Учебник ж. Т. Тощенко социология




НазваниеУчебник ж. Т. Тощенко социология
страница1/38
Дата21.03.2013
Размер7.25 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
УЧЕБНИК

 

Ж. Т. ТОЩЕНКО

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Общий курс

 

Издание 2-е, дополненное и переработанное

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

Москва «Прометей» 2001

 

УДК 316

 

ББК 60.5я73

 

Т64

 

Тощенко Ж.Т.

 

Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

 

ISBN 5-7042-0893-2

 

ISBN 5-94227-012-0

 

Достоинством учебного пособия члена-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Ж.Т.Тощенко является четкая теоретико-методологическая позиция при рассмотрении проблем экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, изложенная в соответствии с действующей программой курса социологии для вузов.

 

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

 

УДК 316

 

ББК 60.5я73

 

© Издательство «Прометей», 1994

 

© Издательство «Прометей», 1998, с изменениями и дополнениями

 

© ООО «Юрайт-М», 1998

 

ISBN 5-7042-0893-2

 

ISBN 5-94227-012-0

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

{ВВЕДЕНИЕ }

{Раздел I . СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА }

{Глава 1. Возникновение и развитие социологии (исторический очерк) }

{§ 1. Западноевропейская социология XIX –начала XX века }

{§ 2. Классическая зарубежная социология }

{§ 3. Современная зарубежная социология }

{§ 4. Социология в России в XIX – начале XX века }

{§ 5. Советская и российская социология }

{Литература}

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Объект и предмет социологии }

{§ 1. Объект социологии }

{§ 2. Современные дискуссии о сущности и содержании социологии }

{§ 3. Реальное сознание, поведение и их среда как предмет социологии }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Структура, категории и функции социологии }

{§ 1. Различные подходы к структуре социологии }

{§ 2. Основы структурирования социологического знания }

{§ 3. Категории социологии }

{§ 4. Функции социологии }

{§ 5. Место социологии в системе общественных наук }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Научный метод в социологии }

{§ 1. Виды социологического исследования }

{§ 2. Программа социологического исследования }

{§ 3. Методы социологического исследования (краткая характеристика) }

{§ 4. Методы организации социологического исследования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел II . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ }

{Глава 1. Социология труда }

{§ 1. «Экономический человек» }

{§ 2. «Технологический» человек }

{§ 3. «Биологический» человек }

{§ 4 «Социально-психологический» человек }

{§ 5. «Социально-политический» работник }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2 Социология города }

{§ 1. Современный город как объект социологии }

{§ 2. Население и трудовые ресурсы }

{§ 3. Благоприятная жизненная среда }

{§ 4. Управление городом }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология села }

{§ 1. Социальная характеристика современного состояния деревни }

{§ 2. Социальные эксперименты на селе и их последствия }

{§ 3. Социально-экономические и культурные проблемы села }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Экологическая социология }

{§ 1. Экологические проблемы современности и роль социологии в их познании }

{§ 2. Состояние экологического сознания }

{§ 3. Пути формирования экологической культуры }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Социальная инфраструктура }

{§ 1. Что такое социальная инфраструктура }

{§ 2. Основные объекты социальной инфраструктуры и их современное состояние }

{§ 3. Тенденции развития социальной инфраструктуры }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел III . СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА }

{Глава 1. Социальная структура }

{§ 1. Основные социально-экономические признаки стратификации и дифференциации }

{§ 2. Важные характеристики социальной дифференциации }

{§ 3. Социальная структура в условиях рыночных отношений }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Этносоциология }

{§ 1. Нации и этнические группы как объект социологии }

{§ 2. Национальные (этнические) аспекты общественных процессов }

{§ 3. Основные тенденции развития духовной жизни народов }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология семьи }

{§ 1. Сущность, структура и функции современной семьи }

{§ 2. Женщина и семья }

{§ 3 Дети, семья и социальное окружение }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Социология молодежи }

{§ 1. Возрастная стратификация }

{§ 2. Теории юношеского возраста }

{§ 3. Опыт кпассификации социальных проблем молодежи }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Отклоняющееся поведение }

{§ 1. Природа отклоняющегося поведения и опыт его изучения в социологии }

{§ 2. Основные группы отклоняющегося повеления }

{§ 3. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел IV . ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ }

{Глава 1. Политическая социализация }

{§ 1. Сущность и этапы политической социализации. }

{§ 2. Политическая культура }

{§ 3. Национальная идея и ее роль в политической социализации }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Человек и государство }

{§ 1. Типы и виды политической власти }

{§ 2. Формы и методы взаимодействия населения и государства }

{§ 3. Местное самоуправление }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология права }

{§ 1. Правовая информированность }

{§ 2. Правовая убежденность }

{§ 3. Правовая активность }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Общественные организации }

{§ 1. Партии }

{§ 2. Профсоюзы }

{§ 3. Молодежные организации }

{§ 4. Самодеятельные организации }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел V . СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ }

{Глава 1. Социология личности }

{§ 1. Понятие о социализации личности }

{§ 2. Социальный статус }

{§ 3. Ролевая теория личности }

{§ 4. Нормативные концепции личности }

{§ 5. Сознание, его возможности и ограниченияв процессе социализации личности }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Социология образования }

{§ 1. Предмет социологии образования }

{§ 2. Эффективность и качество образования }

{§ 3. Актуальные проблемы социологии образования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социология науки }

{§ 1. Наука и общество }

{§ 2. Социальные проблемы организации науки }

{§ 3. Социальный климат науки }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Социология культуры }

{§ 1. Культура как предмет социологического исследования }

{§ 2. Ценности как основная категория социологии культуры }

{§ 3. Эстетические параметры развития культуры }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Социология религии }

{§ 1. Религия как социальное явление }

{§ 2. Уровни социологического изучения религиозности }

{§ 3. Теория и практика секуляризации }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Раздел VI . СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ }

{Глава 1. Социальное предвидение }

{§ 1. Сущность социального предвидения }

{§ 2. Методы и требования к процессу социального предвидения }

{§ 3 Роль интуиции в социальном предвидении }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 2. Социальное прогнозирование }

{§ 1. Сущность социального прогнозирования }

{§ 2. Методы социального прогнозирования }

{§ 3 Эффективность социальных прогнозов }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 3. Социальное проектирование }

{§ 1. Сущность социального проектирования }

{§ 2. О методологии социального проектирования }

{§ 3. Методы и этапы проектирования }

{§ 4. Виды социального проектирования }

{§ 5. Действенность социального проектирования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 4. Социальное планирование }

{§ 1. Сущность социального планирования }

{§ 2. Уровни социального планирования }

{§ 3. Формы социального планирования }

{§ 4. Методы социального планирования }

{§ 5. Показатели социального развития }

{§ 6. Резервы социального планирования }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{Глава 5. Социальные технологии }

{§ 1. Что такое социальная технология? }

{§ 2. Формы, виды и этапы социальных технологий }

{§ 3. Технологическая культура }

{Литература }

{Темы для рефератов}

{Вопросы и задания для повторения}

{БИБЛИОГРАФИЯ }

{Учебники и учебные пособия}

{Словари, справочники}

{Раздел I СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА}

{Теория и методология}

{История социологии}

{МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ}

{Вопросы методологии, методики и организации социологических исследований}

{Анализ документов. Контент-анализ}

{Наблюдение }

{Опросы: анкетирование и интервьюирование }

{Другие методы}

{Выборка}

{Математические и статистические методы}

{Обработка, анализ и интерпретация результатов социологических исследований}

{Раздел II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ}

{Социология труда}

{Социология города }

{Социология села }

{Экологическая социология}

{Социальная инфраструктура }

{Демография}

{Раздел III СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА }

{Социальная структура }

{Социология наций }

{Социология семьи}

{Образ жизни}

{Социология молодежи}

{Отклоняющееся поведение}

{Раздел IV ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (общие проблемы) }

{Политическое сознание}

{Проблемы власти и государства}

{Общественные организации }

{Социология права}

{Международные отношение. Проблемы войны и мира }

{Раздел V СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ }

{Социология личности }

{Социология образования}

{Социология науки}

{Социология культуры}

{Социология религии}

{Социологические проблемы общественного мнения и средств массовой информаци}

{Раздел VI СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ }

{Общие проблемы теории и методологии}

{Социальное предвидение}

{Социальное прогнозирование}

{Социальное проектирование}

{Социальное планирование}

{Социальные технологии }

{Социология организации}

{Социальный эксперимент}

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология в России после трудного становления приобрела статус самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль выжила и продолжает развиваться.

 

Наиболее успешно шла разработка отдельных направлений социологического знания. Постепенно приобрели силу и получили признание исследования социологии труда, молодежи, семьи, культуры, образования и т.д. Их результаты, хотя нередко в урезанном виде, публиковались и становились достоянием науки и практики. Именно эта группа публикаций составляет основную часть печатной продукции, которую до недавнего времени связывали с понятием «прикладная социология».

 

Вторая группа публикаций по социологии начиная с 60-х годов – это работы по методологии, методике и технике социологических исследований, сыгравшие большую роль в повышении профессиональной культуры, подготовке и обучении молодых ученых, распространении социологических знаний.

 

Третьей группе – учебникам и учебным пособиям по социологии – «повезло» в наименьшей мере. Имеющиеся работы охватывали только часть проблем социологии: или освещали в основном методику и технику, или в самом широком плане рассматривали ее место среди других наук.

 

В настоящее время, когда социология стала преподаваться в каждом вузе, во многих средних специальных учебных заведениях, на первый план выдвигается подготовка учебников, в том числе и экспериментальных, опирающихся на все богатство социологического знания, упорядочивающих его и дающих возможность представить это знание в виде определенной логически законченной теории.

 

Учеными-исследователями, преподавателями проделана большая работа по созданию учебников и учебных пособий. По личной инициативе или инициативе отдельных кафедр и научных коллективов при поддержке международных и отечественных фондов вышли в свет работы, в которых в основном с позиций теоретической социологии рассматривались базовые основы науки. Кроме того, были подготовлены учебные пособия и учебники по отдельным отраслям социологического знания (см. приложение).

 

Что касается автора, то исходя из своей многолетней практики работы со студентами, и особенно студентами, для которых социология выступала в качестве общеобразовательной, но непрофилирующей дисциплины, он стремился на новой основе осмыслить имеющийся в отечественной и мировой литературе опыт и предложить читателю свое видение социологической теории.

 

Человек в обществе, а не общество для человека – суть авторской интерпретации социологии, которую он называет социологией жизни и которая ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа всей социальной жизни.

 

Принципиальной особенностью является трактовка объекта социологии как гражданского общества и предмета социологии как общественного сознания и поведения людей в конкретно-исторических условиях, ибо социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей.

 

Не менее важной принципиальной установкой автора является его убеждение в том, и это подтверждает история развития социологии, что все ее исследования так или иначе выходят за основные сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. И хотя отнесение отдельных направлений к той или иной сфере несколько условно, автор исходил из того, что является преобладающим при анализе данной проблемы. Именно поэтому все рассмотренные исследования соотнесены с экономическими, социальными, политическими и духовными процессами и отдельно описан механизм их регулирования в разделе «Социология управления», который имеет и самостоятельное значение и может быть применен в контексте каждой из сфер общественной жизни.

 

А открывается авторское изложение кратким анализом теоретических, методологических и методических проблем, которые при желании и необходимости могут быть развернуты, опираясь на исследования других авторов, в самостоятельные курсы.

 

За прошедшее с момента первого издания время автор во время обсуждений учебного пособия, в рецензиях и письмах получил ряд интересных предложений и замечаний, часть из которых он учел, особенно учебно-методического свойства. Вместе с тем в ряд глав были внесены значительные изменения, связанные с новой информацией, новым этапом жизни российского общества. Некоторые главы сняты, другие добавлены, третьи расширены. И все же некоторые темы остались за пределами учебного пособия – это проблемы демографии, геронтологии, социологии катастроф, здоровья, некоторые проблемы политики и духовной жизни, социологии международных отношений, которые могут быть при чтении курса добавлены, рассмотрены, обсуждены в студенческой аудитории, особенно если учитывать профессиональные интересы молодежи. Кстати, это касается отдельных разделов и глав, которые могут быть развернуты в самостоятельный учебный курс.

 

Автор счел необходимым дать подробную библиографию основных публикаций, чтобы каждый заинтересованный читатель мог получить дополнительную информацию и увидеть сложный, а нередко и противоречивый путь становления социологического знания.

 

При подготовке второго издания были использованы материалы В.Г.Алексеевой-Харчевой, Л.Г.Борисовой, М.К.Торшкова и Ф.Э.Шереги, В.Т.Лисовского, Ю.П.Ожегова, Вал.Н.Иванова. Научно-вспомогательная работа проведена Л.А.Орловой и З.И.Пейковой .

{Содержание}

{Вперед >>}

СОЦИОЛОГИЯ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Похожие:

Учебник ж. Т. Тощенко социология iconНовые поступления литературы в библиотеку Ургупс в мае 2009 года с социология
Кравченко, А. И. Социология [Текст] : учебник по дисциплине "Социология" для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим специальностям...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconБюллетень новых поступлений за январь года Общественные науки в целом. (Ббк 60) Волков, Юрий Григорьевич Социология: учебник для вузов/ Ю. Г. Волков
Социология: учебник для вузов/ Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. Москва: Дашков и К; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007. 383...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconИнформационный бюллетень новых поступлений литературы в библиотеку в декабре 2007 года
Зборовский, Г. Е. Общая социология [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / Г. Е....
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconПрограмма экзамена кандидатского минимума по специальности 22. 00. 08 Социология управления
Близкие социологические направления: социология организаций, социология менеджмента, социология трудовых отношений, социология бюрократии....
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconУсловия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология»
Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconДобреньков В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; мгу им. Ломоносова
Бельский В. Ю. Социология для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" /...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconДисциплина «Политическая социология» входит в базовую часть профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению «Социология».
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconПрограмма государственных аттестационных экзаменов по направлению 040100 «социология»
«Социология» и подтверждает квалификацию «Магистр «Социология социальных изменений» по итогам сдачи трех экзаменов («Философия»,...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconРабочая программа дисциплины Социология культуры
Б предметное содержание модуля тесно взаимосвязано с учебными курсами «Социология», «История социологии», «Социология гендера», «Социология...
Учебник ж. Т. Тощенко социология iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница