Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения»




НазваниеПрограмма дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения»
страница1/8
Дата01.09.2012
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины


Собственность и богатство в религиях мира

для направления 030700.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра


Автор:

Коваль Т.Б., доктор исторических наук (e-mail: t.b.koval@gmail.com)




Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета мировой экономики и мировой политики


мировой политики Зав. кафедрой Кортунов С.В.

Председатель Кудров В.М.

_________________________ ________________________

« 21 » октября 2010 г. «___»_____________ 20__ г.


Утверждена УС факультета мировой экономики

и мировой политики

_________________________

Ученый секретарь Вериго С.А.

_________________________

« 30 » ноября 2010 г.


Москва, 2010


Автор программы – д. ист.наук, проф. Т. Б. Коваль


Раздел 1. Организационно-методический


1.1. Место курса в образовательной программе


Курс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на 3 курсе обучения по направлению «Международные отношения» в качестве лекционного по выбору. Курс позволяет бакалаврам свободно ориентироваться в религиозном многообразии современного мира, выявить общее и особенное в подходах различных религий к проблеме собственности и богатства, знать историю развития религиозной социальной мысли. Учитывая, что большинство бакалавров, обучающихся по направлению «Международные отношения», изучает США и страны Европы, представляется целесообразным выявить специфику христианской социальной этики по сравнению с другими религиями, а также особенности православного, католического и протестантского подходов к мотивации и этике труда, отношении этих христианских конфессий к материальным благам, земному благополучию, прибыли и богатству. Это необходимо современному выпускнику бакалавриата по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях и центрах, а также в научной сфере.


1.2. Цели и задачи курса


Цель курса состоит, во-первых, в том, чтобы дать студентам общие представления о наиболее крупных и значимых религиях мира, их социальной этике и отношении к труду, собственности и богатству. Во-вторых, в том, чтобы познакомить их с эволюцией христианской социальной мысли и особенностями православного, католического и протестантского подходов к материальным благам. В-третьих, самостоятельная цель курса заключается в уяснении общей логики различных вероучений и вытекающих из нее представлений об экономической деятельности.

В задачи курса входит достижение у студентов следующих образовательных результатов:

- иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;

- знать основы социально-экономической этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также особенности в подходах к труду, собственности и богатству христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма);

- уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;

- обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.


1.3. Аннотация курса

Вопросы, связанные с трудом, собственностью и богатством, имеют непреходящее значение для судеб всей человеческой цивилизации. С ними связаны, с одной стороны, бесконечные конфликты, войны и революции, а с другой – поиски социального блага и справедливого устройства общества. Их этическое осмысление прослеживается уже в памятниках письменности древних цивилизаций Египта, Индии, Китая, сакральных текстах многих религий мира, в том числе Библии, сочинениях античных и средневековых авторов, не говоря уже о мыслителях нового и новейшего времени. Тем не менее, они остаются нерешенными и поныне. Не случайно одна из задач первостепенной важности состоит в преодолении бедности и нищеты. Об этом говорится в «Декларации тысячелетия» ООН и других документах мирового сообщества. Социальная и имущественная дифференциация приобрела к XXI в. огромные масштабы во всем мире, в том числе и России, где постепенное «привыкание» к частной собственности и рыночным отношениям не означает морального принятия неравенства. В условиях современного мирового кризиса этические аспекты социально-экономической реальности приобрели особый смысл и значение. В этом контексте важно обратиться к духовно-религиозному опыту, накопленному человечеством.

Учитывая большую роль религиозного фактора в современной мировой политике, а также формировании этно-национальной и культурной идентичности, учащимся необходимо иметь представление о различных религиях, их отношении к социальной реальности и экономическому развитию.


1.4. Предмет курса составляют социальные учения мировых религий, взгляды их основоположников и духовных лидеров на проблему труда, бедности и богатства, а также современные воззрения православной, католической и протестантских церквей на проблему труда, собственности и богатства.


1.5. Методология

Преподавание строится на сочетании методов исторической науки, сравнительного религиоведения, этнологии и социологии. Это предполагает выяснение особенностей различных духовных и религиозных традиций и сопоставление их между собой, а также выявление общих этических подходов к социально-экономической деятельности.


1.6. Новизна курса

Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ. Впервые ставится задача познакомить студентов не просто с историей мировых религий, но рассмотреть в широком историческом диапазоне основные тенденции развития социально-этической мысли человечества, проследить эволюцию воззрений на собственность и богатство в различных религиях, выявить, с одной стороны их особенности, а с другой стороны- универсальные нравственные принципы, общие для всех. Предлагаемый учебный курс предполагает научную объективность и толерантное отношение ко всем религиозным традициям. Многие из рассматриваемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения.


1.7. Требования к уровню освоения курса


Подразумевается, что в соответствии с бакалаврской программой все студенты уже овладели материалами курса по истории мировых религий и философии.


1.8. Компетенции студентов, формируемые в ходе курса

В ходе курса студенты приобретут следующие профессиональные компетенции:

КОМПЕТЕНЦИИ


А. Аналитические компетенции

Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:

1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу подходов различных религий к проблеме собственности и богатства, социальной этике в целом;

2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их социальной этики;

3. Учет влияния религиозного фактора на современное цивилизационное развитие;

Методы учения/преподавания


Лекционные занятия; обсуждение эссе студентов.


Работа на лекционных занятиях, которые обязательно проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам). 

Индивидуальные и групповые консультации; 

Написание аналитического эссе.

Работа в составе группы:

Коллективное обсуждение эссе

В. Системные компетенции

Студенты по итогам курса смогут развить:

1. Владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

3. Глобальное видение

 

Методы учения/преподавания

Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных,  у экспертов;

Работа с научной литературой и информацией;

Проведение дискуссий.




С. Коммуникационные компетенции

В ходе обучения студенты получат возможность развить следующие компетенции:

2. Обеспечение привлекательности и живости дискуссий внутри сообщества в режиме реального времени

Методы учения/преподавания

Презентации эссе по группам


Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему) 
 
 
 

 
 
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины "Демография"  для направления Направление 030700. 62 «Международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 международные...
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Религия и культура» для направления 030700. 62 «Международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030700....
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для специальности 032301. 65 «Регионоведение»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для специальности 032301. 65 «Регионоведение»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины религии мира для направления 030700. 62 «Международные отношения»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для специальности 080102. 65 «Мировая экономика»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока» для направления 030700. 62 "Международные отношения"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030700....
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Мировая политика и международные отношения» для направления 030700. 62 Международные отношения подготовки бакалавра
«Международные отношения» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии...
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины Экономика и политика Китая для направления 030700. 62 «Международные отношения»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Собственность и богатство в религиях мира для направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины Основы межкультурных коммуникаций для направления 030700. 62 «Международные отношения»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница