Методическая разработка




Скачать 257.98 Kb.
НазваниеМетодическая разработка
страница1/3
Дата18.03.2013
Размер257.98 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3


Методическая разработка


«Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории

в 7-9 классах»


Соловьёва Марина Константиновна

учитель истории.


Г.Углич 2010 год

«Формы и методы активизации познавательной деятельности на уроках истории в 7-9 классах»

План

  1. Введение

  2. Характеристика форм и методов обучения

  3. Особенности учебной деятельности обучающихся в 7-9 классах.

  4. Средства активизации познавательной деятельности в учебном процессе:

а) Игра на уроках истории

б) Семинар, как форма активизации познавательной деятельности

в) Лабораторная и практическая работа, как форма активизации

познавательной деятельности

г) Роль исторических задач в активизации познавательной деятельности

на уроках истории.

д) Влияние нестандартных уроков на активизацию

познавательной деятельности.

  1. Заключение

Литература

Приложение


Введение

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода: Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», , Концепции «Духовно – нравственное воспитание» и раскрыты в национальной доктрине образования РФ до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования.

Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно – воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.


К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущности и закономерности функционирования методов и форм осуществления целостного педагогического процесса. На современном этапе особое внимание уделяется вопросам, связанным с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.


Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, И.З.Озёрский, В.Б.Бондаревский, З.И.Щукина. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю.К. Бабанского, который на основе своей многолетней педагогической деятельности, экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И.Я.Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.


Цель работы «Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории в 7-9х классах» : показать как современные методы и формы организации обучения способствуют активизации познавательной активности обучающихся в процессе преподавания истории.

Данная цель определяет следующие задачи:

  • охарактеризовать учебную деятельность школьников 7-9 -х классов

  • проанализировать средства активизации познавательной деятельности

  • раскрыть современные методы обучения



  • показать формы активизации познавательной деятельности на уроках




  • доказать, что нестандартные уроки в обучении истории - один из

эффективных факторов активизации познавательной деятельности.

При написании работы использовались следующие методы: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнений.


Особенности учебной деятельности обучающихся в 7-9 классах.

Система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения, критике подвергаются учебники по истории со стороны властных структур, школа вышла на сдачу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, что вызывает неоднозначное отношение общества.

Повышение уровня предметных. В нашем случае исторических знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся. Но опыт показывает, что в 5-6 классах историческим познанием учеником движет возможность получить хорошую оценку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание всегда и во всём быть успешным. Стать лучше, стать отличником! Формы проявления интереса при этом самые разнообразные: яркие ответы, системность в подготовке домашнего задания, изучение дополнительной литературы и т.д. В 7-9 классах идет усложнение материала. Параграфы в учебнике становятся объёмнее, написаны порой сложным научным языком. Обилие цифр, дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, которые необходимо запомнить, всё это вызывает у учащихся непонимание необходимости запоминать столь обширный материал и его хронологические закономерности. Это провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников. Интерес к учению падает у подростков в силу их возрастных изменений. Для подростка очень важно осознать , осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Это связано с усилением самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по – настоящему полезным членом общества. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные отношения к существующим учебным предметам. Часто подростки переживают неуспех в овладении какими – либо предметами. А неуспех, как правило вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание учиться. Наоборот, благоприятной ситуацией ученика является ситуация успеха. Которая обеспечивает эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие зависит во многом от оценки учебной деятельности подростка взрослыми. Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показывают, что отношение подростков к учению обусловлено качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

Следовательно, рассмотрев особенности учебной деятельности обучающихся в 7-9 классах, мы пришли к выводу о том, что именно в этом возрасте учение может стать осознанной необходимостью, но в этом возрасте может быть и потерян интерес к учению, как основному виду деятельности учащихся.

Поэтому важно найти методы и средства поддержания интереса к учению, так как отношение подростков к учению обусловлено качеством работы учителя и его отношением к обучающимся.


Как ие же формы и методы организации учебной деятельности существуют?


2.Характеристика методов и форм обучения

1.Методы обучения

Под методами обучения в настоящее время понимают обобщенные способы деятельности в процессе обучения.

Существует несколько классификаций методов обучения. Приведем некоторые примеры:

  1. По уровню познавательной деятельности школьников (И.Я.Лернер):

  • объяснительно – иллюстративный

  • репродуктивный

  • метод проблемного изложения

  • частично-поисковый

  • исследовательский

2.По способам преподавания и учения (П.В.Гора):

  • метод наглядного обучения

  • практический метод

  • методы словесного обучения(метод устного обучения и метод работы с печатными текстами;

3.В соответствии с источниками приобретения знаний (А.А.Вагин, П.С.Лейбенгруб)

  • методы устного изложения

  • методы наглядности

  • методы работы с печатными и устными текстами

  • практические методы (экскурсии, экспедиции и т.д.)

4.По особенностям учебного исторического материала (А.И.Стражев):

-методы изучения условий материальной жизни общества

- методы формирований понятий о классах, классовой борьбе и государства

  • методы изучения истории войн, культуры и т. д.

  • Хронологические и картографические методы

В своей педагогической деятельности мы используем самые разнообразные методы обучения, в зависимости от целей и задач урока. На наш взгляд каждая классификация дополняет одна другую.

Урок истории невозможно провести без методических приемов и методических средств.

Методический приём –типологизированный, регулярно повторяющийся в практике обучения конкретный способ решения частных учебных задач.

Методические средства- это материальные предметы, используемые при организации процесса обучения (тексты, видеозаписи, презентации, картины, карты и т.д.)


2.Форма организации обучения:

  • урок (традиционные формы уроков: лекции, семинары, лабораторно – практические занятия, зачетные уроки; деловые игры и моделирование ситуаций, уроки проблемно – дискуссионного типа, киноуроки, телеурокит, компьютерные программы)

  • учебная экскурсия, ученический проект,

  • рассказ учителя,

  • групповая работа.

Условно формы организации обучения можно разделить на три группы: фронтальные (когда задействован весь классный коллектив учащихся), групповые (по партам, по вариантам по учебным способностям, по виду занятий)

Индивидуальные.

Фронтальные формы обучения учитель использует на уроках:

А) изучения нового материала ( составление конспекта лекций, заполнение таблицы, фронтальная беседа, работа с учебными пособиями, картой, учебной картиной и т.д.

Б) во время контроля за знаниями, умениями, навыками учащихся (тестирование, терминологический диктант, контрольная работа);

В) при повторении и обобщении материала (игра и т.д)


К групповым формам обучения учитель прибегает при изучении нового материала для самостоятельного освоения темы по пунктам плана, подготовки докладов и содокладов; при организации опроса (работа с консультантами, парный опрос, ответ по цепочке, выполнение творческих заданий и т.д.). при повторении и обобщении (дискуссия, брейн – ринг, колесо – истории, зачет).


Индивидуальные формы организации обучения также могут использоваться во всех звеньях учебного процесса. При изучении нового материала может быть избран дифференцированный подход к изучению отдельных аспектов темы, различные виды выполнения конспектирования (план – конспект, тезисный конспект, проблемный конспект, развернутый план, конспект).Проблемный конспект может выполнятся в виде вопросов к докладчику, оппонирования, рецензирования.; опрос может быть устным и письменным.

В качестве письменного задания учащемуся может быть предложена карточка с заданием, описание учебной картины, работа с хронологией, документом, рабочей тетрадью, учебником, хрестоматией.


Индивидуальный опрос может сочетать привлечение соседа по парте для консультации, опроса, рецензирования и выставления оценок.

Использование различных форм, приемов и методов опроса позволяет активизировать учебный процесс, организовать обратную связь на уроке, повысить контроль за усвоением знаний, поддерживать интерес к предмету.


Формы и методы активизации познавательной деятельности на уроках истории.

Какими же формами и методами предстоит пользоваться, чтобы школьники не утратили интереса к учению.

1.Игра на уроках истории.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо – поисковом уровне, но усвоение фактов, имен, дат и т.д. Игра позволяет развивать умения самостоятельно оценивать и отбирать нужную информацию из всего потока получаемой информации, служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

А. Игры при изучении нового материала.

Организация изучения нового материала на уроке достигается:

-посредством устного изложения материала

  • посредством работы с печатным текстом

  • в процессе работы с наглядностью

  • в ходе практической работы учащихся.

Игра может вобрать такие приемы устного изложения, как сюжетно- образное описание, художественное (картинное описание, образная характеристика). Примеры игр : «»Из уст в уста», «Древо познания»

В игре «Древо познания» учащиеся ставят вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения нового материала или работы с текстом записать на 5 листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «Дереву познания».(древо нарисовано на ватмане , на ветках сделаны прорези со вставленными скрепками).А на следующем уроке , при проверке знаний , вызываемые учащиеся снимают любой листочек и отвечают на вопросы.

Такую игру мы использовали в 7 классе при изучении тем: «Реформация в Германии», «Укрепление абсолютизма во Франции», «Семибоярщина», «Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму» идр.


При изучении нового материала большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно – графическая. Игровые формы применимы к первым двум. Примеры игр при использовании наглядности: «Живая картина», «Экскурсия»

При изучении темы «Русская культура XVI века» использовалась игра «Экскурсия по Московскому Кремлю» Класс делится на несколько групп, и каждая группа готовила экскурсию для разных экскурсантов:

  • первая группа для детей старшей группы садика

  • вторая группа для учащихся 4 класса

  • третья группа для студентов вуза

  • четвертая группа для иностранных туристов.

После отведенного времени (10 минут), от каждой группы выделяется экскурсовод, который проводит экскурсию, а остальные участники группы играют роль экскурсантов. Ребята читают материал учебника и на ег основе готовят экскурсию.


Часто на уроке используется практическая работа. Практическую работу можно соединить с игрой. В данном случае используется игра «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые ребята становятся сценаристами, журналистами, картографами, художниками – иллюстраторами.

Например, при изучении темы «Борьба против внешней экспансии. К.Минин и Д,Пожарский» задания были следующего характера:

  • первая группа создает историческую карту движения народного ополчения к Москве. (На контурной карте необходимо указать путь следования ополчения)

  • вторая группа – ставила спектакль на тему «К.Минин призывает жителей Нижнего Новгорода созвать ополчение и двинуться на освобождение Москвы от поляков»

  • журналисты готовили статью о деятельности Совета всей земли в Ярославле.

  • Четвертая группа готовила альманах об освобождении Москвы от поляков.

Альманах – периодический сборник статей в прозе и стихах с картинками.


Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.

К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры.

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты на основе своих жизненных или художественных впечатлений самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер. Ролевая игра привлекательна для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. Реализуя в воображаемых условиях игры какие – то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Ассамблея», «Новый учитель», «Урок –суд»

Подробнее рассмотрим игру «Интервью с историческими героями. Когда в основе изученного материала находится историческая личность, например: Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов и др., можнно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой журналист, а также весь класс. если речь пойдет о пресс- конференции. Если участвует весь класс, то “исторический герой заранее готовится: сизучает материал о своём персонаже, а класс готовит интересные вопросы.

Игры с правилами.

Игры с правилами делятся на словесно- логические иигры- головоломки. К этим играм школьников привлекает процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки. быстроты реакции. Примерами словесно –

логических игр могут быть игры «Аукцион», «Реставрация»,»Отгадай героя», «Отгадай термин».»Продолжи рассказ», «Ассоциации».

Данные игры используются при проведении повторительно- обобщающих уроков. Рассмотрим игру «Ассоциации». В этой игре может принять участие как весь класс. так и один человек. Ведущий называет какого – либо героя (или исторический термин). Например: Александр I, и учащиеся должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Александр I может ассоциироваться с Отечественной войной 1812г, М.И.Кутузовым, «Негласным комитетом», Аракчеевым, военными поселениями и т.д. При этом следует объяснить, почему возникла такая ассоциация. Игра позволяет учащимся увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, поможет в дальнейшем дифференциации обучения. Проводя эту игру по закреплению материала, учитель может увидеть как дети усвоили материал, какие остались пробелы и быстро их ликвидировать.

Игры- головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. К играм головоломкам относятся такие как: «Хронологическая головоломка», «Объясни учителю», «Восстанови воображение», «Проложи дорогу к храму»,»Карты прошлого и настоящего».При работе с контурной картой чаще всего использую игру «Карты прошлого и настоящего».За основу берётся один из военных походов или маршрутов путешествий какого- либо исторического деятеля (Наполеона, Александра Суворова, маршруты Колумба, Афанасия Никитина, Ерофея Хабарова и др.) На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот путь, но с современными названиями географических пунктов. Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической и исторической карты.

Вывод: дидактические игры позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого материала, активизировать познавательную деятельность на уроке.


  1   2   3

Похожие:

Методическая разработка iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...
Методическая разработка iconМетодическая разработка классного часа на тему: «О правилах дорожного движения»
...
Методическая разработка iconМетодическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия Неделя химии «Химия в спецовке строителя»
Методическая разработка предназначена преподавателям химии и спецтехнологии колледжей строительного профиля во внеклассной работе...
Методическая разработка iconПермский строительный колледж методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов 3 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,...
Методическая разработка iconЧрезвычайные ситуации военного времени Методическая разработка Н. Новгород 2003
Методическая разработка предназначена для студентов вузов, а также может быть полезной для преподавателей и руководителей объектов,...
Методическая разработка iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка iconМетодическая разработка Программы элективного курса «Учимся понимать художественный текст»
В ней даются конкретные методические рекомендации по обучению учащихся приемам осознанного чтения. Методическая разработка поможет...
Методическая разработка iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка iconКонкурс учебно методической продукции Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Номинация: учебно методическая продукция: методическая разработка классного часа
Методическая разработка iconМетодическая разработка к практическому занятию «Изучение анатомии и физиологии сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» инаправлена на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница