Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка»




Скачать 185.09 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка»
Дата20.03.2013
Размер185.09 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Воронежский государственный технический университет


Кафедра экономики, производственного менеджмента и

организации машиностроительного производства


«Утверждаю»

Декан инженерно-экономического

факультета, профессор

Э.Б. Дорофеев

25.11.04 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» для специальности 521500 «Менеджмент.» Специализация: 521520 «Организация производственных систем». Специализация 521519 «Организация предпринимательской деятельности»


Воронеж 2004


Рабочая программа составлена на основании рекомендаций методического семинара кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства, утвержденной 30.08.200 года. Протокол № 1.


Составитель программы к.э.н., доцент Билинкис В.Д.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства Протокол № 1 от 22.11.2003 г.


Зав.кафедрой экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства д.э.н., профессор О.Г. Туровец


Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией инженерно-экономического факультета. Протокол № 2 от 22.10.04 г.


Председатель МК к.э.н.,доц. Каблашова И.В.


Форма обучения дневная

Курс 1 Семестр 9

Вид занятий

Всего часов

Общая трудоемкость

102

Аудиторные занятия

51

Лекции

34

Практические занятия

17

Лабораторные работы

-

Семинары

-

Другие виды аудит.занятий

-

Самостоятельная работа

51

Расчетно-графическая работа

-

Реферат

10

Работа над темами для самостоятельного изучения

18

Подготовка к практическим, лабораторным занятиям

6

Выполнение домашних заданий

15

Подготовка к контрольным мероприятиям

2

Другие виды самостоятельной работы

-

Рубежи контроля знаний /экзамен, зачет/

Экзамен

9 сем



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1. Цель и задачи дисциплины

Основной целью дисциплины является углубленное изучение магистрантами особенностей методологии и практического опыта организации и проведения маркетинговых исследований на предприятиях с различными формами собственности с учетом специфики современного развития экономики страны.

Задачами изучения дисциплины являются:

— выявление и решение проблем организации и проведения маркетинговых исследований рынка;

— ознакомление с методами проведения маркетинговых исследований рынка;

— изучение правовых норм, регламентирующих проведение маркетинговых исследований;

— изучение методологической базы оценки конъюнктуры рынка на основе использования экономико-математических, статистических методов обработки информации, функционально - стоимостного анализа.

Перечень дисциплин, знания которых необходимо при изучении данной дисциплины: «Статистика», «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Основы функционально-стоимостного анализа».


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать: Сущность рыночного механизма. Место маркетинговых исследований в системе рыночных отношений. Сущность и функции маркетинговых исследований. Этапы проведения маркетинговых исследований. Принципы и методологию маркетинговых исследований. Типы маркетинговых исследований. Основные положения проведения конъюнктурного анализа рынка. Методы анализа товарного рынка. Функционально-стоимостный анализ в системе маркетинга. Информационное обеспечение рынка.

Студент должен уметь: Проводить комплексное маркетинговое исследование товарного рынка. Осуществлять сбор информации по исследуемому объекту анализа. Проводить наблюдение, эксперимент, опрос. Составлять анкеты для проведения опросов. Составлять отчет о проведенном маркетинговом исследовании рынка.


3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий /тематический план/

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции /час/

Практ.зан./час/

1

Предмет и задачи курса

1




2

Маркетинговые исследования:

4







сущность, содержание, методологические основы







3

Виды маркетинговых исследований

6




4

Понятие конъюнктуры рынка. Основные положения проведения конъюнктурного анализа рынка

2

2

5

Маркетинговый анализ товарного рынка

10

4

6

Прогнозирование товарных рынков

2

4

7

ФСА в системе маркетинговых исследований

6

6

8

Информационное обеспечение маркетинговых исследований

2




9

Заключение. Эффективность маркетингового исследования рынка

1







Итого

34

17

3.2. Содержание разделов дисциплины.

Лекция 1. Предмет и задачи курса. Взаимосвязь маркетинговых исследований рынка с другими науками. Понятие рынка. Сущность рыночного механизма. Классификация рынков Субъекты и объекты рынка. Основные функции рынка. Процесс функционирования рыночной системы. Место маркетинговых исследований в системе рыночных отношений. /2ч/. Самостоятельное изучение. Маркетинговая деятельность и ее виды. Классификация моделей маркетинга. Постановка маркетинга в компании. План маркетинга. Процесс проектирования маркетинговых исследований. Этапы процесса проектирования. Потенциальные ошибки, влияющие на разработку маркетинговых исследований.

Лекция 2. Маркетинговые исследования рынка: сущность, содержание, методологические основы.

Маркетинг - как система исследований. Сущность и функции маркетинговых исследований. Цели и задачи маркетинговых исследований. Структура маркетинговых исследований. Этапы проведения маркетинговых исследований. Система методов исследования в маркетинге. Принципы методологии маркетинговых исследований. /4 час/.

Самостоятельное изучение. Факторы, влияющие на принятие решений об исполнители маркетинговых исследований. Карьера менеджера в области маркетинговых исследований.

Лекция 3. Виды маркетинговых исследований.

Эксплораторные исследования. Описательные /дискриптивные/ исследования. Эксперимент /казуальные исследования/. Групповое интервью, фокус-группы. Фиксированная выборка. Методы получения данных. Опрос. Классификация опросов. Типы шкал, используемых для измерения отношений к объекту. Методология спроса.

Наблюдение в маркетинговых исследованиях. Типы подходов к наблюдению. Формы наблюдений. Анкетирование.

Эксперимент /казуальное исследование/. Признаки эксперимента. Лабораторный эксперимент. Полевой эксперимент. Тест-маркетинг. Управляемый эксперимент.

Панельные исследования. Признаки панели. Виды панели: торговая панель, потребительская панель, специальные формы. /6ч./

Самостоятельное изучение. Разработка анкеты. Понятие анкеты и задачи разработки анкеты. Алгоритм разработки анкеты. Понятие и компоненты отношения к объекту. Принципы измерения и шкалирования. Методы измерения отношений. Измерительные шкалы покупательских отношений. Сравнительные и несравнительные шкалы. Точность измерений.

Лекция 4 . Понятие конъюнктуры рынка. Основные положения проведения конъюнктурного анализа рынка.

Определение конъюнктуры рынка в практике маркетинговых исследований. Основные положения проведения конъюнктурного анализа. Уровни исследования конъюнктуры. Система показателей оценки конъюнктуры рынка. /2ч./

Самостоятельное изучение. Конъюнктурные исследования спроса. Система показателей оценки конъюнктуры спроса. Описательные характеристики спроса. Емкость рынка, эластичность спроса.

Конъюнктурные исследования предложения. Основные статистические показатели оценки предложения. Показатели производственного и сырьевого потенциала. Эластичность предложения.

Лекция 5. Маркетинговый анализ товарного рынка.

Принципиальная схема анализа товарных рынков. Структура и общая характеристика товарного рынка, условия его функционирования. Анализ продуктовой структуры рынка. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на рынке. Анализ продуктовых границ рынка. Анализ конкурентной среды на рынке. «Открытость» рынка. Анализ географических границ рынка. Анализ оснащения товарного рынка / условия функционирования товарного рынка. Анализ внутреннего и внешнего рынков. Анализ ценовых параметров рынка. Итоговая характеристика товарного рынка. Анализ эффективности рыночной деятельности. /10ч./

Самостоятельное изучение. Цена, функции цен в системе рынка. Классификация цен. Основные цели конъюнктурного изменения цен. Система показателей оценки конъюнктуры цен и ценообразования. Оценка и анализ инфляционных процессов в конъюнктурных исследованиях.

Лекция 6. Функционально-стоимостный анализ в системе маркетинговых исследований рынка.

Сущность, содержание, основные понятия функционально-стоимостного анализа. /ФСА/. Принципы ФСА. Место ФСА в системе маркетинговых исследований рынка. Методика проведения ФСА изделия. Организация проведения ФСА. Эффективность ФСА. /6ч./

Самостоятельное изучение. ФСА на этапах жизненного цикла изделия. Методика ФАСТ.

Лекция 7 Информационное обеспечение маркетинговых исследований рынка.

Понятие информации, ее виды в процессе маркетинговых исследований. Система критериев оценки маркетинговой информации. Источники маркетинговой информации. Цели и задачи информационного обеспечения маркетингового исследования. Принципы организации информационного обеспечения исследований. Типовой план проведения маркетинговых исследований. Способы сбора маркетинговой информации. Бизнес-разведка. /2ч./

Самостоятельное изучение. Исследование внешних источников информации. Официальная информация. Средства массовой информации. Специальные издания. Интернет. Государственные службы и органы, источники внутренней информации. Анализ продаж. ABC - анализ. Анализ поставщиков. Создание базы данных. Защита информации.

Лекция 8 Эффективность маркетинговых исследований рынка.

Методы оценки эффективности маркетинговых исследований рынка. /1ч./


4. Лабораторный практикум (Не предусмотрен.)


5. Учебно-методической обеспечение дисциплины.

5.1 Рекомендуемая литература

а/ основная литература

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Финпресс», 2000 -464 с.

2. Багиев Г.Л. Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований -СПБ, СПБУЭ.Ф. - 1996. -93с.

3. Как продать Ваш товар на внешнем рынке. Справочник/ отв. ред. Савинов Ю.А. - М.: Мысль, 1990. - 364 с.

4. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга. - Изд.2 - е, перераб. и доп.,2000. - 256 с.

б/ дополнительная литература

1. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник.- М.: Издательство «Финпресс», 1999-656с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Под общ. ред. Е.М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990. 736 с.

3. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учебно - практич. пособие. - М.: Юристъ, 2001. -256с.

4. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М: «Ось -89»,- 1996.-80с.

5. Туровец О.Г., Билинкис В.Д., Яценко С.Н. Функционально-стоимостной анализ конструкции, технологии, организации производства. Учеб.пос, ВГТУ. Воронеж, 2003. - 79 с.

6. Билинкис В.Д. Методы оценки технического уровня и конкурентоспособности продукции. Учеб. пособие. Воронеж. Изд-во ВГТУ - 2000. -118 с.

7. Черчиль Г.Л. маркетинговые исследования - Спб. Питер. 2000- 752 с.


5.2Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Компьютерная программа «Excel» для графического построения схем, графиков, таблиц.

2. Видеофрагмент «Электродвигатель ДСД - 2 »


6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1. Компьютерный класс /ауд. 330/.


7. Методические рекомендации по изучению организации дисциплины.

По дисциплине предусмотрены чтение лекций, практические занятия, домашние задания. Предусмотрен коллоквиум. Защита домашней работы.


8. Рекомендуемый перечень тем практических занятий /по разделам

№ занятия

Наименование практических занятий

Кол-во часов

Занятие 1

Анализ методов маркетинговых исследований.

2

Занятие 2

Анализ товарного рынка. Товар как объект анализа.

2

Занятие 3

Потребители и конкуренты на товарном рынке.

2

Занятие 4

Анализ ценовой политики предприятия. Анализ стратегии ценообразования.

2

Занятие 5

Прогнозирование на товарных рынках. Нормативно-параметрический метод прогнозирования цен и себестоимости продукции.

2

Занятие 6

Функционально-стоимостной анализ в маркетинговых исследованиях рынка.

2

Занятие 7

ФСА продукта товарного рынка.

4

Занятие 8

Оценка эффективности маркетинговых исследованиях.

2


9. Рекомендуемый перечень тем семинарских и иных занятий (по разделам) (не предусмотрен)


Приложение I

Календарный план чтения лекций

Номер и краткое название темы /лекции/

Дата и номера недель

Примечание

1 Предмет и задачи курса

2




2 Маркетинговые исследования: сущность, содержание, методологические основы

2,4




3 Виды маркетинговых исследований

6,8




4 Понятие конъюнктуры рынка. Основные положения проведения конъюнктурного анализа рынка

8




5 Маркетинговый анализ товарного рынка

10,12,14




6 Прогнозирование товарных рынков

14




7 ФСА в системе маркетинговых исследований

16,18




8 Информационное обеспечение маркетинговых исследований

18




9 Заключение. Эффективность маркетингового исследования рынка

18





Приложение II

План-график самостоятельной работы

№ недели

Виды работ

Норматив час/задание

Объем кол. заданий

Труд-сть

Всего за неделю/час/

2

Самостоятельная работа

Выполнение дом. работ

0,5

0,75

2

1,25

1,25

3

Самост.работа над темами Выпол-е дом. заданий

0,5

0,75

2

1,25

1,25

4

Подготовка к практ. зан.

Выполнение заданий

0,75

0,75

2

1,5

1,5

5

Самост.работа над темами Выпол - ие дом. заданий

0,5

0,75

2

1,25

1,25

6

Подготовка к практ. зан.

Выполнение заданий

0,75

0,75

2

1,5

1,5

7

Самост.работа над темами

0,5

1

0,5

1,5

8

Подготовка к практ. зан.

Выполнение заданий

0,75

0,75

2

1,5

1,5

9

Самост.работа над темами Контрол.работа

0,5

2

2

2,5

2,5

10

Подготовка к практ. зан.

Выполнение заданий

0,75

0,75

2

1,5

1,5

11

Самост.работа над темами

0,5

1

0,5

0,5

12

Подготовка к практ. зан.

Выполнение заданий

0,75

0,75

2

1,5

1,5

13

Самост.работа над темами

0,75

1

0,75

0,75

14

Самост.работа над темами

0,5

1

0,5

0,5

15

Самост.работа над темами

0,5

1

0,5

0,5

16

Самост.работа над темами

0,5

1

0,5

0,5

17

Подготовка к практ. зан.

0,75

1

0,75

1,75

18

Подготовка к экзамену














Приложение 3

Содержание рейтинговой системы текущего контроля работы студентов

А. Общие положения

Рейтинговая оценка проводится в соответствии с методическими положениями по применению рейтинговой системы и оценки знаний студентов по результатам текущей успеваемости, утвержденной кафедрой экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства.

Б. План-график

№ недели

Вид контроля

Контролируемый материал

1-3-5-7-9-11-15

Проверка знаний перед практическими занятиями Проверка домашнего задания

В соответствии с темами курса

13-15

Защита домашней работы







Экзамен





Приложение 4.

Мотивированное заключение о соответствии рекомендованной литературы лицензионным нормам.

Данная дисциплина оснащена необходимой литературой, в количестве соответствующей лицензионным нормам.

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconУрок защита проекта по курсу «Основы экономических знаний» на тему: «Маркетинговое исследование потребительского рынка молочной и хлебобулочной продукции в с. Турунтаево»
«Маркетинговое исследование потребительского рынка молочной и хлебобулочной продукции в с. Турунтаево»
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconДемонстрационная версия Аналитический отчет
Маркетинговое исследование российского рынка радионавигационной аппаратуры глобального позиционирования по данным внешнеэкономической...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины вычислительная техника название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины здания и сооружения название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины теория алгоритмов название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины архитектура компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины экологические основы природопользования название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинговое исследование рынка» iconРабочая программа учебной дисциплины основы систем управления название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница