Урок внеклассного чтения




Скачать 73.31 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения
Дата18.03.2013
Размер73.31 Kb.
ТипУрок
Урок внеклассного чтения.

Великая Отечественная война в стихах и песнях.

Цели: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное

чтение, прослушивание аудиозаписей, просматривание военных хроник, беседа

по вопросам, работа с репродукциями.

Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, репродукции картин, Мультимедиа CD – ROM «От Кремля до Рейхстага».

Эпиграф: Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После песни сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943).

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

1.Должны рассказать о творчестве поэтов, выучить наизусть стихотворения, ответить на вопросы: «Чем волнуют стихи о Великой Отечественной войне? Какое стихотворение вызвало особый интерес?»

2.Ученики готовят выставку книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне.

3.Ученики- «корреспонденты»- готовят заранее интересные вопросы по теме, которые обязательно просматривает учитель.

Учитель:

1.Подготовить записи песен о войне, монтаж из портретов и фотографий поэтов, пишущих о войне.

2.Провести предварительную беседу с учащимися, выяснить какие произведения о Великой Отечественной войне знакомы им, рекомендовать дополнительную литературу.

3.Распределить задания между учащимися.

4.Оформить класс: столы, стулья, репродукции картин, мультимедийный проектор.


Слово учителя: Ребята, сегодня наш урок посвящён поэзии Великой Отечественной войны.

Великие события остаются в памяти людей благодаря творчеству поэтов, композиторов .Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сейчас, сегодня.

Более 60-ти лет отдаляет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов ,которые были очевидцами и участниками тех событий, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны .Может быть , через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне .К сожалению , Великая Отечественная война не была войной последней .Поэтому переживания , связанные с войнами понятны нам и сейчас .

Люди не могут привыкнуть к смерти, голоду, к потере близких людей, к тревоге за своих детей и свою страну. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия.

Несмотря на то, что, казалось бы, войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Ученик 1. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний , неимоверного напряжения всех сил народа , сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжёлое время?

Песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

Ученик 2. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, -«Священная война» на стихи В. Лебедева- Кумача, музыка А. Александрова.

( Звучит песня в сопровождении хроник войны).

Ученик 1. В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата.

До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет,

Грустные, задушевные, а иногда и весёлые.

Ученик 2. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории , овеянные романтикой героизма . Они не утратили своего эстетического воздействия , трогают наши сердца величием подвига.

Ученик 1. Созданные в годы войны произведения являются собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит М. В. Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора,

« Дан приказ ему на запад…», « В лесу фронтовом…», « Враги сожгли родную хату…».

(Звучит песня « Враги сожгли родную хату…», в сопровождении хроник войны).

Ученик 2.Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное, село, но пафос песни трагический: прошагавший пол- Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина- победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как , например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Ученик 1. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».

(Звучит песня «Катюша», в сопровождении хроник войны).

Сообщение ученика «История создания песни «Катюша».

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поёт»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт…

С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные миномёты.

Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе.»- заявил Василий Александрович… И вот возвращаемся мы с Исаковским из редакции, настроение не радужное. В машине говорю поэту, что мне нужна песенка для программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в ответ Исаковский вдруг читает мне строчки, которые, по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой…

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой…

Записываю слова…. И начинаю про себя напевать…

Премьера песни состоялась в колонном зале Дома союзов . «Катюша» имела огромной успех. Первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше-медицинской сестре

(«Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых.

Ученик 1. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексей Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней. Музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

(звучит песня, в сопровождении хроник войны)

Ученик 2. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел он сам (Фатьянов) – помню слезы на глазах Твардовского».

(Звучит песня «Соловьи», в сопровождении хроник войны)

Ученик 1. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидание, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

(Звучит выразительное чтение стихотворения поэта «Песенка о пехоте» (заранее подготовленным учеником))

Ученик 2. Через четверть века после окончания Великой отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она вспоминается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

Стихи Б. Окуджавы «Белорусский вокзал» ( читают ученики).

Ученик 1. Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторами была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительную теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

(Звучит песня «Дороги». Слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова, в сопровождении хроник войны)

Ученик 2. Маршал советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням. Помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

Слово учителя: По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественным и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, все это есть, но писать только об этом – значит забывать о другом, о сердце человека, сражающегося на этой войне».


Заключительная беседа и работа с репродукциями, обсуждение вопроса: какие репродукции могут стать иллюстрациями к прозвучавшим сегодня стихотворениям и песням?

Вопросы для беседы:

  1. Как вы поняли, почему о войне писать трудно?

  2. Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

  3. Какую тему поднимает каждая из песен?

  4. Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

  5. Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов?

  6. Какие еще стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, вам известны? Что вас больше всего в них затронуло, поразило?

(Чтение стихов по желанию)

Подведение итогов урока.

Слово учителя: Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но поэзия возвращается к событиям войны, не только для того, чтобы показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы, опыт прошлого защитил нас от катастрофических событий в будущем.

Задание для тех, кто заинтересовался поэзией военных лет. Напишите сочинение-отзыв о любом понравившемся вам стихотворении.

Домашнее задание. Самостоятельно познакомиться с другими произведениями на военную тему.

Удачи на уроке!

Похожие:

Урок внеклассного чтения iconПрезентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор». ( Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе)
...
Урок внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения по рассказам В. П. Астафьева
Проанализировать рассказы В. П. Астафьева: «Белогрудка», «Капалуха», «Васюткино озеро»
Урок внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения в 6 классе
Создание рабочей атмосферы урока, атмосферы самостоятельного поиска и стремления к высоким результатам
Урок внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения в 7 классе
Цель: показать жанровое разнообразие тематики рассказов А. П. Чехова, активизировать самостоятельную работу учеников, развивать их...
Урок внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения в 7 классе А
Цель: Привитие этнической культуры через познание своего города, раскрытие литературно-Исторического наследия народов края для развития...
Урок внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения в 7 классе
«Обида», «Волки». Через все его произведения проходит мысль: надо человеком быть! Не важно, где живут герои Шукшина. Главное – как...
Урок внеклассного чтения iconКонспект интегрированного урока внеклассного чтения и музыки, проведенного в 2006/07 учебном году Конспект урока математики в 4 классе
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и музыки, проведенного в 2006/07 учебном году
Урок внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения на тему: «Нераскрытые тайны «Слова…» (9 класс)
Цель: показать «Слово о полку Игореве» как предтечу великой русской литературы, как произведение, в котором ярко раскрыт менталитет...
Урок внеклассного чтения iconМетодическая разработка участник конкурса Центра охраны дикой природы «Школьный урок о русской выхухоли» (2008 г.)
Урок «Удивительное рядом» может быть проведен в форме внеклассного мероприятия или в рамках работы школьного экологического кружка....
Урок внеклассного чтения iconРоль внеклассного чтения при формировании языковых навыков и умений у учеников среднего школьного возраста

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница