изучении межкультурной коммуникации, т е взаимодействия индивидов, групп или организаций, принадлежащих разным культурам, в первую...
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconПрограмма учебной дисциплины «Введение в теорию межкультурной коммуникации» (опд. Ф. 03) Направление подготовки дипломированных специалистов 620100
Основная цель курса формирование базовых понятий теории межкультурной коммуникации, как основы современной концепции лингвистического...
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconПрограмма спецкурса «Основы межкультурной коммуникации»
Цель курса: обучение студентов теоретическим и практическим знаниям в области межкультурной коммуникации, усвоение знаний по вопросам...
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик icon«Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconПеревод как средство межкультурной коммуникации
А перевод, как вид посредничества, является не только средством межъязыковой, но и средством межкультурной коммуникации
Омонимия в межкультурной коммуникации: проблемы классифик iconЭтнокультурные коммуникации
Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М. 2002
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница