Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами




Скачать 181.27 Kb.
НазваниеЗаключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами
Дата21.03.2013
Размер181.27 Kb.
ТипДокументы
«Тайна «черных ящиков»

Физический вечер


Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием — «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами, выпущенны­ми классами во время «Декады физики». Вот названия некоторых из них, придуманные учащимися: «Рычаг», «Молекула», «Квант».У доски — два плаката с афоризмами Козьмы Пруткова: «Смотри в корень!» и «Усердие все превозмогает!»; высказывание И. А. Крылова: «На свете чудеса рассеяны повсюду, да не всегда их каждый примечал». Недалеко — плакат со стихами:

«Пускай звенит повсюду смех,

Грустить сегодня — тяжкий грех!

Смеяться, право, не грешно

Над тем, что кажется смешно».


У входа в класс висела афиша, которая сразу привлекла внимание всех.



ТАЙНЫ ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ


только 22 апреля

РАСКРЫТИЕ ТАЙНЫ, черных ящиков".

1. Разминки (по желанию учащихся).

2. Опыты:„И в шутку и всерьёз»

3. Художники предлагают нам "подумать и улыбнуться".

4. Путешествие вокруг света под водой".

5. Изюминка" нашего вечера,

6. И другое.

Участвуют физики и все любознательные

Начало в 16 часов




Кто готовил мероприятие? Основная идея была моя, но воплощала ее в жизнь группа учащихся 9 класса, где я — классный руководитель. Собрались как-то все вместе, я предложил идею, ребятам она понравилась. Стали разрабатывать сценарий, распределять роли. Выслушали и обсудили массу предложений; одни отвергли, другие посчитали приемлемыми и использовали. Начали с энтузиазмом воплощать замысел... Убедился: ребят надо только «завести», и притом точно попасть в «яблочко», т. е. в их интерес к теме или форме мероприятия. А все остальное — оформление зала, изготовление «черных ящи­ков», написание лозунгов, выпуск стенгазет, по­становку опытов, конферанс — они сделают сами.

Прежде всего подобрала двух девушек с арти­стическими наклонностями на роль ведущих; они отличались от остальных хорошим знанием физики, эрудицией, находчивостью, умением работать с аудиторией и владеть ею. Прорепетировал с ними их роль. Им в помощники выделил двух мальчиков — постановщиков физических опытов. Еще двум было поручено готовить оборудование для класса и осуществлять по ходу сценария вынос «черных ящиков». Два ученика обеспечивали работу эпидиаскопа (проецирова­ние фотографий и рисунков на экран). Пять человек вошли в жюри конкурса газет, которое должно было работать на вечере.

После обсуждения утвердили следующую главную идею манипуляции на вечере с «черны­ми ящиками»: ведущий задает залу вопрос, на который есть несколько ответов. Выслушав их, он не называет (никогда) правильный из данных ответов; ассистенты вносят ящик, и начинается неспешная процедура его вскрытия, чтобы выяс­нить, что имели в виду авторы вопроса и кто дал верный ответ на него. Это держит участников мероприятия до поры до времени в неведении и в напряжении. Часто ведущий приглашает рас­крыть тайну ящика именно того ученика, кто дал, по его мнению, верный ответ. Правильным же ответ считается в том случае, если он совпа­дает с названием предмета, упакованного в «черном ящике». Потом ведущий задает отгадавшему физический вопрос, связанный со спрятан­ным в ящике предметом. Это наш первый принцип.

Второй принцип: подбирать предметы для упаковки в «черный ящик» и относящиеся к ним вопросы из числа разнотемных (по содержа­нию), так как на вечере присутствуют ученики всех клас­сов, изучающих физику, и всем должно быть интересно.


План-сценарий проведения вечера


1. Вступление.

Первый ведущий читает стихи 3. Вальшонка «Черный ящик» (взяты из газеты «Правда» № 79 от 20 марта 1989 г.)

Второй ведущий рассказывает, что такое «черный ящик» и каково его назначение. Затем информирует о порядке проведения вечера и призывает ребят при обдумывании любого пред­ложенного вопроса, задачи, опыта следовать совету Козьмы Пруткова «Смотри в корень!».


  1. Разминка.

Ведущие по очереди предлагают зрителям загадки на тему «Природа и явления в ней». К каждой отгадке ставят физический вопрос.

Приводим примеры загадок и вопросов к ним, а также ответы.

1. Чего в сундук не спрячешь? Отгадка: луч света.

Вопрос: какого цвета белый свет? Ответ: белый свет состоит из ряда разноцветных лучей: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голу­бого, синего, фиолетового.


2. Сестра к братцу в гости идет, а он от нее прячется. Кто или что это? Отгадка: Луна и Солнце.

Вопрос: чему равны солнечные сутки на Лу­не? Как объяснить их продолжительность? Чему равен лунный день? Ответ: солнечные сутки на Луне — это 29,5 земных суток, а лунный день — примерно две земных недели. Причина в следую­щем. По прошествии 27 дн 7 ч 43 мин, т. е. звезд­ного сидерического месяца, Луна совершает пол­ный оборот вокруг Земли и занимает относитель­но звезд прежнее положение. Но за это же время Земля сместится по своей орбите вокруг Солнца почти на 27°, так как за сутки перемещается почти на Г (360°:365 сут=Г/сут). Луна же за сутки по своей орбите вокруг Земли переме­щается на 13° (360°:27 сут=13°). Следовательно, ей необходимо примерно еще 2 сут, чтобы прой­ти дугу в 27° (27°:13°/сут~2 сут) и «добиться» прежнего расположения относительно Солнца и Земли. Явление зависит от выбора системы отсчета.


3. Ревнул вол на сто сел, за сто речек. Что это такое? Отгадка: гром.

Вопрос: вдалеке бушует гроза. Какое явле­ние мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? Ответ: раньше увидим вспыш­ку молнии, а позднее услышим раскаты грома. Так будет потому, что скорость распространения света 300 000 им/с, а звука в воздухе при 1 5 °С — 340 м/с.


4. Горя не знаем, а горько плачем. Что это? Отгадка: облака.

Вопрос: что больше: облако или его тень? Ответ: облако отбрасывает суживающийся к земле конус полной тени, высота которого из-за значительных размеров облака велика. Поэтому тень облака на земле практически мало отли­чается по размерам от самого облака.


5. В воде не тонет и в огне не горит. Что это та­кое? Отгадка: лед.

Вопрос 1: когда лед может быть нагревате­лем? Ответ: когда другое тело, находящееся в соприкосновении со льдом, имеет температуру ниже его температуры.

Вопрос 2: когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лед или если лед положить на крышку? Ответ: тогда, когда лед положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, ко­торый тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут энергичные конвекционные по­токи.


6. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чем речь? Отгадка: холод, тепло.

Вопрос: почему при холодной погоде мно­гие животные спят, свернувшись в клубок? Ответ: у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлажда­ется. Из-за меньшего контакта с холодным воз­духом и меньшей конвекции.


7. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой1. Что это такое? Отгадка: тень.

Вопрос 1: как получить от одной палки тень разной длины? Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к Солнцу.

Вопрос 2: при каком условии непрозрачный предмет дает тень без полутени? Ответ: когда источник света точечный.

Вопрос 3: при каких условиях от предмета получается лишь полутень? Ответ: если источ­ник света больше предмета, а экран находится от предмета дальше, чем вершина конуса полной тени.


8. Виден край, а не дойдешь. Что это? Отгадка: горизонт.

Вопрос: может ли горизонт явиться телом отсчета? Ответ: нет, потому, что при движении наблюдателя перемещается вместе с ним.


9. Что идет, не двигаясь с места? Отгадка: время.

Вопрос: всегда ли время «идет» с одинако­вой скоростью? Ответ: нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчета.


  1. Раскрытие тайн первых двух «черных ящи­ков».


Первый ведущий(обращаясь к залу). На­зовите будильник времен Александра Македон­ского. (После нескольких ответов, наконец кто-то говорит «Петух». Этот ответ мы и задумали. Ассистенты вносят «черный ящик» — большую коробку из-под спичек, взятую в магазине и вы­крашенную в черный цвет. Ведущий (ли его помощник) не спеша раскрывает ящик и к удив­лению учащихся подает отгадавшему действи­тельно живого петуха. К его лапке привязана бирочка со словами: «Не дразнить, клюется!». В зале оживление.)

Второй ведущий (говорит перед вруче­нием петуха победителю). Кормить петуха, мы надеемся, ты знаешь как, а вот поить его будешь из автоматической поилки. (Вносят автопоилку. Она изготовлена учащимися по рис. 118 из учеб­ника А. В. Перышкина и Н. А. Родиной для VII класса; изд. 1989 г.). Петуха получишь, если от­ветишь на вопрос: как действует эта автопоилка? (При правильном ответе отвечающему «ру*:зю* и автопоилку, и петуха. Если ответа не посяоду^"1 то петух остается у ведущих, а ответь' дс-- - -•-гие ученики из зала.)

Первый ведущий. Задам еще с.уу,- во­прос: приспособление для передали мыслей ка

Вместо этой загадки можно предложить дру­гую, аналогичную ей:

«Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. Не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придет пора — Сама уйду я со двора».

расстояние. Что это такое? (Учащиеся называют: радио, телевизор, телекс, световод, конверт. Ве­дущий не фиксирует правильный ответ, а предла­гает вскрыть второй «черный ящик». Одному из учеников предоставляется это право. Ему вруча­ют «черный ящик», изготовленный в мастерской из фанеры (размер 120X230X160 мм. В нем красочный конверт с погашенной маркой, а в конверте — еще конверт, а в том — еще. Веду­щий обращается к ученику.) Кому из сидящих в этом зале ты хотел бы передать свои мысли «через расстояние»? (Ученик называет своего то­варища. Его приглашают на сцену. Ведущий вы­нимает второй конверт и передает вышедшему. В нем записка: «Думаю, что ты знаешь этих вели­ких людей планеты Земля». Затем берет третий конверт, на котором крупным шрифтом написа­но: «Ба, знакомые все лица!», а внутрь вложены 6 самодельных открыток с портретами крупней­ших ученых-физиков. Задача такая: один из стоящих на сцене учеников должен вынуть из конверта любую открытку и назвать по портрету фамилию и имя ученого, а второму ученику нужно ответить, что ученый открыл или в какой области физики работал. Например, ответы зву­чат так: «А. С. Попов. Изобрел радио». После трех ответов ученики меняются ролями.)

4. Физическая пауза. В ней в основном ставят­ся занимательные физические опыты.

Опыт 1. «Бумага крепче дерева». На двух бумажных кольцах, зажатых в штативе, подвешивают тонкую деревянную рейку длиной до 1 м. Затем ассистент резко ударяет по ней палкой диаметром 25—30 мм. После удара рейка ломается, а кольца остаются целыми. Опыт пов­торяют несколько раз. Ведущий задает вопрос: «Почему бумажные кольца оказались крепче дерева?»

Опыт 2. «Вареное яйцо «вползает» в бутылку». Берем пол-литровую молочную бутылку, вареное куриное яйцо, очищенное от скорлупы, кусок бумаги и спички. Убеждаемся, что яйцо, положенное на горлышко бутылки, не проваливается внутрь, а чуть-чуть входит в него. В бутылку опускают горящую бумагу и вновь кладут яйцо на горлышко. Через некото­рое время оно проваливается внутрь бутылки. «Почему?» — задает залу вопрос ведущий.

О п ы т 3. С одной и той же высоты по наклон­ной плоскости скатывают одновременно две бу­тылки, имеющие одинаковые массы. Одна напол­нена водой, другая — смесью песка с опилками. (Перед началом опыта демонстрируют с помо­щью весов, что массы бутылок действительно равны.) Бутылка с водой скатывается быстрее, чем бутылка с песком. Как объяснить явление?

Опыт 4. На стол ставят пустой стакан. На него кладут фанерку, а сверху тяжелую метал­лическую плиту (например, для рубки металла). Слесарным молотком резко ударяют по плите. Стакан под ней остается целым. Почему?

5. Игра: коллективное отгадывание загадок на тему «Транспорт. Техника». Цель этой части ве­чера — подвести зал к «тайне» следующего «черного ящика». К каждой отгадке, как и в разминке, тоже ставят 1—2 физических вопроса. Приводим тексты загадок, отгадок, вопросов и ответов к ним.

в Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь — прибавлю ходу. Везу обоз на сто колес И называюсь ... (Паровоз.)

Вопрос 1: сколько ударов колес о стыки рельсов совершит поезд на 1 км пути? Ответ:

если считать длину рельса равной 1 2,5 м (в основ­ном у нас выпускаются рельсы такой длины), то ударов будет 80.

Вопрос 2: с какой целью между подошвой рельса и шпалой помещают широкую металли­ческую подкладку? Ответ: чтобы сила давления рельса на шпалу распределялась по большей площади и шпала меньше деформировалась и изнашивалась.

В о п р о с 3: что служит рабочим телом у двига­теля паровоза? Ответ: пар.

О Смело в небе проплывает. Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое? ... (Самолет.)

Вопрос 1: как выгоднее самолету взлетать: по ветру или против него? Ответ: выгода при взлете определяется скоростью самолета отно­сительно воздуха: чем она больше, тем больше подъемная сила. При взлете по ветру скорость самолета относительно воздуха равна его скоро­сти относительно Земли минус скорость ветра. При взлете против ветра скорость самолета от­носительно воздуха равна сумме названных выше скоростей.

Вопрос 2: каково назначение винта самоле­та? Ответ: винт, захватывая воздух и отбрасы­вая его назад, создает частично тягу. Надувая воздух на крыло, он образует подъемную силу.

О По волнам плывет отважно, Не сбавляя быстрый ход, Лишь гудит машина важно. Что такое? ... (Пароход.)

Вопрос: пароход вышел из реки в открытое море; изменится ли его осадка? Ответ: да; будет меньше, так как плотность морской воды больше, чем пресной, поэтому выталкивающая сила возрастет.

ф Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (Автомобиль.)

Вопрос 1: когда и почему автомобиль боль­ше расходует горючего: при езде без остановок или с ними? Ответ: больше — при езде с оста­новками. Ведь при остановке кинетическая энер­гия машины превращается во внутреннюю энер­гию тормозных колодок, колес и др. Чтобы каж­дый раз после паузы приобрести прежнюю скорость, а значит и кинетическую энергию, двигатель должен израсходовать некоторое до­полнительное количество горючего.

Вопрос 2: автомобиль подъезжает к горе. Что должен сделать шофер: увеличить скорость машины или уменьшить? Ответ: уменьшить, поскольку это при прежней мощности мотора позволит увеличить его силу тяги.

О На рояль я не похожий, Но педаль имею тоже, Кто не трус и не трусиха, Прокачу того я лихо. У меня мотора нет. Я зовусь ... (Велосипед.)

Вопрос 1: каковы траектории движения точки обода велосипедного колеса при равно­мерном и прямолинейном движении велосипе­диста в системе отсчета, жестко связанной с а) вращающимся колесом, б) рамой велосипеда, в) землей?

В о п р о с 2: какие виды передач используются в велосипеде? Ответ: цепная передача.

0 Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай!

Отправляется ... (Трамвай.)

Вопрос: почему осенью у трамвайных линий, проходящих в районе парков, бульваров, садов, вывешивают плакаты с надписью: «Осторожно, листопад!»? Ответ: потому что раздавленный на рельсах опавший лист выделяет влагу, кото­рая, как смазка, уменьшает трение и может по­мешать торможению.

0 Ходит полюшком коровушка — Саженный язычок. Режет травушку коровушка Под самый корешок. Кто или что это? (Самоходная сенокосилка.)

Вопрос: почему, с физической точки зрения, косить траву легче при росе? Ответ: роса уве­личивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени деформируется (изгибает­ся) и его легче срезать. Кроме того, роса играет роль смазки, облегчающей движение косы.

© С края на край режет черный каравай.

Кончит, повернется, за то же возьмется. Что это такое? (Плуг.)

Вопрос: какое из двух полей — с песчаной почвой или глинистой, с точки зрения физики, следует после дождя запахивать в первую оче­редь и почему? Ответ: прежде надо пахать по­ле с песчаной почвой, так как в ней содержатся капилляры, по которым вода быстро поднимает­ся вверх и почва стремительно высыхает.

ф Возле уха — завитуха,

А в середке — разговор. Отгадай, что это такое. (Радионаушники.)

Вопрос: как устроен и работает телефон? (О т в е т на данный вопрос из-за того, что он есть в школьном учебнике, здесь не приводим.)

О Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась, в доске увяз. Что это? (Отвертка.)

Вопрос 1: в каких видах движения участвует иЗуруп, когда вы ввинчиваете его в доску с помо­щью отвертки? Ответ: в поступательном (вхо­дит в доску) и во вращательном.

Вопрос 2: какие силы действуют на шуруп при его ввинчивании отверткой? Ответ: сила давления отвертки, перпендикулярная плоскости головки шурупа, и пара сил, перпендикулярная прорези головки шурупа, лежащая в ее плоско­сти.

6. Раскрытие тайн «черных ящиков» IIIV.

Первый ведущий. Предлагаю такое зада­ние: назовите первый экипаж человека. (Поду­мав, ребята дают самые различные ответы. Но правильных среди них нет. Ассистенты вносят «черный ящик» — третий. Загадочно манипули­руя, раскрывают его и вынимают ... игрушку — детскую коляску. Можно вместо игрушки вло­жить ее большой цветной рисунок. Ведущий вновь обращается к залу.) Скажите, какие силы возникают в рессорах детской коляски и каково устройство рессор, их назначение? (Ответ: воз­никают силы упругости. Рессоры состоят из упру­гих пружин. При езде по плохой дороге сохра­няют плавность хода — движения в результате своей деформации.)

Второй ведущий. У меня вопрос: что та­кое шапка-невидимка? (Выслушивает самые раз-

личные ответы и потом просит внести четвертый «черный ящик». Обращается к гостям вечера.) Кто хочет раскрыть тайну этого «черного ящика»? (Желающий раскрывает ящик, а в нем — картон­ная картинка-этикетка со словами: «Зря ста­раешься, все равно не увидишь. На то она и невидимка». В зале смех.)

Первый ведущий. А теперь поговорим о физической основе теории невидимок. Многие из сидящих здесь зачитывались романом Г. Уэллса «Человек-невидимка», где героем про­изведения был невидимый человек — Гриффин. Напомню вам отрывок из романа. (Чтец читает с. 89—91 из кн.: Уэллс Г. Избранные научно-фантастические произведения: В 3-х т. Т. 2.— М.: Мол. гвардия, 1956.) Хочу спросить вас: в каком случае вещество, помещенное внутрь прозрачно­го материала, будет невидимым? (Ответ: в том случае, если оба вещества имеют одинаковые показатели преломления или их разница состав­ляет менее 0,05.) Мог ли быть зрячим уэллсов­ский человек-невидимка? (О т в е т: не мог. Чтобы быть невидимым, весь Гриффин — его тело и в том числе глаза — должен иметь такой же по­казатель преломления, как и воздух. Значит, будучи невидимым, Гриффин и сам ничего не видел.) Вот к каким интересным выводам приво­дит нас физическая наука!

Второй ведущий. У меня есть еще один вопрос: ни рыба, ни мясо. Что это значит? (Выслу­шивает разные ответы. Один — правильный: моченое яблоко или соленый огурец. После этого из пятого «черного ящика» он извлекает этот предмет. Обращается к отгадавшему.) Какое физическое явление использовалось при моче­нии яблок или засолке огурцов? (И добавляет) При правильном ответе получаешь и яблоко, и конфетку.

7. Разминка. Дается, чтобы дети размяли мышцы. Включает упражнения на координацию движений.

8. Разминка с постановкой физических опытов.

Состоит из ряда экспериментов, выполнение которых связано с энергичными мускульными действиями учеников, например: а) погасить пла­мя свечи, дуя на нее через воронку. Объяснить, почему свеча не гаснет; б) «загнать» металли­ческий шарик, лежащий на столе, в сосуд от калориметра, не прикасаясь к шарику. (Ответ: надо накрыть шарик сосудом, привести сосуд вместе с шариком в быстрое вращательное дви­жение; затем резко поднять —- шарик окажется в сосуде.) Вопрос: знаете ли вы похожий на этот опыт трюк мотогонщиков? (Ответ: да, это езда по вертикальной стене на мотоцикле.)

9. Раскрытие тайн «черных ящиков» VIVIII.

Первый ведущий. У меня такой вопрос к залу: заменитель футбольного мяча. Что это? (Выслушав ответы — картофелина, надувной шар, бумажная коробка и др., он извлекает из шестого «черного ящика» консервную банку. Обращается к отгадавшему.) На днище и на крышке консервной банки выштампованы кон­центрические окружности —■ гофры. Каково их назначение? (О т в е т; гофры дают возможность крышке и днищу сильно деформироваться при попадании, например, в теплое помещение; при этом содержимое банки может расшириться за счет их выгибания. Если бы гофры отсутствова­ли, то при нагревании в банках могли бы возник­нуть щели, что привело бы к порче консервов.)

Второй ведущий. Теперь моя очередь за-

дать вопрос сидящим в зале. Панорама «Ни зги не видно». Что это такое? (Ассистент вносит седьмой «черный ящик». В нем имеется малень­кое круглое отверстие.) Что видно? (Выслушав ответ, повторяет «Ничего!».) Неужели ты хотел что-то увидеть, если ни зги не видно? Первый вопрос (поворачивается к ученику): может ли данный «черный ящик» служить моделью абсо­лютно черного тела? (О т в е т: нет, Для этого требуется полая непрозрачная сфера с неболь­шим отверстием, а у нас ящик.) Вопрос вто­рой: как поведет себя луч света, направленный внутрь сферы через ее малое отверстие? (Ответ: луч, попав через такое отверстие внутрь сферы, будет испытывать многократные отражения от внутренних стенок и практически не выйдет наружу, т. е. полностью поглотится, независимо от материала сферы.) Вопрос третий: какие вещества, тела по своим свойствам близки к абсолютно черному телу? (Ответ: сажа, чер­ный бархат, платиновая чернь, а также Солнце.) Первый ведущий. Предлагаю свое оче­редное задание залу: назовите агрегат для моментальной съемки. (После ряда ответов: фотоаппарат, карандаш художника, съемочная телекамера, копировальная бумага, переводные детские картинки и др.— ассистент вносит вось­мой «черный ящик», который устроен так: на внутренней стороне его крышки укреплено плос­кое зеркало, а рядом написано:

., «У нас неудачных снимков нет, Работа наша всюду славится. Еще бы! Здесь что ни портрет — Красавец иль красавица!»

И подпись: «Фотограф-мастер». С наружной сто­роны крышки ящика выведены слова: «Подни­ми крышку, получишь свой портрет».) Мой воп­рос залу: скажите, где еще, кроме нашего «фото-агрегата», используются плоские зеркала и с ка­кой целью?

10. Встреча с рисунками и картинами.

Второй ведущий. Сейчас мы организуем просмотр цветных рисунков. Сделаем это с по­мощью экрана и проекционного аппарата или эпидиаскопа. Смотрите внимательно и отмечай­те ошибки художника в изображении, показы­вая их указкой. (По очереди ассистент де­монстрирует несколько рисунков типа рис. 2 и 3 — «В мастерской», «Зимний пейзаж».

На рис. 2 такие Ошибки: стрелки часов пока-заньч одного размера; в резервуарах сообщаю­щегося сосуда I вода установилась на разных уровнях, в сосуде II равенства уровней в резер­вуарах не должно быть; стрелка весов стоит на нуле, хотя левая чашка свободна, а на правой -—

гиря; мастер производит заточку рукоятки, а не лезвия инструмента; точило включено в сеть с напряжением 1 2 В, а для его работы требуется 220 В.

На рис. 3 ошибки следующие: на столбе-опоре линии электропередач нет изоляторов; грузовая и легковая машины едут по одному следу в разные стороны, хотя так они не могли разминуться; положения ковша Большой Медве­дицы и Луны указаны неверно; тень от столба-опоры падает не в ту сторону; не изображена тень от легковой автомашины.)

11. «Путешествие вокруг света под водой».

(На сцену выходит Зазывала и обращается к залу.)

Зазывала:

За 4—5 секунд вокруг света, Прямым сообщением без билета, Всем доступно, всем бесплатно Веселое путешествие туда и обратно. Любители сверхбыстрого движения, Скорей сюда, без промедления!

(К нему выходит один желающий — ученик из зала. К тому подходит Водяной и спрашивает согласие на путешествие. После его получения в зале гасят свет, зашторивают окна, а на столе зажигают свечу. Ученику Водяной дает стакан с водой и просит поднять его над головой.)

Водяной. Счастливого пути! (Говоря это, Во­дяной обводит ученика вокруг стола, на котором горит свеча. Когда «путешествие» заканчивается, т. е. стол обойден, Водяной произносит, глядя в зал, следующее.) Надеюсь, вы не будете отри­цать, что совершили путешествие вокруг света (показывает на зажженную свечу) под водой (указывает на поднятый над головой стакан с во­дой). У нас без обмана! Как в рекламе! Всего доброго, отважный путешественник! Прежде чем я отпущу тебя, ответь: действовала ли на тебя во время путешествия выталкивающая сила и чему она была равна? (Выслушивает ответ. Верный ответ: действовала, была равна весу воздуха, вытесненного телом путешественника и стака­ном.)

12. Раскрытие тайн «черных ящиков); IX и X.

Второй ведущий. Задаю очередной воп­рос залу: гром и молния среди ночи в любую по­году. Что это? (После того как выслушаны различ­ные ответы, ассистент вносит девятый «черный ящик» — большую коробку, выкрашенную в чер­ный цвет. Осторожно открывает ее, и ведущий извлекает оттуда ... черную кошку. Живую! На лапке у нее бирочка со словами: «Погладь меня в темной комнате, пожалуйста!» Гасят в зале свет, и просьба кошки выполняется. Ведущий обраща-





, ■ '' , ■■

ется в зал с вопросом.) Почему слышно потрески­вание — «гром» и наблюдается свечение — «молния»?

Первый ведущий. А сейчас — изюминка нашего вечера. (Выходит Зазывала.)

Зазывала:

Не нужно скучать и без дела сидеть,

Зайдите изюминку к нам посмотреть! (Первый желающий начинает распаковывать де­сятый ящик. Сначала вынимает один, потом второй ящик, из второго — третий и т. д. В последнем (зритель этого не видит) — тарелка, на которой лежит обыкновенная изюминка. Веду­щий предлагает ученику посмотреть на изюмин­ку через водоналивную двояковыпуклую линзу. Сидящих в зале подобная процедура интригует, а ученика предупреждают, чтобы он не говорил, что увидел. Затем подходят по очереди другие ребята, действие повторяется. Когда поток же­лающих иссякнет, из ящика извлекают тарелку с изюминкой и показывают всему залу.)

Второй ведущий (поясняет). Это и есть изюминка нашего вечера. Большего мы вам не обещали. Чем богаты, тем и рады. Есть один маленький вопрос к последнему любопытному: куда «исчезла» энергия солнечного света при сушке винограда для получения изюминки? (Ответ: пошла на испарение влаги и биоло­гические процессы.)

13. Заключение.

Оба ведущих (обращаясь к залу, говорят

хором). Мы раскрыли с вами тайны только десяти «черных ящиков». Надеемся, что это стало для вас интересным походом в мир природы и физи­ки. Мы ждем предложений и вопросов для еще одной «встречи» с «черными ящиками». Всего вам доброго!

14. Итоги вечера и «Недели физики». Слово председателя жюри, вручение призов и, ... танцы под цветомузыку.

Литература

Ланге В. Н. Физические парадоксы и со­физмы.— М.: Просвещение, 1978.

Маковецкий П. В. Смотри в корень! — М.: Наука, 1969.

Низамов И. М. Задачи по физике с техни­ческим содержанием.— М.: Просвещение, 1980.

Перельман Я- И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2.— М.: Наука, 1972.

Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. 6—7 классы.— М.: Просвещение, 1976.

Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. 8—10 классы.— М.: Просвещение,

1972:

Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. Спра­вочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.— М.: Наука, 1984.

Похожие:

Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconВнеклассное мероприятие Провела учитель физики и математики С. В. Цветкова Балдаево Опыт-отец всякой достоверности. Мудрость-дочь опыта
Скажите честно, представ­ляете ли вы себя на месте пещерного человека, у которого под рукой были только ду­бина и камень? Думаю,...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconА также в сборнике докладов конференции «Дальневосточная весна», Комсомольский-на-Амуре гту, под названием «Технократические аспект в подходе государства к экосистеме р. Амур», в журнале «Родное Приамурье» №4 – 2006 под названием «у амура будет как бы три устья». Отстойники для Чёрного Дракона
«Ваше право» №15, 2006г., а также в сборнике докладов конференции «Дальневосточная весна», Комсомольский-на-Амуре гту, под названием...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconВнеклассное мероприятие "На пути к Олимпу" 2007
Под звуки бравого марша в зал заходят дети. В руках таблички с названием вымышленных
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconСамые дорогие фотографии
За эту сумму в феврале 2006 года с молотка на аукционе Sotheby\'s ушла классическая работа Эдварда Стейхена, выполненная в 1904 году,...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconТике 4 класс
В магазине было 30 ящиков с яблоками, по 13 кг в каждом. Когда несколько ящиков с яблоками было продано, в магазине осталось 273...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconЧего может добиться большая страна в споре с маленькой страной?
«чёрных ящиков» (т е не затрагивался вопрос о внутренней структуре политических режимов), а также наличествовала ориентация на решение...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconПод таким названием мы не так еще давно с интересом смотрели прекрасную теледраму с участием великолепных талантливых актеров Александра Абдулова и признанной
Емуары маршала Г. Жукова, был показан по телеканалу лишь по случаю 65-й годовщины Победы, как интервью, взятое в 1969 году Константином...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconСценарий математического праздника под названием «Математическое ассорти», который был проведён с учащимися 8-9 классов в Шугуровской средне-образовательной школе им. В. П. Чкалова

Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconПояснительная записка Внеклассное мероприятие будет интересно и познавательно для учащихся 7 9 классов. Это мероприятие проводилось в рамках недели физики, но его можно использовать и на заключительных уроках физики в 7 классах.
Внеклассное мероприятие будет интересно и познавательно для учащихся 7 – 9 классов. Это мероприятие проводилось в рамках недели физики,...
Заключительное мероприятие декады физики провела я в 2006 году под интригующе про­стым названием «Тайны черных ящиков». Кабинет был оформлен стенгазетами iconНазвание музея, галереи
Челябинский областной краеведческий музей был открыт в 1923 г под названием Музей местного края
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница