Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке)




Скачать 250.22 Kb.
НазваниеМакет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке)
страница1/3
Дата18.03.2013
Размер250.22 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3



Приложение А


МАКЕТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке)


Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология


Квалификация (степень) выпускника: магистр


Author Olga Kuzina, professor, HSE

e-mail address: kuzina@hse.ru Skype login - oekuzi


1. Цели и задачи дисциплины

The logic of the unit is to compare economic, psychological and sociological approaches to financial behaviour of households. During lectures and seminars students will be introduced with the field of consumer finances by focusing on theoretical models, research methodologies and skills, as well as the results of empirical research in Russia and other countries.

Unit Objectives

The main goal of this unit is to develop a critical, reflexive, and interdisciplinary approach to some key concepts which are central in contemporary research on financial behaviour of households. At the end of this unit and having completed the essential reading and activities students will develop the following competences:

  • Knowledge of theoretical models of households savings behaviour which are developed in economic theory, economic psychology and economic sociology;

  • Analytical skills to understand and interpret macro and micro statistics on household incomes and savings, developing evidence based arguments;

  • Overview of the results of empirical research on household incomes and savings;

  • Research-related skills - to evaluate different research designs and methods, to formulate researchable questions, to construct questionnaire/interview guide, to write analytical reports using the data from national surveys as well focus groups discussians.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к Дисциплинам по выбору студента Профиля 1 «Экономическая социология» профессионального цикла (Б3).

Unit prerequisites

Economics (Macro), Economics (Micro), Statistics, Introduction to Sociology, Economic sociology are required for taking this course.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы

(формируется частично)

СК-М1

  • Воспроизводит материалы дисциплины, интерпретирует и оценивает их. Применяет научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление его результатов. Подготовка к итоговой зачетной работе. Написание зачетной работы.

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

(формируется частично)

СК-М4

  • Использует научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление его результатов. Подготовка к итоговой зачетной работе. Написание зачетной работы.

Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

(формируется частично)

СК-М6

  • Воспроизводит материалы дисциплины, интерпретирует и оценивает их. Применяет научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы.

  • Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы. Подготовка к итоговой зачетной работе. Написание зачетной работы.

Способен использовать методы и теории социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности

(формируется частично)

ИК-2

  • Использует научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.




  • Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы.

  • Демонстрирует способность выстроить непротиворечивую аргументацию своих взглядов.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление его результатов.

Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

(формируется частично)

ИК-3

  • Демонстрирует способность самостоятельно выбрать тему для исследовательской работы.

  • Использует научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе. Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Владеет навыком поиска информации для исследовательской работы.

  • Демонстрирует способность выстроить непротиворечивую аргументацию своих взглядов.

  • Использует в ходе демонстрации результатов работы современную аппаратуру и специализированные программные пакеты.

  • Использует возможности Информационной образовательной среды НИУ ВШЭ.

  • Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

  • Работа с материалами дисциплины в Информационной образовательной среде НИУ ВШЭ

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения

(формируется частично)

ИК-8

  • Демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии на русском.

  • Владеет профессиональной терминологией на русском.




  • Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Обсуждение темы проекта/эссе. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы. Написание итоговой зачетной работы.

Способен оформлять и представлять результаты деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации результатов

(формируется частично)

ИК-10

  • Использует в ходе демонстрации результатов работы современную аппаратуру и специализированные программные пакеты.

  • Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях

(формируется частично)

ИК-13

  • Обосновывает свои ответы на вопросы, высказывания и суждения.

  • Демонстрирует способность сформулировать проблему для исследовательской работы в рамках курса.

  • Обосновывает положения исследовательской работы, непротиворечиво выстраивает аргументацию.

  • Демонстрирует готовность к ведению профессиональной дискуссии.

  • Владеет профессиональной терминологией.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы. Написание итоговой зачетной работы.

Способен использовать концептуальные основы философии социальных наук, современной социологической теории, методологии и методов социальных наук применительно к задачам исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения

(формируется частично)

ИК-15

  • Воспроизводит материалы дисциплины, интерпретирует и оценивает их.

  • Демонстрирует способность сформулировать проблему для исследовательской работы в рамках курса.

  • Обосновывает положения исследовательской работы, непротиворечиво выстраивает аргументацию.

  • Применяет научные методы, представленные в рамках лекционных занятий в процессе подготовки проекта/эссе.

  • Ознакомление с материалами лекционных занятий. Обсуждение ответов на вопросы, суждений, высказываний в рамках семинарских занятий. Работа над проектом/эссе и представление результатов работы.

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

(формируется частично)

СЛК-4

  • Демонстрирует способность сформулировать и согласовать с преподавателем тему работы.

  • Владеет опытом совместной работы на проектом.

  • Обсуждение тем для проекта/эссе. Работа в команде над проектом.

Способен вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде

СК-М8

  • Владеет английским языком на уровне, позволяющем читать и понимать академические тексты, готовить презентации проектов, выступать на английском языке на публике, понимать вопросы и уметь отвечать на них

  • Чтение литературы на английском языке при подготовке к семинарским занятиям

  • Подготовка презентации для выступления на семинаре

  • Выступление на семинаре с презентацией

  • Участие в обсуждении своей презентации и презентаций других студентов во время семинаров


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины определяется вузом самостоятельно, но не может составлять менее 5 зачетных единиц (в соответствии с ФГОС).

Рекомендуемый объем дисциплины в соответствии с учебными планами вузов-участников Консорциума 11-13 зачетных единиц.

Суммарная трудоемкость аудиторных занятий должна составлять не более 50% от общей трудоемкости освоения дисциплины. Рекомендуемая доля аудиторной работы – 40-45%.

Время на подготовку к экзамену, если он предусмотрен, следует включать в самостоятельную работу.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)
















В том числе:
















Лекции

14










14

Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

14










14

Самостоятельная работа (всего)
















В том числе:
















Подготовка к семинарам

63










63

Курсовая работа
















Реферат (эссе)

88










88

Другие виды самостоятельной работы
















Подготовка к зачёту, экзамену

24










24

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

3










3

Общая трудоемкость (час., зач. ед.)

216










188

















5. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

The main concepts and definitions




2

2




9

2

Absolute Income Hypothesis and the neoclassical economic models of household savings




2

2




9

3

Psychological approach to studying savings behaviour of household




2

2




9

4

Economic sociology approach to studying household financial behaviour




2

2




9

5

Financial strategies of households




2

2




9

6

Methodological issues in empirical research on household financial behaviour




2

2




9

7

Research on financial behaviour of Russian households




2

2




9

8

Preparation for presentation













88

9

Reading for the exam













24

10

Exam










3







Всего

216

14

14

3

185

6. Формы контроля знаний студентов

Assessment


To get the final mark on the course students need:


Assignment 1. – Explain why this paper was published in the academic journal/book by presenting the main ideas of one of the papers from the list of recommended readings using ppt slides and to present it during tutorials


Assignment 2.1 – Improve the questionnaire. During the tutorial students are given a list of 5 survey questions which have different mistakes in their wording. Students are supposed to indicate problems and improve questions to get higher construct validity of the measurement. In class


Assignment 2.2 – Interpret the data. Students are given a number of diagrams and tables (not more than 3) which they are supposed to interpret. In class.


Final exam

Seminar activity

7. Unit Materials


Lectures 1. The main concepts and definitions

Financial behaviour of households as a research subject in different social disciplines (economic theory, economic psychology, economic sociology).

Who takes financial decisions: household, family, or individual?

Household resources and household incomes. A theoretical definition of income. Hicks’ definition of income. How to operationalize this concept into empirical research.

Household income and expenditures statistics. The concept of household savings: flows of savings and stock of savings. Saving rate. Time period of measurements. Positive and negative savings.

Macro and micro statistics of savings. Savings statistics in Russia. International comparison of savings rates across countries and their dynamics.

Forms of savings. Durables and savings. Savings and investments. Savings and debts.


Obligatory readings

Utz-Peter Reich Concept And Definition Of Income In The National Accounts, Review of Income and Wealth, Volume 37 Issue 3, 1991, Pages 235 – 247. http://www.roiw.org/1991/235.pdf

Иванов Ю.Н., Хоменко Т.А. Проблемы и методы статистики сбережения населения в соответствии с концепциями СНС, Экономический журнал ВШЭ. 1998, Т.2, №4.С.508-515. http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal/articles/02_04_05.pdf

Stroutchenevski, A., Statistics on Savings and Investment in Russia. Russian Economic Trends, Vol. 11, Issue 1, pp. 42-47, 2002. http://82.179.249.32:2069/login.aspx?direct=true&db=bth&AN=5894322&site=ehost-live

Crossley, Thomas. Measuring Consumption and Saving: Introduction, Fiscal Studies Volume: 30 Issue: 3-4 , 2009, p. 303-307. http://82.179.249.32:2368/journal/123210104/issue

DOI: 10.1111/j.1475-5890.2009.00097.x

Additional readings

Smeeding, T. M., Weinberg В.Р. Toward a Uniform Definition of Household Income. Review of Income and Wealth series 2001, 47 no. 1 (March), pp. 1-24. http://82.179.249.32:2069/login.aspx?direct=true&db=bth&AN=6373834&site=ehost-live

Attanasio O.P., Banks J. The Assessment: Household Saving – Issues in Theory and Policy. Oxford Review of Economic Policy, 2001, Vol. 17, No.1, pp. 1-3. http://82.179.249.32:2060/pqdlink?did=74682545&sid=1&Fmt=3&clientId=45975&RQT=309&VName=PQD

Bucks, B.K., Kennickell, A.B., Moore, K.B. Recent Changes in U.S. Family Finances. Evidence from the 2001 and 2004 Survey of Consumer Finances, Federal Reserve Bulletin, 2006, 92, pp. A1-A38.

http://82.179.249.32:2060/pqdlink?did=1258050811&sid=1&Fmt=2&clientId=45975&RQT=309&VName=PQD


  1   2   3

Похожие:

Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconПрограмма дисциплины Социология финансового поведения населения для направления 040200. 62 «Социология» подготовки бакалавра Автор Кузина О. Е
Теория абсолютного дохода Дж. Кейнса и неоклассические экономические модели сберегательного поведения домохозяйств
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconПрограмма дисциплины «Социология финансового поведения населения» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент)
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconСоциология финансового поведения населения Москва 2011
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconРасписаниезаняти й IV курса по направлению 040100. 62 Социология
Социология развития Р. Флорес (курс по выбору на английском языке) семинар 20 чел. 432 с 12. 11. 12
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconПрограмма дисциплины социология потребления для направления 040200. 62 Социология подготовки бакалавра Автор программы
Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и...
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconПояснительная записка паспорт рабочей программы учебной дисциплины структура и содержание учебной дисциплины условия реализации учебной дисциплины
Икт является частью общеобразовательной подготовки учащихся в в учреждениях нпо. Составлена на основе примерной программы учебной...
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconOsce рекомендательный указатель литературы на английском языке
Рекомендательный указатель литературы «osce» содержит 522 библиографического описания журнальных статей на английском языке. Он сформирован...
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconМетодические указания к изучению дисциплины 6 Методические указания к выполнению контрольной работы 8 Темы контрольных работ по дисциплине «Экономическая социология»
Экономическая социология и экономическая теория. Предмет экономической социологии. Направление экономической социологии. 16
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconРабочая программа дисциплины специальность 22. 00. 03 «Экономическая социология и демография»
Рабочая программа дисциплины по специальности 22. 00. 03 «Экономическая социология и демография» (социологические науки). М.: Финансовый...
Макет примерной программы учебной дисциплины  Экономическая социология финансового поведения населения (изучается на английском языке) iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница