Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология»




Скачать 199.99 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология»
Дата20.03.2013
Размер199.99 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Общеуниверситетская Кафедра публичной политики


Программа дисциплины

Теория игр и основы управления коллективным поведением




для направления 030200.68«Политология» подготовки магистра

для магистерской программы «Политический анализ и публичная политика» по специализациям «Политический анализ и публичная политика» и «Права человека и демократическое управление»


Авторы программы:

Демешев Б.Б. boris.demeshev@gmail.com

Козлов В.А. vakozlov@hse.ru


Одобрена на заседании общеуниверситетской кафедры публичной политики
«15» декабря 2011г.

Зав. Кафедрой Н.Ю.Беляева


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030200.68 «Политология», обучающихся по магистерской программе «Политический анализ и публичная политика» по специализации «Политический анализ и публичная политика» изучающих дисциплину «Аналитические центры как субъекты политики».

Программа разработана в соответствии с:

  1. Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030200.68 «Политология» (уровень подготовки – магистр);

  2. Образовательной программой «Политический анализ и публичная политика» по направлению подготовки 030200.68 «Политология» (уровень подготовки – магистр)

  3. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030200.68 «Политология» (уровень подготовки – магистр), Магистерской программы «Политический анализ и публичная политика», специализаций «Политический анализ и публична политика», «Права человека и демократическое управление», утвержденным в 2011г.




  1. Цели освоения дисциплины

    Предоставление студентам знаний по основам теории игр, теории вероятностей и основам теории коллективных действий, необходимые для самостоятельного анализа стратегий и действий политических акторов с точки зрения позиции рационального индивида.

    Знакомство студентов с основными методами анализа стратегического поведения субъектов, которое учитывает возможные последствия решений всех взаимодействующих сторон.

    Формирование у студентов представления о случайных величинах и событиях.



  2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать базовые понятия и концепции теории игр, теории вероятностей и теории коллективных действий.

  • Уметь разбираться в основных особенностях, характерные для процесса коллективного и индивидуального принятия решений, и последствия коллективных решений для интересов отдельного индивида и общества в целом; рассчитывать вероятности наступления событий; осуществлять простые расчеты в рамках игрового моделирования ситуаций.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) политического анализа с точки зрения предпосылок рациональности индивидов и наличия случайных событий.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; способен к активной социальной мобильности

ИК-2

Владеет навыками презентации результатов собственных исследований на русском и английском языках

Презентации результатов домашнего задания, эссе и самостоятельной работы

способность применять знания о современных методах исследования, интерпретировать результаты исследований и профессионально их представлять с соблюдением правил профессиональной этики

ИК-9

Использует разнообразные методы и методики оценки влияния применительно к анализу субъектности политических акторов; интерпретирует и оценивает влияние политических акторов на политический процесс

Разбор и обсуждение кейсов, результатов домашнего задания и самостоятельной работы

способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию

ИК-10

Распознает различные источники и виды информации, критически использует информация из разных источников, обосновывает выводы своих исследований на основе данной информации

Разбор и обсуждение кейсов, результатов домашнего задания и самостоятельной работы

способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы

ИК-11

Владеет навыками презентации и доклада по результатам выполненной работы

Презентации результатов домашнего задания, эссе и самостоятельной работы

способность использовать полученные знания и навыки в исследованиях политических систем, институтов и процессов, политических субъектов и их взаимодействий на разных уровнях организации общества, в изучении сферы публичной политики, политического управления и контроля, политического и гражданского участия, прав человека

ПК-1

Дает определения публичной политики, субъектов публичной политики, аналитических центров как субъектов публичной политики, использует субъектно-ориентированный подход к анализу публичной сферы, применяет методику анализа публичной политики, распознает различные типы политических акторов и аналитических центров, оценивает их влияние и вклад в публичную политику

Презентации результатов домашнего задания, эссе и самостоятельной работы

способность использовать современные методы обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профилем магистерской программы) для решения научных и практических задач

ПК-4

Владеет современными методами обработки и анализа данных применительно к задачам оценки влияния политических акторов

Разбор и обсуждение кейсов, результатов домашнего задания и самостоятельной работы

способность извлекать информацию и эффективно усваивать знания из академического общения, научной и/или публичной дискуссии, с использованием современных средств коммуникации

ПК-17

Демонстрирует навыки коммуникации с использованием современных средств коммуникации

Лекции и семинары с приглашение представителей российских и зарубежных аналитических сообществ (в т.ч. в режиме Интернет конференций)

способность осуществлять самостоятельную подготовку обобщающих аналитических материалов (обзоров, записок, докладов, отчетов, рекомендаций и др.) и предложений для лиц, принимающих решения в политической сфере

ПК-18

Владеет навыками подготовки аналитических продуктов

Разбор и обсуждение примеров аналитических продуктов, результатов домашнего задания и самостоятельной работы



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к адаптационному циклу дисциплин.

Для специализаций «Политический анализ и публичная политика» и «Права человека и демократическое управление» настоящая дисциплина является обязательной.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть курсом математики в объёме школьной программы.

  1. Тематический план учебной дисциплины







Тема

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Семинары

1

Введение в теорию игр. Игры в нормальной форме.

4

 

3

8

2

Доминирование. Равновесие Нэша

4




4

12

3

Смешанные стратегии

4




4

10

4

Динамические игры с полной информацией. Игры в развернутой форме.

4




4

14

5

Динамические игры с полной информацией. Повторяющиеся игры

4




3

12

6

Политическое позиционирование

4




3

14

7

Введение в теорию вероятностей. Событие и случайная величина, вероятность и мат. ожидание.

6




4




8

Классический подход к вероятности события

6




4




9

Решение задач с помощью дерева событий

6




4




10

Условная вероятность

6




4




11

Теория коллективных действий М. Олсона и теория критической массы

4




4

14

12

Взаимодействие в социальных сетях. Эффект порога

4




3

12

13

Основы теории социального капитала

4




4

12

 

ИТОГО

60



48

108



  1. Формы контроля знаний студентов



    Тип контроля

    Форма контроля

    Кафедра

    Параметры **




    1

    2




    Текущий

    (неделя)

    Эссе

    8




    Описание конкретной ситуации в терминах теории игр

    Домашнее задание




    5

    Решение задач

    Итоговый

    Зачет




    9

    Теоретические вопросы и задачи



    1. Критерии оценки знаний, навыков

Оценка складывается из результатов выполнения домашних работ и финальной письменной итоговой работы.

В рамках эссе предполагается описание кейса в области принятия решений с использованием аппарата теории игр

В формате домашнего задания - решить 3 задачи: 1) задача простые вероятности (дерево), 2) задача на условные вероятности; 3) задача на мат ожидание.

В конце курса проводится итоговый контроль (зачет) в виде теста с решением задач и ответами на теоретические вопросы (выполнение 90 минут).



  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Введение в теорию игр. Игры в нормальной форме.

Стратегические и нестратегические взаимодействия. Формальные определения теории игр. Определение игры в нормальной форме. Примеры игр в нормальной форме.


Основная литература:

  1. А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  2. E. Rasmusen Games and Information, fourth edition. An Introduction to Game Theory http://www.rasmusen.org/GI/download.htm



Дополнительная литература:

  1. Dixit A., Nalebuff B. The art of strategy. New York: W.W. Norton & Company, 2008. Introduction, Chapter 1.



Тема 2. Доминирование. Равновесие Нэша

Доминирование (сильное и слабое). Последовательное удаление доминируемых стратегий. Равновесие в доминирующих стратегиях. Равновесие Нэша. Равновесие Нэша и доминирование. Анализ реальных ситуаций: координационные игры, несуществование равновесия в игре «контролер», проблема производства общественных благ. Фокальные точки.


Основная литература:

  1. А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  2. E. Rasmusen Games and Information, fourth edition. An Introduction to Game Theory http://www.rasmusen.org/GI/download.htm



Дополнительная литература:

  1. В.И. Данилов. Лекции по теории игр. Препринт РЭШ, 2002. Лекции 7, 8.



Тема 3. Смешанные стратегии

Проблема несуществования равновесия в чистых стратегиях. Смешанные стратегии. Равновесие по Нэшу в смешанных стратегиях (игра «Welfare»). Интерпретация смешанных стратегий и равновесия. Кривые реакции. Дуополия Курно.


Основная литература:

  1. А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  2. E. Rasmusen Games and Information, fourth edition. An Introduction to Game Theory http://www.rasmusen.org/GI/download.htm



Дополнительная литература:

  1. Dixit A., Nalebuff B. The art of strategy. New York: W.W. Norton & Company, 2008. Chapter 5.

  2. Открытый видеокурс лекций по теории игр профессора Бена Полака (Йельский университет): Lecture 9 - Mixed strategies in theory and tennis: http://oyc.yale.edu/economics/game-theory/contents/sessions/session-9-mixed-strategies-in-theory-and-tennis



Тема 4. Динамические игры с полной информацией. Игры в развернутой форме.

Дерево игр. Информационные множества и стратегии в динамической игре. Запись игры в нормальной форме в развернутой форме. Теорема Цермело-Куна и метод обратной индукции. Примеры решения игр с использованием обратной индукции. «Патологические игры». Совершенство по подыграм.


Основная литература:

  1. А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  2. E. Rasmusen Games and Information, fourth edition. An Introduction to Game Theory http://www.rasmusen.org/GI/download.htm



Дополнительная литература:

  1. Schelling T. Arms and Influence. New Haven: Yale University Press, 2009.


Тема 5. Динамические игры с полной информацией. Игры в развернутой форме. Повторяющиеся стратегические взаимодействия

Повторяющиеся игры. Стратегии в повторяющихся играх. Конечные и бесконечные повторяющиеся игры. «Народная теорема». Репутационная игра.


Основная литература:

  1. А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  2. E. Rasmusen Games and Information, fourth edition. An Introduction to Game Theory http://www.rasmusen.org/GI/download.htm



Дополнительная литература:

  1. Открытый видеокурс лекций по теории игр профессора Бена Полака (Йельский университет): Lecture 21 - Backward induction: reputation and duels http://oyc.yale.edu/economics/game-theory/contents/sessions/session-21-repeated-games-cooperation-vs.-the-end

Lecture 22 - Repeated games: cheating, punishment, and outsourcing http://oyc.yale.edu/economics/game-theory/contents/sessions/session-22-repeated-games-cheating-punishment-and


Тема 6. Политическое позиционирование

Медианный избиратель; идеальная точка медианного избирателя. Конкуренция по Даунсу. Обсуждение политических платформ на выборах.


Основная литература:

  1. А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

  2. Downs, Anthony. An Economic Theory of Democracy. New York: Harper and Row, 1957.




  1. Дополнительная литература: Gehlbach S. Formal Models of Domestic Politics. Paragraph 1.1: The Hotelling-Downs model. http://users.polisci.wisc.edu/gehlbach/documents/Chapter%201.pdf


Тема 7. Введение в теорию вероятностей. Событие и случайная величина, вероятность и мат. ожидание.

Основные операция с событиями, свойства вероятности и математического ожидания


Основная литература:

  1. Dekking, F.M., Kraaikamp, C., Lopuhaä, H.P., Meester, L.E. A Modern Introduction to Probability and Statistics: Understanding Why and How. Springer, 2005.

  2. Richard Isaac The Pleasures of Probability.



Тема 8. Классический подход к вероятности события

Вероятность как отношения количества благоприятных вариантов к общему количеству вариантов.


Основная литература:

  1. Dekking, F.M., Kraaikamp, C., Lopuhaä, H.P., Meester, L.E. A Modern Introduction to Probability and Statistics: Understanding Why and How. Springer, 2005.

  2. Richard Isaac The Pleasures of Probability.


Тема 9. Решение задач с помощью дерева событий

Дерево возможных событий, правило перемножения вероятностей


Основная литература:

  1. Dekking, F.M., Kraaikamp, C., Lopuhaä, H.P., Meester, L.E. A Modern Introduction to Probability and Statistics: Understanding Why and How. Springer, 2005.

  2. Richard Isaac The Pleasures of Probability.


Тема 10. Условная вероятность

Определение условной вероятности, свойства условной вероятности.


Основная литература:

  1. Dekking, F.M., Kraaikamp, C., Lopuhaä, H.P., Meester, L.E. A Modern Introduction to Probability and Statistics: Understanding Why and How. Springer, 2005.

  2. Richard Isaac The Pleasures of Probability.


Тема 11. Теория коллективных действий М. Олсона и теория критической массы

Проблема безбилетника. Коалиции и группы специальных интересов. Малые группы специальных интересов. Селективные стимулы. Гомогенность и гетерогенность группы.


Основная литература:

  1. Olson, Mancur The logic of collective actions, Cambridge Harvard University Press, 1965.

  2. Oliver, Pamela , Gerald Marwell, and Ruy Teixeira 1985 `A theory of critical mass: Interdependence, group heterogeneity, and the production of collective action'. American Journal of Sociology 91: 522-556.


Тема 12. Взаимодействие в социальных сетях. Эффект порога

Основные определения и концепции социальных сетей. Ограниченная рациональность индивида. Порог участия индивида в коллективных действиях. Экспериментальное подтверждение эффекта порога.


Основная литература:

  1. Oliver, Pamela , Gerald Marwell, and Ralph Prahl Social Networks and Collective Action: A Theory of the Critical Mass. III.



Тема 13. Основы теории общественного капитала

Понятие и составляющие общественного капитала. Экспериментальное подтверждение теории. Влияние общественного капитала на макроэкономические показатели


Основная литература:

1. Axelrod, Robert 1984 The evolution of cooperation. New York: Basic Books.



  1. Образовательные технологии

    Курс читается в виде лекций с разбором конкретных ситуаций и решением задач. Ситуации и задачи приближены к реальным проблемам, которые приходится решать политическим акторам. Предполагается активное обсуждение ситуаций. В разделе по теории коллективных действий предполагается анализ конкретных политических решений.



  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
    1. Тематика заданий текущего контроля


Для эссе

1. Описать в формальных понятиях и терминах теории игр реальные ситуации стратегического взаимодействия. Составить и рассмотреть равновесия в формальной игре на основе реальных данных, обосновать использование приведенных стратегий и выигрышей.

Работа на семинарах

  1. Описать организацию реальных коллективных действий, выявив основные заинтересованные стороны, причины организации действий и последствия для заинтересованных сторон. Рассмотреть альтернативные варианты организации коллективного действия.

Для домашней работы

  1. Описать с точки зрения условных вероятностей реальную ситуацию, выявить ошибки, возникающие при интуитивном толковании ситуации. Решить задачи на закрепление материала




    1. Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины

  1. Составить формальную игру по описанию реальной ситуации.

  2. Найти равновесия по Нэшу в игре в нормальной форме (в чистых стратегиях и смешанных стратегиях).

  3. Найти равновесия по Нэшу в игре в динамической игре.

  4. Найти вероятность события в рамках классического подхода к вероятности

  5. Посчитать среднее значение случайной величины

  6. Найти условную вероятность события

  7. Рассмотреть основные различия теорий М. Олсона и критической массы.

  8. Основные определения и примеры социальных сетей.

  9. Привести конкретные примеры кооперативных взаимодействий.




  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Алгоритм формирования оценки таков:

• вес оценки за эссе – W = 0,25

• вес оценки за домашнее задание – W = 0,25

• вес итоговой работы – W = 0,5


Oтекущая оценка = 0,5*Oэссе+ 0,25*Oтест

Результирующая оценка в форме зачета (О рез) выставляется в результате расчета средневзвешенной оценки за итоговую контрольную работу и текущей оценки:

О рез = 0,5*Oконтрольная работа + 0,5*Oтекущая оценка



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

E. Rasmusen Games and Information, fourth edition. An Introduction to Game Theory http://www.rasmusen.org/GI/download.htm


Dekking, F.M., Kraaikamp, C., Lopuhaä, H.P., Meester, L.E. A Modern Introduction to Probability and Statistics: Understanding Why and How. Springer, 2005.


    1. Основная литература


А.В. Захаров Теория игр в общественных науках. Препринт. 2011. www.polit-econ.ru/zakharov/teaching/game_theory.pdf

Richard Isaac The Pleasures of Probability.

Olson, Mancur The logic of collective actions, Cambridge Harvard University Press, 1965.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    Для проведения лекций в рамках данного курса необходимо предоставить ноутбук и проектор, другая аппаратура не требуется.






Похожие:

Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология политических исследований для 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 «Политология»...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Национальная идентичность» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины Введение в коммуникативистику  для направления подготовки 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Культура и политика» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Аудит политической системы Российской Федерации» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Экономика» для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины Политическая социология для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины Теория игр и основы управления коллективным поведением  для направления 030200. 68«Политология» iconПрограмма дисциплины «Политический менеджмент»  для направления 030200. 62 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница