Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование»




НазваниеПрограмма по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование»
страница1/3
Дата21.03.2013
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Авторизованная

комплексная программа по предметам музыкально – эстетического цикла

«Коллективное музицирование», «Беседы о музыке», «Сольфеджио. Основы музыкальной грамоты», «Музыкальный инструмент. Фортепиано»

для учащихся отделения раннего эстетического развития ДМШ

уровень – дополнительный

Срок реализации – 2 года

Составитель:

Преподаватель высшей квалификационной категории

МОУ ДОД ДМШ г. Абинска

Лябзина Лариса Алексеевна


г. Абинск

2010


Пояснительная записка.

В современных условиях проблема художественного, музыкально-эстетического воспитания, образования и развития детей является одной из центральных в дошкольной педагогике, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка, формируется система музыкальных способностей.

Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания заставила педагогов, музыкантов, психологов искать более оптимальный подход к развитию задатков детей, использовать новые технологии на основе всестороннего комплексного подхода к обучению, стержнем которого является разнообразная деятельность, связанная с музыкой – музыкальная, художественно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкально-двигательная и музыкально-творческая игра.

Ключевые знания о музыке являются основой развития мышления учащихся, они связаны с нашей жизнью, воспитывают мировоззрение, моральные качества, волю, характер, интерес к труду, умение работать.

В связи с этим возникла необходимость создания программы комплексного обучения и воспитания, разработанной на основе общедидактических принципов научности, систематичности, доступности, межпредметной связи, связи обучения с жизненными ситуациями, наглядности, игрового моделирования, драматизации уроков.

Такая программа позволит одновременно развивать все знания и навыки, необходимые для дальнейшего обучения игры на музыкальном инструменте и обеспечит интенсивное развитие детей дошкольного возраста.

Данная авторизованная программа является комплексной, предназначена учащимся отделения раннего эстетического развития и основана на современных методиках музыкального воспитания дошкольников известных педагогов – музыкантов - Смирновой Т.И., Бурениной А., Артоболевской А.. , Виноградова Л., О. Радыновой, Т. Тютюнниковой, Н. Ветлугиной, Е. Тиличеевой, Т. Комаровой, Е. Королевой, Т.Стоклицкой и др.

В комплекс музыкальных предметов входят: «Сольфеджио и основы музыкальной грамоты», «Беседы о музыке», «Коллективное музицирование», «Музыкальный инструмент. Фортепиано».

Тесная связь между предметами ведет к их взаимному обогащению, устойчивому усвоению каждого вида музыкально-творческой деятельности, повышает качественный уровень. Обучение направлено на то, чтобы заинтересовать ребенка музыкой, увлечь его, помочь освоить музыкальные знания. Все методы и приемы работы с малышами подготовительных групп отобраны и проверены многолетней практикой.

Цель программы - осуществление целенаправленного эстетического развития воспитания учащихся дошкольного возраста, формирование основ музыкальной культуры и музыкально – эстетического вкуса через эмоциональное, активное восприятие музыки, овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Задачи программы:

Образовательные

  • Дать учащимся необходимые знания, умения, навыки, обеспечивающие базу для последующего знакомства с музыкой;

  • Освоить азы музыкальной грамоты в игровой форме;

  • Приобщить детей к разным видам музыкально-творческой деятельности

Развивающие

  • Развивать музыкальные способности, речевые навыки, эмоциональное восприятие музыки;

  • Развивать музыкально – творческие навыки;

  • Обогатить впечатления детей, расширить музыкально-художественный кругозор;

Воспитательные

  • Воспитать музыкально- эстетический вкус,

  • Привить интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

  • Приобщить ребенка к народной, классической, и современной музыкальной культуре;

  • Сформировать у ребенка такие качества к себе, как уверенность, активность, инициативность.

Значимость программы состоит в том, что в ней учтены и представлены все необходимые составляющие:
- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью; - содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.

Новизна программы - в применении новых технологий обучения:

комплексное изучение тем, основанное на игровых методах в сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми (чтение сказок, стихов, инсценировки, развивающие игры), что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе уроков.

Актуальность данной программы состоит в комплексном подходе к обучению и систематизировании требований по всем предметам музыкально –эстетического цикла, которые обусловлены решением тех современных художественно-эстетических, духовно-нравственных задач в образовательном процессе, поставленных в ФЗ РФ «Об образовании».

Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических, игровых музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.

Данная программа рассчитана на двухгодичное обучение учащихся раннего эстетического развития 5 – 6 – летнего возраста. Обучение предполагается групповое (8 -10 учащихся). Режим занятий 3 часа в неделю групповые занятия и один час индивидуальный по фортепиано.


Игровое моделирование является здесь одним из важных факторов музыкально-творческого саморазвития детей. Усвоение теоретических музыкальных знаний и развитие умений происходит в процессе музыкально-игровой деятельности путем создания художественных образов (игры, инсценировки, сказки, рисунка, создания музыкально-теоретических пособий для детей и родителей) и проведения уроков в театрализованной форме.

На первом году обучение проводится с целью общего музыкально-эстетического развития.

На втором году обучения задачи расширяются. Программа уделяет огромное внимание развитию творческих способностей детей, самостоятельности, инициативности.


Предмет " Сольфеджио и основы музыкальной грамоты" вводит ребенка в мир творчества. Он знакомится с музыкальной грамотой, учится музицировать, сочинять музыку к стихам, поговоркам, сказкам, придумывает ритмические импровизации к знакомым песенкам, играет в ансамбле на детских шумовых инструментам. Эта работа находит свое продолжение и развитие на уроках специальности.

Урок состоит из нескольких разделов: теория, интонирование, метро –ритмические игры, слушание музыки

  1. Теория – изучение основных теоретических понятий посредством сказок, стихов, игр, наглядных пособий и пр. (И.Руденко, Н.Кончаловской, Л.Семеновой, Тютюнниковой, Т.Боровик, Л.Абелян, Е.Гульянц, З.Бугаевой).

  2. Интонирование – разучивание детских песен, попевок без аккомпанемента и с аккомпанементом с голоса педагога и с инструмента на различные типы мелодического движения, работа с нотным станом, умение выкладывать нотами заданную мелодию, умение чисто интонировать в пределах октавы, слышать направление мелодии.

  3. Метро –ритмические игры – пение разучиваемых песен с прохлопыванием ритмического рисунка и метрических долей, чтение ритмослогов , прочтение ритмических партитур, ритмическая импровизация, ритмические диктанты

  4. Слушание музыки - применение теоретических знаний на практике, слушание и угадывание интервалов, типов мелодического движения в песенках и музыкальных произведениях, определение средств музыкальной выразительности.

Предмет «Беседы о музыке» – вид музыкальной деятельности, который обеспечивает развитие ребенка как в плане музыкального, так и общего психического. Он нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также связан с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. На уроках дети учатся слушать, воспринимать музыкальное произведение и передавать свои чувства, эмоции на основе метода свободных ассоциаций в поэтических, изобразительных, пластических, музыкальных импровизациях. Дети эмоционально откликаются на музыку, слышат ее настроение, тембровые, темповые, динамические особенности, определяют характер музыкального произведения, ладовые особенности. Акцентируется внимание на мелодии прослушиваемых произведений. Происходит знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами: скрипка, фортепиано, флейта, ксилофон и др. Дается представление о жанре.

Звуковой образ изучаемого произведения приходит в игре, слушании, в размышлениях, действии, умении перевоплощаться. В процессе рассказа о музыке и ее анализа, у ребенка развивается мышление, воображение, познавательная активность, эмоциональность. Развивается речь, которая становится более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становиться более свободным и творческим. Музыкальный репертуар, представленный в программе, подбирается в соответствии с возрастом учащихся и отвечает двум основным принципам: высокой художественности и доступности детям. На уроках дети знакомятся с произведениями разных эпох и стилей.

Для расширения культурного пространства ребенка рекомендуются - посещение музея, концертных мероприятий, проходящих в стенах музыкальной школы. Встречи с «живой музыкой» вызывают у детей яркий эмоциональный отклик и позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и зрителя.


Предмет «Коллективное музицирование» (пение и игра на детских музыкально –шумовых инструментах) является наиболее доступной для детей и любимой ими формой музыкальной деятельности. Для развития музыкально-слуховых представлений важнейшей основой является пение и игра на детских музыкально –шумовых инструментах. Благодаря пению с детских лет формируется голос, интонационная гибкость, тембровая красочность. Пение помогает выразить свои чувства, эмоции, заряжает энергией. А игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

На занятиях разучивается определенный репертуар, дети обучаются навыкам игры на музыкальных и шумовых инструментах, знакомятся с их выразительностью, а также музицируют, импровизируют. Импровизации являются творческими проявлениями детей. В процессе музыкальной коллективной деятельности вырабатываются такие качества как дружба, взаимопонимание. Задача преподавателя – помочь ребенку воспринять, пережить и передать в своем исполнении образ, эмоциональный настрой музыкального произведения.


Урок состоит из нескольких разделов: пение, слушание музыки, игра в шумовом оркестре

  1. Пение - разучивание детских песен, попевок, народных прибауток, потешек идр.

  2. Игра в шумовом оркестре – знакомство с различными ударно –шумовыми инструментами, игра по ритмическим партитурам легких песенок

  3. Слушание музыки - слушание исполняемых произведений, анализ характера, средств музыкальной выразительности.



Предмет «Музыкальный инструмент. Фортепиано» помогает в индивидуальном порядке выявить и развить музыкально -творческие задатки детей, обучить начальным навыкам игры на фортепиано, привить им комплекс практических навыков (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху и сочинение лёгких мелодий на заданный текст). Научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

В конце каждого полугодия проводится контрольный урок по всем предметам, на котором отслеживается пройденный материал и проверяется эффективность используемой программы в плане развития музыкальности детей и их художественной культуры в целом, а также в плане их общего психического развития: речи, мышления, креативности.


На каждом уроке решаются определенные нравственно – познавательные задачи в процессе беседы, восприятия музыкальных, зрительных, литературных образов, исполнения активного действия.

В.Сухомлинский говорил "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". Я считаю, что данная комплексная программа созвучна этому сказочному удивительному миру детства, где очень важен сам процесс творчества, самореализации личности на основе синтеза искусства, что приносит прекрасные результаты: дети эмоционально раскрепощаются, развивается их интеллект, расширяется музыкально-художественный кругозор, они умеют слушать и воспринимать музыку, их фантазия не знает границ, у детей отлично развивается память, речь, слух, координация, ритмические и вокальные навыки, и самое главное развивается общительность, взаимопонимание и сопереживание друг к другу.


Большая роль уделяется воспитанию родителей малышей, т.к. не воспитав родителей, бесполезно во многом развивать их детей. Родители могут присутствовать на уроках. Вместе с детьми обучаться музыкально-творческой деятельности, участвовать в создании и постановках музыкальных сказок, участвовать во всех классных и досуговых мероприятиях. Все это служит в дальнейшем прочности и действенности результатов музыкального обучения.

Осознание учеником многогранности и ценности своей музыкально-творческой деятельности является стимулом к музыкальным занятиям и помогает решать задачи современной музыкальной педагогики.

Программа оснащена практическими материалами и пособиями для групповых занятий. В репертуар включены сборники современных авторов Т.Тютюнниковой, Г.Вихаревой, Шеверевой, Рыбкиной, Е.Попляновой, Я.Дубравиной, А.Мовшовича и др. Используются рабочие тетради, пособия краснодарского композитора, теоретика Л.А. Семеновой.

Таким образом, комплексная программа по предметам «Сольфеджио и основы музыкальной грамоты», «Коллективное музицирование», «Беседы о музыке», «Музыкальный инструмент. Фортепиано» для уч-ся отделения раннего эстетического развития поможет в незатейливой форме освоить азы музыкальной грамоты, накопить теоретическую базу, развить музыкальные способности, необходимые для дальнейшего музыкального обучения в музыкальной школе


В результате, по окончании курса обучения по авторизованной программе ребенок должен:

  • Эмоционально реагировать на музыку, испытывать при этом радость, внимательно слушать ее;

  • Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать ее характерные образы;

  • Определять к какому жанру (марш, песня, танец) принадлежит прослушанное произведение и на каком инструменте оно исполняется;

  • Уметь выражать свои впечатления от музыки в движении или рисунке;

  • Определять общее настроение, характер музыкального произведения, выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, лад;

  • овладеть певческими навыками: вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, игре на детских музыкальных инструментах.



Учебно – тематический план по предмету «Беседы о музыке»

Первый год обучения



темы

Кол –во часов




Раздел 1 «Звуки , которые нас окружают»




Тема 1

Музыкальные и шумовые звуки

3

Тема 2

Регистры в музыке: низкие и высокие звуки

2

Тема 3

Долгие и короткие звуки

2

Тема 4

Громкие и тихие звуки

2













Раздел 2 «О чем рассказывает музыка»




Тема 5

Музыка природы

3

Тема 6

Сказка в музыке

4













Раздел 3 «Три кита в музыке»




Тема 7

Жанры в музыке

1

Тема 8

Песня

3

Тема 9

Марш

3

Тема 10

танец

3













Раздел 4 «Как рассказывает музыка»




Тема 11

Средства музыкальной выразительности

2

Тема 12

Динамические оттенки

3

Тема 13

Штрихи

3




Контрольный урок

2




Итого

36



Второй год обучения



темы

Кол –во часов




Раздел 1 «Музыкальные портреты»




Тема 1

Музыкальные портреты в музыке русских композиторов

3

Тема 2

Музыкальные портреты в музыке зарубежных композиторов

3

Тема 3

Музыкальные портреты в музыке современных композиторов

3













Раздел 2 «Знакомство с музыкальными инструментами»




Тема 4

Фортепиано

3

Тема 5

Скрипичные инструменты

2

Тема 6

Духовые инструменты

2













Раздел 3 «Пейзаж в музыке»




Тема7

Музыкальные пейзажи в музыке отечественных композиторов

5

Теам 8

Музыкальные пейзажи в музыке кубанских композиторов

5













Раздел 4 «Игрушки, ожившие в музыке»




Тема 9

Куклы и клоуны

2

Тема 10

Игрушки из детских сказок

3

Тема11

Музыкальные образы сказочных героев

3




Контрольный урок

2




итого

36



Учебно –тематический план по предмету «Сольфеджио( основы музыкальной грамоты)»

Первый год обучения



Темы

Количество часов




Раздел 1 «Музыкальные звуки»




Тема 1

Введение

1

Тема 2

Звуки музыкальные и шумовые

2

Тема 3

Звуки высокие и низкие

2

Тема 4

Звуки долгие и короткие

2

Тема 5

Звуки тихие и громкие

2













Раздел 2 «Истории из жизни маленьких ноток»




Тема 6

Из чего состоит музыка?

1

Тема 7

Где живут нотки. Новоселье ноток.

2

Тема 8

Тайна нотной записи

3

Тема 9

Скрипичный ключ

1













Раздел 3 «Алфавит музыкальных длительностей»




Тема 10

Длительности нот

3

Тема 11

Метр и ритм

2

Тема 12

Сильная и слабая доли

1

Тема 13

Такт и тактовая черта

1

Тема 14

Размер

2













Раздел 3 «Капитан басовый ключ»




Тема 15

Басовый ключ

2

Тема 16

Команда малой октавы

2













Раздел 4 «Музыкальное королевство»




Тема 17

Король Тоника , королева Субдоминанта, дочка Доминанта

1

Тема 18

Слуги короля –вводные ступени

1

Тема 19

Звуки устойчивые и неустойчивые

1

Тема 20

Ступени звукоряда

2




Контрольный урок

Итого

2

36

Второй год обучения



Темы

Количество часов




Раздел 1 «Лады в музыке»




Тема 1

Музыкальные лады. Сказка про 2 братьев

1

Тема 2

Главные ступени лада.

1

Тема 3

Тоника.

1

Тема 4

Устойчивые и неустойчивые ступени

2




Раздел 2 Гаммы, их строение




Тема 5

Мажорная гамма

2

Тема 6

Минорная гамма

2













Раздел 3 «Интервалы и их качества»




Тема 7

Тон и полутон. Интервалы и их качества

1

Тема 8

Прима –тараторка

1

Тема 9

Озорная секунда

2

Тема 10

Ласковая терция

2

Тема 11

Решительная кварта и квинта -часики

2

Тема 12

Благозвучная секста

2

Тема 13

Веселая септима

2

Тема 14

Принцесса октава

1

Тема 15

Основание и вершина

1

Тема 16

Обращение интервалов

3













Раздел 4 « Знаки альтерации»




Тема17

Диез, бемоль, бекар

2




Раздел 5 «Размер»




Тема 18

Размер 2\4

2

Тема 19

Размер 3\4

2

Тема 20

Размер 4\4

2




Контрольный урок

2




Итого

36


Учебно –тематический план по предмету

«Коллективное музицирование»

Первый год обучения



Разделы, темы

Кол –во часов




Раздел 1 «Звуки , которые нас окружают»




Тема 1

Музыкальные и шумовые звуки. Музыкальные и шумовые инструменты

3

Тема 2

Регистры в музыке: низкие и высокие звуки. Знакомство с инструментами: ложки, бубен, барабан, колокольчики, треугольник и др.

2

Тема 3

Грустно и весело. Какая бывает музыка.

2

Тема 4

Громкие и тихие звуки. Знакомство с музыкальными инструментами:

2













Раздел 2 «О чем рассказывает музыка»




Тема 5

Музыка природы. Что у осени в корзине.

3

Тема 6

Новогодние сказки в музыке. К нам идет Новый год.

4













Раздел 3 «Народная и жанровая музыка»




Тема 7

Три кита в музыке

3

Тема 8

Народные обряды

3

Тема 9

Весна –красна к нам в гости пришла.

4












Раздел 4 «Как рассказывает музыка»




Тема 10

Что изображает музыка. Программная музыка.

2

Тема 11

О чем рассказывает музыка. Музыка и поэзия. Детские песенки, потешки.

3

Тема 12

Как рассказывает музыка. Средства музыкальной выразительности

3




Контрольный урок

2




Итого

36



Второй год обучения



Разделы, темы

Кол –во часов




Раздел 1 «В мире звуковых сокровищ»




Тема 1

Деревянные звуки окружающего мира

3

Тема 2

Металлические музыкальные инструменты

3

Тема 3

Звуки осенней природы

3













Раздел 2 «Музыка природы»




Тема 4

Музыка дождя

3

Тема 5

Зимняя музыка

2

Тема 6

Новогодние песни и сказки

2













Раздел 3 «Стеклянное королевство




Тема7

Солнечная капель

5

Тема 8

Музыка весны

5

Тема 9

Птичий гомон
















Раздел 4 «С утра до вечера»




Тема 10

Музыка ветра

2

Тема 11

Музыка цветов

3

Тема12

Музыка лета

3




Контрольный урок

2




итого

36



  1   2   3

Похожие:

Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconОбразовательная программа Коллективное музицирование
«Коллективное музицирование» (ансамбль, хор, оркестр и др.) в объеме 3 часа в неделю. Эти часы используются как на занятия в хоре,...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconПрограмма «Каблучок» музыкально-эстетического цикла
...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconПрограмма Творческого объединения «Юный художник»
...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconПлан-конспект урока межнациональные конфликты и пути их решения
Моу «Средняя общеобразовательная школа №65 им. Б. П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла»
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconРекомендации к работе по подготовке учащихся к егэ по предметам естественно-математического цикла в муниципальных образованиях Ленинградской области Общая часть
Проанализировать учебные планы образовательных учреждений на предмет рационального использования учебного времени по предметам естественно-математического...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconПрограмма «Музыкально-сценическое искусство»
Принципы взаимодействия музыкального, театрального, хореографического и изобразительного искусства в различных музыкально-сценических...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconДоклад о деятельности мбоу сош №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г. Уссурийска Уссурийского городского округа
Дметов эстетического цикла г. Уссурийска Уссурийского городского округа действует на основании лицензии на право ведения образовательной...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconРазвитие творческой личности ребёнка на уроке музыки
Творчество учителя и ученика (из опыта работы). Слушание музыки. Музыка дети – учитель. Пение как состояние души. Импровизация. Пластическое...
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №58 Г. Томска
Программа по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование» iconРабочая программа по алгебре 11 класс профильный уровень
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница