Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение




Скачать 334.46 Kb.
НазваниеТренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение
страница1/3
Дата19.03.2013
Размер334.46 Kb.
ТипИзложение
  1   2   3


Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку


Часть 1

Сжатое изложение


Прослушайте текст и выполните задание C1 на бланке ответов № 2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения — не менее 70 слов.


Текст 1

Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по лермонтовскому «Герою нашего времени» или «Мёртвым душам» Гоголя. Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. Посмотрит юноша или девушка – (а хоть бы и взрослый, пожилой чело­век, который почему-то «Героя нашего времени» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности. Зачем читать, когда уже всё ясно.

Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше. Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. Русского языка вообще и языка данного писателя, в частности. А ведь это – наслаж­дение. Одно дело (если использовать это грубое сравнение) – принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело – неторопливая, с наслаждением, еда.

И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по художественному про­изведению – в другом. Дело в том, что при чтении книги у читающего человека невольно включается воображение. Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их жи­выми, как бы в кино. Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режисси­рует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персо­нажей и действия этих персонажей. То есть чтение книги есть процесс более активный и творческий, более активно-творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек бо­лее потребитель, чем творец.

(240 с.)

(По В. Солоухину)


Текст 2

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, — он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос­кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с досто­инством и получить настоящую радость. Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме го­раздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять чело­век, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем про­сто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

(213 с.)

(По Д.С. Лихачеву)


Текст 3

Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов. Эта надобность имеет и личностную форму в виде потребности каждого от­дельного человека в неприкасаемой духовной территории. Духовная территория – это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впускать. То есть каждый человек, особенно в юности и старости, нуждается в периодах одиночества.

Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый, круг, очерчивающий его духов­ную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, неодинаковый: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и какие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование напол­нено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаенные планы и мечты. Одним словом, это – важнейшее усло­вие личностного и психического развития.

Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его части кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нарушение пространствен­ной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов, личностных и национальных.

(214 с.)

(По Л. Фридману)


Текст 4

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое вообще начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Добро рождается от любви. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо научиться любить в человеке человека.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, рас­ширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распростра­няясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного.

(218 с.)

(По Д.С. Лихачеву)


Текст 5

Если у человека отличная память, быстрый и проницательный ум, высокая работоспо­собность, но он подвержен страхам или излишней мнительности, завистлив и подозрителен, то ни труд, ни отдых не принесут ему той радости, какую могли бы принести. Поэтому перед каждым человеком стоит сложная задача – научиться управлять своими переживаниями, своими «страхами».

Не будем говорить о тех коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью, от которых люди иногда даже погибают. Часто людей пугает неизвестность, не­знание того, что может произойти в незнакомой ситуации. Так, у некоторых детей зарожда­ется страх перед темнотой, у многих горожан — страх перед лесом, животными, у сельчан – страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться. Постепенно подобные страхи закрепляются, и изжить их уже не так просто.

Французский врач Бомбар, служивший в портовом госпитале, знал от своих пациен­тов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках не от голода и не от жаж­ды, а от страха перед неизвестностью, перед ожидающими их трудностями, от неверия в возможность спасения. И вот что сделал Бомбар, движимый невероятным благородным со­страданием к людям, желанием избавить их от губительного страха перед морем. Он в оди­ночестве, питаясь только тем, что давало ему море, собирая для питья дождевую воду, в не­большой лодке пересек Атлантический океан и через шестьдесят пять дней плавания выса­дился на американский берег. Тем самым он доказал, что, даже оказавшись в открытом океа­не без еды и питья, человек должен несокрушимо верить в спасение, оно возможно!

Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное – это очень сильно захотеть. Не зря говорят: «хочу» — это половина «могу». Страх стоит попытаться «приручить». Это и сделал Бомбар. Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам!

(281 с.)

(По М. Коченову)


Текст 6

Страна наша богата талантами, глубоки её исторические и культурные корни, и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы у нас и за рубежом. Во многих уголках сохранились интереснейшие ремёсла, уходящие корнями в глубокую древность. Секреты ремёсел передаются из рода в род на протяжении многих поколений.

Многие ремёсла, раньше широко распространённые, были вытеснены из повседневной жизни людей массовым промышленным производством недорогих предметов быта и стали этнографической редкостью. Каждое изделие народного искусства – это памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство.

В каждом ремесле за века его существования выработались свои особые приёмы, которые в случае утраты восстановить трудно, а порой невозможно. И в наши дни существуют мастера, сохраняющие или возрождающие древние ремесла, не дающие разорваться связи поколений и традиций. Но это в основном престарелые люди, а молодёжь не проявляет интереса к такому виду искусства, что вызывает тревогу за его судьбу. Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духовные, художественные традиции народа мы не имеем права, ведь именно с уважения к ним начинается в нас чувство Родины.

(173 с.)

(По А. Миловскому)


Текст 7

Трудно и страшно представить, чтобы нас окружали только «трафаретные», «дере­вянные» люди, лишённые индивидуальности. Главное для них – не выделяться, быть как все. И мысли у них деревянные: как бы побольше всего накупить, накопить. Они уверены: изо­билие вещей – основа жизни. У этих людей многие чувства недоразвиты. Они живут пресно. Их раздражает все, что выходит за «деревянные» рамки. Они ворчат на ребят, которые, по их понятиям, устраивают слишком шумные игры. Они швыряют камни в бездомных животных, уверенные, что те только разносят заразу. И, конечно, не любят чудаков, потому что сами никогда не смогут быть такими, то есть никогда не создадут ничего необыкновенного.

Зато как замечательно, когда нас окружают индивидуальности, когда каждый человек отличается от другого и внешностью, и мыслями, и поступками! Какая радость общаться с яркой личностью, с человеком-творцом, в котором живёт дух красоты! Ты смотришь на мир одними глазами, а творец способен моментально перестроить твой взгляд. И вот ты уже ви­дишь привычное под другим углом, и меняются краски жизни, открывается то, чего ты не видел до сих пор. Это как прорыв в космос. Огромный, многоликий, жестокий и благодуш­ный, отвратительный и прекрасный мир откроет тебе человек-творец, человек искусства.

Настоящее волшебство: картины, музыка, поэзия заражают своим настроением! Слово, музыка, картины великих мастеров заставляют смеяться и плакать. И хочется сделать мир лучше, чем он есть, и главное, стать самим лучше. Благодаря искусству мы де­лаем в своей душе открытия, в нас зреет дух Красоты, дух Творца!

(232 с.)

(По Л. Сергееву)


Текст 8

Думаю, многие в тот или иной период жизни задаются вопросом: что есть доброта? Добрый ли я? Добры ли люди, которые меня окружают? Если есть такие понятия, как люд­ская доброта, щедрость души, то в чем они проявляются?

Заглянем с «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Вот как оп­ределяет понятие щедрости известный собиратель слов: «Щедрый – милостивый, милосерд­ный на помощь, на подарки, на раздачу милостыни, пособий». Отсюда щедрость души – это способность делиться с ближним не только материальными благами, но и душевным теплом, это умение сочувствовать, сопереживать, принять участие в судьбе даже незнакомого чело­века. Словарь же иностранных слов предлагает нам синоним понятия «щедрость души». Это слово «альтруизм», которое обозначает бескорыстную заботу о других и готовность жертво­вать для других своими личными интересами.

В истории есть немало примеров деятельности людей, которые считают своим долгом поделиться последним с другими. Во времена царя Бориса Годунова в России жила помещи­ца Ульяна Устиновна Осорьина. Это была простая, обыкновенная добрая женщина, скромная, боявшаяся чем-нибудь стать выше окружающих. «Она отличалась от других разве толь­ко тем, что жалость к бедному и убогому... в ней была тоньше и глубже... развивалась от не­прерывной практики, постепенно наполнила все ее существо и стала основным стимулом ее нравственной жизни», – писал о ней современник. Рукодельничая, она продавала свои изде­лия, а выручку тайком раздавала нищим. Живя в доме свекрови, она отказывалась от завтра­ков и ужинов, ела один раз в день, а съестное отдавала голодным. Даже во времена страшно­го трехлетнего голода исхитрялась у себя в усадьбе выпекать хлеб из древесной коры и лебе­ды, и поданный с такой любовью ее рукой, хлеб этот был слаще настоящего. Два года терпе­ла Ульяна Осорьина страшную нищету и «не опечалилась, не пороптала, напротив, была ве­села, как никогда прежде». Не это ли самый достойный образец доброты, щедрой души?

(285 с.)

(По материалам периодической печати)


Текст 9

Родился человек. Но кто знает, что будет из него? Понятие человека вообще так без­гранично, что на такой вопрос отвечать невозможно. Из ребёнка может выйти великий ху­дожник, великий мыслитель, великий деятель, может выйти Аристотель, Колумб или Шек­спир – словом, один из тех людей, которых называют благодетелями человечества. Может, разумеется, выйти не только простой, обыкновенный человек, но даже и человек совершенно ничтожный.

От каких же причин всё это зависит? На этот вопрос обыкновенно отвечают, не запи­наясь: от воспитания, от обстоятельств частной жизни – словом, от всевозможных влияний, только не от самого человека. Но жестоко ошибаются те, кто дальше такого взгляда ничего не видит. Не из обстоятельств чаще всего проистекает величие и достоинство человека. Это подтверждает ежедневный опыт. Часто, несмотря на все хлопоты родителей, наставле­ния, наказания, награды не производят желаемого действия: книги не дают мыслей, картины природы не дают ощущений, и, вообще, все возможные действия на питомца не рождают его самодеятельности, а нередко даже мешают её развитию.

Совершенно ясно, что каждый человек может развиваться только тогда, когда разви­вает сам себя. Воспитание, образование не производят развития, а только дают ему возмож­ность; они открывают пути, но не ведут по ним. Идти вперед в своем развитии человек мо­жет только на собственных ногах, в карете ехать нельзя. Никто не сможет воспитать челове­ка, если она сама себя не воспитывает.

Наша родина представляет нам много примеров самобытного развития. Даже до по­следнего времени большая часть наших замечательных людей – самоучки, люди, получив­шие в окружающей среде только слабое указание, слабый толчок и сами создавшие свою деятельность. Вспомните Ломоносова, бегущего за обозом рыбы в Москву. Вот образец мно­гих наших деятелей.

(258 с.)

(По материалам периодической печати)


Текст 10

Что такое счастье? У каждого человека будет свой ответ на этот вопрос. Многие ска­жут, что счастье – нечто совершенно неуловимое. Счастье сравнивают с воздухом: мы пони­маем, что воздух был, только когда он вдруг исчезает. Действительно, почувствовать себя вполне счастливым порой очень трудно...

«Я ни за кого не отвечаю» – эта гордая фраза, которую иногда нам приходится слы­шать, скрывает на самом деле одиночество и неудовлетворенность собственной жизнью. Пустая квартира, тишина, праздники в одиночестве, никто не окликнет, не позовет, не засме­ётся, не заплачет, не обнимет. Тогда кому нужны ваши победы? Кто их оценит? Каких бы высот в карьере и саморазвитии не удалось нам достичь, они меркнут в сравнении с тем сча­стьем и радостью, что способны принести наши близкие. Только любимые люди всегда за­ставляют нас подниматься еще выше, они верят в нас, дарят нам тепло и заботу. Порой в за­боте нуждаются они сами, и тогда мы переворачиваем весь мир, но находим силы и время, чтобы помочь им. Именно в такие минуты мы растём духовно. Это счастье, когда есть кому заботиться о вас и есть, о ком заботиться вам. Запомните: только когда вы отражаетесь в гла­зах любящих вас людей, вы существуете, иначе... вы призрак. Исходя из этого, задайте себе вопрос, в чьих глазах вы отражаетесь? Вы вообще существуете?

Поймите, уясните, вникните: счастье – это то, что уже есть, а не то, что только будет! Оглянитесь: у вас есть пусть один друг, но он ЕСТЬ, у вас ЕСТЬ тёплый и уютный дом, у вас ЕСТЬ хлеб на столе, ЕСТЬ руки и ноги, ЕСТЬ любимая музыка и книги, возможно, ЕСТЬ любимый человек, ЕСТЬ мечты! Вот это всё вместе и составляет СЧАСТЬЕ!

(265 с.)

(По В. Богатской)


  1   2   3

Похожие:

Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconТренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по английскому языку Задания на чтение. Задание 1
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования,...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение icon«региональный центр оценки качества образования» методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в 2012 году
Перечень приказов министерства образования Саратовской области по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconПоложение о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает формы, участников, сроки и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconО проведении государственной (итоговой) аттестации
«Об установлении сроков проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме», в целях установления форм и порядка проведения...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconО проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся
В соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 22. 02. 2012 года №325 о государственной...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconII. Организация государственной (итоговой) аттестации
Порядок проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconII. Организация государственной (итоговой) аттестации
Порядок проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconКогда произошло принятие христианства на Руси?
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconПояснительная записка Инструктивно методические материалы по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования с участием Региональной экзаменационной комиссии Ханты Мансийского автономного округа Югр
«О проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования,...
Тренировочные задания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, по русскому языку Часть 1 Сжатое изложение iconМетодические рекомендации по заполнению бланков ответов №1 и бланков ответов №2, используемых на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница