Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике»




Скачать 68.12 Kb.
НазваниеРазработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике»
Дата17.03.2013
Размер68.12 Kb.
ТипУрок

Конкурсный материал Дракиной Екатерины Анатольевны, учителя физики МОУ лицея№6 г. Ессентуки

Разработка урока по физике с использованием ИУМК «Физика 7-9»


Тема урока: «Сила трения. Трение в природе и технике»

Предмет: физика

Класс: 7

Автор урока: Дракина Екатерина Анатольевна, учитель физики

Образовательное учреждение: МОУ лицей №6 г. Ессентуки

Методическая информация

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

  • способствовать формированию представления о силе трения, роль силы трения в повседневной жизни, закрепление полученных данных о силах в природе;

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить с видами силы трения; продемонстрировать силу трения;

  • развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке использованием ИКТ; реализовать успешное овладение новым материалом, формировать умения делать выводы. воспитательные: создать условия для cовместной деятельности учителя и ученика по достижению поставленных целей (сотрудничество, партнерство), заинтересовать и увлечь темой урока; создать ситуацию успеха.

Опорные знания и умения: сила трения скольжение, качения, покоя.

Необходимое оборудование и материалы: учебник, презентация к уроку, ИУМК «физика7-9», компьютер, экран, проектор, катушка ниток.

Демонстрации:

1. Зависимость силы трения от веса

Работа с ИУМК «физика7-9»

Модель 3.50 Пример действия силы трения на автомобиль.

Модель 3.51 Направление силы трения.

Модель 3.52 Причины возникновения силы трения.

Модель 3.53 Виды силы трения

Модель 3.54 Сравнение силы трения скольжения и качения

Модель 3.55 Измерение силы трения

Рис 3.37 Роль силы трения в природе и технике.


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся:

-Когда первый поезд шел по только что построенной железной дороге из Петербурга в Москву, «один услужливый царский чиновник, желая угодить начальству, приказал на подведомственном ему перегоне выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на свежевыкрашенные рельсы поезд забуксовал – и остановился. Пришлось срочно соскребать краску на перегоне в несколько километров»». Как вы думаете, почему? Сегодня на уроке мы должны выяснить : сила трения, трение союзник или враг человека?


Этапы урока:

  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичная проверка усвоения знаний.

  6. Первичное закрепление знаний.

  7. Контроль и самопроверка знаний.

  8. Подведения итогов урока.Рефлексия.

  9. Информация о домашнем задании.


Ход и содержание урока:

  1. Организационный момент.

Учитель фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку.

- Откройте тетради и запишите тему урока.


  1. Проверка домашнего задания.

Трое учащихся выходят к доске и решают домашние задачи по теме «Силы в природе. Расчетные задачи». Марон ТЗ-10 стр.21, №3,5,8

№3 В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон?

№5 Канат выдерживает нагрузку 2500Н. Разорвется ли канат, если им удерживать груз массой 0,3 т?

№8 По графику зависимости силы упругости от ее удлинения определить жесткость пружины.

Фронтальный опрос по теме «Сложение двух сил. Равнодействующая сил».

-Дать определение равнодействующей сил.

-Как найти равнодействующую сил, действующих на одно тело по прямой в одну сторону?

- Как найти равнодействующую сил, действующих на одно тело по прямой в разные стороны?

- Что можно сказать о равнодействующей двух равных и противоположно направленных сил? Привести пример.

- В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

- Соревнуясь в перетягивание каната, два мальчика тянут канаты в разные стороны по одной прямой, прикладывая к ней силу по 500 Н каждый. В какую сторону направлена равнодействующая сила и чему она равна?

Далее переходим к проверке домашних задач на доске. Учащиеся анализируют решение задач.

Подведение итогов домашнего задания.


  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Опыт: Размотать катушку ниток на 30-40см. Взявшись за конец нити, потянуть катушку на себя под очень небольшим углом к горизонту. Катушка «поползет к вам».

- Для того чтобы понять физику процесса, мы приступаем к изучению одной из самых интереснейших сил в природе. Как вы думаете, как называется эта сила?


4. Изучение нового материала.

Работа с ИУМК «физика7-9»

Модель 3.50 Пример действия силы трения на автомобиль.

-Вы знаете, что если на тело не действуют в горизонтальном направлении тела, то тело либо покоится, либо равномерно прямолинейно движется.

Проблемный вопрос: почему автомобиль остановится после выключения двигателя?

Учащиеся говорят, что на тело действует сила, направленная в сторону, противоположную движению.

Сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны, либо перемещаются относительно друг друга, называется силой трения.


Модель 3.51 Направление силы трения.

-Сила это векторная величина. Как направлен вектор силы трения?




-Как вы думаете, в чем заключается причина силы трения?

Модель 3.52 Причины возникновения силы трения.




-Существуют различные виды сухого трения:

Модель 3.53 Виды силы трения




-При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения скольжения.

-Приведите примеры? (Движение саней, лыж по снегу).

-Если тело не скользит, а катится по поверхности другого, то возникает сила трения качения.

- Приведите примеры? (Движение колес, перекатывание бревен и бочек по земле).

-Когда тело находится на наклонной плоскости, оно удерживается силой трения, если б не было этой силы, то под действием силы тяжести тело бы съехало вниз. Эту силу называют силой трения покоя.

- Зарисуйте силу трения покоя в тетрадь.

-Приведите примеры силы трения покоя.

-Как вы думаете, какая из сил трения скольжения или покоя больше?

Модель 3.54 Сравнение силы трения скольжения и качения




- Силу трения можно измерить.

Модель 3.55 Измерение силы трения

- Почему при равномерном движении сила тяги равно силе трения скольжения?

- От чего зависит сила трения скольжения?

-Каким образом можно измерить силу трения качения? Каков результат?

Рис 3.37 Роль силы трения в природе и технике.



  1. Первичная проверка усвоения знаний.

Народ сложил множество поговорок о трении, они приведены на слайде. Объясните их физический смысл.

  1. Не подмажешь – не поедешь.

  2. Пошло дело как по маслу.

  3. Что кругло – легко катиться.

  4. Лыжи скользят по погоде.

  5. Из навощенной нити сеть не сплетешь.

  6. Нет такого человека, который хоть раз

  7. на льду не поскользнулся.

  8. Колодезная веревка сруб перетирает.

  9. Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.

15.Ржавый плуг только на пахоте очищается.


6. Первичное закрепление знаний.

1.Соотнесите виды трения с соответствующими фразами


Трение скольжения

Одно тело катится по поверхности другого

Трение качения

Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку

Трение покоя

Одно тело скользит по поверхности другого


2.Выберите факторы, которые влияют на силу трения

  • Сила, вынуждающая тело начать движение;

  • Вес груза

  • Площадь движущейся поверхности

  • Направление движения

  • Неровность поверхности

3.Как вы думаете, почему катушка ниток ползла к нам, когда ее тянули под небольшим углом!


7. Контроль и самопроверка знаний.

Работа с компьютерным тестом к уроку 3.16 ИУМК «физика7-9»


8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Если трение вдруг исчезнет, кто будет кричать - «Ура!» Почему?

А кто будет кричать - «Караул! Почему?


9. Информация о домашнем задании.

§30,31,32 Марон ТЗ-8 №1-3

Творческое задание:


№1 Напишите сочинение о вреде и пользе трения в быту и технике.


№2 Опыт: Размотать катушку ниток на 30-40см. Взявшись за конец нити, потянуть катушку на себя под очень небольшим углом к горизонту. Катушка «поползет к вам». Повторить опыт при увеличении угла между нитью и горизонталью. Изменилось ли что-нибудь? Увеличивайте угол несколько раз в направлении прикладываемой силы. Наступит момент, когда катушка перестанет катиться к вам, остановится и далее покатится в обратную строну. Попытайтесь объяснить полученный эффект.



Похожие:

Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconМетодическая разработка урока “трение. Сила трения”
Обучающая цель: познакомить учащихся с явлением трения как новым видом взаимодействия тел; сформулировать понятие сила трения; экспериментально...
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconПлан-конспект урока сила трения. Трение в природе и технике
Формы работы учащихся: фронтальная, работа по группам, дифференцированная самостоятельная работа
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconПлан-конспек урока сила трения
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения,сформулировать понятие силы трения экспериментально определить от чего зависит...
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconТрение. Сила трения
Тип урока: урок-презентация изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconТрение. Сила трения. Коэффициент трения скольжения
«трения» как физического явления, объяснить природу и особенности её возникновения, охарактеризовать виды силы трения
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconУрока по физике ( 8 класс) «Виды теплопередачи в природе и технике»
«Виды теплопередачи», познакомить восьмиклассников с проявлениями теплопроводности, конвекции, излучения в природе и технике
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconПлан-конспект урока тепловые явления. Температура
Цель урока: Развивать интерес к физике, мотивировать необходимость изучения тепловых явлений, раскрывать на интересных и важных примерах...
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconИсследование зависимости силы трения от веса тела
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного...
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconМетодическая разработка урока по предмету «Основы безопасности движения»
Тема урока: Дороги и их виды. Цель урока: Обучающая Обеспечить усвоение материала учащимися
Разработка урока по физике с использованием иумк «Физика 7-9» Тема урока : «Сила трения. Трение в природе и технике» iconУрока технологии (бисероплетения) Задачи
Тема урока: “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница