Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»




НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
страница1/10
Дата19.03.2013
Размер0.98 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический университет

Информационно-образовательный центр

«Виртуальный филиал Русского музея»


МУЗЕИ МИРА


Саратов,

2007

Составитель:

кандидат философских наук, доцент Цах Ирина Вячеславовна


Музеи мира. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея». Саратов, 2007 - 75 с.


© Саратовский государственный

социально-экономический

университет, 2007


© Информационно образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея», 2007





ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 4

Лекция 1. История музея 4

Лекция 2. Систематизация музеев 9

Лекция 3. Галерея Уффици 12

Лекция 4. Прогулки по Лувру 21

Конечно, коллекция Лувра с изображениями детей на этом не исчерпывается, здесь представлены лишь самые известные работы этого направления. Следует отметить, что собрание музея хранит не только живописные изображения детей, но и скульптурные, такие как «Неаполитанский мальчик-рыбак» Франсуа Рюда, «Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса» Бушардона и многие другие. 27

Лекция 5. Музей Прадо. История создания 27

Лекция 6. Прадо. Коллекция 32

Лекция 7. Дрезденская галерея 41

Лекция 8. Лондонская Национальная галерея 49

Лекция 9. Русский музей: история создания. Дворцы Русского музея 58

Лекция 10. Пасхальные яйца Фаберже 67



Введение



В рамках курса предполагается знакомство с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи, хранящимися в музеях по всему миру, а также изучение истории возникновения первых музейных коллекций и развития и становления современных музеев. В программе курса выдерживается историческая типология музеев мира (систематизация), предлагается ознакомление с понятийным аппаратом музеологии. Логика подачи материала имеет историческо-линейное направление развития истории музеев от древности до современности.

Курс «Музеи мира» позволяет осознать и почувствовать уникальность каждой художественной школы, каждого направления, особенности стиля каждого автора, тем самым сформировать творческие ориентиры развития личности.

В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Курс состоит из 10 лекций, 2 тестов. В конце курса слушатели должны подготовить финальную работу, выполненную в виде презентации (необходимо владеть навыками Power Point).

Лекция 1. История музея


I. Музей в Европе

Музей как явление социальной жизни берёт своё начало в глубокой древности. Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы-подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.).

Идеи собирания, исчисления и упорядочения, духовного восхождения и посвящения наиболее полно были воплощёны в античном феномене Мусейона. С древнейших времён в Греции мусейоны, т.е. собрания, обители Муз, являлись святилищами для почитания спутниц бога солнца Феба-Аполлона, покровительниц мусических искусств, и воздвигались в виде жертвенников в рощах, предгорьях, гротах, у источников или на возвышенных местах исключительной красоты и гармонии с окружающей природой. При этом целью приносимых жертв было вызывание и творческое общение с Музами. Поскольку Музы являли собой идею божественного происхождения всякого пения или сказания, мусическое искусство было важной частью общего образования. Поэтому Мусейонами стали называться как вообще жертвоприношения при культе Муз и празднества в их честь, так и специальные школьные праздники, а в позднем греческом языке так обозначались сами школы, научные центры или даже учебные книги.

Дары, приносимые во славу муз, постепенно стали складываться в спонтанные экспозиции. Конечно, это не выставки в современном смысле слова. Просто около алтарей накапливались изображения муз, а также портреты художников и поэтов, победивших в соревнованиях. Со временем эти мусейоны превратились в своеобразные дворцы культуры античности. Некоторые, как, например, Академия Платона, созданная в 387 г. до н.э., стали широко известны. Академия, объеди­нившая в своих стенах разнообразные искусства и науки в лице замечательных мыслителей своего времени и ставшая выдающейся школой, воспитавшей многих слушателей. Мусейон платоновской Академии был в одно и то же время и местом культа, и местом учения, и научным центром.

Традиция служения Музам сохранилась и в философской школе перипатетиков – Ликее, основанной учеником Платона Аристотелем, где так же, как в Академии находился Мусейон с жертвенником и священной территорией Муз.

Один из главных научных центров античного мира был Мусейон в Александрии Египетской, включавший наиболее известную античную библиотеку. Мусейон (музей святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. 3 в. до н. э.

Библиотека Мусейона – знаменитая Александрийская библиотека – имела особое значение и сама по себе была исключительным явлением. Её уникальная книжная коллекция насчитывала, по данным разных авторов, от ста тысяч до полумиллиона книг и рукописей и включала в себя рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Главная библиотека размещалась в окрестностях дворца, а филиал, по некоторым данным, созданный ок. 235 до н. э. Птолемеем III, размещался в храме Сераписа Серапейоне

В основном библиотека была греческой, но включала также греческие переводы с других языков, в том числе с древнееврейского. Долгое время хранителем библиотеки был знаменитый поэт и учёный Каллимах (3 в. до н.э.), глава александрийской школы поэзии, составивший обстоятельное описание находившихся в библиотеке рукописей. В библиотеке также занимались переписыванием, подробным филологическим комментированием сочинений греческих авторов, разделением произведений на секции, которые мы сейчас называем «книгами».

Известны также художественные коллекции Мусейона, в которые входили, в том числе, и бюсты великих поэтов, установленные в читальных залах и вызывавшие большой интерес у посетителей. По данным некоторых источников, в Александрийском мусейоне со временем появились коллекции растений и животных в садах, залы для препарирования трупов и обсерватория.

Таким образом, антично-эллинистический Мусейон, начиная с идей, заложенных в основу Платоновской Академии и Ликея перипатетиков, и еще последовательнее осуществившихся в Александрийском Мусейоне, явился важнейшим социокультурным институтом своей эпохи. Несомненно, он играл культурообразующую роль в современном ему обществе.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античном Риме, с Ш в. до н.э.. появляются частные собрания произведений искусства. Известные коллекции Гая Верреса и Суллы хранили драгоценные ткани, статуи, греческие картины, вазы, бронзу и серебро. В Тускуланском театре Скавра было собрано около 3000 статуй. Владели подобными произведениями Сервилий, Красс, Лукулл, Помпей, Цезарь, Август.

В Средние века в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям. Это в полной мере относилось в византийским соборам и монастырям, а начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

В эпоху Возрождения коллекционирование получило новое развитие. Ренессансные гуманисты ездили по монастырям, собирая древние рукописи, и по итальянским городам, стремясь своими глазами увидеть античные памятники. Первооткрыватели привозили из дальних поездок слоновьи бивни и статуэтки-тотемы. Принцы, короли, князья, а заодно и буржуа, которым развитие городов и торговли принесло свободные денежные средства, - все это коллекционировали. Знаменитые собрания предметов искусства и культуры были у семьи Медичи во Флоренции, в Ватикане (среди самых известных коллекционеров эпохи – некоторые Папы), у английских и французских королей и, конечно, у династии Габсбургов.

Со временем накопление множества различных предметов и знаний вызвали потребность их классифицировать. Сбор материала о мире стал систематическим. К концу XV—XVII вв. речь уже идет о формировании современного музея Европы как специального учреждения. Первыми подобными образцами были музейные коллекции ученых, «кабинеты натуралиев», а также первые европейские музеи – кунсткамеры. Австрийский эрцгерцог Фердинанд II собрал огромную картинную галерею, коллекции книг, оружия и разнообразных диковинок. Для хранения всех этих богатств он даже перестроил замок Амбрас под Инсбруком – получилось что-то вроде закрытого музейного комплекса, в который были допущены лишь немногие избранные. Стоит, впрочем, отметить, что именно Амбрас стал одним из первых музеев, которые были открыты широкой публике – в 1615 году. Коллекция племянника Фердинанда Рудольфа II - императора, мецената, ученого и алхимика - располагалась в Праге, куда ему удалось собрать многих лучших художников, музыкантов и ученых эпохи. В обоих местах – и в замке Амбрас, и в Пражском Граде – под кунсткамеры были отведены отдельные помещения, рядом с картинными галереями.

Кунсткамеры Фердинанда и Рудольфа не сохранились в виде систематических коллекций; их экспонаты в наше время рассеяны по разным музеям. И о том, как они выглядели, можно узнать лишь по описям того времени.

В процессе формирования музея интересен следующий момент: музей, возникший в 1683 году в Оксфордском университете, создал прецедент использования музейных коллекций в обучении. Эта практика положила начало формированию новой социальной функции музея как образовательного института. Первый российский университетский музей начал работать в 1759 году в Московском университете в форме кабинета «натуралиев». С образованием в 1770 году кафедры натуральной истории кабинет был передан этой кафедре, а в 1791 году стал называться Музеем натуральной истории.

В 17-18 вв. формируются многочисленные частные коллекции — исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18-19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.


II. Музей в России

Коллекционирование в России известно с 10-11 вв. Все начиналось с собирания книжных и рукописных собраний в храмах и монастырях, с сакральных и мемориальных памятников в ризницах, оружия в арсеналах. В средние века благодаря собирательской деятельности начинается формирование великокняжеской и царской сокровищницы.

В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера. В 15-17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16-17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 г. перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора — ювелиров, оружейников и пр. В 1610-1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

В 16-17 вв. берет свое начало собирание коллекций растений в оранжереях и садах. Интерес к животному миру проявился в создании коллекций зверей и птиц в зверинцах. Появившиеся великокняжеские сокровищницы, культурные сады, храмы, аптеки, аптекарские огороды, арсеналы, зверинцы, обладали, как минимум, одной общей чертой: их деятельность предусматривала наличие хранилищ результатов этой деятельности или предметов, необходимых для ее осуществления. При аптеках со временем сформировались анатомические и другие естественнонаучные коллекции, и первые российские аптеки способствовали созданию первого российского музея – Петербургской кунсткамеры.

Петербургскую кунсткамеру, основанную Петром I в 1714 г., действительно принято считать первым Российским музеем. Кунсткамера стала заимствованной формой  распространенного в то время в Западной Европе музейного учреждения.  Такие заимствования культурных форм из культурных систем других сообществ, происходили в истории культуры довольно часто.

Следует отметить, что начиная с 18 века, собирание различных коллекций в России проходит путь от модной забавы до серьезного увлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев). Создаются первые объединения коллекционеров, например, Румянцевский кружок объединял любителей и собирателей книг.

Значительный качественный скачек в развитии музеев происходит в начале XIX в. Общество начинает связывать решение многих проблем именно с музеями. Музейная форма применяется для решения различных культурных, научных, просветительских, воспитательных целей и постепенно завоевывает авторитет в общественном сознании. Происходят и количественные изменения. В первые годы нового столетия целая группа протомузейных учреждений России (в том числе старейшее – Оружейная палата в Московском Кремле) почти одновременно преобразовывается в музеи. Уже в первой трети XIX в. в стране появилось в два раза больше музеев, чем за все предшествующее столетие. В этот период расширяется тематика коллекционирования, социальный состав коллекционеров: кроме дворянства в процесс вовлекаются представители купечества, духовенства, разночинцы. В 19 в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны, многие частные коллекции составляют основу для создания музеев (коллекция А.Д. Черткова - книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова - музея естественной истории Московского университета и т.д.) Результаты коллекционирования начинают использоваться в учебных целях (создание коллекций и музеев в университетах, гимназиях).

Вторая половина 19 века становится свидетельством превращения главных российских музеев в публичные и признание их коллекций национальным достоянием.

К началу XX века в России, по далеко не полным данным, музеи работали уже в 104 городах. В обеих столицах действовали десятки музеев. Из них собрание Эрмитажа имело мировую известность, а Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, а также только что созданный Русский музей, претендовали на значение национальных.

К октябрю 1917 в России работало свыше 150 музеев. После революции Постановлениями СНК РСФСР 1917-1918 крупнейшие частные музеи были национализированы.

Таким образом, генезис новой культурной формы — музея — занял не одно столетие. Но с древнейших времен, начиная с первых мусейонов и до нынешних дней, музеи были и остаются материальным хранилищем социокультурной памяти человечества, вместилищем познавательного и социально-практического опыта – знаний и премудрости веков.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
Поиск информации в сети Интернет для использования в процессе обучения. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
Технологии разработки мультимедийных учебных материалов. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
Основы web-дизайна. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Саратовский государственный социально-экономический...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет. Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея»
Музыка. Театр. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. / Саратовский государственный социально-экономический университет, информационно-образовательный центр «виртуальный филиал Русского музея»
Основы работы в Microsoft Word. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов. / Саратовский государственный социально-экономический...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconМетодические рекомендации по изучению курса «технологии разработки мультимедийных учебных материалов»
Изучению курса «Технологии разработки мультимедийных учебных материалов». Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в процессе изучения культурологии в вузе. Содержит...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconЧастно-государственное партнерство как институт модернизации экономики
«февраля» 2012 года в 13. 00 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 241. 02. при фгбоу впо «Саратовский государственный...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconПрограмма работы отдела развития проекта «Русский музей: виртуальный филиал»
Турнир для детей "Ровесники" (компьютерная игра на основе произведений из коллекции Русского музея)
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ Саратовский государственный социально-экономический университет, Информационно-образовательный центр «Виртуальный филиал Русского музея» iconУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по дисциплине «Инженерная геология»
Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 020300
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница