Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам




Скачать 332.18 Kb.
НазваниеОсобенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам
страница1/2
Дата19.03.2013
Размер332.18 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи


Кузьмишина Татьяна Леонидовна


ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К

РОДИТЕЛЬСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ И ЗАПРЕТАМ


19.00.13 – психология развития, акмеология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Москва-2006


Работа выполнена в Московском городском психолого-педагогическом университете



Научный руководитель:

Кандидат психологических наук,

Лаврентьева Татьяна Владимировна













Научный консультант:

Доктор психологических наук,

Венгер Александр Леонидович













Официальные оппоненты:

Доктор психологических наук,

Эльконин Борис Даниилович










Кандидат психологических наук,

Чурбанова Светлана Михайловна













Ведущее учреждение:

Институт развития дошкольного образования Российской академии образования



Защита состоится «30» ноября 2006 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета К 850.013.01 Московского городского психолого-педагогического университета по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.


Автореферат разослан «25» октября 2006 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Кулагина И.Ю.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования

Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка.

Во многом причины названных тенденций связаны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей, сохраняют свою актуальность.

В психологии можно выделить два основных направления исследований взаимодействия родителей и детей:

- выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на психическое развитие ребенка (Болдуин А., 2000; Боумринд Д., 1991; Варга А.Я., 1988; Столин В.В., 1988; Эйдемиллер Э.Г., 1999 и др.);

- изучение возрастных особенностей поведения детей дошкольного возраста в ситуациях конфликта с родителями, когда взрослые препятствуют удовлетворению их потребностей (Адлер А., 1964; Бандура А., 2000; Левин К., 2001).

Несмотря на то, что результаты исследований первого направления убедительно свидетельствуют о зависимости психического развития ребенка от отношения к нему родителей, данные об особенностях детской активности в ситуациях требований и запретов со стороны родителей с различными стилями воспитания отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования.

Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский Л.С., 1984; Леонтьев А.Н., 1983; Эльконин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Смирнова Е.О., 1998; Субботский Е.В., 1983 и др.).

Мы полагаем, что регуляция поведения ребенка культурными требованиями зависит не только от того, какой личностный смысл они приобретают для него, но и от того, относится ли он к ним как к правилу, которому необходимо следовать в различных ситуациях, или как к единичному требованию родителей, следование которому не обязательно, и зависит от особенностей их межличностных отношений. Поэтому в зависимости от отношения детей к родительским требованиям и запретам, они могут либо следовать им, либо игнорировать их, либо пытаться манипулировать родителями с тем, чтобы избежать следования установленным правилам.

Вышеприведенные обстоятельства предопределили актуальность, цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследованиявыявление связи между родительскими представлениями об отношении детей дошкольного возраста к требованиям и запретам и формами поведения детей в ситуации фрустрации их потребности.

Объект исследования – психологические особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.

Предмет исследования – влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

1. Отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам зависит от представлений родителей о том, как эти нормы необходимо задавать детям.

2. В семьях, где родители требуют строгого следования правилам и нормам поведения, в ситуациях фрустрации потребности дети чаще подчиняются установленным правилам, чем дошкольники из семей, где нормы и правила поведения не носят характера обязательных.

3. Отношение детей к требованиям и запретам родителей как к не имеющим общепринятый обязательный характер усиливает манипулятивные тенденции в поведении дошкольников.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ реакций ребенка на родительские требования и запреты.

3. Проанализировать специфику манипулятивных способов детского поведения в ситуациях родительского требования и запрета.

4. Провести сопоставление детских реакций с предположениями родителей о способах поведения их детей.

Методологические основы исследования

Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского.


Научная новизна и теоретическая значимость работы

В работе охарактеризованы типичные способы реагирования детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов. Выявлены и теоретически обоснованы варианты поведения детей с «культурной» и «непосредственной» активностью, их связи с особенностями родительского отношения. Дана психологическая характеристика «потакающего» и «требовательного» родительского отношения при предъявлении детям требований и запретов. В исследовании впервые «использование внутрисемейных разногласий» ребенком рассматривается в качестве отдельного типа детской манипуляции.

Полученные данные дополняют представления об особенностях детско-родительского взаимодействия, акцентируя внимание на специфике взаимоотношений мать – ребенок. Проведенное исследование расширяет представления о роли семейного контекста в содержательных особенностях мотивационной сферы, характеристиках манипулятивных тенденций в детско-родительском взаимодействии.

Практическое значение работы

Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявлять родительские представления о поведении детей в ситуации родительского требования и запрета, типичные способы поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительского требования и запрета, а также способность родителей распознавать манипулятивные способы детского поведения.

Результаты психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей старшего дошкольного возраста. Использованный набор методических средств можно рекомендовать психологам-консультантам для выявления проблем, связанных с условиями воспитания дошкольников. Целесообразно применение результатов данного исследования в работе психологов детских дошкольных учреждений для решения задач первичного психологического обследования; результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, усовершенствовании и повышении квалификации работников учреждений образования.

Экспериментальная база исследования

В качестве экспериментальной группы выступили 122 человека: 61 ребенок старшего дошкольного возраста (31 девочка и 30 мальчиков), посещающих детские дошкольные образовательные учреждения Департамента образования г. Москвы №№ 623, 1927, 1768, и 61 родитель (мамы). Средний возраст испытуемых-детей составил 5,8 ± 0,5 лет, взрослых – 32,2 ± 4 года.

В качестве методов исследования применялись: метод теоретического анализа, опросники (тест-опросник А.Я. Варги и В.В. Столина «ОРО», авторские анкета и опросник для родителей), проективные методики (модификация методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга – детский вариант) и методы статистического анализа.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась большой представительностью выборки испытуемых, обширностью эмпирического материала, тщательностью его качественного и количественного анализа с использованием методов математической статистики.

Апробация работы и внедрение результатов

Работа прошла апробацию на конференции кафедры дошкольной психологии и педагогики Московского городского психолого-педагогического университета в 2006 г.

Результаты проведенного исследования используются в лекционных курсах: «Вопросы семейного воспитания», «Введение в дошкольную практическую психологию» на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета. Результаты диссертационного исследования отражены в пяти печатных работах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных семьях проявляется в чрезмерной опеке, симбиотическом отношении и инфантилизации детей. Родители заботятся об успешной социализации ребенка, уделяют больше внимания внешнему благополучию в ущерб совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий.

2. Поведение детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов зависит от представлений родителей о необходимости и обязательности соблюдения норм и правил поведения.

3. Манипулятивные тенденции в детском поведении зависят от занимаемой родителями позиции. В семьях с «потакающим» родительским отношением дети старшего дошкольного возраста чаще используют манипуляции, чем дети «требовательных родителей».

4. Родители имеют неточные представления о способах поведения их детей в ситуациях требования и запрета: «требовательные родители» недооценивают, а «потакающие родители» – переоценивают ориентированность своих детей на соблюдение норм и правил поведения.

Структура и объем работы

Диссертационная работа изложена на 116 страницах текста и состоит из введения, 3 глав («Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия», «Особенности родительского отношения к дошкольникам в современных российских семьях», «Экспериментальное изучение особенностей отношения детей старшего дошкольного возраста к ситуациям родительского требования и запрета»), заключения, выводов, списка использованной литературы (всего 182 наименования, в том числе 49 иностранных), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 25 рисунками, содержит 11 таблиц.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется гипотеза, определяются цель, задачи и предмет исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия» – представлены основные теоретические взгляды на особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, теоретические концепции детско-родительских взаимоотношений и модели семейного воспитания. Рассмотрены особенности детско-родительского взаимодействия в ситуациях требований и запретов. Отражены результаты исследований поведения детей дошкольного возраста в различных ситуациях взаимодействия со взрослыми.

Специфике психического развития детей дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования в отечественной и зарубежной психологии (Божович Л.И., 1995; Венгер А.Л., 2001; Венгер Л.А., 1988; Выготский Л.С., 1984; Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А.Н., 1983; Лисина М.И., 1996; Мухина В.С., 2000; Обухова Л.Ф., 1995; Смирнова Е.О., 2000; Фрейд З., 2003; Эльконин Д.Б., 2005; Эриксон Э., 2000; Adler A., 1964; Kohlberg L., 1981, 1984; Lewin K., 1931). Большинство авторов отмечает, что в дошкольном возрасте существенно изменяется характер взаимодействия ребенка со взрослым. Со стороны взрослых значительно возрастает количество предъявляемых к поведению ребенка требований, основным из которых становится соблюдение норм и правил поведения в обществе. Со стороны ребенка происходит существенное возрастание его возможности регулировать поведение нормами и правилами, задаваемыми взрослыми.

Анализ литературы показал, что такие возможности ребенка объясняются различными причинами. Так, в психоаналитической традиции такие возможности связываются с функционированием супер-эго, последнего компонента развивающейся личности, который «представляет собой интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения» (Фрейд З., 2003). При этом, с точки зрения З. Фрейда, правила и нормы, транслируемые ребенку семьей, осваиваются ребенком с помощью механизма интроекции (присвоения). В свою очередь Э. Эриксон полагал, что этот процесс идет благодаря механизму идентификации, при этом именно поведение родителей становится образцом поведения для ребенка, который, копируя основные специфические способы поведения родителей, присваивает общекультурные нормы и правила.

В отечественной психологии возможность ребенка следовать социальным нормам и правилам объясняется через специфику социальной ситуации развития (Выготский Л.С., 1984) и особенности ведущей деятельности дошкольного возраста, в которой ребенок моделирует поведение «общественного взрослого» (Эльконин Д.Б., 2004), благодаря чему происходит интериоризация культурных норм и правил поведения (Запорожец А.В., 1986, Карпова С.Н., 1986; Леонтьев А.Н., 1983 и др.).

Последователи Ж. Пиаже характеризуют старший дошкольный возраст как возраст, в котором развивается способность к произвольной регуляции поведения. Этот факт объясняется снижением эгоцентрической позиции детей. Вместе с тем исследования показывают, что дошкольник может регулировать свое поведение внешними нормами лишь тогда, когда они являются требованиями взрослого (Kohlberg L., 1984).

Таким образом, в большинстве исследований, посвященных специфике развития ребенка в дошкольном возрасте, отмечается тот факт, что возрастает возможность детей следовать социальным нормам и правилам поведения. При этом существенная роль в процессе освоения детьми социально-выработанных норм и правил отводится влиянию родительского отношения (W.C. Becker, 1964; E.E. Maccoby, 1984).

Исследования детско-родительских отношений, как правило, представлены попытками выявить определенные общности и различия во взаимодействии родителей с детьми и на их основании выделить стили семейного воспитания (Арутюнян М., 1988; Болдуин А., 2000; Варга А.Я., 1988; Столин В.В., 1988; Эйдемиллер Э.Г., 1999; Baumrind D., 1975; Brody S., 1978; Maccoby E., 1980). Под стилем семейного воспитания принято понимать совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности (Шнейдер Л.Б., 2000); типичную стратегию поведения родителей с детьми (Целуйко В.М., 2004).

Проанализировав литературу по проблеме детско-родительских отношений, мы пришли к выводу, что одним из основных критериев различения этих стилей может выступать форма предъявления требований (запретов) и контроля за их выполнением со стороны родителей. По характеру запрета мы можем выделить три группы стилей родительского отношения:

- запрет-директива (авторитарный стиль (Боумринд Д., 1980); контролирующий стиль (Болдуин А., 2000); доминирующая гиперпротекция (Эйдемиллер Э.Г. и Личко Е.А., 1979));

- запрет-объяснение (демократический стиль (Болдуин А., 2000); авторитетные родители (Боумринд Д., 1980));

- отсутствие запрета (гипопротекция (Эйдемиллер Э.Г. и Личко Е.А., 1979); детоцентризм (Арутюнян М., 1988); отвержение (Штирман Н., 1989)).

Исследования поведения детей дошкольного возраста в ситуациях родительского требования, запрета и наказания принадлежат А. Адлеру (2004), А. Бандуре (2000), К. Левину (2001). Тем не менее, данная проблема остается недостаточно изученной.

Исходя из представлений А.Л. Венгера (2000) о межличностной ситуации развития, мы можем предположить, что процесс социализации ребенка является не только результатом воздействия на него взрослого, но и результатом собственной активности ребенка (в том числе и при взаимодействии с родителем).

Частной формой поведения дошкольника в ситуации фрустрации потребности А. Адлер (2004) и Э. Шостром (2004) называют детскую манипуляцию. В работах А. Адлера и Э. Шострома типы детских манипуляций были выявлены методом наблюдения. Исследования А. Адлера и Э. Шострома проводились в странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки, и их обоснованность для российских детей недостаточно изучена. Принципиальным недостатком исследований детского манипулирования можно считать то, что они не включали в себя вторую сторону детско-родительского взаимодействия. В доступной нам литературе мы не нашли данных о способах реагирования и частоте отслеживания родителями попыток детей манипулятивно воздействовать на них.

Проведенный анализ литературных данных и эмпирических исследований свидетельствует о недостаточной изученности проблемы влияния детско-родительского взаимодействия на отношение детей дошкольного возраста к культурным нормам и правилам поведения.

Вторая глава «Особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных российских семьях» – содержит анализ результатов исследования психологических особенностей родительского (материнского) отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных российских семьях.

Для получения этих данных использовался тест-опросник родительского отношения («ОРО») А.Я. Варги и В.В. Столина (1988), который позволяет выделить следующие характеристики родительского отношения:

- степень эмоционального принятия (шкала «Эмоциональное принятие – отвержение»);

- требовательность (шкала «Кооперация – Социальная желательность»);

- дистанция во взаимодействии с ребенком (шкала «Симбиоз»);

- степень предоставляемой ребенку самостоятельности (шкала «Авторитарная гиперсоциализация»);

- отношение к способностям (возможностям) ребенка (шкала «Инфантилизация»).

Данные о выраженности у родителей различных характеристик их отношения к детям приведены на гистограмме (рис. 1.).



Рис. 1. Показатели родительского отношения по тесту-опроснику А.Я. Варги и В.В. Столина (в %)


Как видно из рис.1, в нашей выборке преобладали такие выделенные А.Я. Варгой и В.В. Столиным характеристики родительского отношения, как симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация. На основании этого можно сделать вывод, что у современных родителей во взаимодействии с детьми дошкольного возраста наиболее выражены тенденции к занижению их потенциальных возможностей (значение шкалы «Инфантилизация» – 74%) и авторитарному ограничению детской самостоятельности: в совместной деятельности родители берут инициативу в свои руки (значение шкалы «Авторитарная гиперсоциализация» – 68,8%, и шкалы «Симбиоз» – 71%). Выраженность указанных тенденций позволяет охарактеризовать особенности родительского отношения в современных семьях как отношение, в котором большое место занимает стремление ограничивать детскую самостоятельность, оберегать ребенка от возможных вредных воздействий окружения.

Полученные данные мы связываем с особенностями воспитания дошкольника в современном российском мегаполисе, с высоким уровнем преступности и слабо организованной детской инфраструктурой – родителям представляется опасным отпускать ребенка от себя, дошкольник в глазах родителей еще слишком мал для самостоятельной активности. Большинство обследованных семей являются нуклеарными, и для каждой из них в определенной степени характерен детоцентризм, что, в свою очередь, усиливает опеку над ребенком.

Далее, для доказательства основной гипотезы исследования нам было необходимо выделить группы родителей в зависимости от особенностей предъявления требований и запретов. Проанализировав характеристики шкалы теста-опросника А.Я. Варги и В.В. Столина «Кооперация – Социальная желательность», мы пришли к выводу, что ее показатели позволяют распределить родителей на две группы по критерию требовательности. В первую группу вошли родители, которые предъявляют детям четкие конкретные требования и стремятся контролировать их выполнение детьми (с высокими показателями по шкале «Кооперация – Социальная желательность», что соответствует родительскому отношению «Социальная желательность» - 57,4% случаев). Вторую группу составили родители, которые непоследовательно и непостоянно предъявляют требования детям и ведут слабый контроль над их соблюдением детьми (с низкими показателями по шкале «Кооперация – Социальная желательность», что соответствует родительскому отношению «Кооперация» - 42,6%).

То есть половина родителей, принявших участие в эксперименте, были систематически требовательны в предъявлении ребенку социально-выработанных норм поведения. Они последовательно и постоянно предъявляли дошкольнику требования, объясняли их значение и необходимость, при этом строго контролируя их выполнение («требовательные родители»).

Другая половина родителей предъявляла требования непоследовательно и непостоянно – от случая к случаю, практически не контролируя следование детей заданным нормам и правилам поведения («потакающие родители»).

Третья глава«Экспериментальное изучение особенностей отношения детей старшего дошкольного возраста к ситуациям родительского требования и запрета» – содержит описание и анализ результатов исследования отношения детей старшего дошкольного возраста и их родителей (матерей) к ситуациям требований и запретов и особенностей детского поведения в ситуациях фрустрации при разной степени требовательности в родительском отношении.

Для выявления специфики отношения дошкольника к родительским требованиям и запретам нами была использована методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (детский вариант, 1946).

В соответствии с задачами исследования из материала данной методики, содержащего 24 картинки, нами было отобрано пять, изображающих ситуации, отвечающие двум требованиям. Во-первых, действующими лицами на рисунках выступают дети и родители и, во-вторых, на картинке изображена ситуация препятствия удовлетворения детской потребности. Результаты предварительного исследования показали, что детям понятны ситуации, изображенные на картинках, и они воспринимают их как ситуации предъявления требований. Детей просили посмотреть на картинку и высказать предположение о том, чем закончится изображенная на ней ситуация.

Такой же набор картинок предъявлялся родителям дошкольников с целью выявить степень осознания особенностей поведения их детей в ситуациях фрустрации. В этом случае родителям предлагалось описать реакцию их ребенка в ситуации, изображенной на картинке.

Для получения более полной информации об особенностях поведения старших дошкольников в ситуации родительских требований и запретов мы использовали специально разработанные опросник и анкету для родителей.

Опросник был направлен на выявление манипулятивных тенденций детей во взаимодействии с родителями. Для этого родителям предлагалось оценить следующие вопросы-утверждения: «Если ребенок чего-то хочет, то он умеет от меня этого добиться»; «Часто бывает проще разрешить ребенку делать, что он хочет, чем добиться от него послушания»; «Я часто иду на поводу у своего ребенка».

С помощью анкеты выявлялись типичные способы поведения старших дошкольников в ситуации столкновения их интересов с родителями. Родителям предлагалось оценить, насколько часто в поведении их детей встречаются следующие тенденции: беспрекословное подчинение, действие вопреки запрету, молчание, протест, требование, тихий плач, скандал/истерика, стремление угодить родителям, агрессивные выпады, применение угроз, поиск компромиссов. Анкета была построена таким образом, что родители могли не только охарактеризовать конкретные формы поведение ребенка в ситуациях конфликта (ответы на вопрос: «Когда Ваш ребенок что-то требует, а Вы считаете это неправильным, он(а) чаще всего…»), но и оценить, на какие формы поведения ребенка они чаще всего реагируют (ответы на вопрос: «Вы чаще всего выполняете требование ребенка, когда он(а)…»), а также какие формы предъявления требования наиболее эффективны для их ребенка (ответы на вопросы: «Лучше всего Ваш ребенок выполняет задание, когда Вы…», «Лучше всего ребенок выполняет Ваши задания, когда он(а)...»).

Статистическая значимость межгруппового различия сравниваемых показателей и показателей корреляционной зависимости определялись с учетом критерия Стьюдента для уровня значимости p≤0,05.

Анализ результатов проективной беседы со старшими дошкольниками показал, что все высказывания детей можно разделить на две группы. В первую группу вошли высказывания, направленные на удовлетворение непосредственного желания ребенка, не учитывающие заданные взрослым правила поведения. Вторую группу составили высказывания, свидетельствующие о том, что ребенок ориентируется на правила, заданные взрослым. По степени преобладания данных высказываний испытуемые-дошкольники были распределены по двум группам, условно названным нами «непосредственная активность» (дети ориентируются на свои непосредственные желания) и «культурная активность» (дети ориентируются на общепринятые правила).

Обработка полученных результатов выявила, что по указанным тенденциям выборка испытуемых разделилась практически поровну. Группу «непосредственной активности» составили 52,2% испытуемых. К группе «культурная активность» были отнесены 47,5% испытуемых. С нашей точки зрения такое распределение отражает возрастную специфику выборки. В дошкольном возрасте процесс усвоения культурных норм только начинается, поэтому многие дети еще не склонны ориентироваться на общепринятые правила поведения.

Далее мы проанализировали выраженность выделенных нами детских тенденций в группах «потакающих» и «требовательных» родителей (рис. 2.)




Рис. 2. Выраженность тенденций «непосредственной» и «культурной» детской активности в группах «потакающих» и «требовательных» родителей, в %


Как видно из рис. 2., у детей «потакающих» родителей существенно выражена направленность на «непосредственную активность», тогда как у детей «требовательных» родителей − на «культурную активность» (p<0,05).

Таким образом, при «потакающем» родительском отношении дошкольники чаще руководствуются в поведении своим непосредственным желанием. Это связано с мягкостью родителей и, как следствие, слабо сформированным у детей представлением о культурных нормах поведения. В ситуациях фрустрации потребности эти дети значительно реже регулируют свои поступки культурными правилами.

При «требовательном» родительском отношении дошкольники в большей мере склонны руководствоваться в своем поведении правилами, заданными взрослыми, соотносить свое поведение с культурными нормами. Такая ситуация объясняется тем, что родители последовательно и постоянно предъявляют требования и контролируют поведение своих детей.

При анализе высказываний детей, в которых проявилась тенденция к «непосредственной» активности, было выявлено, что некоторые из них (18,1%) содержат манипулятивные способы удовлетворения потребности, то есть способы общения, предполагающие воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений (Р. Чалдини, 1999). В зависимости от содержания детских манипулятивных высказываний, они были распределены на 4 типа.

  1. Высказывания, в которых дошкольник подчеркивает свою незрелость, неспособность, неумелость, отсутствие опыта, определенных навыков или способностей, плохое самочувствие. С помощью таких высказываний дошкольник вызывает жалость к себе со стороны взрослых (что соответствует типу манипуляции «Слабость (Сила воды)», выделенному А. Адлером, 1998).

  2. Описанный А. Адлером (1998) и Э. Шостромом (2004) тип манипулирования «Деспотизм» проявляется в содержащих угрозы, агрессивных, жестких, гневных детских высказываниях.

  3. Тип манипулятивного поведения «Хитрость» аналогичен по своим проявлениям описанному А.Л. Венгером (2000) психологическому синдрому «позитивного самопредъявления». В данном случае ребенок дает взрослым обещание вести себя примерно, исполнять все родительские требования в будущем взамен на исполнение его желания в данный момент.

  4. Использование внутрисемейных разногласий для достижения своих целей. Дети ставят поведение одного из взрослых в пример другому: «вот бабушка всегда мне все покупает»; «папа – хороший, он меня любит, и все мне разрешает. Не то, что ты, мама». В стремлении быть лучше, чем другой член семьи, стать «более любимым» ребенком, взрослый часто идет у ребенка на поводу и выполняет его требование.

Сопоставление полученных данных с имеющимися в литературе фактами показывает, что манипулирование как «использование внутрисемейных разногласий» ранее не рассматривалось в психологических исследованиях в качестве отдельного типа детского манипулирования.

Данные о частоте встречаемости выделенных типов манипуляций в выборке приведены на рис. 3.

Как видно из рис.3., наиболее распространенным типом манипуляции в дошкольном возрасте является «Слабость» (50% случаев). Вторым по распространенности – «Использование ребенком внутрисемейных разногласий» (39,3% случаев). Типы манипулирования «Деспотизм» (7,1% случаев) и «Хитрость» (3,6% случаев) встречаются в нашей выборке сравнительно редко.



Рис. 3. Результаты анализа представленности типов детских манипулятивных высказываний, в %.


При анализе содержания высказываний детей мы отметили, что манипулятивные тенденции содержатся в высказываниях с непосредственной активностью.

Анализ распространенности детских манипулятивных высказываний в условиях «потакающего» и «требовательного» родительского отношения обнаружил, что при родительском потакании детские манипуляции встречаются значительно чаще, чем при родительской требовательности.

При сравнении данных о представленности детских манипулятивных высказываний в группах с «потакающим» и «требовательным» родительским отношением, выявилась тенденция, аналогичная распределению «непосредственной» и «культурной» активности дошкольников. В группе с «потакающим» родительским отношением количество манипулятивных детских высказываний значительно выше, чем в группе с «требовательным» родительским отношением (69,6% и 30,4% соответственно; p <0,05).

Помимо изучения особенностей отношения детей дошкольного возраста к ситуациям фрустрации, в задачи нашего исследования входило выявление степени осознания родителями особенностей поведения их детей.

Анализ высказываний родителей выявил, что, так же как и высказывания детей, они могут быть распределены на две группы. В первую группу («Приписывание непосредственной активности») вошли родители, большинство высказываний которых характеризовалось приписыванием непосредственной активности своим детям. Вторую группу («Приписывание культурной активности») составили родители, чьи ответы содержали приписывание детям направленности на социально-одобряемое поведение.

Большинство опрошенных родителей – 59% (p<0,05) – предполагают у своих детей-дошкольников высокий уровень сформированности представлений об общекультурных правилах. Взрослые рассчитывают на то, что как бы ни было сильно у ребенка желание следовать своим непосредственным побуждениям, он руководствуется теми нормами и правилами, которые приняты в обществе и транслируются ребенку родителями через систему требований.

Меньшая часть – 41% опрошенных родителей – предполагают у своих детей доминирование непосредственной активности. Родители этой группы полагают, что при возникновении того или иного «запретного» желания, их ребенок будет стремиться к удовлетворению своей потребности, не взирая на общекультурные нормы и правила.

При сопоставлении родительских предположений и собственно детских высказываний на предложенные в ходе эксперимента ситуации фрустрации потребности ребенка, было выявлено, что родители дошкольников в целом склонны несколько переоценивать степень культурной направленности реакций своих детей, видеть своих детей несколько старше и благоразумнее, чем они есть на самом деле. Родители, соответственно, недооценивают важность непосредственного желания ребенка, ориентации дошкольника на удовлетворение фрустрированной потребности без учета культурных норм поведения (рис. 4.).



Рис. 4. Результаты оценки реальной реакции детей и предположений родителей о вероятной реакции детей (в %).


При анализе соотношения родительских предположений и реальных детских высказываний в выделенных нами группах по критерию родительской требовательности стала очевидной следующая тенденция: «требовательные» родители недооценивают благоразумие своих детей и их ориентированность на культурные нормы; «потакающие» родители склонны переоценивать детскую направленность на соблюдение культурных норм поведения.

Наше внимание привлек тот факт, что результаты, полученные при опросе детей и родителей группы «потакающие родители» различаются сильнее (разрыв между родительскими и детскими ответами составляет 34,1% по показателям непосредственной и культурной активности ребенка), чем в группе «требовательные родители» (разница между родительскими и детскими ответами – 15,4%). Мы связываем этот факт с тем, что «потакающие родители» слабо контролируют поведение своих детей, и, как следствие, не могут в точности предсказать поступки дошкольника в предлагаемой ситуации.

Исследование степени осознания родителями детских манипуляций проводилось с помощью специально разработанного опросника и дало следующие результаты: наибольшая часть родителей обеих групп констатируют, что ребенок умеет добиться от них того, что хочет (57,1% «потакающих» родителей и 69,2% «требовательных» родителей). Приведенные данные свидетельствуют о том, что «потакающие» родители реже отмечают манипулятивные тенденции в поведении своих детей, чем «требовательные». Как уже говорилось выше, «потакающие родители» предъявляют требования в мягкой форме, слабо контролируют их выполнение, и у детей нет необходимости специально воздействовать на родителей с целью добиться запрещенного, но желаемого. «Требовательные родители», напротив, предъявляют нормы жестко и строго контролируют их выполнение, поэтому детям для достижения желаемого необходимо использовать специальные методы воздействия на родителей.

Как «потакающие», так и «требовательные» родители, соглашаются с тем, что иногда им бывает проще разрешить ребенку делать то, что он хочет, чем добиться от него послушания (40% и 30,8% испытуемых соответственно). В группе «потакающих» родителей данный показатель несколько выше, чем в группе «требовательных» родителей. Мы связываем это с тем, что «потакающим» родителям, в меньшей степени, чем «требовательным», свойственны настойчивость и последовательность во взаимодействии с ребенком.

Такая же тенденция сохраняется и при оценке родителями своей склонности идти на поводу у ребенка. Такая тенденция наблюдается у 40% «потакающих» родителей и 26,9% «требовательных» родителей. Таким образом, детские манипуляции присутствуют в обеих группах родителей, однако в группе «потакающих» родителей дети более эффективно манипулируют взрослыми.

По данным нашего исследования «потакающие родители» предполагают манипулятивную направленность высказываний своих детей примерно в 2 раза чаще, чем «требовательные». Это соответствует реальному положению вещей: дети «потакающих родителей» действительно используют манипулятивные высказывания гораздо чаще.

Как «потакающим», так и «требовательным» родителям свойственно «не замечать» большую часть детских манипуляций. Иногда детям удается скрыто управлять поведением взрослых людей, вне зависимости от их требовательности. Мы отмечаем, что дети «требовательных» и «потакающих» родителей используют манипулятивные высказывания значительно чаще, чем это отмечают взрослые: «потакающие родители» отмечают лишь 28,6% от общего числа манипулятивных детских высказываний (41% от реально высказанных детьми в данной группе); «требовательные родители» – 14,3% (47% от реального количества манипулятивных детских ответов в данной группе).

Для выявления типичных способов реагирования старших дошкольников в ситуациях столкновения интересов родителей и детей, родителям была предложена специально разработанная нами анкета. Родители дошкольников отвечали на вопросы о том, как реально ведут себя их дети в ситуациях запрета и необходимости выполнить непривлекательное задание.

При анализе распределения характеристик поведения дошкольников в ситуациях «Когда Ваш ребенок что-то требует, а Вы считаете это неправильным, он(а) чаще всего…?» в группах с разными характеристиками требовательности выявлено, что особенности детского поведения обусловлены психологическими характеристиками возраста и различаются по группам незначительно. Самыми распространенными детскими реакциями и в группах «потакающих», и «требовательных» родителей являются открытый протест/требование. Тем не менее, мы можем отметить, что у детей из группы «требовательных родителей» чаще, чем у детей из группы «потакающих родителей», встречаются прямые протесты-требования, открытая конфронтация и даже физическая агрессия. Остальные показатели у детей «потакающих родителей» выражены сильнее, чем у детей «требовательных родителей».

Наибольшие различия в группах наблюдаются по частоте использования компромисса в ситуации запрета. Дети «потакающих родителей» существенно чаще (40% случаев) (p<0,05), чем дети «требовательных родителей» (12,4% случаев) пытаются найти такой выход из конфликтной ситуации, который удовлетворял бы обе стороны: и ребенка и взрослого. Возможно, это объясняется тем, что дети, зная мягкость «потакающих родителей», понимают, что переговоры могут привести к желаемому результату – удовлетворению потребности. В семьях «требовательных родителей» дети в меньшей степени рассчитывают на возможность уговорить взрослых изменить решение, что обусловлено строгостью и принципиальностью родителей в предъявлении требований и запретов.

Для детей из обеих групп наиболее характерными способами поведения в ситуации фрустрации потребности («Вы чаще всего выполняете требование ребенка, когда он(а)…?») являются: подчинение, примерное поведение, желание угодить взрослым и компромисс. Различия заключаются в том, что у детей «потакающих родителей» чаще всего встречается подчинение (45,7% случаев), в то время как у детей «требовательных родителей» это – третий по частоте встречаемости способ поведения (23,1% случаев). Компромисс чуть реже проявляется у детей «потакающих родителей» (42,9% случаев) и является наиболее распространенным среди детей «требовательных родителей». Стремление угодить родителям – третий по частоте встречаемости вариант поведения детей «потакающих родителей» (40% случаев), и второй по распространенности – в группе детей «требовательных родителей» (30,8%).

В ситуации, когда ребенок чего-то просит у родителей, «потакающие» и «требовательные» родители, очевидно, ведут себя по-разному. «Потакающие родители» прибегают к запретам только в крайних случаях, и дошкольники склонны подчиниться родительскому запрету и отказаться от своего непосредственного желания.

В семьях «требовательных родителей» различные требования и запреты предъявляются ребенку довольно часто, поведение ребенка строго контролируется и, иногда, количество запретов может превышать количество разрешенных ребенку действий. В то же время, дети хорошо понимают смысл и необходимость большинства запретов, и могут обосновать необходимость удовлетворения своей потребности и найти такой способ ее удовлетворения, на которой родители могут согласиться.

В группах с «потакающим» и «требовательным» родительским отношением наблюдаются незначительные различия: к наиболее действенным относятся следующие способы, к которым прибегают родители при необходимости заставить ребенка выполнить непривлекательное задание: заинтересовать ребенка, объяснить, для чего необходимо выполнить это задание, похвала и помощь со стороны взрослого. Дети «потакающих родителей» лучше всего выполняют поручение взрослого, руководствуясь познавательным или игровым мотивом (интерес – 80%), чем дети «требовательных родителей» (69,2%). Для детей «требовательных родителей» самым действенным мотивом является родительская похвала (77%, против 60% у детей «потакающих родителей»).

Организация деятельности ребенка, при которой он лучше всего выполняет непривлекательное задание («Лучше всего ребенок выполняет Ваши задания, когда он(а)...»), выглядит практически одинаково в обеих группах родительского отношения. Дети из обоих видов семей лучше всего действуют в случаях, когда задание им интересно, родители помогают им, и присутствует соревновательный мотив. Некоторые различия наблюдаются в ситуации совместной деятельности ребенка с родителями: дети «требовательных родителей» лучше выполняют задание в 80,8% случаев, а дети «потакающих родителей» – только в 68,6% случаев.

Сопоставление данных о родительской требовательности и степени осознания родителями детского манипулирования позволяет сделать следующий вывод: «потакающие родители» более демократичны и больше обращены к ребенку, ориентированы на «счастливое», беззапретное детство ребенка. Во взаимодействии с «потакающими родителями» ребенок имеет определенную власть над взрослыми, умеет управлять их поведением. В свою очередь, «требовательные родители» руководствуются представлениями о должном поведении ребенка, нормативны, ориентированы на социальную адаптивность. Дети «требовательных родителей» имеют опыт обоснования для взрослых своих желаний, но чаще подчиняются родителям в основных культурных требованиях.

  1   2

Похожие:

Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconМетодические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит
Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста...
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconФормирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
I. Теоретический анализ проблемы формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconКонкурсные материалы для «Пчёлки 2012» тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада»
Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconОбразования ленобласти автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconЛевшина Надежда Петровна математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconТесты для педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста. Родная природа Ответы на тестовые задания «Родная природа»
Тесты для педагогического тестирования детей старшего дошкольного возраста. Родная природа
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам iconЛитература. Приложение
«Организация совместной работы учителя-логопеда и педагогов дошкольного образовательного учреждения по устранению речевых нарушений...
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам icon«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам icon«Специальный (коррекционный) детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с онр посредством картины и наглядного моделирования
Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам icon«Основы пожарной безопасности»
Из опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста потребности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница