Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство»




НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство»
страница1/9
Дата22.03.2013
Размер0.7 Mb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Составитель: Панова Елена Александровна,

методист кафедры гуманитарных дисциплин


Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Черчение» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


С 1 сентября 2008/2009 учебного года III и VII классы общеобразовательных учреждений переходят на БУП 2004 года и федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству. IV и VIII классы продолжают работать по обязательному минимуму содержания и БУПу 1998 года. Занятия по изобразительному искусству в I, II, V, VI, IX классах проводятся согласно рекомендациям в методических письмах 2005-2007 гг.

В 2008/2009 учебном году в III и VII классах общеобразовательных учреждений обучение организуется в соответствии с БУП 2004 года и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.

Стандарт-2004 по изобразительному искусству является основой для создания примерных программ и разработки авторских программ, способствует сохранению единого образовательного пространства. Рабочие программы, создаваемые учителями на основе примерных программ или одной из авторских программ по изобразительному искусству Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. или Кузина В.С., должны выдерживать преемственность авторской линии с I по IX классы, способствовать постепенному формированию опыта художественно-творческой деятельности и восприятию произведений искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.

Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.


Начальное образование. III класс

В федеральном базисном учебном плане 2004г. образовательных учреждений Российской Федерации на учебный предмет «Изобразительное искусство» в III классе отводится 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • развитие способности к эмоционально ценностному восприятию произведений искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках изобразительного искусства

На уроках изобразительного искусства во III классе продолжают формироваться первичные умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, анализировать произведения пластических искусств, сравнивать отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, объединять их по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими изображениями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России.

Уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

  • сравнивать различные виды и жанры искусства;

  • использовать различные художественные материалы;

  • применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке, декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений искусства;

  • оценки произведений искусства при посещении выставок.


Программы, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки по изобразительному искусству для III класса


Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учрежд. 1-9 класс. - М.: Просвещение. 2005

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя/ В.С.Кузин. - М.: Дрофа, 2006.

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. Кузин В.С., Е.О.Яременко, Т.Я Шпикалова.- 3-е изд., перераб.-М.: Дрофа. 2001.

Соответствуют минимуму 1998 года

*В виду отсутствия программ для III класса Т.Я Шпикаловой, считаем целесообразным преподавание по старым программам и старому УМК для начальной школы до появления новых учебно-методических комплектов. Представленная программа Т.Я Шпикаловой для начальной школы соответствуют минимуму 1998 года, работать по ней можно, но учитель создает свою рабочую программу, вводя отдельные темы, предусматривающие выполнение минимума содержания образования 2004г.


Учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки

Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл./Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских. - 6-е изд.-М.: Просвещение, 2004.

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Кузина В.С. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрж./ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина.-7-е изд.- М.: Дрофа, 2005.

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Учеб для 3 кл. нач. шк./ Шпикалова Т.Я. , Л.В.Ершова.– М.: Просвещение, 2003.

Соответствуют минимуму 1998 года.



Методические пособия к учебнику

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству /Б.М.Неменского: 1-4 кл.-М.: Просвещение, 2005.

Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.

Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 3кл./ Т.Я. Шпикалова и др. - М.: Просвещение, 2003.

Соответствуют минимуму 1998 года.



Рабочие тетради

  • Твоя мастерская. 3 кл.: рабочая тетрадь/ Горяев Н.А., Неменская Л.А.-М.: Просвещение, 2006.

  • Творческая тетрадь.3 кл.: рабочая тетрадь/Под ред. Шпикаловой Т.Я.-М.: Просвещение, 2006.

  • Изобразительное искусство.3 кл.: рабочая тетрадь/ Кузин В.С., Кубышкина Э.И. -М.: Дрофа, 2007.



Основное общее образование. VII класс


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в VII классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

В основной школе новый стандарт продолжает идеи преемственности с начальной школой, вариативности, комплексного художественного подхода и интеграции пластических видов искусств, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.

Рабочая программа для VII класса разрабатывается на основе примерной программы или одной из авторских программ по изобразительному искусству Кузина В.С., Неменского Б.М. или Шпикаловой Т.Я., сохраняя принцип преемственности с VI классом.

Следует обратить внимание в VII классе на раскрытие содержания и художественной специфики данного предмета во взаимосвязи изобразительного искусства как способа познания, общения и отражения окружающего мира; видов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства России, зарубежных стран; взаимосвязи архитектуры и дизайна, жанров и видов изобразительного искусства; единстве языка изобразительного искусства и художественного образа.

Художественно-творческая деятельность представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных, архитектуры, фигуры человека, а также лепкой из пластилина; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематических композиций (графических, живописных, декоративных); плоским и объемным изображением формы предметов; изображением линейной и воздушной перспективы; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек. Практические занятия школьников на уроках по изобразительному искусству способствует дальнейшему развитию художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

В VII классе продолжается знакомство с дизайном, углубляются знания, умения и навыки по графике, живописи, архитектуре, декоративно-прикладному искусству. В процессе обучения школьников происходит накопление опыта общения с произведениями искусства, расширение художественного сознания и ассоциативного мышления, развитие речи и коммуникативного общения учащихся.

Требования к уровню подготовки выпускников VII классов:

Знать/понимать:

  • Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств

  • Шедевры художественной культуры России и мира

  • Основы изобразительной грамоты

Уметь:

  • Анализировать содержание произведений разных видов и жанров изобразительного искусства

  • Применять на практике художественные материалы

  • Самостоятельно создавать тематические, декоративные и орнаментальные композиции.

Использовать знания и умения в практической деятельности:

  • Восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них

  • Эстетическая оценка явлений окружающего мира


Программы, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ по «Изобразительному искусству» для VII класса

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учрежд. 1-9 класс. М.: Просвещение, 2005


Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.


Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учрежд.5-9 кл.–М.: Просвещение, 2005

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений /

В.С.Кузин, С.П.Ломов и др.- М.: Дрофа, 2007


Учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки

Для VII класса учебно-методические комплекты авторов Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Кузина В.С. не изданы, поэтому рекомендуем учебники Сокольниковой Н.М. для V-VIII классов.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск.: Титул, 2005.


Соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года

Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2004.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск.: Титул, 2005.

Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 2005.

В связи с отсутствием на данный момент учебно-методическом комплекта для VII классов по изобразительному искусству предлагается следующая дополнительная литература:

  • Бесчестнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2004.

  • Будкевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003.

  • Вардарян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. М. Владос. 2004Моделирование и художественное оформление одежды. Учеб. пос. / Ермилова В.В. М. ИЦ. Академия, 2004.

  • Жданов Н.С. Перспектива. М. Владос, 2004.

  • Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2004.

  • Живопись. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003

Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Владос, 2004.


Черчение


Учебный предмет «Черчение» в БУП-2004 отсутствует. Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся «Черчение» можно вводить в учебный план образовательного учреждения за счет компонента учреждения как ознакомительный курс в VII-VIII классах (70 часов за два года обучения), в VIII классе (35 часов за один год обучения), как курс по выбору учащихся в IX классе, и элективный учебный предмет в X-XI классах. Учебный предмет «Черчение» является необходимым для формирования у школьников графической грамотности, для приобретения политехнического кругозора и подготовки учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в государственных учреждениях.


Программы, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки

Н.П. Преображенская. Черчение. Программы образовательных учреждений. -М.: Вента-Граф, 2004


Соответствуют минимуму 1998 года.


В.Д. Симоненко, А.А. Павлова. Программы образовательных учреждений. Технология. 1-4, 5-11 классы.-М.: Просвещение, 2006

Программы... Черчение с элементами компьютерной графики. 10-11 кл. /Сост. Степакова В.В.- М.: Просвещение, 2007.


Учебники, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки

Ботвинников А.Д.  Черчение. -М.:АСТ, Астрель, 2006.


Соответствуют минимуму 1998 года.


Гордеенко Н.А. Черчение. -М.: АСТ, Астрель, 2002-2005.

Преображенская Н.Г. Черчение. -М.: Вентана-Граф, 2002.

Ройтман И.А. Черчение. -М.: Владос, 2002.

Степакова В.В. Черчение. -М.: Просвещение, 2005.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2012/2013 учебном
Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в I – V классах учреждений общего среднего образования
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании биологии в средней школе». Методические письма о преподавании учебных предметов: «Природоведение»
...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconИнструктивно-методическое письмо «О программно-методическом обеспечении обуп по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Фгос, выбором и реализацией образовательными учреждениями основных образовательных программ по предметам искусства в системе начального...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Штерцель Татьяна Алексеевна, методист кафедры дошкольного и начального образования
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании литературы в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области»
Все это позволяет говорить об особой значимости преподавания литературы среди других предметов
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и«Русская литература» в 2010/2011 учебном году» Важнейшими
На изучение русского языка и литературы отводится следующее количество часов в неделю по классам
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области в 2011/2012 уч г.»
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconМетодическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области в 2011/2012 уч г.»
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебных предметов «Всемирная история» и«История Беларуси» в 2012/2013 учебном году» Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 «О типовом учебном плане общего среднего образования»...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «Изобразительное искусство» icon071500 народная художественная культура
Экзамен проводится в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания учебных программ общеобразовательных учреждений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница