Тема занятия: “Что такое характер”




Скачать 87.67 Kb.
НазваниеТема занятия: “Что такое характер”
Дата21.03.2013
Размер87.67 Kb.
ТипДокументы
Групповая деятельность социального педагога

Тема занятия: “Что такое характер”

Цели:

    • знакомство с понятием “характер”;

    • анализ способов формирования характера;

    • знакомство с профессиями плотника, слесаря-механика, швеи, повара;

    • формирование положительных черт характера, волевого управления и нравственного начала личности.

Продолжительность: 1 урок

Оборудование: доска, парты, стулья, бумага, карандаши или ручки, предметные картинки, бланки “Помогают – мешают” для индивидуальной работы, плакаты с пословицами “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”, “Познай самого себя”, памятки “Как формировать свой характер”.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

  1. Приветствие “Назови по имени + положительное качество”.

(Группа стоит в кругу. По цепочке, обращаясь к соседу слева, с улыбкой, глядя в глаза, называется имя и положительное качество именно этого человека. Например: “Таня, ты замечательная. Спасибо”).

  1. Упражнение “Шкала настроения”.

(Оценивается настроение в данное время по пятибалльной шкале: 0 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – так себе, 3 – лучше, 4 – хорошо, 5 – отлично).

  1. Упражнение “Стряхни”.

Снятие эмоционального напряжения, негативных эмоций.

(Инструкция: Все видели, как встряхивается мокрая собака. На минуточку представьте себя этой собакой. Встряхните головой, руками, всем телом. Почувствуйте себя легко и спокойно.)

II. Основная часть.

  1. Постановка цели занятия:

- Сегодня познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера, продолжим знакомство с профессиями.

  • Новая тема:

– Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя” (зачитывается запись на доске).

У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово “характер” означает “чеканка”, “печать”. В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но окружающим.

а) Задание №1 (работа в группе).

Задание: выдели положительные и отрицательные черты характера.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость. (Обсуждение качеств, выделение положительных и отрицательных.)

Беседа: - Каких качеств больше представлено? (Положительных).

– Как вы думаете, почему? (Хочется, чтобы у всех у нас положительных качеств было больше).

б) Задание №2 (индивидуальное).

Запиши в один столбик свои черты характера, которые помогают в жизни, а в другую – те, которые мешают.

Помогают:                   Мешают:

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

- Какой столбик оказался больше? (Ответы ребят).

в) Работа с пословицей:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу” (записана на доске). Предлагается для обсуждения памятка, которая дарится по окончании занятия.

Памятка:

Как формировать свой характер

Восточная пословица гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что сформировавшись, становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?

У тебя уже есть список черт характера, которые мешают тебе жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.

Тренинг “Одни в лесу “

  • Представьте, что вы отправились в путешествие по Алтайскому краю, в самые дальние его уголки. Наш край большой. Есть в нем и степи, и горы, и леса. Путешествовать вы будете на нашем школьном автобусе.

Итак, в путь. Дорога лежит через лес. Случилось так, что налетел сильный ветер, закружил листву, поднял пыль. Но автобус продолжает путь. Вдруг мотор заглох и автобус остановился. К этому времени ветер стих. Вы огляделись и увидели, что дороги нет, а со всех сторон окружает лес. Водитель осмотрел автобус и сообщил, что произошла серьезная поломка двигателя. И что на ремонт понадобится не меньше двух недель.

  • Что делать? (Ответы ребят)

  • Оказалось, что неподалеку находится старый заброшенный полуразвалившийся охотничий домик. А в автобусе – ящик с инструментами.

  • Нужно: отремонтировать жилье, сварить еду, сшить навес для автобуса, помочь с ремонтом автобуса.

  • Кто чем займется? (Выбор ребят, деление на группы)

  • Для этого надо выбрать подходящие вещи и инструменты и рассказать, что и чем вы будете делать (предлагаются предметные картинки с изображением инструментов: нитки, иголки, ножницы, кусок ткани, соль, крупа, масло, котелок, нож, хлеб, ложки, ведро с водой, масло, отвертка, гаечные ключи, напильники, топор, молоток, гвозди).

Рассказы ребят.

Беседа:

  • Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются похожими работами? (Повар, плотник, слесарь-механик, швея)

  • Какими качествами они должны обладать? (Ответы детей)

  • Что нужно делать, чтобы эти качества проявились? (Ответы детей)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

  • Что понравилось на занятии?

  • В чем вам помогло сегодняшнее занятие?

  1. Упражнение “Шкала настроения”.

  2. Упражнение “Пожелание”.



Игра "Кто кого" (на тему "Человек и его пороки")


Цели: пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.

В игре участвуют несколько команд из одного или из разных классов. В качестве ведущих выступают социальный педагог, классные руководители или родители.

Предварительная подготовка: изготовить транспарант к заданию “Пороки и достоинства”, карточки с вопросами и ответами к заданию “Экзамен со шпаргалкой”, каждой команде нарисовать 2 – 3 плаката по теме.

Задание “Объясни название игры”


Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Глубокоуважаемое жюри! Приветствую вас – участников и болельщиков нашей увлекательной, но не развлекательной, а серьезной и воспитательной игры. Предлагаю вам сразу заработать 2 очка для своей команды, если сможете объяснить название игры. Есть мнения? (“Кто кого?” обозначает не только то, что состязаются несколько команд, и одна должна победить другую. Главное заключается в том, что каждый человек всю жизнь борется с пороками, чужими и собственными, и оттого, как ему это удается, зависит его судьба. В обществе злые, порочные люди всегда противостоят добрым, и борьба между ними порой определяет жизнь целых народов).

Учащиеся обсуждают вопрос, дают свои варианты ответов.

Ведущий. Молодцы! Вы успешно справились с первым заданием и поняли смысл игры. Предоставляю слово жюри для объявления оценок.

Задание “Пороки и достоинства”


Ведущий. Чтобы перейти к следующему заданию, нам нужно выяснить, что такое пороки. Кто сможет растолковать это понятие, заработает для своей команды 1 очко. (Согласно толковому словарю С. Ожегова, “порок – тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство”.) Человек – если он Человек с большой буквы – должен уметь противопоставлять дурным качествам, мыслям и делам свои достоинства. Я предлагаю вам, ребята, сейчас сделать это на бумаге. Капитаны команд получают листки, на которых перечислены пороки, а слова-антиподы для них участники игры придумывают и вписывают в соседнюю колонку.

Пример:

  1. Курение – воля.

  2. Пьянство – …

  3. Лень – …

  4. Наркомания – …

  5. Лживость – …

  6. Трусость – …

  7. Подлость – …

  8. Воровство – …

  9. Грубость – …

  10. Жадность – …

  11. Высокомерие – …

  12. Распущенность – …

По указанному образцу выполнен большой транспарант, который используется в оформлении зала. С его помощью участвовать в обсуждении и помогать командам могут их болельщики. Задание выполняется в течение двух минут (пока звучит музыка), затем листки передаются жюри. Максимальная оценка конкурса – 4 очка.

Задание “Экзамен со шпаргалкой”


В конкурсе участвуют по три представителя от каждой команды (капитан и два помощника). Они занимают места за столами, на которых разложены карточки с ответами на вопросы (шпаргалки). Капитаны берут билеты со стола жюри по очереди, громко читают вопрос, а их помощники за три секунды должны найти шпаргалку и дать ответ. Если они не успевают, то права ответа получает другая команда. За верный ответ присуждается 1 очко.

Вопросы и ответы для этого задания подбираются с помощью пособий и распечатываются на отдельных карточках. Приведем некоторые примеры таких карточек.

  1. Какое вещество арабские алхимики назвали “величайшим обманщиком”? (Этиловый спирт (аль-кохоль) в переводе с арабского означает “нечто воздушное, эфирное” из-за того, что сначала, после его принятия, поднимается настроение, а затем наступает тяжелое отравление.)

  2. Какое вещество самое опасное в табаке? (Радиоактивный полоний-210. Он постоянно облучает курильщика и окружающих: 300 сигарет – доза радиации, равная по воздействию ежедневному посещению рентгеновского кабинета в течение года.)

  3. Что может купить на деньги, которые прокуривает курильщик в год? (Если выкуривать в день пачку сигарет, которая стоит, в среднем, 20 рублей, то за год на 7300 рублей можно купить сотовый телефон, телевизор и т.п.)

  4. Когда Россия впервые познакомилась с табаком и что делали с курильщиками при царе Михаиле Федоровиче Романове? (Табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году. Курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос или уши.)

  5. Капля никотина убивает лошадь. Чьим именем назвали вещество “никотин”? (Посол Франции в Испании Жак Нико впервые привез табак во Францию. Никотин открыли в 1828 году).

  6. Кто из русских царей первым начал курить? (Петр I, вернувшись из Голландии в 1696 г., он разрешил частную торговлю табаком в России).

Задание “Умей сказать “НЕТ!””


Ведущий. Это состязание, друзья, самое серьезное и самое важное. Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в обжорство, а удовольствие от бокала шампанского – в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека - вовремя остановиться, сказать себе и другим: “Нет!” Наше задание так и называется, а условия конкурса просты. Игрок одной команды будет соблазнять кого-нибудь из другой команды курением, выпивкой или наркотиками. Задача первого уговорить, а второго – отказаться. “Соблазнитель” и “соблазняемый” должны не просто повторять одни и те же слова и отнекиваться, а приводить аргументы в свою пользу. Чем разнообразнее и весомее будут доводы, чем богаче речь, чем артистичнее участники, тем интереснее и зрелищнее окажется конкурс. Начать его и показать пример могут классные руководители или родители. Проигрывает тот, кто замешкается и не найдет убедительного довода или отговорки.

Победитель получает 3 очка, а побежденный – 2.

Конкурс плакатов


Пропагандистские плакаты на тему борьбы с пороками изготовлены командами заранее и используются в оформлении зала (2 – 3 плаката от каждой команды). Жюри дает им оценку и начисляет очки. Жюри подводит итоги конкурсов, определяет победителя. Команде-победительнице вручается диплом. Можно вручить медали всем участникам команды с надписью: “Победителю в борьбе с пороками” или призы.

Ведущий. Несмотря на результат и на то, что сегодня кто-то выиграл в нашем состязании, а кто-то оказался побежденным, я выражаю уверенность, что в жизни, друзья, вы все будете победителями. Надеюсь, что у каждого из вас хватит силы воли и желания сказать: “Нет!” своим порокам. В заключение предоставляю слово агитбригаде.

На сцену выходит агитбригада и декламирует.

Стихотворение “Я – человек…”

Запомни – человек не слаб.
Рожден свободным.
Он не раб.
Сегодня вечером,
Как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
"Я выбрал сам дорогу к свету,
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек!
Я должен сильным быть!"

Похожие:

Тема занятия: “Что такое характер” iconСкажите, что такое анализ и что такое система?
Этот вопрос? Сейчас не требуется математического или академического определения системы. Вы все знаете, что есть система образования,...
Тема занятия: “Что такое характер” iconЧто такое «тело» ичто такое «телесность»?
Что такое «тело» и что такое «телесность»? Определение основных значений понятий «тело». Разделение тела на «внутрен
Тема занятия: “Что такое характер” iconКонспект занятия элективного курса "От слова к тексту" по русскому языку в 9 классе
Поэтому мною было разработано данное занятие. Задания занятия носят творческий характер, заставляют учеников нестандартно и самостоятельно...
Тема занятия: “Что такое характер” iconТема исследования
Что такое кристалл?
Тема занятия: “Что такое характер” iconТема занятия
Тема занятия: Модуль величины. Графики выражений, содержащих модуль. Уравнения и неравенства с параметром. 11Д класс (физико-математический...
Тема занятия: “Что такое характер” iconПо аллеям гидросада М. Д. Махлин 1984
Что такое сад – понятно каждому. Что такое гидро – известно тоже: вода. Но вместе – гидросад?!
Тема занятия: “Что такое характер” icon-
Григорий Петрович Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти уже 50 лет. Что это за люди? Что такое "Комплекс...
Тема занятия: “Что такое характер” iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Деловые коммуникации: что это такое Тема 2
Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс,...
Тема занятия: “Что такое характер” iconКонспект лекций мггу им. М. А. Шолохова Москва 2008 содержание тема 1 Деловые коммуникации: что это такое Тема 2
Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс,...
Тема занятия: “Что такое характер” iconЧто такое иудеохристианство?
Существует ли вообще такое явление или это миф? Я всю жизнь вокруг этой темы и думал, и действовал. Не взыщите, если что-нибудь будет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница