Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения




НазваниеВлияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
страница1/10
Дата20.03.2013
Размер1.72 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озерского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида № 43»


Влияние дидактических игр на формирование

элементарных математических представлений у детей

дошкольного возраста с нарушением зрения


Квалификационная работа


Воспитателя

I квалификационной категории

Куликовой

Светланы Вячеславовны


2008г.


Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме…………..………...7

1.2. Содержание методов и форм работы по формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ………………33

1.3. Особенности содержания работы по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением зрения…………………62

1.4. Использование дидактических игр как средства обучения математике……………………………………………………………………………66

Глава 2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………….............78

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………….……………………………….……………….78

2.2. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр……………………………………………………..84

2.3. Итоговые показатели опытно-экспериментальной работы по формирование

элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в д/с №48 г. Озерск ….……………………………………………………………….92

Заключение…………………………………………………………………………….....96

Список литературы……………………………………………………………………....98

Приложения…………………………………………………………………………….102


Введение


Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребенок в первые годы. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен по­знанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведан­ное; становится близким и понятным ранее недоступное.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит от­вет, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы елочные гир­лянды были одинаковыми, нужно нарезать равные полоски бумаги; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку... И мно­гое, многое другое.

Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зача­стую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не толь­ко знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получае­мой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, жела­нием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вы­растить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентировать­ся во всем, что их окружает, правильно оценивать различные си­туации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать само­стоятельные решения.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориен­тирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учи­тывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов — это необходимое условие и фундамент математического развития дошколь­ника. От практического сравнения величин предметов ребенок пой­дет дальше, к познанию количественных отношений больше-меньше, равенство-неравенство. Формирование представлений о величине предметов и понимания отношений длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже, больше-меньше позволяет наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углубить понятия о числе, представив его в новой для ребенка функции отношений.

Форма, так же как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигу­ры — это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсор­ное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементар­ных математических представлений, элементарного геометрическо­го мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геомет­рическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических пред­ставлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию. Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направле­но не только на то, чтобы дети определяли форму наряду с прочи­ми признаками, но и умели, абстрагируясь, узнавать, видеть ее и в других предметах.

Практика обучения дошкольников показала, что на его успеш­ность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересован­ность детей и познавательную активность.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необхо­димыми им, так как помогают решить практическую задачу, а пото­му усваиваются легче и быстрее.

Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Цель работы – теоретическое обоснование проблемы исследования и определение педагогических условий организации дидактических игр в образовательном процессе при формировании элементарных математических представлений.

Предметом исследования является процесс формирования математических представлений с помощью дидактических игр.

Объект исследования – формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза – формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет будет протекать успешно, если педагог в своей работе будет использовать дидактические игры с математическим содержанием.

Для достижения поставленной цели и проверки правильности гипотезы были сформулированы задачи исследования:

  1. Изучить историю развития вопроса.

  2. Выявить уровень сформированности понятий по разделам: количество и счет, величина, геометрические представления, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени у детей среднего дошкольного возраста.

  3. Провести сравнительный анализ уровня сформированности понятий по данным разделам у детей до эксперимента и после.

  4. Определить систему работы с детьми по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.

Практическая значимость состоит в целенаправленном использовании комплекса дидактических игр по математическому развитию дошкольников.


Глава I. Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconФормирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
I. Теоретический анализ проблемы формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconРазвитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через игровую деятельность
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения игровая деятельность...
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconЛевшина Надежда Петровна математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconОглавление введение
Теоретические основы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconПрограмма итогового государственного экзамена
«Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования...
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconПлан-конспект занятия в группе для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения icon«Детский сад №223 комбинированного типа «Лебёдушка» Опыт работы по теме
Использование дидактических игр и упражнений в формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconРоль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников с нарушением зрения
Изучение вопроса коммуникативного общения основоположниками педагогики и психологии Формы общения детей дошкольного возраста в норме...
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconСредства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду
Ематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными...
Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения iconОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожногодвижения в доу
В нашем детском саду педагогами в течение всего года ведётся работа по формированию навыков у детей дошкольного возраста безопасного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница