«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы»




Скачать 220.15 Kb.
Название«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы»
Дата17.03.2013
Размер220.15 Kb.
ТипУрок
Газиятова Эвелина Маликовна,

учитель русского языка и литературы,

1 кв. категория


«Формирование гражданской компетенции

на уроках русского языка и литературы»


С 1977 года Большегондырская средняя школа перестала быть национальной. На родительском собрании было принято решение об отказе от обучения на удмуртском языке. Это решение не было изменено и в 90-ые годы, когда в стране шли процессы обособления территорий, народностей и национальностей. Удмурты, татары, башкиры, марийцы, испокон веков живущие рядом друг с другом, говорящие на разных языках, стали изучать русский язык как родной. Именно в семье начинается воспитание чувства единства с русским народом всех людей, живущих на территории огромной страны – России.

Благодаря таким изменениям выпускники школы начали поступать в высшие учебные заведения, уезжать из небольшого села Гондыр в города: Пермь, Чайковский, Екатеринбург, Сарапул, Ижевск.

Современный город, в который попадает подросток, отнюдь не идеален. Социальное расслоение общества, обострение национальных противоречий, религиозная нетерпимость, увеличение дистанции между городом и деревней, алкоголизм и наркомания – реалии, к сожалению, и больших городов, и маленьких. Деревенский подросток, оказавшийся в городе, более уязвим, подвержен негативному влиянию.

Работая учителем в небольшой сельской школе, зная всех учащихся поименно, я чувствую ответственность за каждого из них. Поэтому целью своей работы считаю воспитание личности, способной противостоять асоциальным явлениям и сделать правильный выбор в жизни. Реализовать цель помогают задачи:

  1. учить применять знания на практике через содержание, методику и формы преподавания предметов «русский язык и литература»;

  2. приобщать учащихся к основополагающим ценностям гражданина и гражданского общества;

  3. совершенствовать гражданские компетенции учащихся.

Воспитание гражданина, патриота и защитника своей страны, знающего историю, подкованного в вопросах права, краеведа, сторонника здорового образа жизни, уважающего веру, религию, культуру разных народов, ответственного за настоящее и будущее своей страны – первостепенные воспитательные цели в современной общеобразовательной школе. И это не пустые слова. В последнее время государство стало уделять проблеме гражданского образования и воспитания пристальное внимание.

В письме Министерства образования РФ от 15 января 2003 года «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» цель определяется как «Воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. …Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике».

В концепции целевой программы «Развитие политической культуры и гражданского образования населения Пермского края на 2007-2011гг.» цель гражданского образования состоит в том, чтобы научить компетентному и ответственному участию в политической жизни, дать необходимые знания и навыки для участия в общественно-политических процессах, формировать гражданские качества личности.

Уроки русского языка обладают большими возможностями для решения поставленных целей и задач. Но в нашей школе для многих родителей сегодняшних учащихся русский язык не является родным (в школе обучается около 80% детей удмуртов по национальности, 10%- татар, башкир и 10 % - русских, армян и других национальностей). Еще в семье родители учат своих детей русскому языку, считая, что язык - это ключ не только к знаниям, но и к будущему ребенка, к его успешной социализации в обществе, поэтому большинство первоклассников уже владеют им. Учащиеся же старших классов считают его своим родным языком. Результаты итоговой аттестации в 9 и 11 классах доказывают языковую, речеведческую и лингвистическую компетентность учащихся.


Учебный год

Класс

Количество аттестующихся

% качества

2005-2006

9

11

22

25

36%

40%

2006-2007

не обуч.







2007-2008

9

11

30

11

33%

72%


На своих уроках я стараюсь убедить учащихся в том, что языковая культура – это также выражение гражданской позиции. «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», - эти слова К.Г.Паустовского ребята знают наизусть. Бережное отношение к языку, правильная литературная речь, отсутствие в ней жаргонизмов, сквернословия – одно из главных требований к речи учащихся в школе и дома. При этом важно, что дети исправляют ошибки в речи не только своих сверстников, но и в речи взрослых.

Внимательность заставляет самих учащихся следить за своей речью и речью окружающих, обращаться за консультацией в вопросах языка к различным словарям, развивает их языковое чутье и культуру. Такая каждодневная и кропотливая работа ведет к совершенствованию речи, сохранению чистоты, развитию языкового вкуса, а следовательно, формированию языковой компетенции. Любовь к русскому языку, желание знать его в совершенстве, наравне с теми, для кого этот язык является родным, доказывается моими детьми, начиная со второй ступени обучения. Веским аргументом можно считать результаты участия на различных конкурсах, олимпиадах по русскому языку. Начиная с 1999 года, мои ученики – победители районных и участники областных конкурсов и олимпиад.


Учебный год

Конкурс, олимпиада

Фамилия и имя участника

Класс

Этап

Место

2006-2007

«Грамотей»


Марафон знаний (русск.)

Темырова Эльеста

Газиев Дима

8


10

Муницип.

Краевой

Муницип.

1

14

3

2007-2008

«Грамотей»


Марафон знаний

Олимпиады по русскому


Газиев Родион

Менликаева Наташа

Темырова Эльеста

Садыртинова Кристина

6


9


9


11



Муницип

Краевой

Муницип.


Муницип.

Краевой

Муницип.

1

28

3


1

7

3

2008-2009

«Грамотей»


Олимпиада по русскому

Газиев Родион

Темырова Эльеста

7


10

Муницип.


Муницип.

Краевой

2


1

14


Победы и участие способствуют повышению самооценки, развитию потенциала, приобретению знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни.

Любовь к родной природе – важная составляющая такого большого чувства, как любовь к своей Родине. Воспитание этого чувства зависит и от учителя русского языка, поэтому важно использовать разные формы работы. В своей деятельности практикую такие:

  • Экскурсия (чаще в парк осенью и весной, чтобы сравнить 2 состояния природы).

  • Заочная устная экскурсия (выясняю учащихся, которые бывали в других регионах страны, чтобы показать различие природы и подчеркнуть богатство, красоту родной)

  • Беседы по картинам с изображением русской природы;

  • Уроки-практикумы по описанию картины природы;

  • Недописанный тезис (например, «Мое село- самое…»);

  • Интегрированные уроки русского языка и литературы, на которых тексты с описанием природы из художественных произведений становятся основой для работы.

При изучении раздела «Лексика» уделяю большое внимание работе с такими словами, которые помогают определиться с позицией по отношению к асоциальным явлениям и выработке правильной. По возможности предлагаю русские синонимы словам: толерантность – терпимость; патриотизм- любовь к Родине; гражданин; адаптация – приспособление; добросовестность; ответственность; родина; гражданский долг; активная гражданская позиция; здоровый образ жизни; гуманизм – человечность; креативность - ; права и обязанности. Также обсуждаем ситуации, в которых эти слова могут прозвучать, составляем с ними тексты, образуем от них новые слова, подбираем антонимы. В результате работы происходит осмысление значений слов, включение их в активный словарный запас языка.

Интеграция в обществе, умение использовать язык в различных сферах и ситуациях общения – коммуникативные задачи преподавания русского языка в школе. Одна из форм, наиболее активно реализующих данные задачи, - организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Эту работу веду с наиболее заинтересованными детьми и тему выбираем уже совместно, так, чтобы она была действительно интересной и новой. На представлении и защите работ наибольшее количество вопросов, эмоций, мнений, споров вызывают темы по русскому языку. В 2006 году Тимуров Максим представлял работу по теме «Диалекты Куединского района», а в 2007- ученица 9 класса Гадиятова Элеонора провела исследование по теме «Этикет телефонного разговора», в котором выявила правила общения по телефону, а также указала на ряд ошибок, характерных для таких разговоров. Работа содержала призыв к соблюдению правил и норм этикета при телефонном разговоре и рекомендации, как правильно общаться. Результаты исследования вызвали бурное обсуждение слушателей.

Одна из задач гражданско-правового образования - создание условий для развития и самоопределения личности. В связи с этим актуальными становятся слова Ж.-П.Сартра: «Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность». « В этой ситуации цель воспитания – научить человека самому ориентироваться в ситуации, совершать выбор поступков, решений»,- подтверждает Д.Измайлова в статье «Нравственные смыслы гражданского воспитания» (ж. «Народное образование», 2007, № 5).

Введение с 2008 года в нашей школе сетевой модели профильного обучения в старших классах дает возможность учащемуся самому сделать выбор того или иного профиля. На курсах, пройденных мной, по теме «Совершенствование содержания образования для преподавания на профильном уровне (русский язык и литература)» были предложены новые подходы в преподавании, особенности профильного обучения, проблемы и пути их разрешения. Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, в ходе которой формируются не только основы выбора дальнейшего пути обучения, но и умение построить свою индивидуальную образовательную траекторию.

В ходе реализации предпрофильной подготовки мной были разработаны элективный курс «Сочинения в журналистских жанрах» и курс по выбору «Непростые вопросы русского языка».

На социально-гуманитарный профиль с изучением на профильном уровне

русского языка и обществознания пришли из 23 учащихся почти половина (11 человек). Изучение русского языка на профильном уровне – это глубокий анализ языковых явлений, расширение знаний о предмете, воспитание у учащихся чувства ответственности за сказанные слова, а также формирование лингвистической компетенции.

Технология личностно ориентированного обучения, сущность которой состоит в том, чтобы содействовать становлению личности человека: его индивидуальности, творческого начала (а это еще одна из задач гражданского образования), позволяет наиболее полно реализовать цели и задачи профильного образования.

Один из методов личностно ориентированного обучения – чтение вслух- активно использую на уроках литературы. При этом очень важно , чтобы проблема , выдвигаемая учителем, стала их собственной проблемой. Тогда ученик после чтения должен сделать выбор (за себя, за героя) - интеллектуальный, нравственный или волевой. Такие вопросы, как:

  • - что мне нравится (не нравится) в этом герое?

  • - как бы объяснил поступок героя?

  • - как бы я поступил на месте героя?

  • - как можно было разрешить конфликт, проблему героя?

  • - какие похожие ситуации я наблюдал (знаю)?

подталкивают учеников к разрешению собственных проблем, к осознанию норм поведения в обществе, к нравственному и гражданскому становлению личности.

Личностно ориентированное обучение также предполагает включение в процесс метода дискуссии и игрового метода. Метод дискуссии рассчитан на старшеклассников. Начинаю вводить его в практику в 8 классе, к 9 классу ученики на таких уроках стараются высказать свою точку зрения, позицию, доказать, обосновать ее. Чаще всего этот метод применяю на заключительных уроках по изучению литературных произведений, например, по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «Верите ли вы в искреннюю любовь Евгения Онегина?»; по «Обломову» И.А.Гончарова – «Как не стать Обломовым?» и «Искоренима ли обломовщина?»; по Ф.М.Достоевскому «Преступление и наказание» - «Жива ли теория Раскольникова? Возможно ли воскресение человека после его падения?»; по М.Горькому «На дне» - «Лука нужен в обществе?». При этом стараюсь вопросы для дискуссии формулировать так, чтобы они осознали свое Я, поняли, что они – часть общества, в котором живут, что неотделимы от него, что подобные проблемы существуют и в их время и что нужно быть готовым активно участвовать в решении этих проблем, применяя полученные знания на уроках.

Ролевые игры – один из способов попробовать себя в роли не ученика, а взрослого человека. В роли учителя учащиеся выступают на уроках изучения литературного произведения. Представив себя учителем, нужно начать урок небольшим монологом, поставить несколько вопросов по теме. Такой метод позволяет ученикам ориентироваться в мире профессий. Игра «Суд над Раскольниковым» известна, она дополняет роман эпизодом, которого нет в тексте. Но благодаря этой игре ученики оказываются вовлеченными в очень непростой судебный процесс, в котором решается судьба человека. Они понимают важность каждого слова в вынесении приговора, начинают осознавать роли участников процесса, права человека и его обязанности.

Бесспорно, что это 2 метода, помогающие учителю выявлять явные и скрытые личностные качества, что это возможность для социализации личности, воспитания уважения к личности другого, его мнения, развития коммуникативных способностей, выработки системы ценностей и установок поведения личности.

Результатом успешного применения современных технологий на уроках литературы являются итоги государственной аттестации по предмету,


Учебный год

Количество обучаемых

по литературе

Класс

% качества

2005-2006

33

11

54%

2006-2007

Не обучала







2007-2008

11

11

59%


активное участие и призовые места в олимпиаде и конкурсах.


Учебный год

Олимпиада,

конкурсы

Участники

Этап

Место

2006-2007

Марафон знаний

Газиев Дима


Темырова Эльеста

Муницип.


Муницип.

4


4

2007-2008

Марафон знаний (литер.)

Олимпиада по литер.

Менликаева Наташа

Нургалиева Юлия

Муницип.


Муницип

3


2

2008-2009

Марафон знаний (литер.)

Газиев Родион

Муницип.

3


Рассмотрев на заседаниях ШМО технологию развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), я стала использовать некоторые стратегии. Технология РКМЧП направлена прежде всего на формирование вдумчивого , внимательного читателя, а если представить современные востребованные профессии в обществе: юрист, экономист, управленец и т.д., то можно заметить, что они связаны с работой с текстами, документами, и умение внимательно читать- один из навыков, необходимых этим людям.

Проектная технология на данном этапе вызывает как с моей, так и со стороны учеников огромный интерес. В этой технологии заложена возможность для безграничной фантазии учащихся, выдумки и получения материального продукта, результата, который необычен для таких предметов, как русский язык и литература. Учащимися средних и старших классов уже созданы несколько проектов по литературе. 7 класс составил литературно-музыкальную композицию (презентацию) по теме «Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». В композицию учащиеся включили картины русской и фотографии своей родной уральской природы, которые сопровождаются классической музыкой и строками стихотворения Тютчева. По-новому, ярко, необычно смотрелись фотографии с пейзажами родной природы в проекте, это вызвало у учащихся чувство восторга и восхищения, которое, несомненно, говорит о настоящей любви к природе, малой родине. 10 класс представил результат своих исследований романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» по теме «Любовь в романе «Отцы и дети» в буклете, в котором рассмотрены взаимоотношения нескольких влюбленных героев и дана оценка их чувствам.

Успешность и эффективность в создании проектов зависит от добровольности участия в проекте, умения распределить время и обязанности между участниками, заинтересованности в результатах. Работая вместе с другими в группах, учащиеся приобретают опыт организаторской работы, учатся принимать решение, развивают умение делать обоснованный выбор из множества вариантов. Такие проекты позволяют соединить теоретические знания и практические навыки.

Повышение интереса учащихся к литературе и русскому языку, активизация познавательной деятельности, самостоятельный поиск информации, создание ситуации успеха- задачи, которые решаются благодаря использованию информационно-коммуникативной технологии на уроке. Несомненно, огромные возможности открыты перед учителем и учениками благодаря появлению в школе информационно-электронных средств обучения. В своей педагогической деятельности я не только пользователь, но и автор презентаций и дидактических материалов. Мной разработаны презентации к урокам литературы по биографиям писателей:

  • Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново;

  • Биография Ф.М.Достоевского;

  • Знакомство с творчеством Оноре де Бальзака;

  • Жизнь и творчество И.А.Гончарова.

А также презентации, в которых рассматривается история создания произведения и предложены вопросы аналитического характера:

  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»;

  • Сила мечты в феерии А.С.Грина «Алые паруса».

Созданы дидактические материалы к урокам русского языка по разделам «Синтаксис»:

  • Простое и сложное предложение;

  • Виды сложных предложений;

  • Бессоюзное сложное предложение;

  • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

и «Нормы русского литературного языка»

  • Орфоэпические нормы русского литературного языка;

  • Морфологические нормы: имя существительное;

  • Морфологические нормы: имя прилагательное;

  • Морфологические нормы: имя числительное.

Это же можно отнести и к моим воспитанникам. С интересом, с большим желанием выполняют они задания, связанные с созданием презентаций (где необходимо совершенное владение компьютером, умением с ним работать, творческий подход), поиском материала в интернете, составлением контролирующих тренажеров и игр.

Свою ИКТ компетентность и активную творческую деятельность подтверждаю участием в школьном конкурсе дидактических средств обучения с использованием ИКТ и муниципальном конкурсе электронных дидактических материалов по русскому языку, в котором стала победителем, заняв 2 место, награждена дипломом. За 2006-2007 учебный год прошла курсы по темам: «Организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ», «Использование информационных технологий в обучении русскому языку и литературе».

Чтобы помочь ученикам разобраться в сложных общественных ситуациях и явлениях, дать оценку тем или иным героям, включаю в урок просмотр фильмов, мультфильмов, спектаклей, снятых или поставленных по художественным текстам. «Стрекоза и муравей», «Снежная королева», «Горе от ума», «Ревизор», «Преступление и наказание», «Алые паруса» и т.п.. Просмотры эпизодов или полных версий ведут учащихся к активному восприятию текстов и заинтересованности в чтении, а также усвоению межпредметных связей: литература и кино, литература и музыка, литература и театральное искусство, литература и изобразительное искусство.

Расширению кругозора, воспитанию патриотизма способствует и внеурочная деятельность, ребята с большим желанием посещают:

  • Кружок «От собственных имен к нарицательным»;

  • Факультатив «Литература Прикамья»;

  • Спецкурс «Орфография и пунктуация».

Высокие требования предъявляются с моей стороны к учащимся, но не менее высоки мои собственные требования к себе как организатору учебной деятельности. Как учитель придерживаюсь некоторых принципов в своей работе:

  • В классе должен быть создан благоприятный психологический климат;

  • Обязательна диалоговая форма общения;

  • Организация совместной творческой деятельности;

  • Выявление мнения каждого ученика по поводу обсуждаемых вопросов;

  • Поощрение, создание ситуации успеха – основные методы в активизации деятельности учащихся.

Эти принципы уже усвоены учениками моих классов, поэтому у меня нет проблем в выстраивании отношений «учитель - ученик», нет конфликтных ситуаций, ребята с удовольствием идут на мои уроки. «Литературу я обожаю! Иду на этот урок всегда с большим желанием, с нетерпением жду его. Это единственный урок, на котором я чувствую себя и высказываюсь свободно. Я получаю от урока огромное удовольствие». (Гукасян Ани, 10 класс). «Мне нравится ходить на уроки литературы и русского языка. Я хоть чуть-чуть, но пытаюсь отвечать. Учитель всегда поможет, исправит или дополнит ответ, она поймет, даже если весь класс не поймет. Когда тебя понимают, легче отвечать, нет никакой скованности. Вот что меня привлекает в учителе».(Гильмиярова Надежда, 10 класс). «На литературу я иду с хорошим настроением. Литература – любимый предмет, я могу высказать свое собственное мнение, даже если оно противоречит общепринятому». (Кобякова Анастасия, 10 класс)

В течение всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Убеждена, классным руководителем может быть не каждый учитель. Это не просто «руководство классным коллективом», это огромный душевный труд. Переживать за учеников, сопереживать каждому- основа моей работы с классом.

В данный момент являюсь классным руководителем 7а, веду с 5 класса. Воспитательную работу, как и педагогическую деятельность, нацелила на формирование гражданских компетенций ребенка. В 5 классе на первом родительском собрании была совместно разработана воспитательная система до 9 класса. 4 группы родителей представили проекты по направлениям: гражданско-патриотическое, нравственное, воспитание здорового образа жизни, профессиональная ориентация. В ходе обсуждения были внесены коррективы и принято решение, что целью воспитательной работы в 5 классе станет формирование коллектива, так как в этот класс пришли учащиеся Верхнегондырской малокомплектной школы. Проекты же по 4 направлениям воспитательной работы решено было распределить по классам. Таким образом была принята «Программа развития классного коллектива с 5 по 9 класс. Гражданская модель», которая предполагает развитие на определенном этапе (классе) каких- либо гражданских компетентностей:

  • -5 класс- формирование коллектива;

  • -6 класс- нравственное воспитание и развитие коллектива;

  • -7 класс- патриотическое воспитание;

  • -8 класс- здоровый образ жизни- залог успешности личности;

  • -9 класс-гражданин – полезный член общества, профессиональная ориентация.

В классе уже есть традиции: походы в осенний лес, проведение «Дня именинника», вечера отдыха, КВНы, знакомство с народными праздниками не только русских и христиан, но и удмуртов, татар, мусульман и язычников, что опять же обеспечивает формирование гражданских качеств: терпимости, уважение к вере, языку, культуре других народов, а также происходит социализация личности в поликультурной среде.

Ученики моего класса – активные участники всех школьных спортивных мероприятий. Почти на всех соревнованиях они занимают первые места:

  • Легкоатлетический пробег (1 место – Шилов Александр, 2 место – Мелимарданов Евгений);

  • «Туриада» (команда класса заняла 1 место в своей возрастной категории);

  • «Лыжня России» (2 года команда класса занимает 1 место);

  • Игра «Зарница» (участвовал весь класс, 1 место)

  • Биатлон (команда класса заняла 3 место);

Особое внимание уделяю работе с самоуправлением класса. Каждый сектор отвечает за определенные направления в работе, составляет свой план, соотносит затем с планом других секторов, классного руководителя, актив класса утверждает план на 1 четверть. В конце четверти подводят итоги проделанной работы. Такое планирование создает в коллективе благоприятные условия для проявления индивидуальности (каждый может что-то предложить, а затем реализовать), для активного взаимодействия учащихся.

Классный час- это:

1)время для подведения итогов недели;

2) час развития и самоопределения воспитанников;

3) возможность высказать о наболевшем, проблемах классному руководителю (чаще индивидуально).

Распределение этого часа организует учащихся, они знают заранее, о чем пойдет речь, и сами являются активными участниками диалога и полилога в ходе разрешения проблем.

Формы проведения классного часа разнообразны:

  • Интерактивная игра «Россия –моя родина»

  • Диспут «Гражданин – он кто?»

  • Беседы «Мой папа – защитник Родины».

  • Круглый стол (Как помочь себе хорошо учиться)

  • Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

  • Встречи и беседы с социальным педагогом школы по темам «Скажи наркотикам – нет»….

  • Экскурсии в сельскую библиотеку и в музей села.

Таким образом, на классных часах углубляются и расширяются понятия, с которыми ребята знакомятся на уроках, получают дальнейшее развитие и чувства: уважение к своей истории, любовь к малой родине, формируется осознанное патриотическое чувство.

Время идет вперед, появляются новые формы работы с классом. Я приветствую те, которые направлены на развитие личности, его интеллекта, речи, эмоций, активности. ИКТ стала неотъемлемой частью воспитательного процесса. К конкурсу «Поколение XXI века – за здорового человека» актив класса составил презентацию, которую защищал на школьном уровне, презентация получила высокую оценку организаторов конкурса. Народные традиции – масленица, святочные гадания, Рождество, пасха, «вэй келян», «сабан-туй» – ребята тоже стараются представить на классных часах ярко, необычно, поэтому выбирают форму презентаций.

Организация поездок в каникулярное время –еще одна из традиций класса. Совместно с родителями решается вопрос о времени и цели поездки. В целях сохранения здоровья и развития физических способностей ежегодно организуются поездки в бассейн г. Янаул республики Башкортостан. Знакомство учащихся с родным краем, его историей, воспитание гордости за свой край – цели, которые преследовались при туристических и краеведческих походах в города Пермского края – Чайковский и Кунгур (ледяную пещеру). В 2008-2009 годах такая поездка намечена в г. Ижевск, учащиеся выразили желание посетить музей А.Калашникова.

Система дополнительного образования, существующая в нашей школе, позволяет классному руководителю во взаимодействии с педагогами стимулировать саморазвитие, самоопределение и самовоспитание учащихся. Все ученики класса занимаются в кружках и секциях, некоторые занимаются в военно-патриотическом объединении «Медведь».

Также активно класс участвовал в разработке социального проекта по благоустройству территории школы. Проект был принят на реализацию. Подобный опыт способствует вовлечению детей в новые социальные отношения, проявлению и развитию гражданских и нравственных качеств.

Воспитательные цели невозможно достигнуть без сотрудничества с семьей , без помощи со стороны родителей. Только совместное изучение личности ученика, общие подходы в воспитании, единые требования со стороны учителя и родителей могут привести к положительным результатам в воспитании. Во всех моих начинаниях родители поддерживают меня, они и советчики, и единомышленники, и организаторы, и инициаторы мероприятий и дел в классе. Результатом работы по такой воспитательной системе с классом считаю то, что в классе нет «отвергнутых», нет нарушителей правил поведения в школе, ни один учащийся не состоял и не состоит на учете в отделе по делам несовершеннолетних при ОВД Куединского района.

Ведя работу по гражданскому воспитанию и образованию в своей профессиональной деятельности, не могу сама не быть вовлеченной в этот процесс и придерживаться другой позиции. Участие в различных соревнованиях, играх, конкурсах подтверждают это.

  1. Принимала участие в 2006-2007 учебных годах в школьном конкурсе профессионального мастерства, заняла 1 место (награждена грамотой);

  2. Заняла 3 место в этом же году в этом же конкурсе на муниципальном уровне по оценке профессионального жюри и выиграла приз общественного жюри;

  3. Награждена за обобщение и распространение опыта грамотой администрации школы;

  4. Участвовала в 2007 году в легкоатлетическом пробеге «Гондыр -2007», заняла 3 место в своей возрастной категории;

  5. Награждена за достигнутые успехи в образовательной деятельности , активную жизненную позицию и личный вклад в осуществление модернизации муниципального образования «Почетной грамотой» управления образования администрации Куединского района Пермского края в 2007 году;

  6. Вручен диплом 2 степени как победителю муниципального конкурса электронных дидактических материалов по русскому языку;

  7. Объявлена благодарность за качественную подготовку к олимпиадам и конкурсу «Грамотей» от администрации школы по итогам работы за 2007-2008 учебный год;

  8. В настоящее время являюсь руководителем муниципального целевого предметного объединения учителей русского языка и литературы;

  9. Провела открытый урок в рамках семинара по гражданскому образованию под руководством главного методиста Пермского края Горбацевич Н.П.и заместителя заведующего РИНО Пермского края Борисова А.А..

  10. Открытый урок в рамках выездного семинара «Профильное образование: сетевая модель»;

  11. Урок с использованием ИКТ в рамках школьного конкурса напечатан в школьном сборнике «Я иду на урок»;

  12. Урок, проведенный на конкурсе «Учитель года», описание опыта работы по теме «Использование изобразительного и музыкального искусства на уроках литературы» - в сборнике «Учитель года -2007»;

  13. Являюсь членом комиссии по проверке муниципальных олимпиадных заданий, конкурса «Грамотей», научно-исследовательских работ гуманитарного цикла;

  14. Входила в состав комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по русскому языку для 5-7 классов;

  15. Разрабатывала задания для проведения олимпиады по литературе на муниципальном уровне;

16.Проводила в составе муниципальной комиссии фронтальную проверку образовательной области «Филология» в одной из школ района.


Кем бы ни стали в будущем мои ученики, уверена, они станут достойными гражданами своей страны, выберут активную жизненную позицию, будут ответственно относится к своим правам и обязанностям.






Похожие:

«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconУроках русского языка» Тема: «Организация работы по изучению лингвистической терминологии на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции студентов 1 курса»
Проблема «Мониторинг формирования лингвистической компетенции студентов 1 курса посредством изучения лингвистической терминологии...
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconКалендарный план работы гоу сош №551 на ноябрь 2010 года №
Гулякова Т. И. Прошкина И. П. 67. 01. 11. 201015: 30Семинар-практикум для молодых учителей русского языка и литературы "Использование...
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconФормирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка
Обучающие игры на уроке иностранного языка как важная составляющая формирования социокультурной компетенции учащихся
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» icon«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы
«Использование технологий интенсивного обучения Т. Я. Фроловой как средство повышения качества знаний учащихся на уроках русского...
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconУправление образования молодёжной политики
Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках...
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconЛитература. Методическая тема учителя
Методическая тема учителя: «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной...
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconСамообразования «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышение грамотности учащихся»
Санжапова З. В.(1952г р.) пенсионерка, Отличник народного образования, имеет 1категорию, работает над проблемой «Современные технологии...
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconВыпускная работа Романовой Людмилы Ивановны учителя русского языка и литературы маоу сош №10 г. Великого Новгорода слушателя курсов «Обучение универсальным учебным действиям в процессе работы с текстами разных стилей на уроках русского языка и литературы»
Выпускная работа Романовой Людмилы Ивановны– учителя русского языка и литературы маоу сош №10 г. Великого Новгорода
«Формирование гражданской компетенции на уроках русского языка и литературы» iconИ межкультурной коммуникации
Элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница