Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история
страница1/14
Дата20.03.2013
Размер1.69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ"


Кафедра истории, политологии и социологии


Учебно-методический комплекс по дисциплине



Отечественная история


Специальность: 050301. Русский язык и литература;


050302. Родной язык и литература (коми-перм.) с доп. специальностью


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №8

«____» _____________ 200__ г. от 15 апреля 2008 г.

________________________ Зав. кафедрой __________________ Державин В.А.


Пермь 2008




Составители программы:


Боброва Н.В., канд. ист. наук, доцент

Габриель Н.Л., ст. преподаватель

Державин В.А., канд. ист. наук, доцент

Киселев В.Г., канд. ист. наук, доцент

Кобелева Е.А., канд. ист. наук, ст. преподаватель

Порозов В.А., канд. ист. наук, доцент

Шаяхметова В.Р., канд. ист. наук, ст. преподаватель


Рецензент:


Дементьев Б.П., доктор ист. наук, профессор (ПГУ)


Ответственный за редакцию УМК для данного факультета:


Державин В.А., канд. ист. наук, доцент


Учебно-методический комплекс по отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности 050301. Русский язык и литература;


050302. Родной язык и литература (коми-перм.) с доп. специальностью

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.




_____________________________________________________________________


Согласование с деканом обучающего факультета:


Декан ______________________________________ Абашева М.П.


Директор библиотеки: ________________________________ Подгорных Г.М.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа дисциплины ……..……….………………………………………………..4

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины …………………………………. ………………...4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………………………...5

1.3. Объем дисциплины, формы промежуточного и текущего контроля ………………….6

1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………..............................6

1.3.2. Распределение часов по видам и темам учебной работы .…………………..6

1.4. Содержание курса .………...……………………………………………………………7

1.4.1. Извлечение из ГОС ВПО ...…………………………………………………..7

1.4.2. Программа курса ………………………….…………………………………...8

1.5. Темы семинарских занятий ..………….…………………………………………………11

1.6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) ..…………………………………..30

1.7. Тематика курсовых, контрольных работ, рефератов и методические указания по их выполнению …………………………………………………………………………………...30

1.7.1. Тематика реферативных работ ………………………………………………...30

1.7.2. Методические указания студентам по выполнению

реферативных работ .………………………………………………………………….32

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины .……………………………………..45

1.8.1. Список литературы ……………………………………………………………45

1.8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение

дисциплины ………………………………………………………………………….48

1.8.3. Методические указания студентам по самостоятельной работе………………48

1.8.4. Методические рекомендации для преподавателя ……………………………49

2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных

и итоговых аттестаций ……………………………………………………………………...49

2.1. Задания для работы по самостоятельно изучаемым темам курса .………………….49

2.2. Словарь терминов (глоссарий), хронологическая таблица …………………………...50

2.3. Вопросы к промежуточной аттестации (контрольная работа) ……………………….67

2.4. Примерные зачетные тестовые задания ………………………………………………..67

2.5. Примерный перечень вопросов к экзамен, зачету …………………………………….100

2.6. Комплект экзаменационных билетов …………………………………………………...102

2.7. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем ..……………………105

ПРИЛОЖЕНИЕ. Программа спецкурса «Русская эмиграция ХХ века»………………….105



  1. Рабочая программа дисциплины


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины


Одним из первых учебных курсов, изучаемых студентами в высшей школе, является история. За последние годы неоднократно менялось не только содержание, но и название курса. Принятая система государственных образовательных стандартов позволяет со всей определенностью подчеркнуть, что специалист, имеющий высшее образование, должен знать, прежде всего, прошлое своего Отечества – историю России.

Имеющиеся в распоряжении советов факультетов, деканатов, кафедр и преподавателей возможности позволяют сегодня варьировать объем курса, тематическое планирование, полнее учитывать специфику факультета и индивидуальность преподавателя. При этом главным требованием является выполнение государственного стандарта по предмету, наполнение научным содержанием его дидактических единиц и методическое обеспечение усвоения этого содержания.

Выполнение поставленных задач привело к необходимости разработки авторских методических материалов. При этом учтен опыт работы над курсом «История мировых цивилизаций» (программы изданы в Пермском государственном педагогическом университете в 1996 и 1998 гг.). Отечественная история рассматривается в контексте развития истории мировой цивилизации, с учетом регионального компонента, профиля и специфики учебного заведения.

Изучение Отечественной истории предполагается как в лекционной форме, так и в виде семинарских занятий. Основное время отводится самоподготовке, которая включает не только самостоятельную работу с историческими источниками и литературой, но и написание рефератов.

Студенту важно уяснить, что история не только и не столько наука о прошлом, сколько о едином историческом процессе, где неразрывно связаны: прошлое, настоящее и будущее, где прошлое помогает понять настоящее и использовать исторический опыт в будущем.

Курс Отечественной истории призван способствовать формированию гражданственности, патриотического самосознания, гордости за свое Отечество. Изучение истории позволит не только познать прошлое, но и ориентироваться в сложных явлениях общественной жизни на современном этапе.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление об историческом и культурном процессе в регионе, основных событиях и фактах исторического и духовного процесса, знать важнейшие даты и имена исторических и культурных деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому и культурному прошлому;

- приобрести навыки самостоятельной работы с исторической литературой и источниками, произведениями литературы и искусства, ориентироваться в событиях современной культурной жизни;

- усвоить курс в пределах предлагаемых требований.

Целью курса является реализация государственных образовательных стандартов в отношении содержания и уровня подготовки выпускников высших учебных заведений России.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

- изучить сущность, содержание и основные закономерности развития единого исторического процесса;

- расширить и углубить исторические знания студентов, помочь им уяснить общее и особенное в российской истории;

- показать роль и значение внутренних и внешних факторов развития России во взаимосвязи с историей мировой цивилизации;

- способствовать формированию личности студента, сочетающей в себе научное мировоззрение, патриотизм, верность трудовым, боевым и культурным традициям нашего Отечества.



    1. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины



В результате изучения дисциплины специалист должен:

- иметь представление об историческом процессе, основных исторических событиях и фактах, знать важнейшие даты и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- приобрести навыки самостоятельной работы с исторической литературой и источниками;

- усвоить курс Отечественной истории в пределах государственного образовательного стандарта.


1.3. Объем дисциплины, формы промежуточного и текущего контроля


1.3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы





п/п



Шифр

и наименование

спец-сти



Курс



Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итог.

контроля

(форма отчетн.)

Трудо-емкость

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ



ЛБ

Сам.

работа

1.


2.


3.



050301. Русский язык и литература.

ОЧНАЯ форма

обучения

050301. Русский язык и литература.

ЗАОЧНАЯ форма

обучения

050302. Родной язык и литература (коми-перм.) с доп. спец-стью

ОЧНАЯ форма

обучения



1


1


1



1,2


Уст.,

1,2


1,2



136


64


100



56


14


50



30


10


22



26


4


28



-


-


-



80


50


50



Зачет.

Экзамен


Два

экзамена


Зачет.

Экзамен


1.3.2. Распределение часов по видам и темам учебной работы


Филологический ф-т





п/п



Наименование раздела

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

ауд.

Лекции

С/з

С/р

Всего

ауд

Лекции

С/з

С/р

1.

Введение

2

2

-

4

1

1

-

4

2.

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны


-




-


-


6


-



-



-


4



3.

Восточные славяне в древности. Становление и развитие древнерусского государства. Русские земли и княжества в ХII-ХIII вв.



4



2



2



4



1



1



-



4

4.

Образование и развитие единого российского государства в ХIV-ХVII вв.


6


4


2


6


1


1


-


6

5.

Российская империя в ХVIII в.

8

4

4

10

1

1

-

6

6.

Россия в первой половине ХIХ в.

4

2

2

10

1

1

-

6

7.

Россия во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.


12


6


6


14


3


1


2


8

8.

Отечественная история с 1917 г. по настоящее время


20


10


10


26


6


4


2


12




Итого:

56

30

26

80

14

10

4

50


Филфак. Коми-перм. отд.




п/п


Наименование раздела

Количество часов

Всего аудит.

Лекции

Семина-ры

Самост.

работа

1.

Введение

2

2

-

4


2.

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны


-


-


-


4



3.

Восточные славяне в древности. Становление и развитие древнерусского государства. Русские земли и княжества в ХII-ХIII вв.



4



2



2



4

4.

Образование и развитие единого российского государства в ХIV-ХVII вв.


4


2


2


6

5.

Российская империя в ХVIII в.

6

2

4

6

6.

Россия в первой половине ХIХ в.

4

2

2

6

7.

Россия во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.


10


4


6


8

8.

Отечественная история с 1917 г. по настоящее время


20


8


12


12




Итого:

50

22

28

50


1.4. Содержание курса


1.4.1. Извлечение из ГОС ВПО

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»

Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»

Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык
Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык
Специальность: 03040. 65 «История», специализации «Отечественная История»/ «Новая и новейшая история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история»
Топчий Юрий Александрович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история»
«Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 061100 «Менеджмент организации»
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009
Методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физкультурного профиля
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада (последняя треть XIX начало XX вв.)»
Г16 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Новая история стран Запада» / О. И. Галкина. – Коломна : Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история iconУчебно-методический комплекс дисциплины гэс. Ф. 3 Учебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Умк составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница