Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании»




НазваниеПрограмма разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании»
страница1/14
Дата20.03.2013
Размер2.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Управление образования администрации Куединского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большегондырская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на Утверждено на Утверждаю

педагогическом совете Управляющем Совете Директор:

№ __ от ____________ «__» ______________ «__» _____________ 2011

Протокол № Приказ № от


Основная образовательная программа

начального общего образования


Большой Гондыр, 2011 г.


Содержание программы

  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. Учебный план начального общего образования;

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы и на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, исходя из образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Реализация программы осуществляется МОУ «Большегондырская средняя общеобразовательная школа», имеющим государственную аккредитацию, по результатам которой установлен государственный статус общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа. (Свидетельство о государственной аккредитации АА077740 от 4.09. 2001). Срок реализации программы 4 года.

Программа разработана на основе следующих документов:

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция РФ (от 12.12.1993);

- Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 08.12.2010 г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;

- Приказ МОиН от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН от 06.10.2009 № 373»;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010год

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

- Устав муниципального образовательного учреждения «Большегондырская средняя общеобразовательная школа».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

При разработке основной образовательной программы были учтены особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, а также возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Особенностями обучения на начальной ступени являются:

• изменение при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• принятие и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• изменение при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) характерны:

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи: 1. Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности;

2. Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся для формирования универсальных учебных действий учащихся;

3. Освоение программ по предметам начальной ступени обучения.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Из социологического опроса родителей «Какими качествами должен обладать ваш ребенок» составлен «Портрет выпускника начальной школы»:

  • Отзывчивый, доброжелательный, дисциплинированный;

  • Целеустремленный, любознательный, ответственный;

  • Трудолюбивый, самостоятельный, толерантный;

  • Активный, инициативный, креативный, умеющий организовать свою учебную деятельность.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования

• развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,

• разнообразие видов деятельности и форм общения при достижении образовательно-воспитательных целей;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта) для приобретения опыта реального действия.

На начальной ступени в МОУ «Большегондырская средняя общеобразовательная школа» обучаются учащиеся 5 населенных пунктов: Большой Гондыр (составляют большую часть учащихся, около 70 %), Верхний Гондыр (составляют 10 %), Барабан, Рабак, 3 участок Госконзавода (вместе составляют около 20 %). Осуществляется подвоз учащихся. Образовательный процесс на начальной ступени организован в одну смену, по режиму полного дня.

В 1 класс МОУ «Большегондырская средняя общеобразовательная школа» поступают дети, посещавшие дошкольное общеобразовательное учреждение, владеют русским языком, уровень готовности к школе выпускников ДОУ средний и высокий, отсутствуют обучающиеся с низким уровнем готовности к обучению. Родители заинтересованы в обучении (разностороннем и глубоком) своих детей, ответственно выполняют обязанности и функции, являются инициаторами мероприятий и единомышленниками педагогов в организации внеурочной деятельности учащихся.

Образовательный процесс в начальной ступени обучения осуществляют 4 педагога, имеющие различный уровень образования: 2 педагога – высшее образование, 2 педагога - среднее специальное, 3 учителя имеют 1 квалификационную категорию, 1 педагог – без категории. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе педагоги используют современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе на начальной ступени обучения:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология использования в обучении игровых методов;

  • Исследовательские методы в обучении;

  • Разноуровневое обучение.

В школе разработан и ежегодно реализуется план индивидуального образовательного маршрута педагогов начальной школы, администрация школы обеспечивает переподготовку педагогов на курсах повышения квалификации.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта1 и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2.

МОУ «Большегондырская СОШ», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, знакомит обучающихся и их родителей как участников образовательного процесса:

• с Уставом школы, локальными актами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

• с правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом МОУ «Большегондырская СОШ»

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

•планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

•программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.


С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.


Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?»

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.


Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.


Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.


Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.


Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут

включаться в материалы итогового контроля.


Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.


На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:


• двух междисциплинарных программ— «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;


• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».


Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)


В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.


В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


У выпускника будут сформированы


Выпускник получит возможность для формирования:


внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;


широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;


адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;


основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;


компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;


ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;


морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;


знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;


установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;


развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;



осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;


эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;


эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;






чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой




принимать и сохранять учебную задачу;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;


преобразовывать практическую задачу в познавательную;


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;



учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;


осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;


оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;


самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.





различать способ и результат действия;





вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;




осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;



осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;


использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;


создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;


строить сообщения в устной и письменной форме;


осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;


ориентироваться на разнообразие способов решения задач;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;


основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);


осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;


осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;


осуществлять синтез как составление целого из частей;


строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;





строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;





обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;





осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;





устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.




адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;


учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;


допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнеров общении и взаимодействии;


учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;


формулировать собственное мнение и позицию;


продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;


строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;


с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходмую информацию как ориентир для построения действия;


задавать вопросы;


контролировать действия партнёра;


задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;


использовать речь для регуляции своего действия;


осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;






адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)


В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


3. Работа с текстом: оценка информации


Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Русский язык.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.


Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.


Содержательная линия «Система языка»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconОбразовательная программа гбоу школы №327 строится на основе следующих документов: Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»
Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития Государственного бюджетного...
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» icon«Всеобщая декларация прав человека – идеал современного права», посвящённая 60 – летию принятия документа. Учащиеся 9 -11 – Х классов, принявших участие в работе конференции, были объединены в две секции, каждая из которых имела свое название. Первая секция «Всеобщая декларация прав человека и права
Первая секция «Всеобщая декларация прав человека и права детей» собрала учащихся девятых классов. Во второй – «Всеобщая декларация...
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconОбразовательная программа гоу сош №2 на 2011 2012 учебный год разработана с учетом требований следующих нормативных документов: Конвенция о правах ребенка оон; Закон Российской Федерации «Об образовании»
Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,...
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconЛитература Антонов А. А. Информация, восприятие и понимание. Киев, 1998. Белов Г. А. Власть и человек / Политология: курс лекций. М., 1999. Бердникова В. А. Эволюция и технический прогресс. Новосибирск, 1991. Бестужев-Лада И. От «глобалистики»
Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М.,1993
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconОбразовательная программа школы разработана на основе нормативных документов: Конституция рф; Закон РФ «Об образовании»
Средняя общеобразовательная школа №19 пос. Степной мо ейский район Краснодарского края
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconВсеобщая декларация волонтеров
Прав Человека 1948 г и Международной Конвенцией о Правах Ребенка 1989 г., исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного...
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconРеферат на тему: «Всеобщая Декларация прав человека»
Второй мировой войны, точнее, после принятия Всеобщей декларации прав человека. С момента принятия этого документа начинается международное...
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconПрограмма развития на 2009-2012гг. Разработчик программы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Родничок»
Программа разработана в соответствии с «Международной Конвенцией о правах ребенка», «Декларацией прав ребенка», «Конституцией рф»,...
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconК 21-годовщине принятия ООН конвенции о правах ребенка Конвенция ООН о правах ребёнка
Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами оон, кроме США и Сомали
Программа разработана на основе следующих документов: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ (от 12. 12. 1993); Закон РФ «Об образовании» iconКонвенция о правах человека и биомедицине
Конвенция о защите прав человека и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница