Конспект урока технологии 6 класс




Скачать 72.09 Kb.
НазваниеКонспект урока технологии 6 класс
Дата21.03.2013
Размер72.09 Kb.
ТипУрок
План – конспект урока технологии

6 класс

Раздел: Материаловедение.

Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».

Составила: Вишнякова Н.П.


Тема: «Натуральные волокна животного происхождения».


Тип урока: комбинированный


Цели урока:

Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу.


Воспитательная способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.


Развивающая способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить выделять главное, анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); способствовать формированию интереса учащихся к предмету.


Профориентационная обобщить знания учащихся о сферах трудовой деятельности и профессиях в процессе производства ткани, воспитывать уважение к работающему человеку.


Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

Кабинет трудового обучения; кабинет информатики.

Инструменты и приспособления: ножницы, клей, свеча, пинцет, огнеупорная чашка

мультимедиа установка, библиотека наглядных пособий «Технология».

  1. Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь;

- учебник;

- плакаты;

- информационные карты (ИФК):

1. образцы объектов труда;

2. коллекции материалов

3. образцы различных тканей.

- карточки задания;

- тесты.


Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся); Практические (упражнения по закреплению знаний, практическая работа )


Формы организации познавательной деятельности учащихся: дидактическая игра.


Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, тестирование, выполнение и анализ практической работы.


Ход урока.

  1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

2. Тема урока: «Натуральные волокна животного происхождения».

Сегодня на уроке я вас познакомлю с натуральными волокнами животного происхождения; вы научитесь различать волокна по своему составу и мы с вами проведём интеллектуальный марафон, который будет называться «В мире чудесных волокон».


  1. Повторение пройденного материала.

- Давайте вспомним, какие волокна мы изучали в пятом классе?

Ответ: Натуральные волокна растительного происхождения – хлопок и лён.

- На какие две группы делятся текстильные волокна?

Ответ: Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

- Назовите ассортимент хлопчатобумажных тканей и их применение?

Ответ: Ситец, сатин, бязь, байка, бумазея, батист, поплин, применяют для изготовления различных швейных изделий - детского, женского, мужского ассортимента, постельного белья.

- Как называют лён в России?

Ответ: Лён в России называют русским золотом – льняные ткани русские

купцы продавали даже в Индию.

- Для изготовления каких изделий применяют льняные ткани?

Ответ: Льняные ткани применяют для изготовления летней одежды, постельного белья, скатертей, салфеток, полотенец.



  1. Изложение нового материала.


С первых дней появления на свет человек сталкивался с различными тканями.

Из х/б ткани были сделаны ваши распашонки и пелёнки; в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяло красивой капроновой лентой и т.д.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбрать себе ткань для платья, костюма и т.д. Чтобы не ошибиться, вы должны знать состав ткани и её свойства.


Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить её, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волоконца называют прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи получают ткани.


Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены природой (шерстяные, шёлковые, хлопковые, льняные) и химические, которые получают в результате химических процессов.


Сегодня мы с вами изучим натуральные волокна животного происхождения – шерстяные и шёлковые. Ткани из этих волокон положительно влияют на здоровье человека.

Шерсть – это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов. Основную массу шерсти дают овцы (95%). Шерстяной покров снимают ножницами или машинками. Длина шерстяных волокон от 2 до 4,5 см. Состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Записать в тетради: Сплошной пласт при стрижке овец (руно).


Виды шерстяных волокон – это волос и шерсть, оно длинные и прямые, и пух – он более мягкий и извитый.


Перед отправлением на текстильные фабрики шерсть подвергают первичной обработке: сортируют, то есть подбирают волокна по качеству; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; промывают горячей водой с мылом и содой; сушат в сушильных машинах. Затем изготавливают пряжу, а из неё ткани, которые красят в различные цвета и наносят различные рисунки.


Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е хорошо впитывают в себя влагу, упругие ( изделия мало мнутся), стойкие к воздействию солнца.

Некоторым недостатком шерстяных тканей является их пылеёмкость, т.е способность ткани воспринимать пыль и другие загрязнения.


Во время горения волокно шерсти спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только в пламени.


Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани.

В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, трико, габардин и кашемир.


Натуральный шёлк – это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд относится к ночным бабочкам. Когда гусенице приходит время превратится в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя нить, прикрепляет её к сухой ветке и сплетает из этой нити себе гнездышко, который называется - кокон. Шёлковая нить уложена в коконе в 40-50 слоёв.

Шёлковая коконная нить состоит из двух шелковинок склеенных между собой особым веществом – серицином.


Четыре стадии развития шелкопряда – яичко, гусеница, куколка, бабочка.


Собирают коконы со дня завивки на 8-9 день и отправляют на первичную обработку. Цель первичной обработки – размотать коконную нить длина которой 600-900 метров. и соединить нити нескольких коконов одновременно в одну нить. Такую нить называют шёлком – сырцом. На текстильных фабриках из шёлка – сырца получают ткань.

Шелк стали изготавливать в Китае ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, история знает Великий Китайский шёлковый путь. Об этом свидетельствует современное название одной из шелковых тканей  “крепдешин”, которое переводится как “ткань, сделанная в Китае”, (креп – шероховатая ткань из крученых нитей; шин – Китай.) Получению шёлка в России положил начало Пётр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка».


Шёлковые волокна имеют следующие свойства: обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам, чем другие натуральные волокна, упругие (изделия мало мнутся).


Во время горения волокно шёлка спекается, образовавшийся спёкшийся шарик легко растирается пальцами, распространяется запах жжёного пера, горит только в пламени.


Из волокон натурального шёлка изготавливают платьевые, блузочные ткани, а также платки и хирургические нити.


В продажу шёлковые ткани поступают под такими названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон.


Изделия из натурального шёлка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам – так же, как и все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка и льна.



  1. Практическая работа № 1 «Распознавание волокон шерсти и натурального шёлка». (Учебник, с. 10, таб 1.). На каждой парте приложение № 1.

Вводный инструктаж учителя:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

Учащиеся повторяют технику безопасности.

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

Согласно плану практической работы учащиеся выполняют работу, но перед этим учитель проводит инструктаж – как правильно поджечь волокно.

Учащиеся в группах выполняют практическую работу (20 мин), затем группы обмениваются работами и все вместе обсуждают правильность выполнения задания.


Закрепление изученного материала.

- Какие волокна относятся к натуральным?

- На какие две группы делятся натуральные волокна?

- Перечислите животных из шерсти которых можно получить волокно?

- Что называют шерстью?

- Как называют сплошной пласт при стрижке овец (руно).

- Назовите отрицательное свойство шерстяных тканей. ( пылеёмкость).

- Как горит чистошерстяное волокно?

- Что называют натуральным шёлком?

- Назовите четыре стадии развития шелкопряда.

- Что называют шёлковым клеем? (серицин)

- Какова цель первичной обработки шёлка? (получение шёлка-сырца)


6.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Я вам перечислила основные свойства волокон, но существуют и основные свойства тканей, к ним относятся: механические, физические и технологические.

Домашнее задание: параграф №3 внимательно прочитать и выписать к каждой основной группе свойств принадлежащие им свойства.


7.Уборка рабочих мест.

Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции


8. Подведение итогов урока учителем:

- сообщение учителя о достижении целей урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

- сообщение о теме следующего урока: «На следующем уроке мы с вами научимся определять лицевую и изнаночную стороны тканей и узнаем много нового о переплетениях ».


- Вы все сегодня работали хорошо, и я надеюсь, что тот материал, те знания которые вы получили сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.


- Благодарю за урок! До встречи!

Похожие:

Конспект урока технологии 6 класс iconПлан-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс
План-конспект урока по физике 7 класс. Учебник Физика. 7 класс. Перышкин А. В., Родина Н. А. М.: Просвещение, 1989
Конспект урока технологии 6 класс iconПлан-конспект урока компьютерные вирусы. Антивирусные программы
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии 8 класс Бином. Лаборатория Знаний
Конспект урока технологии 6 класс iconПлан конспект урока по технологии 5 класс
М. В. У.: Беседа, рассказ – объяснение. Демонстрация приемов выполнения работ. Инструктажи: вводный; текущий; заключительный. Практическая...
Конспект урока технологии 6 класс iconКонспект урока по технологии 10 класс
Показать, что нтр – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части
Конспект урока технологии 6 класс iconУрок "Белки" План конспект урока «Белки»
...
Конспект урока технологии 6 класс iconКонспект урока по окружающему миру 4 класс Тема: Кровь. Кровеносная система (из раздела «Организм человека») Дидактическая
...
Конспект урока технологии 6 класс iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий икт
...
Конспект урока технологии 6 класс iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления
Конспект урока технологии 6 класс iconКонспект урока по технологии 5 класс «Технология ведения дома. Интерьер кухни, столовой»
Для достижения цели и решения поставленных задач данный урок проводится в мастерской с использованием мультимедийной установки. В...
Конспект урока технологии 6 класс iconПлан-конспект открытого урока учителя технологии средней школы №1 Ханбикова И. Ф
Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница